Беседа по теме занятия
Учитель: Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста. (Обычно все поднимают руки.) Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
– Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию.
– Жизнь меняется в отрицательную сторону.
Учитель:А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?
.Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. А какие чувства испытывает человек, обидевший другого, – обидчик?
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
– Гнев, агрессию, боль, чувство вины.
– Жажду примирения.
– Он переоценивает существующую справедливость или себя самого.
Учитель:А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если этот человек – брат или сестра, отец или мама?
Ответы участников:
– Предстоит наладить отношения, попросив прощение.
Учитель:Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннесса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев – «мамихпапинатапа»? Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не делает этого в надежде, что это сделает другой».
Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: чего же хотят оба?
Ответы участников:
– Примирения.
– Извиниться за вольно или невольно нанесенные обиды, простить.
Учитель: А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?
Ответы участников:
– Если мы видим, что человек раскаивается, мучится угрызениями совести, считает себя виновным, ему можно отпустить вину, дать возможность почувствовать, что он прощен.
– Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то все-таки не стоит лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить.
Сказка «Прости»
Однажды там, где нужно было произнести Слово, встретилось Молчание с Молчанием. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Их взгляды выражали одиночество и пустоту, в них было что-то тоскливое.
Вдруг разверзлась бездна меж ними, а за спиной встали непроходимые скалы. Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец своей дороги и осознали, что им не суждено вместе жить, а суждено им вместе умереть.
Немые губы сжались, а языки мучительно искали Слово. Их силы были на исходе. И потянулись руки навстречу, и Слово родилось: «Прости!»
Учитель. В чем суть этой сказки? Кому следует ее рассказать и почему? Какой вывод вы делаете?(Если случилась конфликтная ситуация, не надо молчать, замыкаться в себе, а надо находить решение в диалоге. Надо уметь слышать, понимать и прощать друг друга, ведь все мы делаем ошибки).
(Участники отвечают.)
Учитель: Сегодня мы с вами говорим о способности каждого из нас прощать, о трудном пути прощения.
В «Толковом словаре русского языка» С. Ожегова слово «простить» расшифровывается как «извинить, не ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства». А в словаре В. Даля «простить – делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать».