Презентация опыта работы музыкального руководителя "Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии дошкольников""
Презентация опыта работы музыкального руководителя "Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии дошкольников""
Актуальность и новизна темы опыта обусловлена недостаточностью методических разработок в плане осуществления здоровьесберегающего подхода в организации образовательного процесса, и как следствие, трудностями в практической деятельности педагогов; противоречиями между большим развивающим потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и воспитания дошкольников. Актуальной становится разработка методической работы по осуществлению музыкального развития ребенка с использованием здоровьесберегающих технологий.
Решение данной проблемы осуществляется через применение здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и в других видах музыкальной деятельности.
Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий: валеологические песенки с оздоровительным массажем, дыхательная гимнастика, динамические упражнения, релаксация, оздоровительный массаж, фонопедическое упражнение, музыкотерапия.
Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни на интегрированных музыкально – валеологических занятиях.
Новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация опыта работы музыкального руководителя "Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии дошкольников""»
«Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»
«Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье – важнейшая работа.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
В.Сухомлинский
Актуальность опыта работы
Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою древнюю историю. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности. В музыкальной деятельности возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии.
Актуальность и новизна темы опыта обусловлена недостаточностью методических разработок в плане осуществления здоровьесберегающего подхода в организации образовательного процесса, и как следствие, трудностями в практической деятельности педагогов; противоречиями между большим развивающим потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и воспитания дошкольников. Актуальной становится разработка методической работы по осуществлению музыкального развития ребенка с использованием здоровьесберегающих технологий.
Решение данной проблемы осуществляется через применение здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и в других видах музыкальной деятельности.
Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий: валеологические песенки с оздоровительным массажем, дыхательная гимнастика, динамические упражнения, релаксация, оздоровительный массаж, фонопедическое упражнение, музыкотерапия.
Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни на интегрированных музыкально – валеологических занятиях.
Новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни.
Гипотеза
Музыкальное развитие дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при целенаправленном использовании в музыкальной деятельности здоровьесберегающих технологий.
Доступность
Система музыкально-оздоровительной работыможет быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, в семейном воспитании.
Теоретическая значимость моей работы заключается в использовании разнообразных методов и методик по музыкально воспитанию.
Практическая значимостьмоей работы состоит в разработке комплекса мероприятий направленных на развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Результативность
Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений. Становление социальных компетентностей ребенка.
Цель опыта работы
Разработать и включить в планирование музыкальных занятий здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья.
Повысить интерес детей к здоровому образу жизни посредством использования здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности: музыкально – ритмические движения, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально – игровое и танцевальное творчество.
Опыт работы позволяет решать следующие задачи
Создание предметно – развивающей среды и условий для формирования гармонично развитой, физически здоровой личности.
Развитие музыкальных и творческих способностей детей с помощью
здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей и индивидуальности каждого ребенка.
Повышение адаптивных возможностей детского организма с помощью использования здоровьесберегающих технологий на традиционных музыкальных занятиях, интегрированных занятиях и в других видах музыкальной деятельности.
Нормативная база опыта
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» № 55-IHC от 19.06.2015.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 годы, приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 года № 326.
Типовая образовательная программа «От рождения до школы», приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.08.2015 года № 409.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 29.01.2015 года № 23.
Временное положение о проведении аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 20.07.2015 года № 330.
Теоретическую основу опыта работы составляют
Теория развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков);
Психологические концепции развития личности ( Л.С.Выготский, В.А.Петровский, Е.Л.Кононко, С Ладивир);
Теоретические концепции социального развития (В.А.Сухомлинский, Е.Е.Шулешко, Н.В.Гавриш, А.М.Богуш);
Зоровьесберегающие технологии (Ю. Змановский)
Опыт работы позволяет решать следующие задачи
Создание предметно – развивающей среды и условий для формирования гармонично развитой, физически здоровой личности.
Развитие музыкальных и творческих способностей детей с помощью
здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей и индивидуальности каждого ребенка.
