Просмотр содержимого документа
«Презентация "Системный подход к формированию базовых нравственных ценностей"»
КРУГЛЫЙ СТОЛ«Системный подход по формированию базовых нравственных ценностей с учетом регионального компонента в ГПД»
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». (Л.Н. Толстой)
Нравственность
-Внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
(Ожегов «Толковый словарь»)
Задача нравственного воспитания
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания
ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Цель духовно-нравственного воспитания
Обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Основные направления нравственного воспитания
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности : любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Основные направления нравственного воспитания
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Основные направления нравственного воспитания
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности : уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Основные направления нравственного воспитания
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Основные направления нравственного воспитания
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Общечеловеческие ценности
Любовь к матери
Патриотизм. Любовь к Родине
Свобода воли
Добро и зло
Самовоспитание
Добродетель
Совесть
Надежда
«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мирПрироды с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечныйисточник детского разума». В. Сухомлинский
Основой экологически направленной деятельности является детская трудовая деятельность в разных формах её проявления, предметным содержанием которой являются разные виды взаимодействия ребёнка с природой.
Наш вклад в благоустройство города
Вывод
Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, дети с ОВЗ тем не менее, благодаря выработанным у них твердым навыкам и привычкам, следуют общепринятым в данном обществе нормам поведения, умеют общаться с людьми, не вызывая у них неприязненных чувств. Но такое поведение – результат огромной работы его воспитателей.
Доноведение
Особый интерес в работе по данному направлению, вызывают темы, близкие социальному опыту детей: дом и школа, родной край, город и село, народные традиции и праздники, как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека.
Цель курса
Целью «Доноведения» является формирование у детей целостного представления о малой Родине – Донском Крае и адекватного понимания места человека в нем.
Задачи
1. Пробудить интерес к малой Родине, формировать знания о природных и социальных объектах донского края
2. Формировать элементарные представления о народах проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и традициях.
3. Воспитывать уважение к национальным традициям своего и других народов, бережное отношение к материальным и духовным богатствам родного края.
Формирование базовых нравственных ценностей через внеклассное чтение
«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека»
В.Г. Белинский
Важные принципы работы с книгой:
Использование содержания книги для формирования личности ребенка, для воспитания гражданских чувств, интереса к общественной жизни страны;
Воспитание правильного подхода к пониманию литературного произведения;
Развитие речи, мышления, наблюдательности;
Формирование у детей своего отношения к тем фактам и событиям о которых говорится в произведении.
Вывод
Внеклассное чтение вызывает у детей живой интерес к чтению, развивает воображение, учит детей конкретно представлять себе героев книги, пробуждает самостоятельное осмысление прочитанного, формирует умение сопоставлять, делать выводы.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ младших школьников
Труд – основной источник материального и духовного богатства общества. Труд является основой воспитания личности, обязанностью каждого человека. Имея навыки и способности долго и продуктивно трудиться, человек может применить их в любом направлении своей деятельности. Именно поэтому трудовое воспитание является важнейшим элементом школьного педагогического процесса.
Цель трудового воспитания
Целью трудового воспитания является максимальное вовлечение учащихся в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
По трудовому воспитанию, мною решаются следующие задачи :
1 продолжение совершенствования умений, формирование которых было начато на первом—третьем годах обучения.
2 сокращение оказываемой детям помощи в процессе непосредственного выполнения недостаточно освоенных процедур самообслуживания, работ и поручений хозяйственно-бытового труда, операций ручного труда и труда в природе;
3 формирование у детей привычки применять имеющиеся у них культурно-гигиенические и другие умения (мыть руки, соблюдать порядок в помещении и т. п.) по собственной инициативе;
4 расширение границ самостоятельности посредством усвоения нового программного материала.
Самообслуживание
Гигиена тела (уход за собой). Учим уходу за волосами с использованием заколок для волос, резинок.
Прием пищи. Учим открывать упаковки (развязывать узелки, открывать и отрезать тонкую бумагу, фольгу, очищать фрукты (бананы, мандарины) от кожуры. Правильно вести себя за столом.
Раздевание и одевание с использованием сложных застежек, завязывание шнурков.
Вывод
Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственно участие школьников в общественно- полезном труде являются двойственными факторами гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности .
Воспитание младших школьников на беседах по ОБЖ
Цель: Развитие у детей необходимости беречь свою жизнь здоровье на основе формирования качеств, необходимых при действиях в экстремальных ситуациях.
Задачи:
-Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и жизни.
-Познакомить обучающихся с основными причинами пожаров и с их последствиями.
-Добиваться, чтобы обучающиеся хорошо знали правила дорожного движения и умели ими пользоваться.
-Создавать атмосферу для повышения работоспособности, соблюдения санитарно-гигиенического режима, развивать умение правильно трудиться и отдыхать.
Пожарная безопасность
Цель - создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и
Задачи:
1. Обучение правилам пожарной безопасности.
2. Привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случаи возникновения пожара.
3. Формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
4. Овладения умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Детский травматизм
ЗАДАЧА:
Создать условия для формирования у школьников навыков сохранения жизни и здоровья.
ЦУЛИ:
- расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на
улицах и дорогах;
- изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на
основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
- воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения;
- формирование родителей обучающихся устойчивого интереса к соблюдению
безопасности здоровья детей
МЕДИЦИНА
Цель:
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения
Что должен знать и уметь ребенок при изучении правил дорожного движения
- Правилами и нормамы безопасного поведения на дороге для приобретения социального опыта.
- Сформировать умение у детей ориентироваться на улице символическими средствами дорожного движения.
-Умение планировать этапы своих действий.
-Формировать навыки безопасного поведения на дороге.
Довести до сознания детей важность соблюдения Правил дорожного движения.
«Самый лучший воспитатель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он педагог, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой воспитатель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. О чуткости воспитателя к духовному миру учеников, как раз и зависит создание обстановки побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
В.А. Сухомлинский
Группы качеств личности педагога, влияющие на нравственное воспитание:
Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)
Профессионально-педагогические
Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)
Эмоциональная отзывчивость
Волевые качества
Особенности темперамента
Состояние здоровья
Творческое мышление
Диалоговое общение
«Преобразовательные» способности
Педагогическая рефлексия
Положительные этические качества (добродетели)
Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)
Технология развития чувства «педагогической любви»
1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.
2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.
3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.