Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
«Детская риторика» автор Т.А.Ладыженская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА ( КУРСА)
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность курс «ДЕТСКАЯ РИТОРИКА» »
Внеурочная деятельность
КУРС «ДЕТСКАЯ РИТОРИКА»
(наименование учебного предмета/курса)
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень, ступень образования)
Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
«Детская риторика» автор Т.А.Ладыженская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА ( КУРСА)
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны,затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества
Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение».
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры».
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, ведение риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностные результаты:
осознавать роль речи в жизни людей;
оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметные результаты:
соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
реализовывать простое высказывание на заданную тему;
ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные результаты:
различать устное и письменное общение;
различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
распознавать и вести этикетный диалог;
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
находить по абзацным отступам смысловые части текста;
выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Место курса:
Данная программа адресована учащимся 1 класса «Школа 246», рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по детской риторике Т.А.Ладыженской с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по окружающему миру». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Рабочая программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю из расчета 32 рабочая неделя).
Срок реализации программы: один год
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса:
Уроки в классе
Риторические игры
Практикумы
Домашние задания
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
Развитие общеучебных умений
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:творческие работы учащихся
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
Программа реализуется в адресованном учащимся 1 классов комплекте: «Детская риторика», автор Т.А.Ладыженская.
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Содержание учебного курса.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизнии человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ОБЩЕНИЕ
Знакомство с учебником. Для чего люди общаются. Понятие о риторике.
РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
2.1 - 2.11 Устное и письменное общение. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи.
В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словестная вежливость). Вежливо – невежливо – грубо. Способы выражения (этикетных форм) приветствия, прощания благодарности.
Слушание (аудирование). Слушать и слышать. Правила для слушающего (учимся слушать собеседника, учителя и т.д)
Говорение. Голос и его окраска, громкость, темп говоримой (устной) речи. Правила для говорящих (собеседников).
Чтение. Ознакомительное (знакомимся с книгой, газетой, журналом). Приемы ознакомительного чтения.
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (о чем говорит нам шрифт).
ТЕКСТ
3.1 - 3.16 Что такое текст. Тема и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные сигналы смысловых частей текста.
Речь разговорная. Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Речь разговорная с элементами художественной речи. Сказочные истории. Считалки. Ритм, рифма, звукопись в считалке.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Согласно письму Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» оценочная деятельность осуществляется без отметочной фиксации достижений младших школьников: «…В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания».
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Содержание
(раздел, тема урока)
Кол-во
часов
ОБЩЕНИЕ (6 часов)
1
Вводный урок. Плохо одному
1
2
Слова приветствия. Знайкина школа.
1
3
Вывески
1
4-5
Слово веселит, огорчает, утешает
2
6
Давайте договоримся. Поиграем вместе
1
7
Говорим и пишем. Громко – тихо. Быстро – медленно
1
8
От чистоговорки к скороговорке. Узнай по голосу
1
9
Разговор по телефону
1
10-11
Мимика и жесты
2
12
До свидания! Счастливого пути!
1
13-14
Как себя вести во время разговора
2
15
Спасибо! Подарок.
1
16
Умей благодарить!
1
17
Новогодняя сказка
1
18
Текст – что это такое
1
19
Заголовки-отгадки
1
20
Заголовки-названия
1
21
Заголовки бывают разные
1
22
Извинение
1
23
От учтивых слов…
1
24
Очень важные слова
1
25
Знакомые незнакомцы
1
26
Ключ к тексту.
1
27
Какой текст легче прочитать
1
28
Рифма
1
29
Как построен текст. Начало – конец
1
30
Сочиняем считалку
1
31
Обращение
1
32
Я обращаюсь к тебе
1
33
Маленькие тексты. Сочиняем сказку.
1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств МТО
Количество
Примечание
1.Программа
1 экземляр
«Детская риторика» рабочая тетрадь-учебник для 1 класса (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской)
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М.: Баласс; Ювента.
1 экземпляр
Технические средства обучения
1.Компьютер
1 экземпляр
2.Интерактивная доска
1 экземпляр для фронтальной работы
3.Классная доска с набором магнитов для крепления таблиц и т.д.
1 экземпляр для фронтальной работы
4.Мультимедиа проектор
1 экземпляр для фронтальной работы
5.Принтер
1 экземпляр
Экранно-звуковые пособия по отдельным темам
1.Аудиозаписи
1 экземпляр для фронтальной работы
2.Видеофильмы
1 экземпляр для фронтальной работы
Оборудование класса
1.Ученические столы с комплектом стульев
Класс-комлект
2.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов и пособий
3.Стенды, подставки для книг
Список литературы:
Для учащихся:
Т.А. Ладыженская Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник-тетрадь для 1 класса в двух частях. – М.: «Ювента», «Баласс», 2010
Для учителя:
Т.А. Ладыженская Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник-тетрадь для 1 класса в двух частях. – М.: «Ювента», «Баласс», 2010
Т.А. Ладыженская Детская риторика в рассказах и рисунках. Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 2004