«Значение работы по развитию мелкой моторики руки у ребёнка»;Практикум ( дети и родители)«Приёмы развития мелкой моторики руки с помощью изонить»; Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики руки у ребёнка»( буклеты).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ "Волшебные ниточки"»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Берёзка» комбинированного вида города Искитима Новосибирской области
ПРОЕКТ
«ВОЛШЕБНЫЕ НИТОЧКИ»
«Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста через технику изонити»
Выполнила:
Ирина Николаевна Могилевцева,
Воспитатель первой квалификационной категории
г. Искитим, 2015 год
Актуальность:
Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок.
Вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания.
Своевременно начатая работа по развитию тонких движений пальцев рук подготавливает к успешному овладению техникой письма. Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание.
НОВИЗНА ПРОЕКТА:
Заключается в принципиально новом подходе к обучению детей. Задачи решаются в процессе современного обучения. Дети знакомятся с конструированием и изготовлением картин необычного жанра с помощью цветных ниток. Такие картины весьма эффективны, вызывают восторг и удивление. Создание вышитых панно становится в последние годы все более популярным занятием.
Цель проекта: Повышение эффективности работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста, через технику изонити. Задачи проекта:
1. Выявить уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
2. Разработка программы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
3. Организация предметно-пространственной развивающей среды, способствующей развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста;
4. Привлечение воспитателей, педагогов, родителей в развивающий процесс;
5. Оценка эффективности деятельности.
Организационно-подготовительный этап
На подготовительном этапе за каждым ребенком в процессе выполнения специально подобранных упражнений проводилось наблюдение.
1. Упражнения на дорисовывание: Дорисуй прямую линию; Дорисуй волнистую линию; Дорисуй ломаную линию (заборчик).
2. Работа с бумагой: Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук); Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
4. Сортировка мелких предметов.«Золушка». Разложить всё по отдельности (например, рисом, горохом, фасолью), за определенное количество времени. Можно искать как одной, так и обеими руками.
Данное наблюдение позволило выявить уровни развития мелкой моторики у детей.
Низкий уровень – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные , в разборе круп и застегивании пуговиц. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Уровень ниже среднего – Дети испытывают затруднения при выполнении большей части упражнений, как на мелкую, так и на общую моторику; их движения раскоординированы.
Средний уровень – У детей мелкая моторика развита недостаточно. Они испытывают трудности при вырезании, конструировании из бумаги, при дорисовывании линий, застегивании пуговиц, разборе круп.
Выше среднего уровень – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, застегивании пуговиц и разборе круп.
Высокий уровень – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
На основании наблюдений были определены основные направления работы с детьми, педагогами, родителями. Были созданы условия для реализации проекта, организована предметно-пространственная среда.
В качестве основных форм реализации проекта были выбраны: непосредственно образовательная деятельность, игры, беседы, упражнения, изготовление методических пособий, организация выставок, проведение конкурсов и праздников; круглые столы для педагогов, родительские собрания.
Основной этап реализации проекта
Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных занятий и мероприятий.
Согласно программе и годовому комплексно-тематическому планированию, было разработано тематическое планирование на каждую тему недели и подобраны занятия по изонити.
Комплексно-тематическое планирование
месяц
Лексическая тема
Октябрь 1 неделя
Октябрь 2 неделя
Задачи
Грибы
материал
Октябрь 3 неделя
1.Познакомить с техникой изонити.
Овощи
Октябрь 4 неделя
Упражнять в выполнении изонотью острого угла ( на примере изображения морковки).
Научить закреплять нить после ее окончания.
Вспомнить названия овощей и их внешний вид
Повторить правила работы.
Для воспитателя – образец для показа.
Изображение работы
2.закреплять понятия: угол, вершина угла, левая и правая сторона угла.
Фрукты
«Грибок»
Для каждого ребенка – заготовка угла с проделанными отверстиями на картоне; иголка с широким ушком, ножницы, катушка ниток (желтого, коричневого или красного цвета)
Научить упражнять детей выполнять окружности в технике изонити (на примере изображения яблока).
Научить закреплять нить после ее окончания.
Вспомнить названия фруктов и их внешний вид.
Познакомить с правилами последовательностью работы над окружностями.
Для воспитателя – образец для показа, заготовка, прямоугольный треугольник, начало сказки.
Деревья
3.Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок.
Анализирование образцов
Определить направление углов
Закрепить знание последовательности работы в соответствие с правилами
«Морковка»
4.Научить дорисовывать изображение после вышивки угла.
Для каждого ребенка – заготовка острого угла с проделанными отверстиями на картоне; иголка с широким ушком, ножницы, катушка ниток, фломастеры (оранжевый и зеленый ).
Для воспитателя – образец для показа.
«Яблоко»
Для воспитателя – образец для показа, заготовка, начало сказки.
Для каждого ребенка – заготовка трёх углов с проделанными отверстиями на картоне; иголка с широким ушком, ножницы, катушка ниток, фломастеры (коричневый ).
«Ёлочка»
Для каждого ребенка – заготовка окружности с проделанными отверстиями на картоне; иголка с широким ушком, ножницы, катушка ниток (желтого, коричневого, красного, зелёного, оранжевого цвета)
В процессе занятий сочеталась групповая и индивидуальная работа.
Каждое занятие изонитью проводится с использованием игровых приемов.
Методы и приёмы:
словесные методы (беседа, объяснение).
Чтобы создать интерес к определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе могут вышивать их любимые игрушки. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работ?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).
наглядные методы (показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.
Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.
практические приемы : отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).
Овладение приемами выполнения приемами трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.
С педагогами был проведен мастер-класс на тему: «Изонить: теория и практика в работе с детьми».
В реализации проекта принимали активное участие и родители. Было проведено собрание совместно с детьми и родителями.
Подводя итоги совместных мероприятий, мы сделали вывод, что стало увеличиваться количество родителей - участников в праздничных представлениях.
Эти мероприятия проходили вдвойне интересней, когда принимали участия дети и их родственники. Дети и родители были рады общению друг с другом, даже папы теперь не ссылаются на занятость, а с удовольствием принимают участие в занятиях и мероприятиях детского сада.
На заключительном этапе было проведено повторное наблюдение по развитию мелкой моторики руки у детей. По итогам данного наблюдения прослеживались положительные результаты.
В начале учебного года большую часть составляли дети с низким и средним уровнем развития мелкой моторики руки. В конце учебного года заметно вырос показатель по высокому и выше среднего уровням развития мелкой моторики руки, что позволяет сделать вывод об успешности усвоения детьми данной программы.
Таким образом, в результате проведенной работы по развитию мелкой моторики рук через «Волшебную ниточку», у детей отмечаем рост успешности в развитии мелкой моторики, речи, мышления, творчества.
В результате реализованного проекта и регулярным занятиям у детей сформировались коммуникативные навыки общения, увеличился словарный запас, улучшились внимание, память и стала более развитой функция мелкой моторики рук.
Возросли показатели в развитии двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве.
Анализ деятельности педагогов показал, что у воспитателей значительно повысился интерес к проблеме.
По результатам проведённой работы с родителями отмечается повышение заинтересованности в результатах развивающей работы с детьми, понимание необходимости этого проекта в ДОО.
Родители повысили свои знания в вопросах, касающихся развития мелкой моторики, получили замечательный опыт совместного творчества, стали больше уделять внимания интересам и занятиям своего ребёнка.
В группе созданы условия для дальнейшей работы по этой теме.