Просмотр содержимого документа
«Статья "Формы и методы производственного обучения"»
Аникин Д.В., мастер производственного обучения
Гагинский филиал ГБПОУ «Лукояновский Губернский колледж»
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Главное место в системе подготовки конкурентоспособного специалиста в профессиональном образовании занимает производственное обучение.
Основными направлениями совершенствования производственного обучения будут:
соединение обучения с производительным трудом обучающихся;
формирование у обучающихся умений применять в работе современную технику и
технологию, передовой производственный опыт;
разные формы и методы производственного обучения;
применение методов и приемов обучения, которые обеспечиывают формирование
профессиональных умений и навыков;
развитие самостоятельности, творческой активности и технического мышления;
выработка умений применять знания в производственных условиях;
формирование навыков самоконтроля;
использование наглядных пособий, технических средств обучения и информацион-
ных технологий.
В соответствии с этими направлениями современная методика производственного обучения будет включать деятельность мастера – инструктирование и деятельность обучающихся – учение. Инструктирование и учение тесно связаны и влияют друг на друга.
Внешняя сторона учения в процессе производственного обучения обучающихся проявляется в их трудовой учебной деятельности – выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, регулировке, наладке механизмов и другие действия.
Внутренняя деятельность включает восприятие и осмысливание инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку. В результате единства внешней и внутренней сторон учебной деятельности у обучающихся формируются знания, умения и навыки.
Руководство, корректировка, управление внешней и внутренней учебной деятельностью обучающихся составляют сущность инструктирования деятельности мастера, которая включает следующие основные элементы:
- создание у обучающихся ориентировочной основы деятельности, т. е. полного и развернутого представления о задачах предстоящего трудового процесса, условиях, средствах, способах и особенностях выполнения и контроля действий;
- руководство деятельностью обучающихся при выполнении ими трудовых действий;
- контроль и анализ учебных успехов обучающихся, проверка и оценка их знаний,
умений и навыков.
Содержание деятельности мастера по руководству производственным обучением обучающихся зависит от конкретного содержания и периода обучения, подготовленности обучающихся, условий обучения.
Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и различными методами.
Под формами обучения понимают способы построения учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности обучающихся, руководство этой деятельностью и структуру занятий. Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятельности.
Основной формой организации производственного обучения в учебных мастерских и на учебно-производственных участках предприятий является урок. При урочной форме организации обучения все обучающиеся группы одновременно изучают один и тот же учебный материал, выполняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной структуры – вводный инструктаж, упражнения (самостоятельная работа) обучающихся и текущий инструктаж, заключительный инструктаж.
При обучении в условиях производства основными формами организации учебного процесса являются:
обучение обучающихся в составе ученических бригад;
обучение в составе бригад квалифицированных рабочих;
индивидуальное прикрепление обучающихся к квалифицированным рабочим.
Специфической формой организации производственного обучения следует считать производственную практику. Для производственного обучения характерны такие формы, как производственные экскурсии и домашняя учебная работа обучающихся.
Формами учебно-производственной деятельности обучающихся являются фронтально-групповая, бригадная и индивидуальная. Фронтально-групповая форма деятельности обучающихся реализуется при проведении уроков производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко применяют также бригадные, индивидуальные формы учебно-производственной деятельности обучающихся.
Методы производственного обучения – это способы совместной деятельности мастера и обучающихся, при помощи которых достигается овладение обучающимися практическими знаниями, умениями и навыками, формируются основы их профессионального мастерства, развиваются умственные, физические и творческие способности.
Чтобы правильно выбрать методы обучения, необходимо иметь четкое представление об их классификации и области применения. В процессе производственного обучения преимущественно примеряют методы, которые в педагогической литературе классифицируются по источникам знаний и умений на словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т. п.), наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий, наблюдения обучающихся и т. п.) и практические (упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа обучающихся, решение производственно-технических задач).
Словесные методы используют при проведении вводного инструктажа, а также при текущем инструктировании обучающихся в процессе работы. Наглядные методы также наиболее характерны для вводного инструктирования обучающихся. Среди этих методов обучения следует выделить показ трудовых приемов, применяя который мастер формирует в сознании обучающихся образ трудовых действий, которые они должны освоить.
Важнейшими для производственного обучения являются практические методы. Это основные методы формирования умений и навыков обучающихся. Поэтому мастеру для успешного руководства производственным обучением нужно, глубоко знать их дидактические возможности.
В последние годы внимание мастеров производственного обучения профессионально-технических учебных заведений привлекают методы обучения, в основе классификации которых характер познавательной деятельности обучающихся: репродуктивные (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).
Мастера производственного обучения дают обучающимся специальные задания творческого характера, которые они выполняют самостоятельно или под руководством мастера в зависимости от сложности: разработка или улучшение конструкции приспособления, повышающего производительность труда; составление технологической карты и т. п. Широко в производственном обучении мастера применяют межпредметные домашние задания, выполнение которых также способствует развитию поисковой деятельности учащихся.
Таким образом, в передовой педагогической практике уже наметились определенные пути применения проблемно-поисковых методов в производственном обучении. Задача состоит в расширении этих поисков, в доведении имеющегося опыта до широких кругов практических работников.