Просмотр содержимого документа
«Особенности организации учебной и самостоятельной деятельности учащихся с низкой и высокой двигательной активностью»
«Особенности организации учебной и самостоятельной деятельности детей с низкой и высокой двигательной активностью»
По данным ВОЗ, состояние здоровья человека лишь на 10% зависит от организации здравоохранения, на 20% от наследственных особенностей организма, на 20% - от условий внешней среды и на 50% - от питания и образа жизни, который он ведет.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним не так?"
Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей?
И где граница между нормой и "перебором"?
Ответьте на вопрос : Какие трудности вы испытываете при организации учебной, самостоятельной деятельности с детьми с низкой двигательной активностью (утомляемых), высокой двигательной активностью (гиперактивных)? 2. С какими детьми вам сложнее осуществлять взаимодействие?
Психогенные факторы – противоречия между физическим возрастом и физиологическим созреванием. Возрастные кризисы 3,7,13,17 (противоречия м\д потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возрастные особенности)
Социогенные факторы – экономическое неблагополучие, безнадзорность в семье, отрицательный пример родителей, авторитарность воспитания, гиперопека в семье, и т.д.
Социогенные факторы связанные со школой
Отсутствие доверительных отношений «учитель-ученик»
Пассивные методы обучения
Словесная методика воспитания
Система принуждения в школе, отсутствие свободы выбора
Отсутствие коллективов в классах
Отсутствие индивидуальной работы с учащимися
Отсутствие интересных дел в школьной жизни
Недостатки системы трудового воспитания
Слабая база по проведению и организации досуга по месту жительства.
Как правило, около 50% школьников составляют дети с низким и высоким уровнем двигательной активности, соответственно малоподвижные и гиперподвижные дети.
Детей, у которых двигательная деятельность, не имеющая определенной направленности, занимает более 50% времени можно назвать гиперподвижными .
Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы.
Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка
Их часто характеризует расторможенность, крикливость, несдержанность и даже агрессивность. Важно знать, что гиперподвижность может быть признаком гиперактивности или заболевания, которое определяется врачами и называется «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Специалисты считают, что в дошкольном возрасте эта болезнь проявляется чаще всего двигательной расторможенностью, моторной неловкостью, рассеянностью, повышенной утомляемостью, импульсивностью.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: наследственность, здоровье матери, беременность и роды, окружающая среда, дефицит питательных веществ, отношения внутри семьи.
Малая подвижность – фактор риска для развития ребенка
Она объясняется его нездоровьем, отсутствием условий для движения, неблагоприятным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями и то, что ребенок уже приучен к малоподвижному образу жизни – это особенно тревожно. Также недостаточная двигательная активность ведет к нарушению осанки и плоскостопию.
Ученые утверждают, что именно от родителей зависит насколько активными растут их дети, и в малоподвижности детей виноваты только взрослые.
Малоподвижный образ жизни противоречит естественному развитию ребенка, ведь для детей характерно желание постоянно двигаться и выплескивать свою энергию в окружающий мир .
Для малоподвижных детей характерны:
-скромность;
Повышенная утомляемость, раздражительность;
Склонность к ипохондрии, плаксивость;
Депрессии, склонность держаться обособленно
Определите к какому типу ребенка относится описанная черта
находят возможность двигаться в любых условиях
ДЕТИ ВЯЛЫ, ПАССИВНЫ
ДВИЖЕНИЯ ИХ БЫСТРЫ, РЕЗКИ, ОБЫЧНО БЕСЦЕЛЬНЫ И ЛЕГКО УПРАВЛЯЕМЫ
ОНИ БЫСТРЕЕ ДРУГИХ УСТАЮТ
ВЫСОКАЯ ПОДВИЖНОСТЬ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ, ИМПУЛЬСИВНОСТЬ,НЕОРГАНИЗОВАННОСТЬ;
СТАРАЮТСЯ УЙТИ В СТОРОНУ, ЧТОБЫ НИКОМУ НЕ МЕШАТЬ
СЛАБО ФОРМИРУЕТСЯ МЕХАНИЗМ САМОРЕГУЛЯЦИИ
ВЫБИРАЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕ ТРЕБУЮЩУЮ АКТИВНЫХ ДВИЖЕНИЙ
СЛОЖНО СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ И СЛУШАТЬ ДО КОНЦА ОБЪЯСНЕНИЕ ВЗРОСЛОГО
РОБКИ В ОБЩЕНИИ, НЕ УВЕРЕНЫ В СЕБЕ, НЕ ЛЮБЯТ ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ
СЛОЖНО КАЧЕСТВЕННО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ ЭЛЕМЕНТЫ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЯ
ОТМЕЧАЕТСЯ ЦЕЛЫЙ РЯД НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ, НАПРИМЕР, ДЕТИ МЕДЛЕННО ДВИГАЮТСЯ ЗА СЧЕТ СКОЛЬЗЯЩЕГО ШАГА ВПЕРЕД - В СТОРОНУ, ДВИЖЕНИЯ ТИПА ПОЛУХОДЬБЫ (ШАГ - ОСТАНОВКА - ПОЛШАГА - ТОПТАНИЕ НА МЕСТЕ) ; ОНИ КАК БЫ БОЯТСЯ ПРОСТРАНСТВА, ДВИГАЮТСЯ НЕУВЕРЕННО;
ОТЛИЧАЮТСЯ ПСИХОМОТОРНОЙ ВОЗБУДИМОСТЬЮ
ИХ ТРУДНО ВОВЛЕЧЬ В ОБЩУЮ ПОДВИЖНУЮ ИГРУ
НЕР ЕДКО У НИХ НАБЛЮДАЕТСЯ ПОВЫШЕННАЯ ПОТЛИВОСТЬ, ПОКРАСНЕНИЕ ЛИЦА, НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РЕАКЦИИ СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ НА ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ. ЭТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ЗАМЕДЛЕННОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ.
МАЛОАКТИВНЫ НА ВСЕХ ЗАНЯТИЯХ, СОСТАВ ДВИЖЕНИЙ БЕДЕН
ПОКАЗАТЕЛИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧАЩЕ ВСЕГО НИЖЕ СРЕДНИХ
Мозговой штурм. в течение 15 минут разработать и записать методы педагогической коррекции : 1 команда – низкой двигательной активности 2 команда – высокой двигательной активности.
Правила мозгового штурма:
- предлагать как можно больше идей;
- идеи не оценивать;
- не повторяться.
Если ребенок гиперактивен, малоподвижен,то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя...
такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность
известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети, а среди самоубийц и маньяков, склонные к депрессивным состояниям малоподвижные, быстроутомляемые дети
Памятка для педагога
1.Выстраивать нормальные, здоровые взаимоотношения с учеником;
2.Учитывать эмоциональные личностные особенности детей;
3.Учитывать утомляемость детей;
4.Учитывать учащихся с повышенной потребностью во внимании;
5.Обращать внимание на учащихся с повышенной двигательной активностью;
6.Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при распределении любой нагрузки;
7.Учить планировать режим дня;
8.Помогать ребенку ощутить собственную значимость.
Повышенная двигательная активность
1.Уважайте ребенка и принимайте его таким, какой он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях;
5.В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить;
6.Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером;
7.В отношениях с обучающимися придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повысит его самооценку;
8.Давайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. На уроках – физминутки, игры с двигательными элементами (с мячом, на улице, достать, отдать, принести и т.д.).
Во второй половине дня – длительные прогулки, игры на свежем воздухе, пробежки;
Но в то же время нужно оберегать этого обучающегося от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию активности;
9.Научить ребенка устраивать тихие перерывы;
10.Инструкции, которые мы даем ребенку, должны быть понятными для него и очень короткими. Чтобы импульсивный ребенок понял вас, прежде чем что-то сказать, продумайте и взвесьте каждое слово, затем установите контакт глаз с ребенком, спросите, готов ли он вас слушать, и после этого говорите, подчеркивая голосом ключевые слова;
В минуты , когда ученик плохо понимает вас и не слушает, что вы ему говорите, используйте технику «заезженной пластинки» - уверенным голосом повторите свое обращение к нему слово в слово 3-4 раза, делая длинные паузы. Обязательно добейтесь своего, не меняя тактики. Когда ребенок выполнит вашу просьбу, похвалите его или просто скажите спасибо;
Иногда педагоги от нетерпения в ответ на бурные проявления и непослушание ругают ребенка, однако эта мера воздействия может только усилить реакцию и вызвать негативные эмоции
На уроке:
1.Усаживать ребенка за первую парту центрального ряда, использовать больше наглядности, закрывать дверь в класс, создавать «Ситуации успеха», индивидуально объяснять домашнее задание.
2.Смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости;
3.Реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т.д.).
4.Снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; поощрения за работу, выполненную ребенком чуть аккуратнее, чем предыдущая.
5.Выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов;
6.Избегать категоричных запретов.
7.При необходимости – объяснять материал индивидуально (один на один).
8.Проверка знаний такого ученика производится в начале урока.
Повышенная утомляемость
В любых занятиях, а особенно в умственном труде, связанном с фиксированной позой, ребенку с повышенной утомляемостью необходимы частые перерывы, заполненные либо активными движениями, либо релаксацией
При особой утомляемости рекомендуется, предоставить ребенку дополнительный выходной день посредине учебной недели
Создание ситуаций, в которых ребенок может проявить себя, проявить уверенность, смелость, твердость. Но при этом задания д\б посильными.