Повышение адаптивных возможностей детского организма с помощью использования здоровьесберегающих технологий на традиционных музыкальных занятиях, интегрированных занятиях и в других видах музыкальной деятельности.
Опыт работы состоит из 4 блоков
1 блок «Создание условий»: создание предметно – развивающей среды и условий для музыкального воспитания;
2 блок «Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий»: технологии и их описание;
3 блок «Музыкально – валеологические занятия»;
4 блок «Логоретмические занятия».
Руководствуясь современными требованиями модернизации (обновления) содержания дошкольного образования, разработала и апробировала Модель работы по данной проблеме «Внедрение и использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей»
Организационный этаппредполагает следующие формы работы
знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями путем самообразования, изучение возможности их применения в музыкальной жизни детей.
Практический этап –создание методических разработок для реализации проекта в форме
- традиционные музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий,
- интегрированные занятия,
- музыкально – валеологические занятия,
- логоретмические занятия,
- взаимодействие с педагогами (мастер – классы, консультации, совместные проекты).
Обобщающий этап
Цель исследование результатов практической деятельности, перспективное планирование с учетом результатов на следующий учебный год.
Формы работы диагностика уровня развития музыкальных и творческих способностей детей, диагностика физической подготовленности дошкольников (совместно с педагогами), диагностика заболеваемости в ДОУ (совместно с медицинской сестрой, заведующей ДОУ), создание методических рекомендаций и пособий.
1 БЛОК «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ»
Создание предметно – развивающей среды и условий для музыкального воспитания.
Для реализации проекта в музыкальном зале создана развивающая среда
технические средства: ноутбук, два магнитофона, фортепиано, мультимедийная система;
2 БЛОК «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»: технологии и их описание
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Применение валеологической песни - распевки
Несложные добрые тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
Активизирует внимание детей, создает у них положительный эмоциональный настрой на занятие.
Применение дыхательной и артикуляционной гимнастики
Основная ее цель – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Позволяет через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра усвоить ребенку управление всеми фазами акта дыхания.
Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед пением и во время пения. Выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, у ребенка происходит положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение. В результате повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развитие певческих способностей детей.
Применение игрового массажа
Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом, может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма.
Применение пальчиковых игр
Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук; сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Применяю во время слушания или пения (стараюсь, чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением, например упражнение «Кошка», при разучивании песни про котика).
Применение речевых игр
Играя и примеряя на себя самые разные роли, ребёнок тем самым само выражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать.
Позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом и речью. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Применение музыкотерапии
Музыкальное сопровождение способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность.
Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, аранжирована для детей, подобраны и инструменты, мягко звучащие, благотворно влияющие, с негромкой динамикой. В процессе слушания музыки дети могут активно двигаться, играть на детских музыкальных инструментах
БЛОК «МУЗЫКАЛЬНО - ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
Музыкально-валеологические занятия носят интегрированный характер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников.
Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни здесь является музыка.
Занятия проводятся 1 раз месяц во всех возрастных группах детского сада совместно с воспитателями.
Алгоритм проведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных
валеологическая песенка-распевка;
проблемные ситуации;
актуализация знаний и опыта детей и приобретение «добывание» новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации;
закрепление нового материала в практической деятельности.
познавать окружающий мир и свой организм,
анализировать.
самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы.
Прогнозируемые результаты организации и проведения музыкально – валеологических воспитания детей
Снизился общий уровень заболеваемости детей;
Снизился уровень заболевания у детей верхних дыхательных путей;
Уменьшилось количество детей, заболевших ОРЗ;
Повысился уровень общего физического развития детей;
Улучшились двигательные способности детей: пластичность, координация, ориентирование в пространстве;
Повысился интерес детей к здоровому образу жизни
4 БЛОК «ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте проводятся логоритмические занятия. В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.
На логоретмических занятиях реализуются следующие задачи
уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
расширение лексического запаса;
развитие слухового внимания и зрительной памяти;
совершенствование общей и мелкой моторики;
выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Структура логоритмического занятия
движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;