Внеурочная деятельность. Разработка программы "Информатика в играх".
Внеурочная деятельность. Разработка программы "Информатика в играх".
В рамках внеурочной деятельности вашему вниманию представлен курс "Информатика в играх" для начальной школы. Разработка программы для 3 класса общеобразовательной школы с поурочным планированием на 2015-2016 учебный год. В пояснительной записке прописаны актуальность выбора и отличительные особенности данного курса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность. Разработка программы "Информатика в играх". »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКРЛА №300 _____________________________________________________________________
ПРИНЯТ
Решением Педагогического совета государственного бюджетного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы №300 Центрального района Санкт-Петербурга
Протокол №____ от ________________ 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы №300 Центрального района Санкт-Петербурга
___________________ Ю.Б.Ильина
________________ 2014 г.
Рабочая программа по внеурочному курсу Информатика в играх предмет, курс
3 «Г» класс
2015-2016 уч. год
Разработчик:
Герчикова Е.В.
учитель начальных классов ГБОУ НОШ №300
1.Пояснительная записка
Программа курса «Информатика в играх» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В третьем классе – 34 часа в год (1 час в неделю).
Методическая тема учителя:«Организация учебно-воспитательной деятельности младших школьников через активные формы обучения».
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по курсу «Информатика в играх» на ступени начального общего образования являются:
1. Закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
2. Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 (ред. от 17.07.2013) "Об образовании в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 26.06.2013)
3. Федеральный государственный стандарт начального образования Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12. 2009 (с изменениями и дополнениями)
4. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993)
5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
6. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ школы № 300 Центрального района Санкт-Петербурга
7. Положение о рабочей программе ГБОУ школы №300 Центрального района Санкт-Петербурга.
8. Учебный план ГБОУ школы №300 Центрального Района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год.
9. План внеурочной деятельности ГБОУ школы №300 Центрального Района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год.
10 Программа развития ГБОУ школы № 300 Центрального района Санкт-Петербурга.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. А культура использования персонального компьютера необходима сегодня каждому человеку, независимо от возраста и профессии. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. Так как школа является одним из важнейших институтов информатизации общества, информационные и коммуникационные технологии необходимо активно включать в учебно-познавательную деятельность по всем предметам, что позволит вывести систему образования на новый уровень содержания и качества, готовить выпускников общеобразовательных школ в большем соответствии потребностям общества.
Применение информационных технологий во внеурочной деятельности школьников по информатике влияет на информатизацию всей внеурочной деятельности в школе. Информатизация внеурочной деятельности школьников предполагает: внедрение средств информационных технологий; повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки учащихся; системную интеграцию информационных технологий в обучении информатике во внеурочное время и организацию внеучебной деятельности школьников в социальной сфере; построение и развитие единого образовательного информационного пространства внеурочной деятельности учебного заведения.
Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Реализация программы по внеурочной деятельности «Информатика в играх » в начальной школе позволит подготовить обучающихся к осознанному применению информационных и коммуникационных технологий на других предметах.
1.1 Цель программы по внеурочной деятельности «Информатика в играх» - формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.
Задачи :
- формирование навыков работы с персональным компьютером;
- формирование правильного отношения к компьютеру как сложному техническому устройству, помогающему в решении самых разных задач;
- развитие возможностей пользователя - ребенка при управлении компьютером;
- закрепление знаний и умений обучающихся, по основным дисциплинам реализуемых в образовательном учреждении;
- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач; дать школьникам первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях; дать школьникам представление о современном информационном обществе и информационной безопасности.
Исходя из перечисленных цели и задач, выделяются функции внеурочной деятельности школьников по информатике, основанной на применении информационных технологий, в начальной школе. К ним относятся:
- образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам по информатике, получение им новых знаний;
- воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной информационной среды;
- креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности по информатике;
- компенсационная - освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование по информатике и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности (не только в сфере информатики);
- рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
- профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;
- функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
- функция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
- контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени;
- интеграционная - создание единого информационного и образовательного пространства школы.
Во внеурочной деятельности школьников по информатике решаются узкоспециальные задачи, которые значительным образом влияют на отбор содержания.
К общим требованиям к содержанию внеурочной деятельности школьников относятся следующие особенности:
- социальная направленность применения информационных технологий;
- актуальность изучаемых разделов по информатике и компьютерных программ;
- интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников по информатике.
В результате изучения курса программы формируются многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами. Причем значительная часть этой деятельности может быть осуществлена с помощью компьютерных инструментов.
Программа «Информатика в играх» предполагает организацию занятий в различных формах: компьютерные игры практические работы, решение логических и практических задач, викторины, on-line конкурсы, конкурсы рисунков. Поиск решения нестандартных и сложных задач побуждает ребенка идти новым путем, придумывать неожиданные решения, пробовать разные варианты, строить сложные рассуждения по законам формальной логики.
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы учащиеся получают дополнительные сведения по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру.
Программа предполагает широкое использование компьютерной и аудиовизуальной техники.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми начальной школы. Рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год – 1,2,3,4 классы), программа реализуется в течение 4 учебных лет.
2 Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Информатика в играх»
Использование компьютера в условиях начальной школы требует тщательной подготовки и организации самих занятий, последовательности и систематичности в работе. Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя три этапа.
Структура занятия
Подготовительный этап (10-15 мин)
На этом этапе дети погружаются в сюжет занятия, педагог готовит их к компьютерной игре с помощью беседы, конкурсов и соревнований, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. На данном этапе проводится «устный счет», «мозговой штурм», пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного и моторного аппарата к работе, даются задания на развитие мышления, памяти, внимания.
Основной этап (20-25 мин)
Данный этап в обучении , в свою очередь, делится на две части.
Первая часть предполагает работу в тетради и включает ориентировку на листе бумаги, на клетчатом поле (как аналог работы с монитором) и умение владеть компьютерной мышкой и клавиатурой. Завершается данная часть физкультминуткой (в электронном варианте).
Вторая часть основного этапа - непосредственная работа на компьютере. Она включает овладение управлением программой и самостоятельную игру ребенка за компьютером. В занятиях используются игры на развитие мыслительных операций, математических представлений, пространственных и временных ориентировок; на расширение знаний об окружающем мире, игры по обучению чтению.
Заключительный этап
Заключительный этап необходим для снятия зрительного напряжения: проводится гимнастика для глаз Общая продолжительность занятия — 35-40 минут.
Продолжительность самих компьютерных игр в ходе занятия составляет не более 25 минут. Это максимальное время, в течение которого дети начальной способны контролировать внимание.
Занятия проводятся по подгруппам в составе семи человек 1 раз в неделю во второй половине дня.
3. Место Программы «Информатика в играх» в учебном плане.
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности ГБОУ НОШ №300 Центрального района Санкт-Петербурга программа «Информатика в играх» представлена в общеинтеллектуальном направлении и изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю .
Рекомендуемый объём учебного времени на изучение курса в 1-4 классах составляет 33-34 часа в год в неделю 1 час. Длительность занятий в 1 классе 35 мин, во 2-4 классах – 40 мин. На каждом занятии организован «компьютерный практикум» в течении 1 класс- 10 мин, 2-4 классы – 15-20 минут.
4. Описание ценностных ориентиров программы «Информатика в играх»
Первый год обучения (1 класс) начинается для ребят со знакомства с правилами поведение в кабинете информатики и правилами игры, в частности допустимыми операциями: раскрась, обведи, соедини. Далее обучающиеся, знакомятся с базисными объектами: фигурками, буквами (русским и латинскими), цифрами, свойствами бусин — цветом и формой, одинаковыми и разными объектами. Следующие объекты, изучаемые в курсе — компьютерная мышь, клавиатура. В этом же году дети знакомятся с понятием «мешок» (аналог конечного мультимножества — неупорядоченной совокупности, в которой могут встречаться одинаковые объекты), а также с одинаковыми и разными мешками, мешком бусин цепочки, одномерной таблицей для мешка. Далее дети знакомятся с понятием «область» и учатся считать число областей на картинке. На первом году обучения школьники расширяют свой кругозор по учебным дисциплинам и в практической части знакомятся с устройством компьютера. Учатся созданию рисунков с применением электронных приложений.
На втором году обучения (2 класс) ребята знакомятся с понятиями алфавитная цепочка, алфавитная линейка, слово (как любая цепочка букв), имена объектов. Кроме того, обучающиеся учатся работать со словарем на примере рабочего словарика. Логическая составляющая программы второго класса — истинность, ложность, неопределенность значений утверждений для выделенного объекта, а также ситуации, когда утверждение не имеет смысла для объекта. Кроме того, ребята во втором классе начинают работать с такими понятиями как «все», «каждый», «есть», «нет». На втором году обучения школьники получают новые зания в облати знакомства с окружающим миром, работают над скоростью чтения, решают математические задачи. В практической части обучающиеся учатся работе с печатными текстами в электронных приложениях.
На третьем году обучения (3 класс) ребята знакомятся работают с программами настольных игр, стратегических и т.д., в том числе, содержащими конструкцию повторения. Языковую компоненту программы третьего класса составляют — анализ букв и знаков в русском тексте, словарный порядок, толкование слов. В частности, ребята занимаются расстановкой слов в лексикографическом порядке, работают с различными типами толкований слов, в том числе неполным и избыточным. В практической части обучающиеся учатся созданию электронных публикаций или подобных ей. Учатся создавать презентации, вставлять текст, изображения, презентовать свои работы и обсуждать работы одноклассников.
На четвёртом году обучения (4 класс) учащиеся решают более сложные задачи используя интеллектуальные игры, игры на развитие памяти, мышления.
Значительная часть программы 4 класса посвящена анализу игр с полной информацией, на примере игр: «Алгоритм», «Таблица количества», «Собери головоломку». Сначала ребята знакомятся с понятиями: правила игры, ход, позиция игры, цепочка позиций игры. Затем от анализа отдельных позиций игры (как выигрышных или проигрышных) ребята переходят к анализу игры целиком и построению выигрышной стратегии (если такая существует). Дети учатся использовать выигрышные стратеги в реальных играх. Языковую компоненту программы 4 класса составляют лингвистические задачи. В четвертом классе обучающиеся осуществляют поиск информации в электронных энциклопедиях и словарях, работают в глобальной сети Интернет. Знакомятся с поисковыми системами, учатся составлять запросы, сохранять результаты поиска.
5.Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеучебной (внеурочной) деятельности
Предметные результаты:
- формирование основ научного мышления ребенка в области информатики;
- формирование целостной картины мира и осознание места человека в мире;
- овладение предметными и универсальными способами действий, умением организовывать свою учебную деятельность.
Средства контроля: для определения готовности школьников к работе на компьютере и усвоению программы, два раза в год проводится мониторинг усвоения программы, с учетом индивидуально-типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет проследить и определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Для контроля за усвоением знаний, проводятся контрольные занятия, игры, ребусы, практические работы, задания поискового характера, и т.п. (как с применением компьютерной техники, так и без него).
Личностные результаты:
- развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
- развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам;
- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Метапредметные результаты:- овладение действиями обеспечивающими организацию учащихся, в своей учебной деятельности;
- развитие основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
- формирование умения в самостоятельном поиске необходимой информации;
- формирование коммуникативных навыков.
12. Учебный план 3 класс
№ п/п
Тема занятия
Дата проведения
1
Правила поведения в кабинете информатики. Инструктаж по технике безопасности. Выявление уровня развития детей.
2.09
2
Компьютер и его основные устройства. Файлы и папки.
9.09
3
Игры на развитие сенсорного мышления. Игры с цветами. Правила игры.
16.09
4
Игры с цветами: «Мозаика»
23.09
5
Игры с цветами. « Цвета»
30.09
6
Игры с цветами: «Чтение названий цветов»
7.10
7
Игры с цветами: « Сложные цвета»
14.10
8
Игры по ознакомлению с окружающим: «Найди левую и правую руку»
21.10
9
Игры по ознакомлению с окружающим: «Связанные предметы»
28.10
10
Игры по ознакомлению с окружающим: « Найди страны»
11.11
11
Игры по ознакомлению с окружающим: « Найди регион»
18.11
12
Игры по ознакомлению с окружающим: «Изучение часов».
25.11
13
Игры по математике с элементами геометрии: « простая векторная программа рисования»
2.12
14
Игры по математике с элементами геометрии: «Нарисовать заданный предмет»
9.12
15
Игры по математике с элементами геометрии: «Отразить заданный предмет»
16.12
16
Упражнения на счет: «Игры с Цифроедом»
23.12
17
Упражнения на счет: « Равновесие на весах»
13.01
18
Упражнения на счет: «Упражнения на сложение за игрой в Дартс»
20.01
19
Игры на развитие логики и анализа: «Шахматы»
27.01
20
Игры на развитие логики и анализа: «Шахматы»
3.02
21
Игры на развитие логики и анализа: «Шахматы»
10.02
22
Игры на развитие логики и анализа.
17.02
23
Игры на развитие логики и анализа.
24.02
24
Игры на закрепление скоростного чтения: «Падающие слова»
2.03
25
Игры на закрепление скоростного чтения: «Падающие слова»
9.03
26
Понятие презентации. Понятие слайда.
16.03
27
Понятие презентации. Понятие слайда.
23.03
28
Последовательность действий при создании электронной презентации. Схема презентации. Гиперссылки.
6.04
29
Создание учебной презентации с использованием готового материала. Смена слайдов. Сохранение учебной презентации.
13.04
30
Создание собственной презентации (начало).. Ввод текста на слайде. Сохранение файла.
20.04
31
Создание собственной презентации(продолжение). Вставка рисунков.
27.04
32
Создание собственной презентации (окончание). Смена слайдов. Редактирование презентации.
4.05
33
Представление созданных презентаций. Обсуждение содержания и дизайна. Выявление уровня развития детей. Компьютерный турнир «Угадай – ка»
13.Тематическое планирование внеурочной деятельности «Информатика в играх» 3 класс
№
Тема
Количество часов
Компьютерный практикум
Планируемые, результаты в соответствии с ФГОС (предметные результаты, освоение предметных знаний, базовые понятия УУД, возможные виды деятельности, формы контроля)
1
2
3
5
1
Правила поведения в кабинете информатики. Инструктаж по технике безопасности. Выявление уровня развития детей.
1
25
ЛУУД: усвоение основного содержания разделов «Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности».
РУУД: формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи;
ПУУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
КУУД: Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
2
Компьютер и его основные устройства. Файлы и папки.
1
25
ЛУУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы;
РУУД: ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации,
ПУУД: самоопределение, смыслообразование, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
КУУД: умение вводить текст с помощью клавиатуры, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
3
Игры на развитие сенсорного мышления. Игры с цветами. Правила игры.
1
25
ЛУУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы; РУУД: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
ПУУД: планировать, контролировать и оценивать свои действия, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, использование знаково-символических средств, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
КУУД: кооперация с учителем и сверстниками, адекватная передача информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
4
Игры с цветами: «Мозаика»
1
25
ЛУУД: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находите ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?
РУУД: планировать ее контролировать и оценивать свои действия, контроль;
ПУУД: коррекция, оценка, использование знаково-символических средств, овладение спектром логических действий и операций, КУУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез как составление целого из частей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
5
Игры с цветами. « Цвета»
1
25
ЛУУД: формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими Принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
РУУД: использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования;
ПУУД: Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации.
КУУД: кооперация с учителем и сверстниками, адекватная передача информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
6
Игры с цветами: «Чтение названий цветов»
1
25
ЛУУД: признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; РУУД: формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи;
ПУУД: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность.
КУУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
7
Игры с цветами: « Сложные цвета»
1
25
ЛУУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы;
РУУД: использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования;
ПУУД: использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования , овладение спектром логических действий и операций, овладение общими приемами решения задач;
КУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом,
8
Игры по ознакомлению с окружающим: «Найди левую и правую руку»
1
25
ПУУД: табличные модели (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком).
ЛУУД: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
КУУД: умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
РУУД: использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования;
9
Игры по ознакомлению с окружающим: «Связанные предметы»
1
25
ЛУУД: освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
РУУД: формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы, овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
ПУУД: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
КУУД: умение работать в материальной и информационной среде начального общего.
Игры по ознакомлению с окружающим: « Найди страны»
1
25
ЛУУД: определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
РУУД: сличение способа действия и его результата (соответствие конечного состояния исполнителя поставленной в задании цели).
ПУУД: оставление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т.д.);
КУУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11
Игры по ознакомлению с окружающим: « Найди регион»
1
25
ЛУУД: формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими Принципами,
РУУД: формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
ПУУД: оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла, планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
КУУД: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее контролировать и оценивать свои действия, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
12
Игры по ознакомлению с окружающим: «Изучение часов».
1
25
ЛУУД: анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения;
РУУД: формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
ПУУД: синтез как составление целого из частей: при изучении принципа открытой архитектуры, «Сборка компьютера» из его частей – в виде схемы, в форме объемного макета из бумаги, с помощью компьютерной программы, «Сборка компьютера Малыш»
КУУД: анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации;
13
Игры по математике с элементами геометрии: « простая векторная программа рисования»
1
25
ЛУУД: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
РУУД: планировать ее контролировать и оценивать свои действия, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
ПУУД: знаково-символическое моделирование:
использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
КУУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез как составление целого из частей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
14
Игры по математике с элементами геометрии: «Нарисовать заданный предмет»
1
25
ЛУУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
РУУД: формирование действий самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) в целях выделения необходимой информации;
ПУУД: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее контролировать и оценивать свои действия, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
КУУД: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
15
Игры по математике с элементами геометрии: «Отразить заданный предмет»
1
25
ЛУУД: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее контролировать и оценивать свои действия, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
РУУД: умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников;
КУУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез как составление целого из частей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
16
Упражнения на счет: «Игры с Цифроедом»
1
25
ЛУУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
РУУД: умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации, самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
ПУУД: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
КУУД: умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
17
Упражнения на счет: « Равновесие на весах»
1
25
ЛУУД: оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом;
РУУД: выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
ПУУД: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
КУУД: одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи.
18
Упражнения на счет: «Упражнения на сложение за игрой в Дартс»
1
25
ЛУУД: выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);
РУУД: овладение спектром логических действий и операций, овладение общими приемами решения задач, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение структурировать знания;
ПУУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования; КУУД: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов;
19
Игры на развитие логики и анализа: «Шахматы»
1
25
ЛУУД:выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);
РУУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
ПУУД: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов;
КУУД: выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
20
Игры на развитие логики и анализа: «Шахматы»
1
25
ЛУУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
РУУД: вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью и т.д.
ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез как составление целого из частей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
КУУД: учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества, кооперация с учителем и сверстниками, адекватная передача информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
21
Игры на развитие логики и анализа: «Шахматы»
1
25
ЛУУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
РУУД: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее контролировать и оценивать свои действия, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
ПУУД: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ,
КУУД: адекватная передача информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
22
Игры на развитие логики и анализа.
1
25
ЛУУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
РУУД: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее контролировать и оценивать свои действия, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
ПУУД: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов;
КУУД: адекватная передача информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
23
Игры на развитие логики и анализа.
1
25
ЛУУД: анализ объектов в целях выделения признаков;
РУУД: оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла, планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
КУУД: поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
24
Игры на закрепление скоростного чтения: «Падающие слова»
1
25
ЛУУД: оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
РУУД: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
ПУУД: поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы,
КУУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез как составление целого из частей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
25
Игры на закрепление скоростного чтения: «Падающие слова»
1
25
ЛУУД: использование в курсе «Информатика» специальных обучающих программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно
РУУД: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
ПУУД:использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования , овладение спектром логических действий и операций, овладение общими приемами решения задач, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение структурировать знания,
КУУД:поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы.
РУУД: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; ПУУД: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
КУУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
РУУД: учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества, кооперация с учителем и сверстниками, адекватная передача информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
ПУУД: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
КУУД: сложные высказывания (задания на определение истинности сложных высказываний и составление сложных высказываний как условия выбора продолжения действий в алгоритме,
28
Последовательность действий при создании электронной презентации. Схема презентации. Гиперссылки.
1
25
ЛУУД: учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества, кооперация с учителем и сверстниками;
РУУД: адекватная передача информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
ПУУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий: составление алгоритмов формальных исполнителей, постановка и формулирование проблемы;
КУУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез как составление целого из частей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
29
Создание учебной презентации с использованием готового материала. Смена слайдов. Сохранение учебной презентации.
1
25
ЛУУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы;
РУУД: ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации, самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
ПУУД: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее контролировать и оценивать свои действия, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
КУУД: кооперация с учителем и сверстниками, адекватная передача информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
30
Создание собственной презентации (начало).. Ввод текста на слайде. Сохранение файла.
1
25
ЛУУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы;
РУУД: ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации, самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
ПУУД: сложные высказывания (задания на определение истинности сложных высказываний и составление сложных высказываний как условия выбора продолжения действий в алгоритме,
КУУД: учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества, кооперация с учителем и сверстниками, адекватная передача информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
31
Создание собственной презентации(продолжение). Вставка рисунков.
1
25
Постановка и решение проблем: разработка алгоритмов для Пожарного.
РУУД: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
ПУУД:использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования , овладение спектром логических действий и операций, овладение общими приемами решения задач, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение структурировать знания,
КУУД: учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества, кооперация с учителем и сверстниками, адекватная передача информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
32
Создание собственной презентации (окончание). Смена слайдов. Редактирование презентации.
1
25
ЛУУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы.
РУУД: ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации, самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
ПУУД: использование знаково-символических средств, овладение действием моделирования , овладение спектром логических действий и операций, овладение общими приемами решения задач, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение структурировать знания,
КУУД: учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества, кооперация с учителем и сверстниками, адекватная передача информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
33
Представление созданных презентаций. Обсуждение содержания и дизайна. Выявление уровня развития детей. Компьютерный турнир «Угадай – ка»
РУУД: учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества, кооперация с учителем и сверстниками, адекватная передача информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
ПУУД: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
КУУД: выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
ЛУУД: признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; РУУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; ПУУД: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность.
КУУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
14.Ключевые слова
1. Источник информации
2.Компьютерные программы
3. Графический редактор
4. Текстовой редактор
5. Интернет
6. Электронная почта
7. Электронный адрес
8. Источник информации
9. Приемник информации
10 Сбор информации
11. Кодирование
12. Декодирование
13. Хранение
14. Обработка
15. Объект
16. Имя объекта
17. Шаг
18. Команда
19. Алгоритм
20. Программа
19.Список литературы для обучающихся
1. Абраменко Н.Г. Компьютерная школа, или Веселые приключения Пушка и Пятнышка [Текст]: Самоучитель для продвинутых детей/ Н.Г.Абраменко - М.: ТЦ Сфера, 2005 - 150с.
2. Алексеев В.Г. Загадки по информатике [Текст]: Пособие для детей / В.Г.Алексеев – М.: Просвещение, 2006 – 100с.
3. Вильхельм А. В. Компьютер и Интернет [Текст]: Дидактическое пособие/ А.В.Вильхельм – М.: Мозаика – Синтез, 2006 – 98с.
5. Султанбаева А.В. Измерение количества информации [Текст]:А.В. Султунбаева – Архангельск, 2011- 56с.
6. Сурженко Л.Т. Знакомимся с компьютером [Текст]: Полный курс для детей / Л.Т.Сурженко – М.: Просвещение, 2010 – 123с.
7. Стогов И.А. Как компьютеры завоевали мир [Текст]: Сказка для детей/ И.А.Стогов – М.: Просвещение, 2011 – 36с.
8. Шуманн Ханс-Георг Компьютер для детей: Windows XP [Текст]: ИКТ в играх/ Шуманн Ханс-Георг – С.Питербург, 2005- 190с.
20.Список литературы для учителя
Аверкин Ю.А. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе [Текст]: Пособие для учителя / Ю.А. Аверкин, Н.В. Матвеева, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Семёнов А.Л. Информатика: Учеб. Пособие для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1[Текст]:Учебное пособие / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2005.
Семёнов А.Л. Информатика: Учеб. Пособие для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 2 [Текст]:Учебное пособие / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2005.
Семёнов А.Л. Тетрадь проектов для 3 кл. нач. шк. [Текст]:Учебное пособие / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2005.
Семёнов А.Л. Информатика: Книга для учителя: 3 кл. [Текст]:Методическое пособие / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2006.
CD/ Электронное пособие «Кирилл и Мефодий». Мир информатики 3-4 год обучения.