Эрмитаж - один из крупнейших художественных музеев мира, экспозиция которого расположена в более, чем 350 залах. Особое место занимают парадные интерьеры дворца.
В музее открыты экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры, "Золотая кладовая", нумизматики.
В залах Эрмитажа регулярно экспонируются художественные собрания из крупнейших музеев мира.
Эрмитаж занимает 6 зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Эрмитажный театр, Новый Эрмитаж, Главный штаб. Главный вход в музей - со стороны Дворцовой площади через Большой двор Зимнего дворца.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Эрмитаж" »
Эрмитаж
История Эрмитажа
Строительство Зимнего дворца
1754-1762
Строительство Зимнего дворца архитектором Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны.
В 1754 г. императрица Елизавета Петровна утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Бартоломео Франческо Растрелли. Строительство дворца продолжалось долгих восемь лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III. Осенью 1763 г. Екатерина II, возвратившись из Москвы в Петербург после коронационных торжеств, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.
Создание парадной резиденции, которая по замыслу императрицы Елизаветы Петровны должна была затмить своим великолепием дворцы европейских монархов, потребовало огромных денег и громадного числа рабочих. Около 4000 человек трудились на этой строительной площадке; здесь были собраны лучшие мастера со всей страны. Отделка парадных залов и апартаментов дворца, число которых, по свидетельству его создателя, составляло более 460, отличалась необычайной роскошью. Однако полностью воплотить свой замысел в оформлении интерьеров архитектору не удалось. Екатерина II потребовала внести изменения в первоначальный проект в соответствии с новой архитектурной модой - стилем классицизм.
Иоганн Георг де Майр (Мейер, Майер)
«Вид на Зимний дворец со стороны Васильевского острова»
1796 г.
Холст, масло
Начало царствования Екатерины II
1762
Екатерина Алексеевна, супруга Петра III, совершив переворот, пришла к власти 28 июня 1762 г.
Екатерина Алексеевна, урожденная принцесса София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская, супруга императора Петра III, пришла к власти 28 июня 1762 г., сместив с престола своего супруга с помощью преданной ей гвардии, которую возглавляли братья Орловы. В следующем 1763 г. Екатерина Алексеевна была коронована, согласно обычаю, в Успенском соборе Московского Кремля. Эпоха царствования Екатерины II была одной из самых замечательных в русской истории. Блестяще образованная и разносторонне одаренная императрица управляла страной в течение 34 лет, добившись безусловных успехов во внешней и внутренней политике и завоевав международный авторитет.
По заказу Екатерины II были построены здания Малого и Большого Эрмитажей, возведен Эрмитажный театр, и сложился тот неповторимый ансамбль дворцовых зданий, в которых ныне располагается музей "Государственный Эрмитаж". Екатерина II приобретает собрания произведений искусства, которые положили начало будущему музею "Эрмитаж", основательницей которого она считается.
Вигилиус Эриксен
«Портрет Екатерины II перед зеркалом»
Между 1762-1764 гг.
Холст, масло
Приобретение Екатериной II коллекции И. Э. Гоцковского
1764
Год приобретения Екатериной II коллекции И.Э. Гоцковского считается датой основания музея.
В 1764 г. Екатерина II приобрела коллекцию, собранную берлинским купцом И.Э. Гоцковским для прусского короля Фридриха II. Иоганн Эрнст Гоцковский - крупная фигура в торговом мире, основатель шелковой фабрики и Берлинского фарфорового завода, был одним из комиссионеров прусского короля по приобретению произведений искусства. Фридрих II, обладавший к этому времени прекрасной коллекцией современной французской живописи, поручил Гоцковскому покупать для него полотна старых мастеров. Негоциант ревностно взялся за порученное ему дело и быстро составил большое собрание картин.
Однако Семилетняя война, принесшая Пруссии поражение, вынудила монарха отказаться от покупки. Это поставило И.Э. Гоцковского, имевшего финансовые обязательства перед русским государством, в трудное положение. И тогда предприимчивый купец предложил России - победительнице в войне - приобрести картины в счет его долга. Екатерина II оценила возможность нанести удар самолюбию Фридриха II и представить в выгодном свете состояние русской казны, потери которой в войне были не менее прусских. Собрание отличалось неоднородным художественным уровнем, так как И.Э. Гоцковский не обладал серьезными познаниями в искусстве. Оно насчитывало 225 картин, преимущественно кисти фламандских и голландских мастеров, наряду с несколькими произведениями итальянских художников XVII в. Среди лучших в коллекции - "Портрет молодого человека с перчаткой в руке" Франса Хальса и "Гуляки" Яна Стена.
Франс Халс
«Портрет молодого человека с перчаткой в руке»
Около 1650 г.
Холст, масло
Строительство Малого Эрмитажа
1764 - 1775
В этом здании Екатерина II устраивала вечера - "малые эрмитажи" и размещала коллекции картин.
В 1764-1766 гг., по желанию императрицы Екатерины II, рядом с парадной резиденцией - Зимним дворцом - архитектор Ю.М. Фельтен возвел двухэтажный корпус. Черты уходящего барокко и зарождающегося классицизма органично и естественно соединились в облике этого здания, в пластичности его архитектурных объемов и изяществе убранства фасада.
Позднее, в 1767-1769 гг., архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот построил на берегу Невы павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей. Здание, оформленное в стиле раннего классицизма, отличается строгими пропорциями, соразмерными архитектурным членениям Зимнего дворца. Ритм колоннады коринфского ордера, украшающей его второй ярус, выразительно подчеркивает художественное единство двух разностилевых зданий. Северный и Южный корпуса соединены расположенным на уровне второго этажа висячим садом, по сторонам которого были устроены галереи. Созданный в конце XVIII в. архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж, в соответствии с назначением Северного павильона, где Екатерина II устраивала увеселительные вечера с играми и спектаклями - "малые эрмитажи". Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях, положили начало собраниям императорского музея.
Северный Павильон здания Малого Эрмитажа
Приобретение коллекции императрицы Жозефины
1815
Вступление русских войск в Париж ознаменовалось приобретением собрания из Мальмезонского дворца.
Вступление русских войск в Париж в 1815 г. ознаменовалось приобретением собрания, обогатившего Эрмитаж рядом первоклассных произведений из галереи Мальмезонского дворца. Этот загородный дворец, купленный Жозефиной Богарне вскоре после ее свадьбы с Наполеоном, был любимой резиденцией императора. Там Жозефина собрала замечательную коллекцию живописи и скульптуры. Часть произведений относилась к числу трофеев Наполеона, преподнесенных им в дар супруге. После кончины владелицы дворца в 1814 г. Александр I покупает 38 картин у наследников - Гортензии и Евгения Богарне. Бoльшая их часть происходила из знаменитой в Европе Картинной галереи в Касселе (Германия) и была захвачена французской армией в ходе военных действий. К наиболее ценным приобретениям Эрмитажа относятся "Святое семейство" Андреа дель Сарто, две одноименные картины "Снятие с креста" кисти Рембрандта и Рубенса, серия полотен Клода Лоррена, посвященная времени суток, "Бокал лимонада" Терборха, "Завтрак" "Метсю, "Ферма" Поттера. Собрание Эрмитажа обогатилось работами итальянской, голландской, фламандской школ. Большое значение для Эрмитажа имело приобретение четырех статуй Кановы: "Геба", "Парис", "Танцовщица" и "Психея и Амур".
Клод Желле (прозванный Лоррен)
«Пейзаж с Товием и ангелом»
1663 г.
Холст, масло
Воcшествие на престол Николая I
1825
Николай I правил империей «твердой рукой», частью его политики стало создание «публичного музеума».
19 ноября 1825 г. скончался император Александр I.
Преемником бездетного царя считался его брат, великий князь Константин Павлович, которой отрекся в пользу брата Николая. 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади Санкт-Петербурга должна была состояться присяга новому императору Николаю Павловичу. Радикально настроенные молодые русские дворяне, ратовавшие за введение конституционного строя, попытались во время присяги поднять восстание, которое было жестоко подавлено. Это событие во многом определило жесткий характер царствования Николая I. Правящий "твердой рукой" император особое внимание уделял поддержанию государственного и личного престижа. Николай I заботился о пополнении имераторского собрания художественных ценностей, а в 1852 г. им был создан Императорский музеум "Эрмитаж".
Франц Крюгер
«Портрет Николая I»
1852 г.
Холст, масло
Создание Военной галереи 1812 года
1826
Военная галерея 1812 года, созданная в Зимнем дворце Карлом Росси, - памятник воинской славы России.
В парадной части Зимнего дворца по проекту К. Росси была создана Военная галерея 1812 года - памятник воинской славы России. Галерея была разделена парными колоннами и арками на три композиционно связанные части, причем средняя выделена как преддверие к Георгиевскому залу и освещалась через застекленные проемы в расписных сводах. На стенах галереи в пять рядов были помещены 332 поясных портрета генералов - героев Отечественной войны 1812 г. Портреты были написаны английским художником Дж. Доу при участии русских живописцев А.В. Полякова и В.А. Голике. На парадных портретах изображены фельдмаршалы М.И. Кутузов и М.Б. Барклай де Толли, великий князь Константин Павлович и английский герцог Артур Веллингтон, получивший чин генерал-фельдмаршала русских войск после победы над Наполеоном при Ватерлоо в 1815 г. В торце галереи расположены конные портреты Александра I (Ф. Крюгер) и его союзников - короля Пруссии Фридриха Вильгельма III (Ф. Крюгер) и императора Австрии Франца I (П. Крафт).
Роскошные интерьеры дворца были созданы А.П. Брюлловым, ярким представителем стиля историзм.
Александр Павлович Брюллов, блистательный мастер интерьера, был одним из наиболее ярких представителей стиля историзм - ведущего направления архитектурной моды середины XIX в. "Мы удивлялись необыкновенной стройности и величию его идей, чистоте его вкуса, не изменившего ему в самой мельчайшей подробности, богатству изобретения, обнаруженному в многочисленных и всегда счастливых архитектурных темах..." - писал его современник А.П. Башуцкий. Признанным шедевром искусства русского интерьера является созданная Брюлловом Малахитовая гостиная Зимнего дворца, которая соединила Невскую парадную анфиладу с жилой половиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Роскошь ее отделки, включавшая драгоценную облицовку колонн и каминов уральским малахитом, эффектно сочетавшаяся с позолотой дверей и сложных потолочных орнаментов, ошеломила современников.
Большая (Арапская) столовая, у дверей которой во время приемов стояли слуги-арапы, оформлена в духе античной архитектуры. Малая (Помпейская) столовая (ее убранство позднее было изменено), создавалась Брюлловым под впечатлением, полученным архитектором во время посещения раскопок римских Помпей, погибших во время извержения Везувия. К предстоящему бракосочетанию Великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, архитектор оформил покои для его супруги Марии Александровны (принцессы Гессен- Дармштадской). Элегантная отделка входящего в половину Марии Александровны парадного Белого зала, решенного в светлой гамме, составляла контраст с нарядным убранством жилых комнат, в отделке которых использовались яркие шелковые обивки и позолота. Одним из наиболее эффектных парадных помещений, оформленных Брюлловым, был Александровский зал, созданный в честь победы России над наполеоновской Францией.
Константин Андреевич Ухтомский
«Виды залов Зимнего дворца. Малахитовый зал»
1865 г.
Бумага, акварель
Приобретение коллекции галереи Барбариго
1850
В музей поступили пять работ Тициана, среди них - "Кающаяся Мария Магдалина" и "Святой Себастьян".
В 1850 г. в Венеции была приобретены картины из дворца Барбариго, где в конце XVI в. умер Тициан. Эта коллекция была собрана в XVI в. О полотнах Тициана, хранившихся в ней, с восхищением писал ренессансный историк Карло Ридольфи в своем труде "Чудеса искусства". Ко времени этой покупки в собрании Эрмитажа уже были три картины великого венецианца: "Даная" и "Портрет молодой женщины" (коллекция Кроза, 1772), "Бегство в Египет" (коллекция Брюля, 1769). К ним прибавились еще пять работ, среди которых шедевры - "Кающаяся Мария Магдалина" и "Святой Себастьян".
Тициан
«Кающаяся Мария Магдалина»
1560-е гг.
Холст, масло
Открытие Императорского музея Нового Эрмитажа
1852
Новый Эрмитаж - первое здание в России, созданное для размещения художественных коллекций музея.
Новый Эрмитаж - первое здание в России, созданное специально для размещения художественных коллекций музея. Для строительства Императорского Эрмитажа Николай I пригласил немецкого зодчего Лео фон Кленце, стоявшего у истоков европейской музейной архитектуры. Осуществление проекта Лео фон Кленце было поручено архитекторам В.П. Стасову и Н.Е. Ефимову, которые внесли существенные изменения в замысел мюнхенского коллеги, связав здание со сложившимся архитектурным окружением.
Новому Эрмитажу, возведенному в 1842-1851 гг. в стиле историзм, присущи строгость и монументальность облика, спокойное равновесие архитектурных объемов. Вход в музей акцентирован величественным портиком с фигурами атлантов, высеченными из серого сердобольского гранита в мастерской скульптора А.И. Теребенева. Здание украшают статуи и барельефы, изображающие знаменитых художников, архитекторов, скульпторов прошлых эпох. Крупные плоскости фасадов оживляет орнаментальный декор с античными, ренессансными и барочными декоративными мотивами.
Внутреннее убранство "Музеума" соответствовало характеру представляемых коллекций: в роскошных залах с верхним светом (Просветах) на II этаже разместилась Картинная галерея, а в залах I этажа, оформленных в духе античной архитектуры, - коллекция древностей.
Торжественное открытие первого в России художественного музея состоялось 5 февраля 1852 г. По этому случаю в Эрмитажном театре был дан спектакль, а в Просветах среди блеска освещения и сокровищ музея был устроен праздничный ужин на 600 персон.
Интерьеры музея сохранились до нашего времени в почти неизмененном виде.
Луиджи Премацци
«Вид Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы»
1861 г.
Бумага, акварель
Создание Павильонного зала
1858
Ведущий мастер стиля эклектики А.И.Штакеншнейдер создал один из самых эффектных интерьеров Эрмитажа.
Оформление одного из самых эффектных интерьеров дворцового комплекса - Павильонного зала Малого Эрмитажа - было исполнено по проекту А.И. Штакеншнейдера. Архитектор, блистательно владевший архитектурными приемами разных исторических стилей, естественно и изящно соединил в убранстве зала ренессансные, готические и восточные мотивы.
Двухсветный Павильонный зал, решенный в светлой с легким золочением тональности, обращен окнами в Висячий сад и к Неве. Беломраморная колоннада, разделяющая зал на две части, поддерживает открытую галерею. Потолок и обрамляющая зал аркада насыщены позолоченным лепным орнаментом. Дополнительные акценты вносятся в архитектурное решение зала мраморными каминами и фонтанами с резными раковинами из цветного камня. Особую нарядность придают интерьеру 28 больших и малых хрустальных люстр .
Петр Васильевич Тутукин
«Виды залов Зимнего дворца. Павильонный зал»
1857 г.
Холст, масло
Создание парадных интерьеров Большого Эрмитажа
1860
Интерьеры Большого Эрмитажа отличает декоративность и разнообразие материалов отделки.
В 1851 г. под руководством А.И. Штакеншнейдера началась реконструкция Большого Эрмитажа. Созданная по его проекту парадная лестница, получившая название "Советская", соединила помещения Государственного совета, расположенные на I этаже, с нарядными дворцовыми апартаментами II этажа. Вестибюль украшают колонны из красного порфира; широкие марши лестницы, расходясь на две стороны, ведут на верхнюю площадку, оформленную вдоль стен сдвоенными беломраморными колоннами. На потолке помещен живописный плафон работы французского художника Г.Ф. Дуайена с изображением аллегорической композиции.
Проекты отделки Парадной анфилады II этажа разрабатывались А.И. Штакеншнейдером по ходу строительства в течение восьми лет. Интерьерам, которые он оформил, свойственны необычайная декоративность, богатство и разнообразие отделочных материалов, использование контрастных цветовых сопоставлений. Итальянский мрамор и уральский цветной камень, наборные двери и паркеты из ценных пород дерева, живописные и мозаичные вставки, бронза и позолота создавали впечатление поистине дворцовой роскоши. Особо следует отметить отделку большого парадного зала, в декоре дверей которого использована техника "булль" - инкрустация пластинами черепахового панциря и меди. Парадные залы и гостиные анфилады II этажа, предназначались первоначально для Великого князя Николая Александровича, сына Александра II.
Приобретение картины Леонардо да Винчи "Мадонна с Младенцем" ("Мадонна Бенуа")
1914
Шедевр Леонардо да Винчи был приобретен из коллекции семьи Бенуа в Петербурге.
На выставке, устроенной журналом "Старые годы" в 1908 г., Э. Липгарту, хранителю картинной галереи Императорского Эрмитажа, удалось открыть раннее произведение Леонардо да Винчи - картину "Мадонна с младенцем". Она принадлежала семье известного петербургского архитектора Л.Н. Бенуа и досталась по наследству его супруге М.А. Бенуа от ее отца, купца А.П. Сапожникова. В Государственном архиве Астраханской области хранится "Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова", составленный в 1827 г. В нем под первым номером записано: "Божья Матерь, держащая Предвечного Младенца на левой руке...Мастер Леонардо да Винчи...Из коллекции генерала Корсакова".
В 1912 г. Мария Александровна Бенуа решила расстаться с картиной, которая была отправлена за границу, где лондонский антиквар Дювин предложил владелице за нее 500 тысяч франков. Русская общественность, понимавшая необходимость приобретения для Эрмитажа этого шедевра, начала широкую кампанию за его покупку. М.А. Бенуа, также заинтересованная в том, чтобы произведение Леонардо осталось в России, согласилась уступить его за сравнительно скромную сумму в 150 тысяч рублей. В 1914 г. картина "Мадонна Бенуа" украсила коллекцию Эрмитажа.
Леонардо да Винчи
«Мадонна с Младенцем» («Мадонна Бенуа»)
1478 г.
Холст (переведена с дерева), масло
Начало Первой мировой войны, устройство госпиталя в залах Зимнего дворца
1914
В 1915 - 1917 гг. в залах Зимнего дворца работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича.
Во время Первой мировой войны сильно изменился облик интерьеров Зимнего дворца, который перестал быть официальной императорской резиденцией с 1904 г., оставаясь местом приемов и торжественных церемоний. В середине октября 1915 г. в его пустующих залах был устроен госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича, который просуществовал до ноября 1917 г. Залы Невской и Большой анфилад, а также Пикетный и Александровский были отведены под госпитальные палаты. Половину Фельдмаршальского зала превратили в перевязочную. В Гербовом зале оборудовали операционную. Петровский зал стал помещением для дежурных врачей; на хорах Николаевского зала и Аванзала разместили санитаров, а в жилых апартаментах - сестер милосердия. В Галерее 1812 года хранилось белье и предметы, необходимые для обслуживания раненых. Вестибюль Главной лестницы заняла столовая. На ее площадках разместили канцелярию, кабинет главного врача, приемную, лабораторию и рентгеновский кабинет.
Война 1914 г. прервала нормальную жизнь музея. В августе часть ценностей, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву. Однако Картинная галерея оставалась на месте.
Госпиталь в Николаевском зале Зимнего дворца
Февральская революция и отречение от престола Николая II
1917
В результате революции и отречения императора власть в стране перешла к Временному правительству.
В дни Февральской революции император Николай II находился в Могилеве, в Ставке главнокомандующего. Поздним вечером 2 (15) марта 1917 г. на станции Дно близ Пскова в поезде, который не смог пройти к Петрограду, Николай II подписал акт об отречении за себя и сына в пользу своего брата - великого князя Михаила Александровича. (Не располагая поддержкой ни общества, ни армии, великий князь Михаил отказался от трона). Кроме того, был подписан указ о назначении председателем Совета министров князя Г.Е. Львова, который уже занимал эту должность, так как в тот же день было образовано Временное правительство. Ему, поддержанному общим собранием Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, отныне принадлежала вся полнота исполнительной и законодательной власти в стране до созыва Учредительного собрания.
7 (20) марта Временное правительство приняло решение об аресте бывших императора и императрицы. 9 (22) марта бывший император Николай II был препровожден в Царское Село, в Александровский дворец, ставший его резиденцией с 1904 г. Там уже были взяты под домашний арест члены его семьи.
Сотрудники Эрмитажа восприняли Февральскую революцию спокойно, сразу сделав заявление о принятии новой власти. В марте 1917 г. на общем собрании было решено работу в музее продолжать в полном объеме, но от впуска публики временно воздержаться.
Михаил Викторович Рундальцов
(автор оригинала - Валентин Александрович Серов)
«Портрет императора Николая II
с портретом-ремаркой наследника -
цесаревича Алексея Николаевича» 1913 г.
Бумага, офорт, акварель, тушь
Низложение Временного правительства
1917
В ночь на 26 октября (7 ноября) партия большевиков взяла власть в Петрограде в свои руки.
В начале августа 1917 г. по решению Временного правительства, возглавляемого А.Ф. Керенским, бывший царь Николай II и его семья были сосланы в Тобольск. Правительство объявило о национализации царских дворцов и образовало художественно-историческую комиссию по приемке ценностей Зимнего дворца. В сентябре часть эрмитажного собрания была эвакуирована в Москву.
С июля 1917 г. Временное правительство заняло апартаменты Николая II и его супруги Александры Федоровны. Взамен гарнитуров в комнаты доставили обычную канцелярскую мебель. Стены, обитые шелком, вместе с развешенными на них картинами, затянули холстом. Лишь кабинет Николая II был сохранен как мемориальный. Малахитовая гостиная была избрана в качестве зала заседаний. В библиотеке Николая II А.Ф. Керенский обычно проводил совещания с военными.
В ночь на 25 октября (7 ноября) в Петрограде произошла смена власти: Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) во главе с В.И. Ульяновым (Лениным) взяла под свой контроль главные объекты города - телеграфное агентство, вокзалы, главную электростанцию, продовольственные склады, государственный банк и телефонную станцию. В 21 час 40 минут прозвучал холостой выстрел крейсера "Аврора". Зимний дворец был обстрелян пушками Петропавловской крепости. В 2 часа 10 минут 26 октября 1917 г. министры Временного правительства были арестованы в Малой столовой Зимнего дворца и отправлены в Петропавловскую крепость. А.Ф. Керенский покинул дворец накануне.
Эрмитажа эти события не коснулись, т.к. музей и в предшествующие дни был совершенно изолирован от дворца. Сразу же после взятия Зимнего дворца в Эрмитаж для охраны был послан вооруженный отряд.
Доклад А.Ф.Керенского на заседании Временного правительства
в Библиотеке Николая II
200-летие Государственного Эрмитажа
1964
В 1964 г. Государственный Эрмитаж торжественно отметил 200-летний юбилей. Музею был вручен орден Ленина "За большие заслуги коллектива музея в художественном воспитании трудящихся".
В 1964 г. Государственный Эрмитаж торжественно отметил 200-летний юбилей. Музею был вручен орден Ленина "За большие заслуги коллектива музея в художественном воспитании трудящихся". С приветствиями выступили представители общественности, ученые, художники, музейные работники, представители заводов города и зарубежные музейные деятели.
Юбилею была посвящена научная сессия, состоявшая из 69 докладов. Главными темами стали значение Эрмитажа в русской и советской культуре, история Картинной галереи Эрмитажа, научная и просветительская работа музея.
Были организованы две тематические выставки: "Эрмитаж после Великой Октябрьской социалистической революции" и "Эрмитаж в рисунках, акварелях и чертежах XVIII-XIX вв.", на которых были представлены здания музея, его экспозиции, результаты археологических исследований и материалы по истории музея. Особое значение имела выставка "Западноевропейская живопись XIV-XV веков" из музеев Советского Союза. Представительная выставка шедевров западноевропейской живописи, занявшая Георгиевский зал Зимнего дворца, подчеркнула значение Эрмитажа в культурной жизни страны.
Орден Ленина
Первое поступление произведений Матисса от Л.Н. Делекторской
1967
Музею были переданы произведения графики, скульптуры и два ее живописных портрета.
В Эрмитаже в одном из залов, посвященных творчеству Анри Матисса (1869-1954), величайшего художника ХХ в., выставлены два женских портрета, исполненные им в 1939 и 1947 гг. Они были подарены музею женщиной, лицо которой запечатлено художником на этих полотнах. Однако дарительница не разрешала обнародовать свое имя, и на этикетках долгое время значились только ее инициалы "Л. Д.", и лишь много позднее они были раскрыты: Лидия Делекторская.
