Внеурочная деятельность по немецкому языку "Друзья немецкого языка"
Внеурочная деятельность по немецкому языку "Друзья немецкого языка"
Настоящая программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Дети знакомятся со сказочными героями немецких сказок, с авторами сказок. Занятия носят творческий характер, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывают широкие возможности для индивидуальной работы обучаемого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Кротково
муниципального района Похвистневский Самарской области
Программа
внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО
общеинтеллектуального направления
«Друзья немецкого языка»
Срок реализации программы: 1 год
Программа для учащихся 5 класса
Учитель немецкого языка
ГБОУ СОШ с.Кротково:
Татьяна Викторовна Клюшина
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Друзья немецкого языка»
5 класс
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Дети знакомятся со сказочными героями немецких сказок, с авторами сказок. Занятия носят творческий характер, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывают широкие возможности для индивидуальной работы обучаемого.
Цели программы:
• Развитие основ:
- иноязычной коммуникативной компетенции на начальном уровне изучения языка;
- речевой компетенции — за счёт обеспечения вводного фонетического курса;
- языковой компетенции — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для учащихся
- социокультурной компетенции — приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
• Формирование у детей представлений о важности изучения иностранного языка как средства интеграции в систему мировой и отечественной культур.
• Развитие творческих способностей детей, их стремления к познанию окружающего мира посредством немецкого языка.
Задачи программы:
- Вовлечь учащихся в процесс познания языка.
- Расширить страноведческие знания о стране изучаемого языка. Способствовать осознанию ими языка как инструмента познания мира и средства общения.
- Расширить языковые знания учащихся по предмету «Немецкий язык». Обучать детей основным видам речевой деятельности: слуховому восприятию речи, устной речи, чтению и письму в порядке их перечисления, формировать чувство языка (в пределах их возрастных особенностей).
- Развивать творческие способности учащихся. Дать представление о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка, о роли родного языка и культуры в сравнении с культурой других народов.
- Привить доброжелательное отношение к окружающим, способствовать воспитанию хороших манер и вежливого поведения; развивать чувства дружбы и интернационализма.
- Приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Планируемые результаты:
личностные результаты формируемые при изучении иностранного языка:
-формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»;
-стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
-формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
метапредметные результаты:
-развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
-развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
-развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
-развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
-осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
предметные результаты освоения программы по иностранному языку:
аудирование:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, узнавая на слух знакомые языковые средства и угадывая по его действиям, мимике, жестам значение незнакомых слов;
-основное содержание облегченных текстов с опорой на наглядность;
-воспринимать на слух сообщения монологического и диалогического характера;
говорение:
диалогическая речь
- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
- вести диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями по темам;
- расспрашивать собеседника, задавая вопросы (кто?что?где?когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
монологическая речь:
- рассказывать о старом немецком городе;
- составлять небольшие описания по образцу;
чтение:
- читать вслух текст, построенный на знакомом (изученном) материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5с.), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем, сносками, комментарием, языковой догадкой с опорой на словообразовательные элементы; -читать с полным пониманием,- читать по ролям;
письмо:
- списывать текст на немецком языке, выписывать из него или вставлять в него слова;
- письменно фиксировать элементарные сообщения (о городе);
- использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности при устном общении с носителями языка в доступных школьникам этого возраста пределах.
Основные формы организации учебных занятий:
Творческие задания, проектная деятельность, творческая мастерская, практическая работа. Программа организации внеурочной деятельности школьников «Друзья немецкого языка» включает в себя занятия по направлению «проектная деятельность», предназначенные для работы с детьми 5-6 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программы по немецкому языку, расширяя и обогащая её. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса. Проекты рассчитаны на учеников разного уровня подготовленности, разных языковых способностей. Все занятия курса направлены на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, на разрешение различных проблемных ситуаций, имеющих коммуникативную направленность. Реализация творческого потенциала ребенка находит своё воплощение в проектах на иностранном языке.
Тип программы: Экспериментальный
Возраст учащихся: 11 – 12 лет. По содержательной и тематической направленности программа является языковой, по функциональному предназначению —досуговой, учебно-познавательной, по форме организации —кружковой, по времени реализации — годичной.
Содержание программы:
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям и включает следующее: Я. Моя визитная карточка. Рассказ о себе. Это моя семья. Рассказ о своей семье. Что ялюблю делать. Рассказывать, чем тебе нравится заниматься, какие действия выполнять. Я и мой друг. Рассказ о друге, какой он, откуда, сколько ему лет, чем вы любите заниматься вместе. Зоопарк. Рассказ о животных в зоопарке: какие они, какого цвета. Любимое домашнее животное, рассказывать о своём питомце, спрашивать, есть ли у тебя питомец, кто он, какого цвета. Мой дом. Названия комнат, предметов мебели. Времена года. Характеристика природы в разные времена года. Называние месяцев, дней недели, характерных особенностей разных времён года. Любимые праздники немецких детей: Рождество, Новый год, Пасха. Страна изучаемого языка. Получение дополнительной информации страноведческого характера .
Проекты и творческие работы.
Книга о себе.
Пасха в Германии.
Поздравительная открытка к Рождеству и Новому году.
Коллаж «Времена года».
Учебно – методическое обеспечение.
Презентации:
Рождество в Германии.
Города Германии.
Праздники в Германии.
Рифмовки.
Пасха в Германии.
Зима в старом немецком городе.
Лексические игры.
Диски к учебнику 3 и 5 классов.
Учебник для 3 класса И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л. М. Фомичёва
«Немецкий язык. Первые шаги» в двух частях ,Москва :«Просвещение», 2013
Учебник для 4 класса И.Л.Бим, Л.И.Рыжова
«Немецкий язык. Первые шаги» в двух частях, Москва: «Просвещение», 2013
Дидактический материал для младших школьников О.В. Камбурова Волгоград «Учитель», 2007
Рассказы, стихи, песни: Книга для чтения на немецком языке в 6 классе. Л.А.Месинева, Москва: «Просвещение», 1992
Разговорные темы по немецкому языку для детей6 рабочая тетрадь-СПб.: «Корона принт», 2001
Учебник для 5 класса Г.В.Яцковская
«Немецкий язык. Вундеркинды», Москва: «Просвещение»,2009
Подборка занимательных заданий по немецкому языку из разных источников. (Раздаточный материал). Подборка текстов разного уровня сложности
Учебно-тематический план
№
Дата
Тема мероприятия
Содержание работы
1
Организационное занятие.
Что такое проект.
Сообщение о плане работы дополнительного объединения.
Знакомство с проектом и проектной деятельностью. Демонстрация проектных работ. «Книга о себе»
2
Моя визитная карточка
Повторение сведений о себе, озвучивание номеров телефонов, мой минипроект- визитная карточка. Конкурс на лучшую визитку, выставка сделанных визитных карточек и оценка работ на немецком языке. (Повторение притяжательных местоимений, прилагательных для оценочного суждения, применение опор. )
3
Весёлая фонетика.
Повторение звуков, артикуляционные особенности немецких звуков. Подборка весёлых стихов о звуках, игры с буквами и словами, презентация «АВС»,мини диктанты со словами, различающимися долготой и краткостью звуков.
4
Звуковые сказки о буквах и звуках.
Знакомство со звуковыми сказками, песенка на имена, весёлые стихи из подборки, игры с буквами, чтение мини текстов из учебника для 3-4 класса И.Л.Бим
5
Наша школьная страна.
Повторение названия школьных принадлежностей, характеристика их (цвет, размер, качество) игра «На выставке школьных товаров».
6-7
Времена года. Осень.
Знакомство с лексикой для составления рассказа об осени. Лексические игры. Описание картинок с осенней природой. Чтение текстов с полным пониманием из учебника 3 кл.
Чтение стихов на немецком языке. Работа над страницей проекта «Осень».
8-9
В гостях у немецких сказочников братьев Гримм.
Рассказ о братьях Гримм. Выставка книг –сказок братьев Гримм. Чтение сказки о храбром портняжке. Выполнение заданий на выбор учащихся. Мы рисуем персонажей сказки. Выставка рисунков. Мини рассказы о нарисованных персонажах.
10-11
Занятия на каждый день
Название дней недели. Чтение стихов о неделе. Чтение диалогов по ролям о любимых занятиях. Знакомство с новой лексикой. Ведение диалогов в парах, группах. Мой ежедневник. Заполнение «Книги о себе»
12-13
Зоопарк.
Узнаём названия диких и домашних животных. Чтение текстов и сказок о животных. Игра «Поле чудес». Презентация «Зоопарк». «Tiere»- прослушивание и чтение стихотворений. Конкурс на лучшего переводчика.
14
Мой питомец лучше всех.
Мини проект «Мой верный друг».
Защита проектов.
15-16
Рождество идёт по свету.
Знакомство с нравами и обычаями немцев, любимыми зимними праздниками- Рождеством и Новым годом. Просмотр презентации о Рождестве. Проект- «Моя рождественская открытка». Рождественский венок детских песен и стихов. Рождественский кроссворд.
17-18
Времена года.Зима
Знакомство с новой лексикой по теме «Зима».Прослушивание песни “Winterlied,”беседа о зимних забавах детей, просмотр презентации о зиме. Составление картинного рассказа о зиме. Лексические и грамматические игры. Загадки о зиме. Я рисую зиму.
19-20
Моя семья. Родственники.
Называние членов семьи по-немецки. Рассказ по картинке. Рассказ о своей семье. Заполнение Книги о себе.
21
Мой день рождения.
Игра «Почта пришла- новые слова нам принесла». Подарки. Поздравления. Праздничный стол. Ролевая игра.
22-23
Инсценированиесказки
«Теремок»
Чтение сказки., выбор роли. Репетиция. Показ сказки для учеников 2-4 классов.
24
Школьные будни. Расписание уроков.
Знакомство с названиями предметов. Составление расписания. Мой любимый урок. Игра в учителя. Рапорт дежурного. Кто отсутствует и почему.
25.
Я и мой друг.
Рассказ о друге. Возраст, место жительства, характеристика, любимые занятия. Портрет друга. Работа над проектом «Книга о себе»
26-
27
Мой дом.
Адрес. Характеристика моего дома. Стихотворение «Наш дом» -4 кл. Чтение текста с полным пониманием. Кукольный дом- описание. Прослушивание песни «Ich wohne hier”. Просмотр презентаций «Старый немецкий город.», «Города Германии»
Творческая мастерская «Проектирование нового дома-мечты». Коллаж или рисунок.
28
Любимые рифмовки. Стихи . Песни.
Повторение любимых песен, рифмовок, стихов на выбор учащихся. Чтение новых рифмовок.
29-30
Времена года. Весна
Весенние месяцы. Погода весной. Весна в Германии. Карнавал. Изготовление масок для карнавала. Ведение беседы по теме.
31
Пасха в Германии.
Лекция учителя о пасхальных традициях немцев с просмотром презентации и пасхальных атрибутов. Детские песенки, рифмовки, стишки. Конкурс на лучшего чтеца. Проект «Пасхальное поздравление на открытке».
32
Чтение сказок на немецком языке по ролям.
Сказки на выбор и по интересам учащихся
33-34
Коллаж «Времена года»
Работа над проектом. Мозговой штурм. Песня «Год» -. прослушивание, подпевание. Изготовление коллажа. Подборка текстов разного уровня сложности
Подведение итогов работы. Анкетирование учеников. Выставка проектов «Книга о себе» - оценочное мнение.