Данная презентация подробно знакомит с биографией одного из первых героев Советского Союза Н. П. Каманина.Здесь дана информация о детских и юношеских годах жизни героического лётчика, об его участии в экспедиции по спасению челюскинцев, о годах Великой Отечественной войны и о вкладе Николая Петровича в развитие советской космонавтики. Эта презентация подойдёт для классных часов в 3 - 4 классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Герой Советского Союза Н. П. Каманин »
Никто не забыт!Ничто не забыто!
МБОУ СОШ № 29 г. Владимира
Команда «Юный патриот»
Руководитель: Аникина Наталья Михайловна
Мы живём на Владимирской земле. Наша малая Родина богата героями. Многие улицы нашего города названы в честь выдающихся земляков.Об одном из них команда «Юный патриот» Вам сегодня расскажет.
Быть может, есть на свете краше
И двор, и сад, и яблонь цвет,
Но только лучше школы нашей
Для нас и не было, и нет!
Наша школа расположена
на улице Каманина
Судьба нашего земляка героя – участника ВОВНИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА КАМАНИНA
Николай Петрович Каманинродился 18 октября 1909 года в городе Меленки Владимирской области.
«Меленки - это маленький заштатный городок, растянувшийся по обоим берегам речки Унжи в сорока верстах от легендарно-известного Мурома. На Унже было несколько запруд-плотин с водяными мельницами, а вокруг на берегах и высотках мерно махали крыльями десятки ветряных мельниц, кроме которых были еще текстильная фабрика, дубильни, где выделывались кожи, сапожные мастерские»
Сапожником был и отец Николая Каманина. Пётр Иванович был большевиком. После гражданской войны занимал должность заведующего уездным отделом продовольственного снабжения, помогая людям выжить в трудное время. Ушёл из жизни он в 49 лет, заразившись тифом в 1919 году.
После смерти отца старшим в семье остался десятилетний Николай. С любовью и благодарностью вспоминал он свою маму Стефаниду Даниловну Каманину.В свои 42 года она потеряла мужа, на руках осталось семеро детей, младшему из которых было всего два года. В стране шла гражданская война, царили голод и разруха. И в этой тяжелейшей обстановке мать не дрогнула, не пала духом. Она работала ткачихой на текстильной фабрике, а дети помогали ей по хозяйству.
По воспоминаниям друзей, Коля в детстве играл в лапту и запускал змея. Зимой катался в овраге на лыжах, сделанных из кадушки. Играл в шахматы, участвовал в школьной самодеятельности. Любимые предметы были у него алгебра, геометрия, физика. Учебники и тетради содержал в образцовом порядке. Он всегда был целеустремленным.
Когда в школе была создана ячейка «Общества друзей воздушного флота» возглавил её четырнадцатилетний Николай Каманин. Уже тогда он мечтал стать лётчиком.
В 1927 году по комсомольской путевке, пройдя строгий отбор - из десяти желающих отбирался только один Николай Петрович, он поступил в Ленинградскую военно-теоретическую летную школу, которую в обиходе между собой шутливо называли «теркой»
1928 году по окончании Ленинградской военно-теоретической школы Красного Воздушного Флота, продолжил учебу во 2-й военной школе летчиков КВФ в Борисоглебске[2]. (Борисоглебская Краснознаменная военная авиационная школа летчиков им. В.П. Чкалова)
В июле 1929 года между СССР и Китаем возник вооруженный конфликт вокруг Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), Командующим Особой Дальневосточной армии был Василий Константинович Блюхер. Попасть в гущу военных событий в Приморье было заветной мечтой каждого из выпускников Борисоглебской военной школы летчиков. Выпуск Каманина состоялся в конце ноября 1929 года, когда события на Дальнем Востоке были в разгаре. Но из этого выпуска только трое, в том числе и Николай Петрович, получили назначение в Приморье, в 40-ю эскадрилью имени Ленина под командованием И.И. Карклина
Двадцатилетний Каманин прибыл на должность младшего военного летчика в первый отряд 1-й отдельной истребительной авиационной Краснознаменной эскадрильи им. Ленина. Под командование опытного летчика, участника гражданской войны Ивана Ивановича Макарова. Николай был самым молодым летчиком эскадрильи.
В октябре 1931 г. Н. П. Каманин был назначен командиром звена. В 1932 году вступил в партию большевиков, стал коммунистом. В соответствии с приказом командования Каманин руководил полетом своего авиаотряда на предельную дальность. Отрабатывались «слепые» полёты, по приборам. Полет проходил большей частью над Японским морем на высоте 4-5 тыс. метров и длился 11 часов
6 минут. Без посадок и дозаправок. В открытых, не отапливаемых кабинах при температуре 500С ниже нуля, без кислородных масок. Николай Каманин налетал 1200 часов, в том числе 300 часов - ночью. За четыре года службы он вырос от младшего военного летчика до командира авиаотряда.