Лидия Николаевна Делекторская (1910-1998) была моделью Матисса (она запечатлена на многих полотнах и рисунках художника), его секретарем и другом. Начиная с 1967 г., она дарила Эрмитажу рисунки, скульптуру, а также книги, иллюстратором и дизайнером которых был Матисс - так называемые "livres d'art", издаваемые небольшим тиражом, иногда до пяти экземпляров. Делекторская также докупала на свои деньги те книги Матисса, которых у нее не было, чтобы тут же подарить их музею и тем самым сделать коллекцию Эрмитажа полной.
Без щедрого дара Л.Н. Делекторской в Эрмитаже не были бы представлены ни графическое наследие художника, ни его скульптура, а два ее портрета - единственные живописные работы позднего периода творчества Матисса в собрании музея.
Анри Матисс
«Портрет Л. Н. Делекторской»
1947 г.
Холст, масло
Открытие музея во дворце Меншикова - нового отдела Государственного Эрмитажа
1981
Во дворце Меншикова открылась экспозиция "Культура России первой трети XVIII в.".
В 1981 г. был открыт для посетителей дворец-музей Александра Даниловича Меншикова, первого губернатора Санкт- Петербурга.
Облик здания, заложенного на Васильевском острове в 1710 г., сложился к 1727 г. В строительстве дворца и его отделке принимали участие западноевропейские архитекторы и мастера: Джованни Марио Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Георг Иоганн Маттарнови, Жан-Батист Александр Леблон.
В отделке и убранстве комнат использовались мрамор, монументально-декоративная живопись и лепка, античная и современная итальянская скульптура, резное и наборное дерево, расписные голландские кобальтовые плитки и русские печные изразцы, расписная и тисненая кожа, дорогие ткани и шпалеры. Дворец, вмещавший собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, книг, произведений нумизматики, был центром культурной жизни столицы.
После опалы Меншикова в 1727 г. все его имущество было конфисковано, а дворец на Васильевском острове передан Первому кадетскому корпусу. Здесь учились многие выдающиеся деятели XVIII - первой половины XIX в., в числе которых полководцы П.А. Румянцев-Задунайский и А.В. Суворов, драматург и поэт А.П. Сумароков, знаменитый актер Ф.Г. Волков.
Новый этап в истории дворца длился почти 200 лет. Дворец постепенно утрачивал свой первоначальный облик и отделку интерьеров, превращаясь в часть комплекса зданий Кадетского корпуса. В 1880-х гг. был создан музей Кадетского корпуса, существовавший до 1924 г. В его состав вошли несколько сохранившихся интерьеров, включая личные покои А.Д. Меншикова. В советское время здание использовалось различными учреждениями.
В 1950-е гг. началось научное исследование дворца. Комплексный проект реставрации, положенный в основу восстановления памятника на его состояние в первой четверти XVIII в., был разработан в 1976 г. После проведения строительных и реставрационных работ дворец был передан Государственному Эрмитажу. В здании была создана экспозиция "Культура России первой трети XVIII века".
Алексей Иванович Ростовцев
«Дом светлейшего князя Меншикова»
Серия "малых" видов Санкт-Петербурга из 11 гравюр,
прилагавшихся к "Панораме Санкт-Петербурга" А.Ф. Зубова
Бумага, гравюра резцом
1717 г.
Открытие экспозиции "Зимний дворец Петра I" в здании Эрмитажного театра
1992
Экспозиция знакомит с уникальным архитектурно-мемориальным памятником первой четверти ХVIII века.
Экспозиция "Зимний дворец Петра I" знакомит с уникальным архитектурно-мемориальным памятником первой четверти ХVIII в. Долгое время считалось, что при сооружении Эрмитажного театра (арх. Дж. Кваренги, 1783-1789), возводимого на участке, который занимал Зимний дворец Петра I, столичная резиденция была разобрана до основания.
Однако из документов периода строительства театра стало известно, что зодчий сохранил не только отдельные стены цокольного и первого этажей петровского дворца, но и целые группы помещений различного назначения.
Исследования, выполненные архитекторами Эрмитажа в период с 1976 по 1986 г., выявили под сценой театра обширный фрагмент бывшего парадного двора, окруженного с двух сторон аркадами обходных галерей и анфиладами дворцовых палат.
Под зрительным залом сохранился фрагмент небольшого жилого корпуса, именовавшийся при жизни Петра I "малыми палатками" (арх. Г. Маттарнови, 1716-1720) и состоявший из нескольких комнат, принадлежавших лично Петру I. Кроме того, на двух этажах театра вдоль Зимней канавки сохранились 12 жилых покоев императрицы Екатерины I (арх. Д. Трезини, 1726-1727).
За реставрацию и реконструкцию здания Эрмитажного театра с созданием мемориальной экспозиции "Зимний дворец Петра I" авторский коллектив архитекторов Государственного Эрмитажа, возглавляемый главным архитектором В.П. Лукиным, был удостоен Государственной премии Российской Федерации.
Алексей Федорович Зубов
«Зимний дворец Петра I»
Серия "малых" видов Санкт-Петербурга из 11 гравюр,
прилагавшихся к "Панораме Санкт-Петербурга" А.Ф. Зубова
Бумага, офорт, гравюра резцом. 1716/1717 г.
Открытие "Эрмитажных комнат" в Сомерсет-Хаусе (Лондон)
2000 г.
Цель создания центра, по словам Пиотровского, «сделать наши коллекции более доступными публике».Идея создания "Эрмитажных комнат" в одном из дворцов Лондона родилась в 1998 г. во время встречи директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского и лорда Ротшильда. Фонд "The Hermitage Development Trust", возглавляемый М.Б. Пиотровским и лордом Ротшильдом, вложил в проект около семи миллионов долларов, что в совокупности с финансовой поддержкой индивидуальных и корпоративных спонсоров позволило открыть "Эрмитажные комнаты" в Сомерсет-Хаусе.
Торжественное открытие "Эрмитажных комнат" в Сомерсет-Хаусе состоялось 25 ноября 2000 г. Директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский отметил значимость этого события: "Мы считаем очень важным сделать наши коллекции более доступными широкой публике и иметь постоянное представительство Эрмитажа за пределами России". Программа представления собрания Государственного Эрмитажа в Лондоне предполагает ежегодную смену экспозиций. Британская публика увидит сокровища Эрмитажа - произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Сомерсет-Хаус, один из выдающихся исторических памятников Великобритании, был построен в XVIII в. по проекту архитектора Вильяма Чемберса (1724-1796), советника короля Георга III. Здание, расположенное на северном берегу Темзы, предназначалось для размещения государственных учреждений. В наши дни это огромный культурный центр, где расположены Институт искусств Курто, обладающий замечательной коллекцией полотен импрессионистов и постимпрессионистов, Коллекция сэра Артура Гильберта, включающая более 800 произведений декоративно-прикладного искусства - золотые и серебряные изделия, флорентийские и римские мозаики, и "Эрмитажные комнаты".
"Эрмитажные комнаты", состоящие из пяти галерей, общей площадью 411 кв. м, находятся на первом этаже в южном крыле здания. Отделка залов дает представление о роскошном убранстве Императорского Зимнего дворца. Директор Государственного Эрмитажа отметил, что они напоминают "драгоценную шкатулку". Паркетные полы, созданные русскими мастерами, повторяют рисунок полов Георгиевского (Большого Тронного) и Павильонного залов. Витрины и мебель копируют мебель, изготовленную по рисункам немецкого архитектора Лео фон Кленце, создавшего по заказу императора Николая I проект здания Нового Эрмитажа как публичного музея.
Вид парадного двора Сомерсет-Хауса
Открытие выставочного центра "Эрмитаж - Гуггенхайм" в Лас-Вегасе, США
2001
В 2001 г. состоялось открытие выставки Эрмитажа и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма в Лас-Вегасе (США).
В октябре 2001 г. состоялось открытие первой совместной выставки Государственного Эрмитажа и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма в казино-отеле "The Venetian" в Лас-Вегасе (США). Представленные 45 шедевров - полотна импрессионистов, постимпрессионистов и ранних модернистов - подчеркивают как различия, так и взаимодополняющий характер этих двух всемирно известных собраний. Спонсором выставки стала холдинговая компания "Интеррос" (Москва).
Создание выставочного центра в Лас-Вегасе является первым результатом соглашения о долгосрочном сотрудничестве, подписанного Государственным Эрмитажем и Фондом Соломона Р. Гуггенхайма в июне 2000 г.
Цель сотрудничества заключается в том, чтобы бесценные коллекции двух музеев стали более доступными широкой аудитории. Соглашение предусматривает сотрудничество в области обмена выставками, реконструкцию восточного крыла здания Главного штаба и создание в одной из его галерей музея современного искусства, а также осуществление совместных проектов в сети Интернет.
В рамках Соглашения предусматривается создание совместных выставочных центров, в которых будут представлены выставки классического искусства и произведения художников XX в.
Авторами совместного проекта являются директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский и директор Фонда Соломона Р. Гуггенхайма Томас Кренц.
Новое здание, площадью около 6000 кв. м, расположено на территории казино-отеля "The Venetian" - огромного комплекса в центре Лас-Вегаса. Автор проекта музейного здания - Рем Кулхаас, профессор архитектуры Гарвардского университета, лауреат премии Прицкера за 2000 г.
Как подчеркнул в своем выступлении М.Б. Пиотровский: "Мы намерены использовать наши фондовые коллекции для получения уникального культурного эффекта. Выставки, которые мы организовываем для Лас-Вегаса, будут также показаны в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в музеях Гуггенхайма в Нью-Йорке, Бильбао и Венеции. Да, мы рассчитываем охватить новую аудиторию... Однако музей "Эрмитаж-Гуггенхайм" - это еще и новая платформа, на которой мы можем осуществлять наши научные исследования, создавать новую модель сотрудничества на ниве культуры и продолжать выполнять свою главную миссию".
Отель " The Venetian"
Проект Государственного Эрмитажа и Александра Сокурова "Русский ковчег"
2001
23 декабря 2001 г. в Эрмитаже прошла съемка художественного фильма "Русский ковчег".
23 декабря 2001 г. в Государственном Эрмитаже прошла съемка художественного фильма "Русский ковчег". Она началась у ворот Эрмитажного театра по команде режиссера Александра Сокурова в 13.50. В течение 90 минут, как бы "на одном дыхании", камера проследовала от скромных комнат Петра Великого, через сцену и зрительный зал Эрмитажного театра, великолепные залы Нового Эрмитажа и Малого Эрмитажа, Висячий сад, Аполлонов, Георгиевский (Большой Тронный), Гербовый, Малахитовый, Николаевский и другие парадные залы Зимнего дворца и была выключена на выходе из Иорданского подъезда. Съемка беспрерывной панорамы залов Эрмитажа была произведена одним планом, в котором предстали три века русской истории, со времени основания Санкт-Петербурга до наших дней.
Воплощение творческого замысла Александра Сокурова стало возможным благодаря новейшим технологиям и высокому профессионализму участников проекта. Многочисленные сотрудники музея, в первую очередь хранители коллекций, задали уровень исторической достоверности. Неоценимый вклад в художественную основу проекта внесли музыканты Мариинского театра, принявшие участие в съемках фильма вместе со своим художественным руководителем и главным дирижером Валерием Гергиевым. В исторических сценах выступили музыканты оркестра Государственного Эрмитажа "Санкт-Петербург Камерата". Проект осуществила студия "Эрмитажный мост" совместно с компанией "Эголи Тоссель АГ" (Берлин) при участии компаний "Фора-фильм М" (Москва) и "АСТ" (Санкт-Петербург), при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Федеративной Республики Германии, канала "АРТЭ". В подготовке и проведении съемки приняли участие 800 актеров, 75 музыкантов, около 1000 танцовщиков.
Премьера картины состоялась на международном кинофестивале в Каннах в мае 2002 г. Российская премьера картины открыла кинопрограмму Х фестиваля российского кино "Окно в Европу" в Выборге 9 августа 2002 г.
Режиссер Александр Сокуров
и оператор Тильман Бюттнер на съемках
Передача картины Казимира Малевича "Черный квадрат" Государственному Эрмитажу
2002
В коллекцию музея поступило одно из самых известных произведений русского искусства XX в.
В 2002 г. в коллекцию Государственного Эрмитажа была включена картина Казимира Севериновича Малевича "Черный квадрат" (Холст, масло, 53,5х53,5 см) - одно из самых известных произведений русского искусства XX в.
Первый "Черный квадрат" был создан К.С. Малевичем (1878-1935) в 1915 г. и стал поворотным пунктом в развитии русского авангарда. Черный квадрат на белом фоне стал знаком, основным элементом художественной системы супрематизма, шагом в новое искусство. Четыре "Квадрата", написанные Малевичем с 1915 до начала 1930-х гг., - это развитие одной темы. Они отличаются не только очередностью и годом создания, но и цветом, рисунком, фактурой. К "Черному квадрату" Малевич обращался каждый раз, когда ему необходимо было весомо представить собственное творчество, часто в связи с наиболее значимыми для него выставками.
С важной для Малевича темой красного и черного связано, вероятно, появление самого маленького по размерам и, по-видимому, последнего "Черного квадрата". Возможно, он был написан в пару к красному квадрату для выставки "Художники РСФСР за XV лет", прошедшей в Ленинграде в 1932 г. и ставшей последним значительным выступлением русского авангарда. Два квадрата - черный и красный - были центром экспозиции Малевича на выставке. Этот "Черный квадрат" символически замыкал цикл: художник повторял свою "победу над солнцем". (Впервые черный квадрат, перекрывающий солнце, появился в 1913 г. в эскизах декораций к футуристической опере "Победа над солнцем".)
Последний квадрат, несмотря на авторскую надпись на обороте "1913 г", обычно датируют рубежом 1920-1930-х гг., поскольку нет никаких следов его более раннего существования. Он оказался одной из немногих картин Малевича, которые после его смерти не были переданы наследниками художника в Русский музей и оставались в семье. После смерти вдовы художника, Натальи Андреевны Манченко, в 1991 г., последняя версия "Черного квадрата" вместе с "Автопортретом" и "Портретом жены" Малевича перешли к ее родственникам, а затем были проданы ими в коллекцию Инкомбанка.
В 2002 г. состоялась аукционная распродажа корпоративной собственности Инкомбанка. Однако, в аукционе "Черный квадрат" не участвовал. Картина была приобретена для Государственного Эрмитажа Министерством культуры Российской Федерации. Сумму в 1 млн. долларов, необходимую для покупки произведения, пожертвовал известный меценат В.О.Потанин, глава холдинговой компании "Интеррос", неоднократно осуществлявшей финансовую поддержку проектам Государственного Эрмитажа. Благодаря содействию компании были отреставрированы залы Министерства иностранных дел в здании Главного штаба, Колесница Славы на Арке Главного штаба, осуществляется издание серии книг "Страницы истории Эрмитажа".