Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего и младшего школьного и дошкольного возраста Прогимназия города Сургута Тюменской области
Методическая разработка классного часа для 3 класса
«Мир не без добрых людей»
Подготовила
Хочай Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
Цели:
Формировать у учащихся понятий «доброта», «доброе сердце»;
Расширить представление детей об этих словах с позиций нравственного смысла;
Учить детей видеть и чувствовать мир, выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков;
Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;
Воспитывать нравственные ценности, уважение детей друг другу;
Создать положительный настрой на дальнейшую совместную деятельность;
Выработать умение пользоваться определенными качествами в любой жизненной ситуации.
Задачи:
дать представление о человеческих отношениях в обществе, о нормах нравственности, правилах культуры;
овладение общепринятыми нормами поведения через создание ситуации;
формировать умение работать коллективно.
Оборудование:
плакат « Мир не без добрых людей»;
карточки ( пословицы; слова, относящиеся к добру);
презентация
фонограмма песни « Будем добры» Если добрый ты» Песня кота Леопольда
Журнал « Станции доброты» Доброта, Если добрый ты, Работа с пословицами, Добрые поступки, станция Дружбы
Ход классного часа.
Учитель:
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье,
На помощь прийти,
Вновь и вновь.
Это качество,
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец...
Дети. Доброта
Учитель: Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен.
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Доброты. И совершим путешествие по стране Доброта.
Учитель: - А что такое "доброта"? (заботливое, внимательное отношение)
Доброта – стремление человека дать счастье всем людям. ( 1 слайд )
2.Ученик: Добрым быть совсем,
Совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Так на что же похожа доброта? (на солнышко) «Во внутреннем мире человека доброта-это солнце» (2 слайд)
3. Посмотрите на нашу доску. Вы обратили внимание на лучи у нашего солнышка.
- Прочитайте пословицу: "Доброта, что солнце". Как вы ее понимаете? Что она означает?
- Как часто мы слышим громкое, звучное слово – Доброта.
А какие у вас ассоциации возникают со словом доброта?
(Учитель бросает мяч, и каждый поймавший, заканчивает фразу словом: «Доброта – это…») ( 3Слайд )
Учитель: - Как вы думаете, ребята, чего на земле всё-таки больше – добра или зла?
( Ответы детей). Вот представьте себе, что зло – это большая туча.
(Слова: Доброта: отзывчивость, трудолюбие, мир, нежность, дружба, честность, вежливость, скромность, красота, любовь
Мы с вами живем на планете Земля, и коль существует добро и зло, то значит люди могут творить добрые и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро и зло?
- Вторая страничка нашего путешествия:"Если добрый ты» Песня кота Леопольда - если добрый ты, то всегда легко- слушание. (4 слайд )
Третья страничка: Работа с пословицами (5,6 Слайд )
- Существует множество пословиц и поговорок о добре. Собери пословицу и объясни значение. Работа по группам.
Добро помни, а | пожнешь |
Что посеешь, то и | зло забывай |
За добро | добра не делает никому |
Худо тому, кто | добром плати |
Добра желаешь – | а худая бежит |
Добрая слава лежит, | а худой – печаль. |
Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль. | добро и делай |
Четвертая страничка: «Добрые поступки»
И в вас эти ценности тоже заложены, ими надо пользоваться. –Какие добрые поступки вы можете совершить?
- Перевести бабушку, через дорогу – простой пример, но тем не менее.
- Помочь малышу на детской площадке залезть на качельку.
- Придержать дверь подъезда.
- Помочь молодой маме вынести коляску.
- Уступить место в транспорте.
- Помочь донести тяжелую сумку бабушке (из магазина до дома).
- Вежливо или ласково поговорить со встретившимся Вам пенсионером.
- Собрать одежду (в том числе ту, из которой дети уже выросли), вещи и детские игрушки (уже не актуальные), привести их в порядок и раздать тем, кто в этом нуждается (Детские дома, малоимущие семьи, бездомные, можно отнести в церковь.)
- Детские книжки можно отнести в ближайший детский садик, а взрослые в библиотеку.
- Сделать кормушку для птиц.
- Покормить бездомных кошек или собак косточкой из супа. Покормить птичек в ближайшем парке, скверике.
- Позвонить родителям или родственникам в другой город, если они уехали. Им будет приятно.
- Сделать своими руками открытку и послать по почте друзьям, которые её не ожидают (даже если вы ежедневно общаетесь по интернету или телефону. Или даже если живете в соседних домах.).
- Сделать угощение (пряники или печенье) и угостить соседей (например, у нас не принято общаться с соседями) - а настроение улучшается.
Скажите, ребята, а что вы делаете? (Рассуждения и ответы детей).
Просмотр слайдов (7,8,9,10,11)
Учитель:
Молодцы! Вы делаете добрые дела, это тоже общечеловеческие ценности.
Вот, что сказали великие люди: писатели, философы, учёные о добре.(12,13 слайд)
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Лев Толстой
Делать добро легче, чем быть добрым. Жорж Вольфром
Добро существует там, где его постоянно творят. Владислав Гжещик
Пятая страничка: Игра: « Сказочный герой – добрый или злой?» (слайд 14)
- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши , ели злой – закрываете лицо ладошками.
Герои: Красная шапочка, Кот в сапогах, Баба-Яга, Карабас-Барабас, волк (Ну, погоди!), Буратино(!).
Шестая страничка: Отгадайте загадку:
Появилась девочка
В чашечке цветка.
И была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала.
Вот такая девочка,
Как она мила!
(Дюймовочка.)
-Я предлагаю познакомиться с героем ещё одной сказки. Отгадайте загадку:
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.(Утёнок) (15 слайд )
-Все ли герои сказки относятся друг к другу доброжелательно?
(Птицы обижали одного утёнка)
-Почему обижали утёнка?
(Он не похож на других утят.)
-Утёнок отличался от других птиц внешне, но он имеет право быть самим собой. А птицам нужно было проявить доброжелательность и терпимость. Вспомните, что говорила про утёнка мама?
(Доброе сердце, умеет хорошо плавать.)
-Сказку «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен писал, вспоминая своё детство. Он был невысоким, нескладным, некрасивым мальчиком. Рос в бедной семье сапожника, но мечтал стать поэтом и актёром. Андерсен всегда думал о чём-то своём, в мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что над ним смеются
Седьмая страничка - станция Дружбы.
-Мы все разные, мы все равные
. Танец «Дружбы» представят девочки (под песню «Друзья», группа «Барбарики»)
Учитель: Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова. Поэтому к нашим главным словам мы добавим: «Мы вместе» -Хором скажем: «Мы все разные, мы все равные, мы вместе».
Дети читают стихи:
Ученики:
1.Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
« С добрым утром!» - я кричу.
2.« Добрый день!»- кричу я вслед
Всем идущим на обед.
3.« Добрый вечер!»- так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
4.Растает даже ледяная глыба
От слова теплого …/спасибо/
5.Зеленеет старый пень,
Когда услышит…/ добрый день/
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы… /спасибо/
6. Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь:…/здравствуйте
7. Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы:…/простите, пожалуйста/
8. И во Франции и в Дании
На прощанье говорят:../ до свидания/
Восьмая страничка : Задачкино
Учитель: А теперь, ребята, давайте все вместе решим задачу:
1. Мальчик крикнул прохожему: « Скажите, сколько сейчас часов?»
Обращаясь к прохожему мальчик допустил три ошибки. Ответьте, какие ошибки он допустил?
( Должен не кричать, а спокойно спросить: « Скажите, пожалуйста, который час?»
Не часов, а который час. После ответа надо сказать: («Спасибо»)
Сценкаучаствуют 2 мальчика
2. По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов: 1 портфель, 3 книжки и 1 большой сверток. Одна из книг упала.
- У вас упала книга,- закричал мальчик, -у вас было 5 вещей, а теперь осталось 4.
- Я вижу ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты еще не усвоил.
Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?
Учитель: Послушайте стихотворение Кузнецовой и оцените поступок девочки.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: « Не отдам»
А всегда ли вы готовы прийти на помощь другому человеку? Задайте себе мысленно этот вопрос и попробуйте мысленно на него ответить.
Давайте подберем к словам доброта - противоположные по смыслу слова. (15 слайд)
Итог: Учитель:
"Не ищи красоты, а ищи доброты" - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли "Мир не без добрых людей". Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена всё живое, что окружает нас.
Я надеюсь , что все эти чувства живут в вашем сердце. Рефлексия
Литература
Внеклассные мероприятия: 1 класс/Авт.-сост. Жиренко О.Е., Яровая Л. Н., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. – М.: ВАКО, 2008.
Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2007.
Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2012.
Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2009.