kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар "Подготовка и проведение экскурсии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар "Подготовка и проведение экскурсий в коррекционной школе"
Содержание семинара:
1. Введение.
1.1 Общие признаки экскурсий.
1.2 Классификация.
1.3 Экскурсии в природу.
2. Методика подготовки и проведение экскурсий.
3. Экскурсия "Природа зимой".
4. Список литературы.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар "Подготовка и проведение экскурсии" »

СЕМИНАР «Подготовка и проведение экскурсии»  ГБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа – интернат №1 первого вида г.Энгельса»  Подготовила: воспитатель  Кротова Е.В.  март 2015год.

СЕМИНАР

«Подготовка и проведение экскурсии»

ГБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат №1 первого вида г.Энгельса»

Подготовила: воспитатель

Кротова Е.В.

март 2015год.

Содержание. 1. Введение.  1.1. Общие признаки экскурсий. 1.2. Классификация экскурсий. 1.3. Экскурсии в природу. 2. Методика подготовки и проведения экскурсий.

Содержание.

1. Введение.

  • 1.1. Общие признаки экскурсий.
  • 1.2. Классификация экскурсий.
  • 1.3. Экскурсии в природу.

2. Методика подготовки и проведения экскурсий.

  • 2.1. Методика подготовки экскурсий.
  • 2.1.1. Подготовка педагога.
  • 2.1.2. Подготовка обучающихся.
2.2. Методика проведения природоведческих  экскурсий. 2.3. Беседа с учащимися по итогам экскурсии. 2.4. Практические советы для подготовки и проведения экологической экскурсии. 3. Экскурсия «Природа зимой». 4. Список литературы.
  • 2.2. Методика проведения природоведческих

экскурсий.

  • 2.3. Беседа с учащимися по итогам экскурсии.
  • 2.4. Практические советы для подготовки и проведения экологической экскурсии.
  • 3. Экскурсия «Природа зимой».
  • 4. Список литературы.
1. Введение.

1. Введение.

  • Экскурсия — это процесс познания окружающего мира по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы.
  • Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественно или искусственно созданных условиях.
1.1. Общие признаки экскурсий.

1.1. Общие признаки экскурсий.

  • 1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.
  • 2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
  • 3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
  • 4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту. 6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы. 7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
  • 5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
  • 6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
  • 7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Основной признак экскурсии  — высокая степень наглядности.

Основной признак экскурсии — высокая степень наглядности.

  • Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа.
1.2. Классификация экскурсий.  Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. В настоящее время экскурсии классифицируются по: А)  По содержанию  экскурсии подразделяются на: - обзорные - тематические

1.2. Классификация экскурсий.

Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

  • В настоящее время экскурсии классифицируются по:
  • А) По содержанию
  • экскурсии подразделяются на:
  • - обзорные

- тематические

Б) По составу и количеству участников  экскурсии подразделяются на: - индивидуальные - для местного населения - приезжих туристов - взрослых и школьников и т.д. В) По тематике экскурсий Г) По месту проведения  экскурсии бывают: - городские - загородные - производственные - музейные и т.д.

Б) По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на:

- индивидуальные

- для местного населения

- приезжих туристов

- взрослых и школьников и т.д.

В) По тематике экскурсий

Г) По месту проведения экскурсии бывают:

- городские

- загородные

- производственные

- музейные и т.д.

Д) По способу передвижения   - пешеходные - с использованием различных видов  транспорта. Е) Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток. Ж) По форме проведения  экскурсии могут быть различными: - экскурсия-прогулка - экскурсия-лекция - экскурсия-концерт - экскурсия-спектакль - экскурсия-демонстрация - учебная экскурсия и т.д.

Д) По способу передвижения

- пешеходные

- с использованием различных видов

транспорта.

Е) Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.

Ж) По форме проведения экскурсии могут быть различными:

- экскурсия-прогулка

- экскурсия-лекция

- экскурсия-концерт

- экскурсия-спектакль

- экскурсия-демонстрация

- учебная экскурсия и т.д.

1.3. Экскурсии в природу.

1.3. Экскурсии в природу.

  • Важное место в плане работы педагога занимают экскурсии в природу, где учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания.
  • Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности.
На экскурсиях , как и на практических занятиях, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся.
  • На экскурсиях , как и на практических занятиях, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края.
  • Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе.
  • Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся.
Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся . Пребывание на чистом воздухе, в естественной природной среде, содействует закалке и укреплению здоровья учащихся. По содержанию  экскурсии   делятся на 2 вида:
  • Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся .

Пребывание на чистом воздухе, в естественной

природной среде, содействует закалке и

укреплению здоровья учащихся.

  • По содержанию  экскурсии   делятся на 2 вида:

1. природоведческие (познавательные)  эк-скурсии  – в парк, лес, к озеру

2. экскурсии  с целью ознакомления с трудом взрослых. (школа, библиотека).

2. Методика подготовки и     проведения   экскурсий 

2. Методика подготовки и   

проведения   экскурсий 

  • Экскурсию  провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки педагога и детей.
  •   Методика экскурсионной работы состоит из двух главных частей –
  • - методики подготовки экскурсии
  • - методики ее проведения.
2.1. Методика подготовки экскурсии. 2.1.1. Подготовка педагога.  Подготовка педагога к проведению учебной экскурсии в природу включает:

2.1. Методика подготовки экскурсии.

2.1.1. Подготовка педагога.

Подготовка педагога к проведению учебной экскурсии в природу включает:

  • Формулировку цели и задачи экскурсии
  • Выбор темы
  • Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскур-сии и его достопримечательностей
  • Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии
Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках природоведения и экологии. Подготовка  педагога  з аключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания.
  • Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий
  • Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках природоведения и экологии.
  • Подготовка  педагога з аключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания.
План описания проведения  экологической экскурсии В плане-конспекте педагог указывает: - содержание вступительной беседы, - конспектирует пояснения на каждом этапе,

План описания проведения

экологической экскурсии

В плане-конспекте педагог указывает:

- содержание вступительной беседы,

- конспектирует пояснения на каждом этапе,

  • - записывает, что именно должны увидеть и сделать учащиеся.
  • Педагог должен продумать, какие учебные игры и какой активный отдых организовать с учениками во время экскурсии, определить основные вопросы с ними после экскурсии.
План проведения экскурсии :

План проведения экскурсии :

  • Название экскурсии
  • Тема:
  • Цель:
  • Задачи
  • Образовательные:
  • Воспитательные:
  • Оборудование:
  • Содержание экскурсии.
  • Содержание практических заданий.
  • Итоги экскурсии.
2.1.2. Подготовка детей  Подготовка учащихся к экскурсии: 1. Инструкция по ТБ. 2. Предупредить об одежде и обуви. 3. Сбор оборудования для каждого звена. Подготовка  детей  начинается с сообщения педагогом цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При  подготовке  к  экскурсии  нужно обратить внимание на одежду детей .

2.1.2. Подготовка детей

Подготовка учащихся к экскурсии:

  • 1. Инструкция по ТБ.
  • 2. Предупредить об одежде и обуви.
  • 3. Сбор оборудования для каждого звена.

Подготовка  детей начинается с сообщения педагогом цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При  подготовке  к  экскурсии  нужно обратить внимание на одежду детей .

Перед  экскурсией  педагогу необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе  и  какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.
  • Перед  экскурсией  педагогу необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе  и  какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.
2.2.   Методика   проведения   природоведческих познавательных   экскурсий.  Природоведческая экскурсия  включает в себя: - вводную беседу, - коллективное наблюдение, - индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, - сбор природоведческого материала,

2.2.   Методика   проведения 

природоведческих познавательных

  экскурсий. 

Природоведческая экскурсия включает в себя: - вводную беседу,

- коллективное наблюдение,

- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей,

- сбор природоведческого материала,

  • - игры детей с собранным материалом.
Педагог должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы :  - вопросы, - загадки, - сравнения, - обследовательские действия, - игры, - рассказы, - пояснения. .

Педагог должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений.

  • Для этого можно использовать различные приемы :
  • - вопросы,
  • - загадки,
  • - сравнения,
  • - обследовательские действия,
  • - игры,
  • - рассказы,

- пояснения.

.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала .
  • По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала .

В заключительной части экскурсии педагог обращает внимание детей на общую картину природы

2.3. Беседа с учащимися по  итогам экскурсии

2.3. Беседа с учащимися по

итогам экскурсии

  • Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы .
  • Итоговые беседы имеют большое образова-тельно-воспитательное значение. В процессе беседы учащиеся:
  • - расширяют,
  • - углубляют,
  • - закрепляют знания по изученному на экскурсии материалу.
Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать представления об их
  • Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать представления об их "жизни" в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.
  • Заканчивается работа по экскурсии анализом педагога ее окончательных результатов.
2.4. Практические советы для подготовки и проведения экологичес-кой экскурсии  При подготовке и проведения экскурсии следует учитывать следующие советы:

2.4. Практические советы для

подготовки и проведения экологичес-кой экскурсии

При подготовке и проведения экскурсии следует учитывать следующие советы:

  • Экскурсия в природу это не просто развлекательная прогулка, а эффективная форма экологического образования.
  • Экскурсия должна быть предварительно подготовлена.
  • Экскурсия ни в каком случае не должна превращаться в лекцию под открытым небом.
Придерживаться тематики экскурсии , не поддаваться на отвлекающие, провока-ционные детские вопросы.  Активность участников экскурсии. Рекомендуется избегать длительных объяснений , это утомляет обучающихся. Нельзя перегружать экскурсантов новыми названиями, они их непременно забудут. Сконцентрируйте внимание обучающихся на нужном природном объекте.
  • Придерживаться тематики экскурсии , не поддаваться на отвлекающие, провока-ционные детские вопросы.
  • Активность участников экскурсии.
  • Рекомендуется избегать длительных объяснений , это утомляет обучающихся.
  • Нельзя перегружать экскурсантов новыми названиями, они их непременно забудут.
  • Сконцентрируйте внимание обучающихся на нужном природном объекте.
Вовремя необходимо замечать утомление школьников, нужно уметь закончить экскурсию. Закрепить материал экскурсии в памяти участников последующей его проработкой.
  • Вовремя необходимо замечать утомление школьников, нужно уметь закончить экскурсию.
  • Закрепить материал экскурсии в памяти участников последующей его проработкой.

Эта послеэкскурсионная проработка, как показывает опыт, также имеет немаловажное значение, и экскурсия очень много теряет, если она остается незавершенной.

3. Тема экскурсии «Природа зимой» .  На данной экскурсии решались следующие задачи: • уточнение знаний учащихся о зиме, как о времени года; • наблюдать за зимними изменениями в жизни растений и животных; • воспитывать бережное отношение к природе. Тип экскурсии: текущая. Снаряжение: деревянная рейка с делениями для измерения глубины снега, лопатки для раскапывания снега, корм для птиц, коробки.

3. Тема экскурсии «Природа зимой» .

На данной экскурсии решались следующие задачи:

• уточнение знаний учащихся о зиме, как о времени года;

• наблюдать за зимними изменениями в жизни растений и животных;

• воспитывать бережное отношение к природе.

Тип экскурсии: текущая.

Снаряжение: деревянная рейка с делениями для измерения глубины снега, лопатки для раскапывания снега, корм для птиц, коробки.

Место проведения: сельский парк. План экскурсии:
  • Место проведения: сельский парк.
  • План экскурсии:
  • 1. Вступительная беседа. Эта беседа проводилась в классе. Учитель сообщает тему, цель, задачи экскурсии, необходимое снаряжение.
  • 2. Проведение экскурсии:
  • а) вводная беседа;
  • б) основная часть.

2.1. Практическая работа по измерению глубокого снега на открытом и закрытом местах.

2.2. Проведение наблюдений в природе: • проанализировать изменения, которые произошли с растениями с приходом зимы; • сделать вывод о том, какое значение имеет снег для защиты зимующих растений от вымерзания. 2.3. Изучение зимних изменений в жизни животных. а) наблюдение за насекомыми; б) наблюдение за птицами; в) наблюдение за следами присутствия зверей
  • 2.2. Проведение наблюдений в природе:

• проанализировать изменения, которые произошли с растениями с приходом зимы;

• сделать вывод о том, какое значение имеет снег для защиты зимующих растений от вымерзания.

  • 2.3. Изучение зимних изменений в жизни животных.
  • а) наблюдение за насекомыми;
  • б) наблюдение за птицами;
  • в) наблюдение за следами присутствия зверей
2.3. Изучение зимних изменений в жизни животных. а) наблюдение за насекомыми; б) наблюдение за птицами; в) наблюдение за следами присутствия зверей. 2.4. Правила поведения в природе. 2.5. Степень загрязнения территории. 2.6. Проблемы охраны природы. 3. Подведение итогов экскурсии.
  • 2.3. Изучение зимних изменений в жизни животных.
  • а) наблюдение за насекомыми;
  • б) наблюдение за птицами;
  • в) наблюдение за следами присутствия зверей.
  • 2.4. Правила поведения в природе.
  • 2.5. Степень загрязнения территории.
  • 2.6. Проблемы охраны природы.
  • 3. Подведение итогов экскурсии.
4. Список используемой литературы

4. Список используемой литературы

  • 1. Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984.
  • 2. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник. – М.: Советский спорт, 1988
  • 3. Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980.
  • 4. Смирнов А.В. Как правильно выбрать экскурсию / А.В. Смирнов // Справочник классного руководителя. – 2008
СПАСИБО  ЗА

СПАСИБО

ЗА

  • ВНИМАНИЕ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар "Подготовка и проведение экскурсии"

Автор: Кротова Елена Васильевна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197375

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ «СЕКРЕТ УСПЕХА- ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ»"
    ["seo_title"] => string(74) "rabota_s_roditieliami_v_dietskom_sadu_siekriet_uspiekha_vo_vzaimodieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "362936"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480232350"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Методическое пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися общеобразовательных школ "
    ["seo_title"] => string(138) "mietodichieskoie-posobiie-dlia-proviedieniia-zaniatii-po-pravilam-pozharnoi-biezopasnosti-s-uchashchimisia-obshchieobrazovatiel-nykh-shkol"
    ["file_id"] => string(6) "133314"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416494812"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация "Школьный этнографический музей "Русская изба". "
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-shkol-nyi-etnoghrafichieskii-muziei-russkaia-izba"
    ["file_id"] => string(6) "130589"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415947665"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "подготовка и проведение открытого урока "
    ["seo_title"] => string(44) "podghotovka-i-proviedieniie-otkrytogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "234051"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443338560"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Проект "Сотрудничество школы и ВУЗА""
    ["seo_title"] => string(38) "proiekt-sotrudnichiestvo-shkoly-i-vuza"
    ["file_id"] => string(6) "277821"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452975394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства