kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Формы и методы производственного обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы и методы производственного обучения. Классификация форм и методов производственного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формы и методы производственного обучения"»

Аникин Д.В., мастер производственного обучения

Гагинский филиал ГБПОУ «Лукояновский Губернский колледж»


ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Главное место в системе подготовки конкурентоспособного специалиста в профессиональном образовании занимает производственное обучение.

Основными направлениями совершенствования производственного обучения будут:

  • соединение обучения с производительным трудом обучающихся;

  • формирование у обучающихся умений применять в работе современную технику и

технологию, передовой производственный опыт;

  • разные формы и методы производственного обучения;

  • применение методов и приемов обучения, которые обеспечиывают формирование

профессиональных умений и навыков;

  • развитие самостоятельности, творческой активности и технического мышления;

  • выработка умений применять знания в производственных условиях;

  • формирование навыков самоконтроля;

  • использование наглядных пособий, технических средств обучения и информацион-

ных технологий.

В соответствии с этими направлениями современная методика производственного обучения будет включать деятельность мастера – инструктирование и деятельность обучающихся – учение. Инструктирование и учение тесно связаны и влияют друг на друга.

Внешняя сторона учения в процессе производственного обучения обучающихся проявляется в их трудовой учебной деятельности – выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, регулировке, наладке механизмов и другие действия.

Внутренняя деятельность включает восприятие и осмысливание инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку. В результате единства внешней и внутренней сторон учебной деятельности у обучающихся формируются знания, умения и навыки.

Руководство, корректировка, управление внешней и внутренней учебной деятельностью обучающихся составляют сущность инструктирования деятельности мастера, которая включает следующие основные элементы:

- создание у обучающихся ориентировочной основы деятельности, т. е. полного и развернутого представления о задачах предстоящего трудового процесса, условиях, средствах, способах и особенностях выполнения и контроля действий;

- руководство деятельностью обучающихся при выполнении ими трудовых действий;

- контроль и анализ учебных успехов обучающихся, про­верка и оценка их знаний,

умений и навыков.

Содержание деятельности мастера по руководству производственным обучением обучающихся зависит от конкретного содержания и периода обучения, подготовленности обучающихся, условий обучения.

Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и различными методами.

Под формами обучения понимают способы построения учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности обучающихся, руководство этой деятельностью и структуру занятий. Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятельности.

Основной формой организации производственного обучения в учебных мастерских и на учебно-производственных участках предприятий является урок. При урочной форме организации обучения все обучающиеся группы одновременно изучают один и тот же учебный материал, выполняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной структуры – вводный инструктаж, упражнения (самостоятельная работа) обучающихся и текущий инструктаж, заключительный инструктаж.

При обучении в условиях производства основными формами организации учебного процесса являются:

  • обучение обучающихся в составе ученических бригад;

  • обучение в составе бригад квалифицированных рабочих;

  • индивидуальное прикрепление обучающихся к квалифицированным рабочим.

Специфической формой организации производственного обучения следует считать производственную практику. Для производственного обучения характерны такие формы, как производственные экскурсии и домашняя учебная работа обучающихся.

Формами учебно-производственной деятельности обучающихся являются фронтально-групповая, бригадная и индивидуальная. Фронтально-групповая форма деятельности обучающихся реализуется при проведении уроков производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко применяют также бригадные, индивидуальные формы учебно-производственной деятельности обучающихся.

Методы производственного обучения – это способы совместной деятельности мастера и обучающихся, при помощи которых достигается овладение обучающимися практическими знаниями, умениями и навыками, формируются основы их профессионального мастерства, развиваются умственные, физические и творческие способности.

Чтобы правильно выбрать методы обучения, необходимо иметь четкое представление об их классификации и области применения. В процессе производственного обучения преимущественно примеряют методы, которые в педагогической литературе классифицируются по источникам знаний и умений на словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т. п.), наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий, наблюдения обучающихся и т. п.) и практические (упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа обучающихся, решение производственно-технических задач).

Словесные методы используют при проведении вводного инструктажа, а также при текущем инструктировании обучающихся в процессе работы. Наглядные методы также наиболее характерны для вводного инструктирования обучающихся. Среди этих методов обучения следует выделить показ трудовых приемов, применяя который мастер формирует в сознании обучающихся образ трудовых действий, которые они должны освоить.

Важнейшими для производственного обучения являются практические методы. Это основные методы формирования умений и навыков обучающихся. Поэтому мастеру для успешного руководства производственным обучением нужно, глубоко знать их дидактические возможности.

В последние годы внимание мастеров производственного обучения профессионально-технических учебных заведений привлекают методы обучения, в основе классификации которых характер познавательной деятельности обучающихся: репродуктивные (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).

Мастера производственного обучения дают обучающимся специальные задания творческого характера, которые они выполняют самостоятельно или под руководством мастера в зависимости от сложности: разработка или улучшение конструкции приспособления, повышающего производительность труда; составление технологической карты и т. п. Широко в производственном обучении мастера применяют межпредметные домашние задания, выполнение которых также способствует развитию поисковой деятельности учащихся.

Таким образом, в передовой педагогической практике уже наметились определенные пути применения проблемно-поисковых методов в производственном обучении. Задача состоит в расширении этих поисков, в доведении имеющегося опыта до широких кругов практических работников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Формы и методы производственного обучения"

Автор: Аникин Дмитрий Вячеславович

Дата: 20.05.2017

Номер свидетельства: 417152

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Применение задач с профессиональной направленностью на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(81) "primienieniie-zadach-s-profiessional-noi-napravliennost-iu-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "283997"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453909123"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Статья ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ В ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_vniedrieniie_innovatsiinykh_tiekhnologii_i_ikh_eliemientov_na_urokakh_li"
    ["file_id"] => string(6) "462105"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1521134117"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Роль педагога  в развитии функциональной грамотности  школьников в  условиях  обновления содержания  среднего образования. "
    ["seo_title"] => string(132) "rol-piedaghogha-v-razvitii-funktsional-noi-ghramotnosti-shkol-nikov-v-usloviiakh-obnovlieniia-sodierzhaniia-sriedniegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "242575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445497302"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Значение использования информационно – коммуникационных технологий в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(73) "znachieniieispolzovaniiainformatsionnokommunikatsionnykhtiekhnologhiivdou"
    ["file_id"] => string(6) "276903"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452795330"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Инновационные методы подхода к студентам на уроках физической культуры"
    ["seo_title"] => string(78) "innovatsionnyie_mietody_podkhoda_k_studientam_na_urokakh_fizichieskoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "437677"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510138640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства