Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в дополнительном образовании детей»
Компетентностный подход в дополнительном
образовании детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования (его углубления, совершенствования) в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования и др.
В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка.
Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества.
В информационном обществе изменяются культурные и социально-экономические условия, которые приводят к изменению системы ценностных ориентаций.
Соответственно меняется идеология системы образования, которая должна ориентироваться на высшую ценность – человека, реализующего свой творческий потенциал во взаимодействии с миром: природой, обществом. В этой связи необходимо реализовать субъектный подход в обучении, в рамках которого каждый ребенок наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную и внешкольную жизнь. При этом существенным образом изменятся роль педагога. Педагог должен перейти к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, развитию его компетентностей.
Достижение поставленной цели будет возможно, если будет учитываться тот факт, что компетентности школьника формируются не только в школе: абсолютно новый вектор развития школьника обеспечивает система дополнительного образования детей.
В нашем сборнике раскрывается роль дополнительного образования в развитии ключевых компетентностей обучающихся, а также представлены материалы по формированию компетентностей учащихся разного возраста в познавательной и предметной деятельности, в социально-культурной, гражданской и информационно – коммуникативной сфере.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Главной задачей модернизации российского образования является обеспечение современного качества содержания образования. В решении этой задачи дополнительное образование играет роль наиболее эффективной формы развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявленным к личности в современных быстро меняющихся социально – экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных знаний и умений, или ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества.
В информационном обществе изменяются культурные и социально-экономические условия, которые поводят к изменению системы ценностных ориентаций.
Соответственно меняется идеология системы образования, которая должна ориентироваться на высшую ценность - человека, реализующего свой творческий потенциал во взаимодействии с миром: природой, обществом. В этой связи необходимо реализовать субъективный подход в обучении, в рамках которого каждый ребенок наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную и внешкольную жизнь. При этом существенным образом изменяется роль педагога: от трансляции знаний и способов деятельности он должен переходить к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, развитию его компетентностей.
Достижение поставленной цели будет возможно, если будет учитываться тот факт, что компетентности школьника формируются не только в школе: абсолютно новый вектор развития школьника обеспечивает система дополнительного образования детей.
Компетентностный подход в образовании – это своеобразный ответ на вызовы времени, его проблемы, в котором происходит, прежде всего, становление индивидуальности, свободной личности гражданского общества, а затем уже и личности мира рыночной экономики.
Образование с точки зрения компетентностного подхода не сводится исключительно только к приобретению суммы «познавательных» и профессиональных навыков, а предполагает развитие способности постоянно учиться. Единицей обучения при компетентностном подходе является не порция знаний, а проблема, задача в определенном контексте во всей ее жизненной полноте и противоречивости. При компетентностном подходе образовательный процесс выполняет роль главного условия и основного средства целенаправленной подготовки человека к самообразованию. Только при сформированном опыте самообразовательной деятельности человек, являясь субъектом своей познавательной деятельности, может достигнуть тех высоких целей, которые ставит перед ним жизнь, экономическая ситуация в обществе, развивающийся рынок труда. Построенный таким образом образовательный процесс на основе компетентностного подхода позволяет подготовить человека к жизни в условиях неопределенности.
Реализация идей компетентностного подхода проявляется в ориентации основных результатов школьного образования на достижение ключевых компетентностей.
Для системы дополнительного образования интерес представляет подход к пониманию компетентности британского психолога Дж. Равена. У Дж. Равена компетентность выступает в качестве ведущего содержательного основания, позволяющего сформулировать четыре важнейших следствия о необходимости:
во-первых, пересмотра взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все ученики могут стать компетентностными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области;
во-вторых, переформулировки целей образования; на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения;
в-третьих, изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов; в качестве ведущего дидактического средства предлагается использование метода проектов;
в-четвертых, радикального отказа от традиционных процедур оценивания учащихся и образовательных программ.
Понятие «компетентность», как описание образовательного результата, появилось как реакция образования на вызов со стороны общества, производства, на предъявление работодателями более прагматичного заказа. Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем.
Под компетентностью принято понимать способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Понимая «способность», не как «предрасположенность», а как «умение», «способен», т.е. «умеет делать».
Сущностными признаками компетентности являются следующие положения:
они постоянно изменяются (с изменением мира, с изменением требований к «Успешному взрослому»);
они ориентированы на будущее (проявляются в возможностях организовывать свое образование, опираясь на собственные способности, с учетом требований будущего);
они имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);
они проявляются в умении осуществлять выбор исходя из знания Себя в конкретной ситуации;
проявляются в мотивации на непрерывную самообразовательную деятельность.
Для каждого возраста школьников выделены следующие компетентности:
компетентность в сфере взаимодействия школьника с самим собой и с другими людьми (личностная);
компетентность в сфере взаимодействия с обществом (социальная);
компетентность в сфере взаимодействия с природой (познавательная);
компетентность в сфере взаимодействия с человеческой деятельностью (предметно - деятельностная).
Предполагаемый подход к определению ключевых компетентностей соответствует пониманию фундаментальных целей и задач образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО – научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся в образовательном процессе. Следует учитывать, что для каждого возраста характерна своя система ценностей, которая проявляется в позициях, социальных ролях, значимых проблемах.
Для каждого возраста характерно свое предметное содержание деятельности, круг познавательных задач и соответствующие им способы решения, освоение которых обеспечивает достижение компетентностей школьниками. Эти различия представлены в таблице.
Компетентностный подход к оценке эффективности реализации программ дополнительного образования детей
Возрастные особенности
Критерии
Показатели
Компетентность учащегося в познавательной и предметной деятельности
младшие школьники
Болезненно переживают разлуку.
Чувство страха перед неизвестностью: боязнь новой обстановки.
Любознательность.
Высокая активность.
Отсутствие навыков самообслуживания, четкого режима дня.
Утомляемость от однообразия, неумение сосредоточиться на одном объекте, легко отвлекаются на любой внешний раздражитель.
Чувство взрослости по отношению к младшим. Слепое подражание взрослым. Эмоциональная неуравновешенность
Способность наблюдать объекты окружающего мира
Умение соотносить результаты с целью наблюдением
Способность сравнивать, анализировать
Умение объединять предметы по общему признаку
Способность проводить простейшие измерения разными способами, использовать соответствующие приборы и инструменты для решения практических задач
Умение работать с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов
Способность решать творческие задачи, самостоятельно составлять план действий, использовать приобретенные знания в практической деятельности и в повседневной жизни
Умение создавать творческие работы (сообщения, сочинения, графические работы)
Способность выполнять инструкции, следование простейшим алгоритмам
Умение самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения задачи
Определять способы контроля и оценки деятельности, определение причин возникающих трудностей, путей их устранения, нахождение ошибок в работе
Умение сотрудничать договариваться, распределять работу, оценивать результат деятельности
Способность к эмоционально–ценностному восприятию окружающего мира
Умение воспринимать и эмоционально откликаться на окружающие события
Подростки
Половое созревание. Внешнее проявление взрослости. Обостренное переживание своих недостатков. ремление к самостоятельности, агрессивность, вызывающее поведение. Специфические особенности внешнего вида (прыщи, полнота, жирные волосы). Неуемная фантазия.
Способность творческого решения образовательных задач, проводить исследование
Умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы. Умение разделять процессы на этапы, выделение причинно – следственных связей.
Способность определять структуры объекта, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого
Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Способность находить адекватные способы решения поставленной задачи на основе заданных алгоритмов.
Умение действовать по алгоритму. Умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Способность сравнения, сопоставления, классификации
Умение выделять главное и второстепенное, обосновывая свой выбор
Старшие школьники
Самоутверждение. Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. Стремление к независимости.
Способность самостоятельно ставить цели и организовывать собственную деятельность
Умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности
Способность прогнозировать события, синтезировать
Умение оценивать и прогнозировать последствия, умение проектировать деятельность
Способность формулировать и аргументировать
Умение представлять свои суждения, давать определение, доказательства
Способность к самостоятельной учебно – исследовательской деятельности
Умение самостоятельно выбирать основания, критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации, умение организовывать и проводить опыты, эксперименты, формулировать выводы.
Компетентность учащегося в социально – культурной и гражданской сфере
Критерии
Показатели
Младший школьный возраст
Способность к нравственным и эстетическим переживаниям любви к родной природе, всему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Умение выражать нравственные и эстетические переживания, чувства, отношения
Способность давать правовую оценку поступкам людей, собственным действиям
Умение высказать свое отношение и правовую оценку поступков людей, давать оценку своим действиям
Подростковый возраст
Способность к рефлексии, самоанализу и самоконтролю
Умение контролировать и оценивать свою деятельность, предвидеть последствия действий, оценивать свои достижения, устранять причины возникших трудностей, регулировать свое поведение, физическое и эмоциональное состояние
Способность к взаимодействию со сверстниками, взрослыми
Умение устанавливать взаимодействие согласовывать и координировать деятельность с другими ее участниками
Способность к безопасной жизнедеятельности
Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни
Способность к выстраиванию своей деятельности в соответствии с правовыми нормами и правилами
Умение использовать свои права и выполнять свои обязанности гражданина, члена общества и учебного коллектива
Старший школьный возраст
Способность к рефлексии, самоанализу и самоконтролю
Умение контролировать и оценивать свою деятельность, предвидеть возможные последствия, оценивать свои достижения, устранять причины возникших трудностей, регулировать свое поведение, физическое и эмоциональное состояние
Способность к определению сфер своих интересов и возможностей в профессиональной сфере
Умение оценивать результаты профессиональной пробы
Способность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми
Умение устанавливать взаимодействие
Способность к безопасной жизнедеятельности
Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни
Способность к выстраиванию своей деятельности в соответствии с правовыми нормами и правилами
Умение использовать свои права и выполнять свои обязанности гражданина, члена общества и учебного коллектива
Компетентность учащегося в информационно – коммуникативной сфере
Младший школьный возраст
Критерии
Показатели
Способность работать с текстами, доступными для восприятия младшими школьниками, правильно и осознанно читать вслух) с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания)
Умение определять в тексте главное, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге
Способность использования простейших логических высказываний типа «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и …»
Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиск необходимой информации в словарях и т.п.
Представление материала в табличном виде. Упорядочивание информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию)
Подростковый возраст
Способность адекватно воспринимать устную речь
Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение)
Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста
Умение создавать письменные высказывания, предающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно)
Способность использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
Способность поиска информации из разных источников, в том числе на электронных носителях
Умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных
Владение монологической и диалогической речью. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности
Умение перефразировать мысль, использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задаче, сферой и ситуацией общения
Старший школьный возраст
Способность извлекать необходимую информацию из различных источников
Умение структурировать информацию, свободно ориентироваться и работать с текстами художественного, научного, публицистического и официально-делового характера, в том числе и на иностранном языке
Способность самостоятельно собирать, хранить и пользоваться нужной информацией, создавая соответствующие базы данных, включая электронные
Умение искать, находить и хранить необходимую информацию, свободно, пользоваться сетью Интернет для поиска, получения и передачи информации
Способность к содержательному общению
Владение основными видами публичных выступлений (монологическое высказывание, дискуссия)
РАСШИРЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ
ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Важнейшая проблема современного образования – его эффективность для общества и личности. Сегодня существует потребность в воспитании активных, организованных, проблемно – мыслящих, гибких и способных к сотрудничеству молодых людей. Поэтому необходимы изменения в философии образования, нужны нововведения в педагогическую теорию и практику. Одним из направлений модернизации образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы. В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и соответственно связанно с выбором образа жизни.
На сегодняшний день достаточно полно освещена теория вопроса организации, актуальности предпрофильной и профильной подготовки обучающихся. Во всех регламентирующих документах по реализации Концепции профильного обучения подчеркивается, что школа не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информаций, знаний, образовательного развития подростка, рекомендуется создать единое образовательное пространство путем интеграции разных типов образовательных учреждений, оптимальное использование их ресурсного потенциала в интересах личности ребенка. Особую роль в этом процессе могут и должны сыграть учреждения дополнительного образования детей.
Индивидуальная траектория развития учащихся, свобода выбора, вариативность программ, их практическая направленность, эти термины определяют содержание концепции профильного обучения, но они же являются принципиальными ориентирами дополнительного образования детей, а следовательно, опыт, накопленный системой дополнительного образования детей, может обогатить систему общего образования.
Проблема помощи подрастающему поколению в поиске себя, в социально – профессиональном самоопределении была актуальна для системы дополнительного образования на всех этапах его развития. В настоящее время поиск новых подходов обусловлен рядом факторов: специфика социально – экономической ситуации в России; сложность проблемы профессионального самоопределения; отсутствие социального заказа на подготовку будущего профессионала. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Как отмечают авторы Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования проблема определения целей, задач содержания предпрофильной подготовки очень остра.
В Концепции модернизации российского образования подчеркнута особая роль учреждений дополнительного образования детей, как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. В перспективе востребованность дополнительного образования детей возрастет еще в большей степени в связи с введением профильного обучения в старшей школе, необходимостью совершенствования профильной и профессиональной ориентации. Естественно, данный аспект модернизации образования основан на содержательно процессуальных изменениях его характера, на реализации компетентностно – ориентированного подхода.
В документах по модернизации российского образования предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций должны войти информационная, социально – правовая и коммуникативная.
Понимание ключевых образовательных компетенции, формируемых в учреждении дополнительного образования, основана на выделении ценностно - смысловой, общекультурной, учебно – познавательной, информационной, коммуникативной, социально – трудовой компетенции и компетенции личностного самосовершенствования. Данная позиция представляется продуктивной, так как выделение не просто социальный, а социально трудовой компетенции позволяет конкретизировать состав опыта и личностных смыслов учащегося, приобретаемых в результате учебной деятельности.
Необходимыми социальными детерминантами реализации компетентностного подхода в дополнительном образовании детей является:
- профессионализация сферы организации свободного времени детей и подростков и других видов деятельности, выполняющих функцию регулирования социальных отношений в обществе (что определяет проблематику формирования социально – трудовых, учебно – познавательных компетенций учащихся);
- развитие сферы детского благополучия в соответствии с требованиями построения социального и правового государства (формирование гражданской, коммуникативной, общекультурной информационной компетенции);
- преобразование общеобразовательного пространства в интересах детей и подростков в соответствии с требованиями гуманизации жизни общества (формирование ценносто – смысловой компетенции, компетенции личностного самосовершенствования).
Социально – трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско – общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально – трудовой сфере (право потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
В качестве теоретической основы конструирования программ дополнительного образования, направленных на формирование социально – трудовой компетентности учащихся, мы выделяем следующие компоненты данной компетентности: мотивационно – ценностный, когнитивный, деятельностный.
Мотивационно – ценностный компонент определяем как совокупность доминирующих мотивов социально – трудового поведения; осознание общественной значимости труда, сформированная установка на постоянное самообразование и самовоспитание; эмоционально – положительное отношение субъекта к деятельности в целом либо к выполнению отдельных профессиональных функций.
Когнитивный компонент: владение знаниями в гражданско – общественной (гражданин, избиратель, представитель…), социально – трудовой (потребитель, покупатель, работник…) деятельности; в экономике и праве; в области профессионально самоопределения.
Деятельностный компонент выражается в подготовленности к выбору конкретной направленности деятельности и состоит в умении анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой; во владении этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; в навыках социальной активности и функциональной грамотности.
Социально – трудовая компетентность позволяет воспроизводить и творчески перерабатывать в своей деятельности присвоенный социальный опыт, формируя тем самым социальные позиции личности.
ЛИТЕРАТУРА
Володина, Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению / Ю.А. Володина // Психологическая наука и образование.-2008.-№2.-С.80-86.
Гериш, Т.В. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования/ Т.В. Гериш, П.И. Самойленко // Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.-№2.-С.11-15.
Дополнительное образование: Словарь-справочник /Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002. – 112 с.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.
Нефедова, Л.А., Развитие ключевых компетенций в проектном обучении/ Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова // Школьные технологии.-2006.-№4.-С.61-68.
Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации / Под редакцией проф. Н.Ф. Радионовой и к.п.н. М.Р. Катуновой. СПб: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005 г.
Педагог как практический психолог в системе дополнительного образования: Опыт работы курсов повышения квалификации специалистов УДОД / Авт.-сост. Даниленко И.В., Корпусенко Ю.В., Павлова Л.П. СПб: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2006 г.
Пискунова Е.В. Современные ориентиры педагогической деятельности. Санкт-Петербург, 2004 г.
Соколова Н.А., Фуникова Н.И. Педагогика дополнительного образования детей: Учеб. пособие по специальности 031300 «Социальная педагогика», специализация 031304 «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования» /Научн. ред. З.М. Большакова. – Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2004. – 278 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ АДРЕСА
1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании