kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование речи ученика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассмотрены основные этапы формирования речи - их всего четыре:

1-й — подготовительный — до одного года;
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения язы¬ком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-й — школьный.
Остановимся подробно на характеристике этих этапов.

Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).
Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В чем она заключается?
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реак¬ции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков чело¬веческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого ап-парата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушива¬ется, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начи¬нает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на лас¬ковую — оживляется, на резкую — плачет.
Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес.— лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуля¬ционные движения губ и пытается подражать. Многократное повто¬рение какого-то определенного движения ведет к закреплению дви¬гательного навыка.
С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает посте¬пенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звуко¬сочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воз¬действия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образова¬нию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
В возрасте 7—9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым, все более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10—11 мес. появляются реакции на самые слова (уже неза¬висимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготови¬тельный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окру¬жающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же сло-вом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. На-пример, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подой¬ди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрос¬лого, усвоения знаний, накопления новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные? данные о росте словаря детей.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном разви-тии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г# 6 мес.— 10—15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!),1
Значения слов становятся все более определенными.
К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним сло¬вом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее посте¬пенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существитель¬ных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно пре¬восходит произносительные возможности.

Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается не¬правильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты про¬изношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более раз¬вивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными сло¬вами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4—6 г. достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обога¬щаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, кото¬рое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие граммати¬ческого строя речи. В дошкольный период дети овладевают связ¬ной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоз¬дева, к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дя¬дей»).
На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложно-сочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количест-во предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40—50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприя¬тие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и соглас¬ные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец,— сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки,
т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восп¬риятие.
К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопро-изношения и ребенок говорит совсем чисто.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвле-ченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребен¬ком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.
Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная пе¬рестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:
быть психически и соматически1 здоровым;
иметь нормальные умственные способности;
иметь нормальный слух и зрение;
обладать достаточной психической активностью;
обладать потребностью в речевом общении;
иметь полноценное речевое окружение.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расши¬рять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развити-ем мышления.

Рассмотрены виды, формы и стили речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование речи ученика »

РЕЧЬ Подготовила Дедова С.В.

РЕЧЬ

Подготовила Дедова С.В.

04.11.16 http://aida.ucoz.ru

04.11.16

http://aida.ucoz.ru

Как общались между собой древние люди?   Жестами и мимикой.  А лишь потом появились слова .

Как общались между собой древние люди? Жестами и мимикой. А лишь потом появились слова .

Процесс возникновения речи был очень трудным и очень долгим. Прошло немало времени , пока люди догадались изображать свои сообщения в виде рисунков. Но точную, определённую мысль можно было передать только точным, подробным рисунком. И люди постепенно додумались до того, что один рисунок стал изображать одно слово. Так появились ПИКТОГРАММЫ – рисуночное письмо.

Процесс возникновения речи был очень трудным и очень долгим. Прошло немало времени , пока люди догадались изображать свои сообщения в виде рисунков. Но точную, определённую мысль можно было передать только точным, подробным рисунком. И люди постепенно додумались до того, что один рисунок стал изображать одно слово. Так появились ПИКТОГРАММЫ – рисуночное письмо.

Язык  – социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения и представленная разными формами существования – устную и письменную. По мере развития общества, усложнения форм общественной жизни, обогащения и развития сознания развиваются и усложняются и виды общения, а следовательно, развивается и усложняется язык Речь является реализацией языка.

Язык – социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения и представленная разными формами существования – устную и письменную.

По мере развития общества, усложнения форм общественной жизни, обогащения и развития сознания развиваются и усложняются и виды общения, а следовательно, развивается и усложняется язык

Речь является реализацией языка.

какой? какая? что произошло? тезис доказательство вывод

какой? какая?

что произошло?

тезис

доказательство

вывод

Художественный Художественный Публицистический

Художественный

  • Художественный

Публицистический

  • Публицистический
Подготовительный – от рождения до года , когда ребенок с помощью плача и крика развивает свои легкие и голосовые связки, а затем учится воспроизводить звуки и слова путем имитации речи.

Подготовительный – от рождения до года , когда ребенок с помощью плача и крика развивает свои легкие и голосовые связки, а затем учится воспроизводить звуки и слова путем имитации речи.

Преддошкольный – от года до 3 лет , когда ребенок начинает овладевать языком путем постоянного пополнения словарного запаса, учится построению предложений, различает единственные и множественные формы лиц, употребляет времена глаголов, лиц, а также некоторые падежные окончания. Если у ребенка есть задержка развития речи, или подозрение на нее, то следует обратиться к специалистам

Преддошкольный – от года до 3 лет , когда ребенок начинает овладевать языком путем постоянного пополнения словарного запаса, учится построению предложений, различает единственные и множественные формы лиц, употребляет времена глаголов, лиц, а также некоторые падежные окончания. Если у ребенка есть задержка развития речи, или подозрение на нее, то следует обратиться к специалистам

Дошкольный – от 3 до 7 лет, когда словарный запас значительно увеличивается, развивается грамматический строй предложений, дети уже могут описывать события или рассказывать что-либо несколькими связанными предложениями. В этот период заканчивается формирование и оттачивание звукопроизношения. Речь детей дошкольного возраста все больше стает похожей на взрослую, появляется контекстная речь, когда ребенок не просто рассказывает, а делится своими переживаниями и опытом из прошлого

Дошкольный – от 3 до 7 лет, когда словарный запас значительно увеличивается, развивается грамматический строй предложений, дети уже могут описывать события или рассказывать что-либо несколькими связанными предложениями. В этот период заканчивается формирование и оттачивание звукопроизношения. Речь детей дошкольного возраста все больше стает похожей на взрослую, появляется контекстная речь, когда ребенок не просто рассказывает, а делится своими переживаниями и опытом из прошлого

Школьный – от 7 до 17 лет , когда ребенок усваивает все правила грамматического построения речи, учатся грамотно писать, использовать все возможности языковых средств и их использование. Ведущая роль в развитии речи этого периода принадлежит школе и тем знаниям, которые там даются ребенку. Формирование речи у детей Каждый из этих этапов не имеет четких границ и влияет на формирование устной речи у детей. Первые три этапа – это фундамент, который закладывают родители и близкое окружение ребенка. Последний этап – совершенствование речи, который является важной частью личности и зависит от нас, педагогов.

Школьный – от 7 до 17 лет , когда ребенок усваивает все правила грамматического построения речи, учатся грамотно писать, использовать все возможности языковых средств и их использование. Ведущая роль в развитии речи этого периода принадлежит школе и тем знаниям, которые там даются ребенку. Формирование речи у детей Каждый из этих этапов не имеет четких границ и влияет на формирование устной речи у детей. Первые три этапа – это фундамент, который закладывают родители и близкое окружение ребенка. Последний этап – совершенствование речи, который является важной частью личности и зависит от нас, педагогов.

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

  • Общение взрослых и детей
  • Культурная языковая среда
  • Обучение родной речи на занятиях
  • Художественная литература
  • Различные виды искусства
Подражая речи окружающих, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и ошибки, которые встречаются в их речи. Требования к речи педагога!!!

Подражая речи окружающих, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и ошибки, которые встречаются в их речи.

Требования к речи педагога!!!

  • содержательность,
  • точность,
  • логичность,
  • правильность,
  • выразительность,
  • эмоциональная насыщенность,
  • знание и соблюдение правил речевого этикета,
  • уместное использование невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики).
Необходимы при изучении языка

Необходимы при изучении языка

  • зрительный образ буквы;
  • зрительно – двигательный образ буквы;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • подготовка руки к письму;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • работа по формированию фонематического слуха;
  • представление о позиционном принципе русского чтения;
  • работа со слогом;
  • развитие интереса, в том числе и познавательного;
  • эмоциональное благополучие детей;
  • организация занятий
Зрительный образ буквы

Зрительный образ буквы

Зрительный образ буквы

Зрительный образ буквы

Зрительно – двигательный образ буквы Л -Лист

Зрительно – двигательный образ буквы

Л -Лист

Зрительно – двигательный образ буквы

Зрительно – двигательный образ буквы

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие артикуляционного аппарата

Подготовка руки к письму

Подготовка руки к письму

Подготовка руки к письму

Подготовка руки к письму

Подготовка руки к письму (продолжение)

Подготовка руки к письму (продолжение)

Подготовка руки к письму (пальчиковые игры)

Подготовка руки к письму (пальчиковые игры)

Коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки  Часть 2

Коммуникативные навыки Часть 2

Фонетическая работа

Фонетическая работа

Фонетическая работа

Фонетическая работа

Позиционный принцип чтения

Позиционный принцип

чтения

Работа со слогом

Работа со слогом

Лингвистические игры

Лингвистические игры

Эмоциональное благополучие

Эмоциональное благополучие

Эмоциональное благополучие

Эмоциональное благополучие

Смена деятельности

Смена деятельности

Пути решения проблем Построение процесса обучения с учетом протекания психофизиологических процессов развития ребенка.  2. Опора на чувственное познание звука, т.е. фиксация внимания учащихся на положении артикуляторного аппарата во время произнесения каждого звука. 3. Использование правил, в основе которых лежит не смысловое значение слова, а его фонемное звучание. 4. Исправление с помощью специального лечебно-педагогического воздействия имеющихся нарушений.

Пути решения проблем

  • Построение процесса обучения с учетом протекания психофизиологических процессов развития ребенка.

2. Опора на чувственное познание звука, т.е. фиксация внимания учащихся на положении артикуляторного аппарата во время произнесения каждого звука.

3. Использование правил, в основе которых лежит не смысловое значение слова, а его фонемное звучание.

4. Исправление с помощью специального лечебно-педагогического воздействия имеющихся нарушений.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование речи ученика

Автор: Дедова Светлана Владимировна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174900

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Доклад на тему "Развитие устной речи на уроках английского языка" "
    ["seo_title"] => string(71) "doklad-na-tiemu-razvitiie-ustnoi-riechi-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "206284"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430145054"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Использование изобразительно-выразительных средств языка в системе работы над связной речью в третьем классе."
    ["seo_title"] => string(123) "ispol-zovaniie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nykh-sriedstv-iazyka-v-sistiemie-raboty-nad-sviaznoi-riech-iu-v-triet-iem-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "317936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460465261"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Общие методические рекомендации по развитию связной устной речи на уроках географии."
    ["seo_title"] => string(102) "obshchiie_mietodichieskiie_riekomiendatsii_po_razvitiiu_sviaznoi_ustnoi_riechi_na_urokakh_ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "348305"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476191793"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Роль прилагательных-антонимов в речи"
    ["seo_title"] => string(40) "rol-prilaghatiel-nykh-antonimov-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "281913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453623475"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства