kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация опыта работы музыкального руководителя "Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии дошкольников""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность и новизна темы опыта обусловлена недостаточностью методических разработок в плане осуществления здоровьесберегающего подхода в организации образовательного процесса, и как следствие, трудностями в практической деятельности педагогов; противоречиями между большим развивающим потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и воспитания дошкольников. Актуальной становится разработка методической работы по осуществлению музыкального развития ребенка с использованием здоровьесберегающих технологий.

    Решение данной проблемы осуществляется через применение    здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и в других видах музыкальной деятельности.

   Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий: валеологические песенки с оздоровительным массажем, дыхательная гимнастика, динамические упражнения, релаксация, оздоровительный массаж, фонопедическое упражнение, музыкотерапия.

   Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни на интегрированных музыкально – валеологических занятиях.

   Новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация опыта работы музыкального руководителя "Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии дошкольников""»



«Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»





«Я не боюсь еще и еще раз сказать:

забота о здоровье – важнейшая работа.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

В.Сухомлинский

























Актуальность опыта работы

Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою древнюю историю. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности. В музыкальной деятельности возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии.

Актуальность и новизна темы опыта обусловлена недостаточностью методических разработок в плане осуществления здоровьесберегающего подхода в организации образовательного процесса, и как следствие, трудностями в практической деятельности педагогов; противоречиями между большим развивающим потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и воспитания дошкольников. Актуальной становится разработка методической работы по осуществлению музыкального развития ребенка с использованием здоровьесберегающих технологий.

Решение данной проблемы осуществляется через применение здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и в других видах музыкальной деятельности.

Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий: валеологические песенки с оздоровительным массажем, дыхательная гимнастика, динамические упражнения, релаксация, оздоровительный массаж, фонопедическое упражнение, музыкотерапия.

Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни на интегрированных музыкально – валеологических занятиях.

Новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни.



Гипотеза

Музыкальное развитие дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при целенаправленном использовании в музыкальной деятельности здоровьесберегающих технологий.











Доступность

Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, в семейном воспитании.

Теоретическая значимость моей работы заключается в использовании разнообразных методов и методик по музыкально воспитанию.

Практическая значимость моей работы состоит в разработке комплекса мероприятий направленных на развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Результативность

Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений. Становление социальных компетентностей ребенка.

Цель опыта работы

  • Разработать и включить в планирование музыкальных занятий здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья.

  • Повысить интерес детей к здоровому образу жизни посредством использования здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности: музыкально – ритмические движения, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально – игровое и танцевальное творчество.



Опыт работы позволяет решать следующие задачи

  • Создание предметно – развивающей среды и условий для формирования гармонично развитой, физически здоровой личности.

  • Развитие музыкальных и творческих способностей детей с помощью

здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей и индивидуальности каждого ребенка.

  • Повышение адаптивных возможностей детского организма с помощью использования здоровьесберегающих технологий на традиционных музыкальных занятиях, интегрированных занятиях и в других видах музыкальной деятельности.





Нормативная база опыта

  1. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» № 55-IHC от 19.06.2015.

  2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 годы, приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 года № 326.

  3. Типовая образовательная программа «От рождения до школы», приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.08.2015 года № 409.

  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 29.01.2015 года № 23.

  5. Временное положение о проведении аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 20.07.2015 года № 330.

Теоретическую основу опыта работы составляют

  • Теория развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков);

  • Психологические концепции развития личности ( Л.С.Выготский, В.А.Петровский, Е.Л.Кононко, С Ладивир);

  • Теоретические концепции социального развития (В.А.Сухомлинский, Е.Е.Шулешко, Н.В.Гавриш, А.М.Богуш);

  • Зоровьесберегающие технологии (Ю. Змановский)



Опыт работы позволяет решать следующие задачи

  • Создание предметно – развивающей среды и условий для формирования гармонично развитой, физически здоровой личности.

  • Развитие музыкальных и творческих способностей детей с помощью

здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей и индивидуальности каждого ребенка.

  • Повышение адаптивных возможностей детского организма с помощью использования здоровьесберегающих технологий на традиционных музыкальных занятиях, интегрированных занятиях и в других видах музыкальной деятельности.



Опыт работы состоит из 4 блоков

1 блок «Создание условий»: создание предметно – развивающей среды и условий для музыкального воспитания;

2 блок «Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий»: технологии и их описание;

3 блок «Музыкально – валеологические занятия»;

4 блок «Логоретмические занятия».



Руководствуясь современными требованиями модернизации (обновления) содержания дошкольного образования, разработала и апробировала Модель работы по данной проблеме «Внедрение и использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей»





Организационный этап предполагает следующие формы работы

знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями путем самообразования, изучение возможности их применения в музыкальной жизни детей.



Практический этап – создание методических разработок для реализации проекта в форме

- традиционные музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий,

- интегрированные занятия,

- музыкально – валеологические занятия,

- логоретмические занятия,

- взаимодействие с педагогами (мастер – классы, консультации, совместные проекты).









Обобщающий этап

Цель исследование результатов практической деятельности, перспективное планирование с учетом результатов на следующий учебный год.

Формы работы диагностика уровня развития музыкальных и творческих способностей детей, диагностика физической подготовленности дошкольников (совместно с педагогами), диагностика заболеваемости в ДОУ (совместно с медицинской сестрой, заведующей ДОУ), создание методических рекомендаций и пособий.



1 БЛОК «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ»

Создание предметно – развивающей среды и условий для музыкального воспитания.

Для реализации проекта в музыкальном зале создана развивающая среда

  • технические средства: ноутбук, два магнитофона, фортепиано, мультимедийная система;

  • фонотека произведений для музыкотерапии;

  • театральная ширма для кукольных спектаклей;

  • картотека пальчиковых игр;

  • картотека речевых игр;

  • картотека: психогимнастика, релаксация, песенки – приветствия;

  • картотека валеологических песенок - распевок;

  • картотека упражнений по логоритмике;

  • картотека игрового массажа;

  • картотека «Музыкотерапия»

  • музыкальные дидактические игры.













2 БЛОК «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»: технологии и их описание

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Применение валеологической песни - распевки

Несложные добрые тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.



































Активизирует внимание детей, создает у них положительный эмоциональный настрой на занятие.







Применение дыхательной и артикуляционной гимнастики



Основная ее цель – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Позволяет через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра усвоить ребенку управление всеми фазами акта дыхания.

Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед пением и во время пения. Выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, у ребенка происходит положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение. В результате повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развитие певческих способностей детей.



































Применение игрового массажа

Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом, может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма.





















Применение пальчиковых игр

Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук; сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.



















Применяю во время слушания или пения (стараюсь, чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением, например упражнение «Кошка», при разучивании песни про котика).



Применение речевых игр

Играя и примеряя на себя самые разные роли, ребёнок тем самым само выражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать.





















Позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом и речью. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

























Применение музыкотерапии

Музыкальное сопровождение способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность.













Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, аранжирована для детей, подобраны и инструменты, мягко звучащие, благотворно влияющие, с негромкой динамикой. В процессе слушания музыки дети могут активно двигаться, играть на детских музыкальных инструментах





















  1. БЛОК «МУЗЫКАЛЬНО - ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»

Музыкально-валеологические занятия носят интегрированный характер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников.

Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни здесь является музыка.

Занятия проводятся 1 раз месяц во всех возрастных группах детского сада совместно с воспитателями.



Алгоритм проведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных

  • валеологическая песенка-распевка;

  • проблемные ситуации;

  • актуализация знаний и опыта детей и приобретение «добывание» новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации;

  • закрепление нового материала в практической деятельности.

  • познавать окружающий мир и свой организм,

  • анализировать.

  • самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы.



Прогнозируемые результаты организации и проведения музыкально – валеологических воспитания детей

  • Снизился общий уровень заболеваемости детей;

  • Снизился уровень заболевания у детей верхних дыхательных путей;

  • Уменьшилось количество детей, заболевших ОРЗ;

  • Повысился уровень общего физического развития детей;

  • Улучшились двигательные способности детей: пластичность, координация, ориентирование в пространстве;

  • Повысился интерес детей к здоровому образу жизни





4 БЛОК «ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»



Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте проводятся логоритмические занятия. В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.



На логоретмических занятиях реализуются следующие задачи

  • уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;

  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

  • расширение лексического запаса;

  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;

  • совершенствование общей и мелкой моторики;

  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.



Структура логоритмического занятия

  • движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

  • танец (хоровод);

  • разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

  • песня, сопровождаемая жестами;

  • логопедическая гимнастика (по Т.В. Буденной);

  • мимические упражнения;

  • массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;

  • пальчиковая игра;

  • подвижная или коммуникативная игра.









В зависимости от сюжета занятие может включать

  • упражнения на релаксацию под музыку,

  • чистоговорки,

  • речевые или музыкальные игры;

  • занятия на развитие чувства ритма или внимания.

  • сказочный сюжет,

  • воображаемое путешествие или экскурсия,

  • фольклорные источники,

  • сюжетные и дидактические игры,

  • музыкальные игры.



Тематическая направленность и организационная вариативность занятий

  • способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности,

  • поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям,

  • помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.



Логоретмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность

  • общеразвивающие упражнения,

  • работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса,

простейшие приемы массажа,

  • гимнастика для глаз,

  • дыхательные упражнения (основаны на методе Б. Толкачева, звуковом дыхании М. Лазарева, доступных приемах по методу В. Емельянова)

  • в каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев.






Средства, используемые в логоритмике

  • ходьба и маршировка в различных направлениях;

  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;

  • упражнения, активизирующие внимание;

  • счетные упражнения;

  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;

  • упражнения, формирующие чувства музыкального размера или метра;

  • упражнения, формирующие чувства темпа;

  • ритмические упражнения;

  • пение, игровая деятельность;

  • упражнения для развития творческой инициативы;

  • творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры,

  • творческие этюды для развития волевых качеств, активности,

  • самостоятельности, инициативы;

  • упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кистей, пальцев;

  • игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;

  • упражнения на релаксацию;

  • этюды для развития воображения, творческих способностей;

  • упражнения на ориентировку в пространстве;

  • ритмико-гимнастические упражнения;

  • упражнения на снятие напряжения и успокоения детей;

  • мимические упражнения;

  • игры на развитие и коррекцию дыхания, голоса;

  • пластические этюды.









5 БЛОК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ»





1. Проведение совместных семейных театров.

2. Проведение совместных музыкально – спортивных праздников

3. Консультации для родителей.

4. Декада педмастерства для родителей.

5. Совместная деятельность с родителями на утренниках.

6. Выступления на родительских собраниях.

Семейный театр в группе № 7 «Белочка»

«Молодильные яблочки» 2013г.
















Совместная деятельность детей и родителей на музыкальном занятии

В старшей группе № 8 «Почемучка», в старшей группе № 2 «Подсолнушки» 21.01.2016
























Совместное спортивное занятие.

Вместе с мамой веселей! 18.12.2015г.









Театрализованная деятельность группа № 7 «Белочка»

«Наш доктор - Неболит» 27.11.2015г.













Сравнительная диагностика детей

2014 – 2015 учебный год







Диагностика детей по разделу музыкально – ритмических движений











Диагностика детей по разделу пение декабрь 2015г.









СОДЕРЖАНИЕ







1. Визитная карточка педагога

2. Копия диплома

3. Копия свидетельства о повышении квалификации

4. Отзыв администрации о деятельности педагога

5. Педагогическое эссе

6. Результаты общественной деятельности

7. Результативность работы участия в мероприятиях разного уровня.

8. Результаты мониторинга

9. Грамоты





























































































ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Список литературы :

1. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеневская.-Волгоград: Учитель, 2011.
2. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И. Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.
3. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт. Е.В.Михеева.
4. Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова
5. Здоровье современных дошкольников. авт. М.А.Руднова

6. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М.Н.Щетинин – Айрис-пресс, 2007.
7. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания». (М. «Просвещение» 1976г.)
8. Костина Э.П. Программа «Камертон» (Нижний Новгород.2001г.)
9. Д.Кэмпбелл «Эффект Моцарта». (М.1999г.)
10. Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия». (М.1999г.)
11. Сиротюк А.Л. «Коррекция обучения и развития школьников» (творческий центр. М. 2001г.)
12. Сиротюк А.Л. «Развитие интеллекта дошкольников» (творческий центр. М 2001г.)
13. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ( Москва, «ВАКО», – 2004 г . )
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сильвестрова Елена Юрьевна

Дата: 18.03.2016

Номер свидетельства: 307213

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Из опыта работы музыкального руководителя по теме:«Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада» "
    ["seo_title"] => string(127) "iz-opyta-raboty-muzykal-nogho-rukovoditielia-po-tiemie-primienieniie-ikt-v-rabotie-muzykal-nogho-rukovoditielia-dietskogho-sada"
    ["file_id"] => string(6) "155260"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421254115"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ"
    ["seo_title"] => string(77) "sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_rabote_muzykalnogo_rukovoditelia_dou"
    ["file_id"] => string(6) "616282"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1667160673"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация  на тему «Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада» "
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiia-na-tiemu-primienieniie-ikt-v-rabotie-muzykal-nogho-rukovoditielia-dietskogho-sada"
    ["file_id"] => string(6) "138367"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417532552"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями"
    ["seo_title"] => string(172) "volshiebnaia-sila-skazki-ili-skazkotierapiia-kak-sriedstvo-razvitiia-sviaznoi-riechi-tvorchieskikh-sposobnostiei-i-emotsional-nogho-mira-dietiei-s-riechievymi-patologhiiami"
    ["file_id"] => string(6) "307003"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458232233"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства