Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы ФГОС
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241)
Приказ Минобразования России и науки РФ от 18.05.2015 N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373"
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Минпросвещения России от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещений Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
Приказ Минпросвещения России от 18 мая 2020 г. №249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
Данная программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования Новошахтинской школы-интерната на 2021-2022 учебный год.
Данная образовательная программа была составлена на основе программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».
Программа адресована учащимся 6 класса и рассчитана на 1 час в неделю. В соответствии с годовым календарным графиком школы-интерната 33 часа.
Цель программы: - формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания;
- воспитание патриотов России, граждан демократического государства.
Задачи программы:
- формировать и развивать у ребенка чувство принадлежности к обществу, в котором он живет, любовь к родному краю;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств;
- воспитывать толерантность, развивать способность к успешной социализации в обществе;
Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) на основе рабочей программы «Мы будущее России» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности предполагает формирование: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Личностные:
-осознание себя как члена общества, как гражданина России, уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Регулятивные:
- определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
- выбирать средства для организации своего поведения;
- запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
- планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
- предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- начинать и заканчивать действие в нужный момент;
Познавательные:
- уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации,
- уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные:
-уметь работать в группе, договариваться друг с другом,
-участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
обучающиеся получат возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
обучающиеся получат возможность научиться:
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты:
обучающиеся научатся:
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
к концу 6 класса обучающиеся будут знать :
- знать алгоритм самопроверки и исправления ошибок, уметь его применять.
-знать структуру проектирования − цель, план, сроки, средства, способ, − приобрести опыт построения практико-ориентированных проектов.
-знать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний.
-знать алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности,
-знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт ведения дискуссии.
-знать функции «организатора», приобрести опыт их применения в совместной работе.
-знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.
-знать основные правила работы с текстом, уметь их применять.
-знать алгоритм классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять.
к концу 6 класса обучающиеся будут уметь:
-уметь делать осознанный выбор в учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения.
-уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии:
– уровень воспитанности и общей культуры учащихся; – участие класса в школьных воспитательных мероприятиях; – степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива; – выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
Содержание тем курса
Мы – патриоты России (7 часов)
1.Тема: Введение. Раскрывать суть предстоящей работы.
2. Тема: Страна, которую мы любим.
Просторы и богатства России. Многонациональный российский народ .
3. Тема: Дружелюбие россиян.
4. Тема: Подготовка сообщений о достойных гражданах России в разные ее времена.
Мини доклады о известных людях России.
5. Тема: Составление схемы «Мои права и обязанности».
Обсуждаем свои права и обязанности . Права ребенка от рождения до совершеннолетия.
6. Тема: Интеллектуальный марафон по правам человека.
Викторина «Что мы знаем о своих правах?»
7. Тема: Наша толерантность.
Подготовка эссе «Хотя мы разные, но мы - Россия»
Наше государство и его символы (4 часа)
8. Тема: Мы – граждане России.
Мини-сочинение «За что я люблю свою страну?». Анализируем и обсуждаем.
9. Тема: Наш Государственный флаг.
«История государственной символики»
10. Тема: Как устроено наше государство.
Понятия «конституция», «федерация», «субъекты», дать представление о государственных символах страны, истории их создания;
11. Государства, граничащие с Россией.
Наши соседи.
Жизнь даётся один раз (2 часа)
12. Тема: Наше здоровье.
Профилактика вредных привычек у подростков. Вред никотина для растущего организма. Режим дня школьника.
13. Тема: Алкоголь – губитель судеб.
Анализ материалов СМИ по проблемам здорового образа жизни молодежи
Наш выбор – здоровый образ жизни (3 часа)
14. Тема: Человек и его здоровье.
Расширять и систематизировать знания учащихся о личной гигиене
15. Тема: Ваш выбор: радости или страдания.
Характеризовать понятия. Проводить сравнение
16. Тема: Проведение акции «Доброе сердце»
«Доброе сердце – добрые дела». Оказать помощь учителям и одноклассникам.
Достоинства и недостатки человека ( 5 часов)
17. Тема: Познавать и улучшать себя.
Осознание себя, своих социальных ролей в обществе.
18. Тема: Честь Совесть.
Тренинги «Каков я на самом деле»
19. Тема: Доброта и гуманность.
Отработка навыков понимания окружающих людей, распознавания их чувств, создание положительного эмоционального фона
20. Тема: Жадность Зависть.
Занятие на осознание своих чувств, способов регуляции эмоций.
21. Тема: Злобность и жестокость.
Вести дискуссию «Если бы президентом России был я» (собственный вариант решения злободневной проблемы)
Наши права и ответственность (4 часа)
22. Тема: О моральных и правовых нормах
Единство права и морали, а есть ли разница?
23. Тема: Наше равноправие.
Выделять признаки и объяснять их значения.
24. Тема: Наше право на жизнь и охрану здоровья.
Познакомить детей с элементарными правилами оказания первой медицинской помощи.
25. Тема: Наше право на защиту чести и достоинства.
Беседа - как защитить честь и достоинство?
Гражданин России: наши права и свободы (3 часа)
26. Тема: Российская Конституция и наши права.
Беседа о Конституции Российской Федерации
27. Тема: Наше право на личную жизнь.
Составление таблицы интересов
28. Тема: Право на образование.
Подготовка коллективной презентации «Наш класс»
Мы в обществе (5 часов)
29. Тема: Человек среди людей.
Анализировать приведённые ситуации
30. Тема: Что такое гражданское общество.
Знакомство с основными документами « Конституция РФ» и. « Конвенция о правах ребенка». Рассказать о важности законов в жизни человека.
31. Тема: Защита Отечества – наш священный долг.
Раскрыть суть священного долга гражданина - защитить Отечество. Показать общую структуру современной армии, отметить какими чертами должен овладеть современный воин.
32. Тема: Мы и охрана природы.
Мини сочинение : « Мы - друзья природы.
33. Тема: Итоговое занятие. Подведение итогов.
Представление социальных проектов, актуализация полученных знаний, умений, навыков, полученных на занятиях.
График выполнения практической части программы
№ п/п
Название раздела (блока)
Количество часов на изучение раздела (блока)
Из них количество часов, отведенных на практическую часть и контроль
Практические работы
Контрольные работы
1
Мы –патриоты России
7
1
2
2
Наше государство и его символы
4
1
3
Жизнь даётся один раз
2
1
4
Наш выбор – здоровый образ жизни
3
1
5
Достоинства и недостатки человека
5
1
6
Наши права и ответственность
4
1
7
Гражданин России: наши права и свободы
3
1
1
8
Мы в обществе
5
2
Календарно – тематическое планирование (33 часа)
№
Тема
Количество
часов
Дата
По плану
По факту
1
Введение
1
2.09.2021
2
Страна, которую мы любим
1
9.09.2021
3
Дружелюбие россиян
1
16.09.2021
4
Подготовка сообщений о достойных гражданах России в разные ее времена