В тридцатые годы ХХ столетия Советское правительство решило подтвердить заявленное право государства на арктические территории. В 1934 году советский пароход «Челюскин» под руководством Отто Юльевича Шмидта должен был пройти Северным путем, для создания регулярных морских рейсов.
Капитаном корабля был назначен Владимир Иванович Воронин. Для проводки «Челюскина» через тяжелые льды в экспедицию был включён мощный ледокол «Красин». Но ледокол потерпел аварию. С наступлением осени началось интенсивное образование льда.
После аварии неуправляемый «Челюскин» дрейфовал в ледяных полях. Началась зимовка людей и корабля в Чукотском море. От напора льда в левом борту судна образовалась пробоина, корабль затонул. Но моряки и участники экспедиции успели выгрузить на лед запасы продовольствия, топлива, шлюпки, стройматериалы, рацию, спальные мешки.
Два месяца продолжалась ледовая эпопея, за которой следили миллионы людей в Советском Союзе и других странах. Постановлением правительства была создана комиссия для организации помощи участникам экспедиции Шмидта.
из воспоминаний Н. П. Каманина: «…из Москвы пришел приказ выделить из нашей эскадрильи отряд на спасение челюскинцев. Я был назначен командиром отряда по спасению экипажа «Челюскина». Задание особой важности, правительственное»
В феврале 1934 года из Владивостока был отправлен сводный военный авиаотряд под командованием Н. Каманина. В состав отряда входили 16 пилотов и техников, пять самолетов-разведчиков Р-5 и два учебно-тренировочных У-2. За 17 дней отряд преодолел 2500 км маршрута перелета, совершив девять посадок, Олюторка - Майна Пыльгин - Анадырь - бухта Провидения - Уэлен. Трудно было в то время летать в Арктике. Радио на самолетах не имелось. Лётчики летели над районами, где не было посадочных площадок и радиомаяков, им приходилось ориентироваться по неточным картам и по показаниям магнитного компаса. Самолёты терпели аварии в сложных погодных условиях.
Мысль о том, что на льдине в лагере Шмидта ждут помощи люди и что они могут погибнуть, если она не придёт вовремя, удесятеряла силы спасателей. Они спешили, сокращая время на подготовку к вылету до минимума. А в те дни о них в печати появлялись самые разноречивые сообщения. О том, что пропали. О том, что погибли… А лётчики все же летели, упорно пробивались на север, вглубь Арктики, с каждым днем приближаясь к лагерю челюскинцев».
3 апреля 1934 г. два самолета из пяти, командира отряда Н.П. Каманина и Василия Молокова, спустя месяц после выхода из Владивостока, прибыли в Уэллен. Продолжалась операция по спасению челюскинцев. Все 104 пленника Арктики были вывезены на материк
Н. П. Каманин (слева)
13 апреля ледовый лагерь перестал существовать. Экспедиция на «Челюскине» дала мощный толчок освоению Северного морского пути.
20 апреля 1934 года Каманин Николай Петрович, как и другие летчики, был удостоен звания Герой Советского Союза.
Закончив Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского, Н.П. Каманин был назначен командиром легкобомбардировочной авиабригады Харьковского авиагарнизона.
В конце 1940 года полковник Каманин был заместителем командующего ВВС Среднеазиатского военного округа. Дивизия была одним из крупных соединений и включала в себя полки бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. В годы войны Николай Петрович занимался формированием и подготовкой авиасоединений для фронта.
Но Николай Петрович рвался на фронт. Каманин командовал 292-й штурмовой авиадивизией. За два месяца пребывания на Калининском фронте летчики дивизии уничтожили 72 танка, сбили 7 самолетов, взорвали 32 автоцистерны с горючим, разбили 7 паровозов и уничтожили много живой силы.
В марте 1943 г. полковник Каманин возглавил авиакорпус. Штурмовые и истребительные авиадивизии были вооружены самолетами Ил-2, Як-7б, Як-9, Ла-5. 17 марта 43 года Николаю Петровичу Каманину было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
Каманин обладал организаторскими и полководческими способностями. Он берёг людей и боевые товарищи любили его.
На фронте с Н. Каманиным воевали жена и сын.Но никаких поблажек генерал Каманин для сына не делал.
15 летний сержантА.Каманин был пилотом связного самолета У-2 и выполнял боевые задания, летал в тыл врага. Аркадий был самым юным летчиком - участником Великой Отечественной войны.
Из воспоминаний Н. П. Каманина: «Летал Аркадий на У-2 много, по-юношески азартно, с увлечением.
Н. П. Каманин
и А. Каманин
В те дни мы жили боевыми делами фронта, и тем отраднее было услышать радостную весть об успехах своих родных. Именно таким семейным торжеством для меня и для моей жены Марии Михайловны явилось известие о том, что наш сын Аркадий получил боевую награду — орден Красной Звезды. Его, крылатого орленка, поздравляли все, кто находился в то время в штабе корпуса, а особенно боевые друзья — летчики и техники эскадрильи связи, в которой Аркадий был на штатной должности летчика».
Части под командованием Н.П. Каманина освобождали Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию. В феврале 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками при овладении Будапештом авиакорпус был награжден орденом Кутузова 3-й степени. Сотни пилотов, стрелков-радистов, инженеров и техников корпуса были представлены к государственным наградам, а 76 летчиков получили звание Героя Советского Союза.
За время войны командир 5-го штурмового Винницкого ордена Кутузова авиационного корпуса генерал-майор авиации Каманин Николай Петрович удостаивался высшей полководческой награды - благодарности Верховного Главнокомандующего в приказе - 17 раз! 20 апреля 1945 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации. Было Николаю Петровичу всего 36 лет.
После войныгенерал - лейтенант авиации Николай Петрович Каманинпродолжал учиться, уже в академии Генерального штаба. Работал в Управлении Гражданского воздушного флота, возглавлял Центральный Совет ДОСААФ.
В 1956 году Николай Петрович был назначен в Среднеазиатский военный округ командующим воздушной армией.
Наступил космический век. Мощная ракета Р-7 не только обеспечивала доставку боезаряда, но и позволяла запустить первый в мире искусственный спутник Земли.
В 1960 году организацию подготовки будущих летчиков-космонавтов и строительство Звёздного городка командование ВВС поручило начальнику штаба ЦПК Н.П. Каманину.
Из трёх тысяч претендентов было отобрано 20 человек.Они были такие разные, ноих объединяла любовь к небу и огромное желание полететь в космос. Первые космонавты не только готовились к полётам в космос, они участвовали в эксперименте по выносливости человеческого организма. Ведь тогда никто не знал, что их ждёт в космосе. Николай Петрович был не только наставником молодого поколения, он стал для них родным человеком, ведь не зря его прозвали «Наш суровый батя».
Каманин добивался выделения квартир для семей космонавтов.
Курировал строительство комплекса для тренировок, аналога которому не было в мире. В ЦПК, проверял, как идут занятия у космонавтов. Следил за работой по благоустройству территории городка.
Николай Петрович Каманин всегда находился в гуще событий. Он был в курсе подготовки космических кораблей для полётов, участвовал в запусках ракет.
За талант руководителя и ответственное отношение к делу Николая Петровича уважалСергей Павлович Королёв.
В 1967 году Каманину было присвоено воинское звание генерал-полковник авиации.
11 лет Николай Петрович был руководителем Центра подготовки космонавтов. Обладая врожденным чувством справедливости, требовательный к себе, он поступал в жизни всегда по своим правилам. Вопреки воле начальства Николай Петрович собирал сведения, фотографии космонавтов и дублеров. Тем самым сохранив для следующего поколения исторические реликвии.
Герой Советского Союза, кавалер трех орденов Ленина, ордена Красного Знамени, двух орденов Суворова 2-й степени, орденов Кутузова 2-й степени и Красной Звезды в 1971 годуНиколай Петрович ушел в запас. Но и назаслуженном отдыхе продолжал общественную работу.
11 марта 1982 года Н.П. Каманина не стало. Его именем названы улицы городов. В его честь установлена мемориальная доска на школе № 1 в Меленках.
Хочется сказать, что мы, выполняя задания 3 этапа , узнали много о жизни Николая Петровича Каманина. Мы гордимся тем, что наша школа находится на улице которая названа именем ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА!
Ресурсы:
Водопьянов М.В. Повесть о первых Героях. -2-е изд. - М., 1980. С. 90-118. 2.
Герои огненных лет. Кн. 6. - М., 1983. С. 121-126.
Нагорный А.Ф., Травкин В.В. Земли Владимирской богатыри. - 2-е изд. - Ярославль, 1967. С. 163-167.
Сыны земли Владимирской. - Ярославль, 1981. С. 133-139