Формы и методы производственного обучения. Урок производственного обучения- это организационная форма процесса обучения, при которой мастер производственного обучеия в течении точно установленного временив специально отведенном месте (учебная лаборатория, производственное помещение) руководит учебной и производственной деятельностью группы учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы и методы производственного обучения »
ФОРМЫ организации ПО
Основные формы
Внеурочные формы
Урок – организационная форма процесса обучения, при которой мастер ПО в течение точно установленного времени в специально отведенном месте (уч.мастерская, лаборатория) руководит уч.-произв-й деятельностью группы учащихся постоянного состава с учетом особенностей каждого из них, а также содержания обучения
Индивидуальное прикрепление учащихся: 1/к квалифицированным рабочим; 2/ обучение учащихся в составе бригады квалифицированных рабочих
Обучение в в составе ученической бригады
Производственная экскурсия
Домашняя работа
Урочная форма организации ПО
Тип урока
Характеристика содержания, цели
Вводный
Ознакомление с профессией, характером и содержанием предстоящих работ, учебной мастерской, правилами поведения и безопасности в уч. мастерской и училище. Ознакомление учащихся с предприятием
По изучению трудовых приемов и операций
Формирование первоначальных умений правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции в различных их сочетаниях в соответствии с инструктивными указаниями и пояснениями мастера и рекомендациями инструкционной карты
По выполнению простых работ комплексного характера
Закрепление и совершенствование умений учащихся выполнять приемы и способы труда, типичные для профессии, в различных сочетаниях при выполнении в учебных мастерских и лабораториях работ комплексного характера, включающих ранее изученные операции
По выполнению сложных работ комплексного характера
Формирование умений и навыков выполнения типичных для профессии уч.-производств-х работ, сочетающих все ранее изученные техноло-гические операции и способы труда, при обучении учащихся в УМ, лабораториях и в условиях производства. Формирование профессио-нальной самостоятельности, привычек и умений самоконтроля. Обучение учащихся планированию учебно-производственного труда, воспитание технической культуры и творческого отношения к труду
Контрольно-проверочный
Планомерное определение уровня профессиональных знаний, умений и навыков учащихся
ТИПЫ УРОКОВ (по Е. М. Муравьеву)
Тип урока
Структура урока
Теоретический
1/ Орг-я часть;2/Изложение теоретич. материала; 3/Закрепление; 4/Работа по усвоению теории в виде упражнений и задач; 5/Итоги урока
Практический
1/Орг-я часть; 2/Вводный инструктаж к ПР; 3/Пробное выполнение ПР; 4/Самостоятельная ПР учащихся и текущий инструктаж мастера; 5/Итоги урока
Комбинирован
ный
1/Орг-я часть; 2/Опрос по изученному материалу; 3/Изложение нового учебного материала; 4/Закрепление; 5/Вводный инструктаж; 6/Самостоятельная ПР учащихся и текущий инструктаж мастера; 7/Итоги урока
Урок-ЛР
1/Орг-я часть; 2/Изложение теоретического материала, на котором основана ЛР; 3/Выдача задания на ЛР; 4/Выполнение ЛР учащимися; 5/Итоги урока
По решению технич.задач
1/Орг-я часть; 2/Изложение теоретического материала, на котором основано решение ТЗ; 3/Закрепление теоретического материала; 4/Решение технических задач; 5/Итоги урока
Контрольно-проверочный
1/Орг-я часть; 2/Выдача задания на КР; 3/Выполнение КР; 4/Итоги КР и урока.
Структура урока ПО
Организацион
ная (внешняя)
Дидактическая
Вводный инструктаж
Содержание структурных элементов
Целевая установка
Сообщение темы и разъяснение цели урока. Демонстрация образцов уч.- произв-х работ, наглядных пособий, в/ф, слайдов и т. д.
Актуализация знаний и опыта учащихся
Основная часть:
упражнения
(самостоятель-ная работа учащихся)
Формирование ориентировочной основы действий учащихся
Опрос по материалу спецпредметов и прошлых уроков ПО. Повторение мастером сведений по материалу урока. Воспроизведение уч-ся ранее освоенных приемов и способов работы и т. п.
Показ и объяснение приемов, способов, технологической последовательности выполнения предстоящих на уроке учебно-произв-х работ. Пробное выполнение уч-ся изучаемых трудовых действий, самостоят.-е определение технологии, способов и режимов выполнения задания
Формирование (отработка) новых способов действия
Упражнения учащихся в освоении трудовых приемов и в отработке трудовых операций. Индивидуальное и коллективное инструктирование учащихся мастером.
Применение
( закрепление, развитие ) освоенных способов
действия
Заключительный инструктаж
Упражнения учащихся в отработке трудовых процессов. Индивидуальное и коллективное инструктирование мастером. Накопление производств. опыта учащихся. Развитие творческих способностей.
Подведение итогов
Подведение учебно-производственных итогов урока
Организация работы учащихся на уроке
Форма организации работы
Характеристика
Фронтально-
групповая
Все ученики выполняют одинаковое учебно-трудовое задание.
Вводный инструктаж ведется одновременно для всех учащихся.
Учащиеся продвигаются по учебному процессу единым фронтом.
Условие: наличие соответствующего инструмента, оборудования, дидактических средств и т.д.
Бригадно-звеньевая
• Учащиеся делятся на отдельные бригады или звенья.
• Каждая бригада или звено выполняют свои учебно-трудовые задачи.
• Инструктирование ведется для каждой бригады или звена отдельно.
• Применяется обычно для более целесообразного использования инструментов и оборудования, выбора объектов труда и т.д.
Индивидуаль
ная
• Учащимся выдаются индивидуальные учебно-трудовые задания с учетом их интересов, способностей и отношения к работе.
• Задания могут выполняться как на уроке, так и вне его.
• Инструктаж к заданиям, консультации и контроль также индивидуальны.
• Индивидуализация технологического обучения создает благоприятные условия для развития личности каждого отдельного ученика.
Правила комплектования ученических бригад
1/ варианты – однородные (примерно равные по силам и возможностям учащиеся) или смешанные бригады («сильные», «средние» и «слабые» учащиеся). Задания дифференцированные – повышенной сложности и облегченные;
2/ количественный состав зависит от специфики содержания работ по профессии: - 8-9 чел-к в бригаде - работы выполняются индивидуально (токари, фрезеров-щики, портные…); - 3-4 чел-ка – слесари-сборщики, ремонтники, электромонтеры (как на предприятии); - комплексные ученич. бригады – строительные работы (различные профессии – кол-во зависит от объема, сроков и организации работ;
3/ способ организации уч-производит-го труда – индивидуально-бригадная
индивид. работа направлена на выполнение задания –бригадо-комплекта);
расчлененная технология – учащийся выполняет одну технологическую операцию – необходимость ответственности и взаимодействия- кооперации;
4/ роль и место мастера (вводное инструктирование, демонстрация приемов, ООД, разбор технологии выполнения задания, текущее инструктирование, подведение итогов на заключительном инструктаже)
5/ бригадир ученической бригады – выполнение некоторых функций мастера
Формы организации труда мастера (обучение)ПО
Мастер-мастерская
ПО по профессии широкого профиля включает несколько разделов, которые проводятся на различных учебных участках: слесарная, лаборатория анализа, лаборатория автоматики, КИП – работа со всеми курсами и группами по графику
Бригадная организация
С учащимися 1-2 курсов одновременно работают 4-5 мастеров – взаимозаменяемость, взаимопомощь, эффектив-ное педагогич-е наставничество над начинающими . Бригадир – опытный мастер. Организация ПО крупными периодами (2-3 курсы)-выполнение крупного подряда на работу –строители, монтажники и др., связанные с выездами на объект…
Мастер-преподаватель
1/ведет уроки по спецпредмету + -связь теории с практикой
2/один проводит все совмещенные, интегрированные (бинарные) уроки ПО и специального предмета + - создание у учащихся единого взгляда на теорию, практику и ответственного отношения к будущей профессии
Внеурочные формы обучения
Индивидуальная
Развитие технических способностей и других качеств личности; организация НИР, рационализаторства и изобретательства
Групповая
Организация предметно-технических кружков по интересам: технического, технологического и прикладного характера. Цель –развитие технического мышления и творческих конструкторских способностей, потребности в производительном труде
Массовая
Встречи с представителями производства; тематические вечера по профессии (знакомство с современными технологиями, с историей развития…); олимпиады предметные; профессиональные конкурсы на базе учебных мастерских; выставки творческих работ учащихся; экскурсии на производство
Домашняя работа
1/повторение учебного материала. Необходимого для предстоящей ПР на следующем уроке; 2/систематизация самостоятельных наблюдений; 3/решение производственно-технических задач; 4/изучение ИК или ТК; 5/ изучение схем и инструкций по обслуживанию оборудования на новом месте…
МНОГООБРАЗИЕ МЕТОДОВ ПО
Метод обучения - способ взаимосвязанной деятельности преподавателя, мастера производственного обучения и обучающихся, направленный на овладение обучающимися знаниями, навыками и умениями, на их воспитание и развитие
организации и осуществления учебно-познава-тельной и учебно-производственной
деятельности
словесные, наглядные и практические методы, реализуемые индуктивно или дедуктивно
под руководством преподавателя (мастера производственного обучения) или самостоятельно в репродуктивном или продуктивном направлениях
стимулирования и мотивации учебной деятельности
методы мотивации учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности, а также методы стимулирования интереса к учебе
контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности обучающихся
методы устного, письменного и практического контроля и самоконтроля, а также тестирование уровня знаний и умений обучающихся.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ПО
Метод
Деятельность педагога
Устное изложение учебного материала
Деятельность учащихся
Целевая установка, изложение учебного материала (рассказ, объяснение; лекция), подведение итогов
Беседа (вопросно-ответный метод)
Слуховое восприятие (слушание) и осмысление учебного материала, сообщаемого педагогом
Целевая установка, постановка вопросов к учащимся, ответы на вопросы учащихся, подведение итогов
Работа с текстом книги
Продумывание ответов (припоминания, сравнения, сопоставления, анализ, синтез и т.п.) и устные ответы на вопросы педагога). Вопросы к педагогу
Целевая установка, определение содержания задания и порядка работы учащихся, руководство работой учащихся, контроль и подведение итогов
Чтение и осмысление текста книги, выполнение задания (запоминание, сравнения, выделение главного, ответы на контрольные вопросы, конспек-тирование):а) под руководством педагога; б) самостоятельно
Требования к словесным методам обучения
– научная достоверность содержания; – логическая стройность и последовательность;
– доходчивость и доступность для обучающихся ; – доказательность и убедительность;
– четкость и ясность главной мысли на каждом этапе; – эмоциональность по форме и содержанию; образность; – стимулирование внимания и активности обучающихся.
Приемы словесных методов обучения
1/ разнообразие видов деятельности обучающихся на занятиях (зарисовкой и составлением схем, графиков, таблиц, изучением иллюстраций в учебниках и др.);
2/ широкое сочетание слова с демонстрацией средств наглядности (детали, инструмент, образцы, эталоны и др.), показом слайдов и видео-фильмов, проведением мини-бесед с обучающимися и т.п.;
3/ проблемное изложение материала, имеющего «естественную» проблемность (построение технологических процессов, выбор способов обработки, экономические обоснования, диагностика неисправностей, наладка оборудования и т.п.);
4/ широкое использование сравнений, обобщений, теоретических обоснований с тем, чтобы не оторваться от общих принципов и не свести изучение предмета только к изложению «местных» фактов и примеров;
5/ осуществление тесных межпредметных связей с другими предметами и практическим обучением (одинаковая терминология, отбор аналогичного материала, раскрываемого в других предметах)
Типы «продуктивных» вопросов учащимся
на сравнение («В чем сходство и различие ...?»; «Что общего между ...?»; «Сравните и сделайте вывод о...») и т. п.;
на установление причинно-следственных связей «Что послужило причиной...?», «Что произойдет, если...?»; «Как изменится…», «Какая связь существует...?»; «Почему ...?») и т. п.;
на определение цели действия, явления, процесса (Какую цель имеет...?» «Каково назначение ...?»; «Для чего выполняется?)
на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов, явлений или важнейших услови й какого либо процесса или действия («Укажите характерные черты условия необходимые для ...?»; «В каком случае ...?»; «Что обеспечивает...?»);
на установление значения того или иного явления, процесса («Какое влияние оказывает ...?»; «Какое значение имеет…?
на объяснение, обоснование, доказательство («Чем объяснить...?»; «Как доказать, что ...?»; «Как обосновать ...?»)
на выводы и обобщения («Какой вывод можно c делать? В чем сущность...?) и т. п.
Письменное инструктирование
Использование на занятиях различных инструктивных документов (документов письменного инструктирования), являющихся самостоятельными источниками информации .
Инструкционные карты
информация словесная- описание наиболее рациональной последовательности, правил, указаний о выполнении указываемых приемов, критериев контроля и самоконтроля, правил безопасности:графическая– рисунки, схемы, графики и др., имеющие определенную инструктивную значимость - имеются у каждого учащегося и у мастера (формат 80х100 см)
Инструкционно -технологические карты
рациональная последовательность работ + инструкции для правильного их выполнения и пояснения, как в ИК. Являются фактически технологической документацией, применяемой на предприятиях для соответствующих профессий, приспособленной для учебной цели. На предприятиях называются по-разному – инструкция, технологические, маршрутные, операционные карты, технологические графики и др.
Технологические карты
без инструктивных указаний и пояснений - рациональные режимы и параметры, контрольно-проверочные операции
Учебные алгоритмы
Применяются при обучении учащихся обслуживанию, наладке, диагностике неисправностей, регулировке сложного оборудования, агрегатов. Содержат четкие правила выполнения работ в различных типичных ситуациях.
НетВывод : имеется дефект, полученный при сверлении отверстия на линии А-3
ДаВывод: сместилась кондукторная плита вместе с кондукторной втулкой
3. Проверить, нет ли дефекта обработки отверстий на предшествующей линии А-3
Наглядно-демонстрационные методы ПО
Определяются общедидактическим принципом - наглядностью в обучении. Данный принцип предполагает изучение учебного материала на основе живого и непосредственного восприятия изучаемых объектов и явлений
Метод
Деятельность педагога
Демонстрация
Деятельность учащихся
Целевая установка, определе-ние задания, управление техническими средствами, практическое выполнение опытов, трудовых приемов и др.
Самостоятель
ные наблюдения учащихся
целевая установка, определение объектов наблюдения, руководство наблюдениями учащихся, подведение итогов
Зрительное восприятие (рассматривание) показываемого, сравнение частей, сопоставление, выделение и усвоение главного… Ответы на вопросы педагога
Наблюдение объектов, явлений, действий в целом и по частям, сравнение частей, сопоставление, выделение и усвоение главного… Ответы на вопросы педагога
Основные приемы демонстрации в ПО
Показ приемов слитно, в нормальном рабочем темпе
Показ приемов в замедленном темпе, с остановками в характерных моментах; расчленение приемов на элементы и показ отдельных трудовых движений
Показ приемов слитно, в нормальном рабочем темпе
Практические методы ПО
Метод
Деятельность педагога
Упражнения
Деятельность учащихся
Целевая установка, поста-новка проблемы, опреде-ление содержания и поряд-ка работы учащихся (форми-рование ООД), техническое обслуживание, руководство работой уч-ся, контроль, подведение итогов
Лабораторно-практические
работы
Выполнение заданий:
1/ под руководством педагога
2/ по письменной инструкции
3/по алгоритму
4/самостоятельно
Целевая установка, опреде-ление содержания и поряд-ка работы учащихся, управление техническими устройствами, руководство работой учащихся, контроль, подведение итогов
Выполнение заданий, обработка результатов, формулирование выводов: