Тематическое планирование курса «Умники и умницы».
Тематическое планирование курса «Умники и умницы».
Данная программа направлена на развитие логического мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся, повышение интереса к учению, она рассчитана на детей от 7 до 11 лет на протяжении четырех лет обучения в начальной школе. Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. В основе предлагаемой программы лежит системно - деятельностный подход. Он основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование курса «Умники и умницы». »
Пояснительная записка курса «Умники и умницы».
2 класс.
Современный этап развития общества предполагает разработку нового содержания образования и определения адекватных ему методов и приемов, средств и организационных форм обучения. Для успешного обучения в школе умение логически мыслить и рассуждать играет большую роль. Учителя отмечают, что тот ученик, у которого хорошо развито логическое мышление, легче одноклассников понимает учебный материал, содержательнее осваивает новые правила, быстрее и успешнее справляется с заданиями по математике, русскому языку. А неумение логически мыслить приводит к снижению успеваемости и отставанию в учебе. Обучение детей решению логических задач направлено на формирование у ребят умений осуществлять последовательные мыслительные операции, такие как: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, классификация, конкретизация. В развитии этих операций и должен помочь курс логики. Знание основ логики важно для каждого человека, так как правильно мыслить, доказывать истинность или ложность своих либо чужих утверждений, высказываний, предложений является жизненной необходимостью. Обучаться логике приходится уже с детских лет, когда формируется абстрактное, а не только конкретное мышление. Отдельные приёмы логического мышления дети начинают усваивать в детском саду: это, например, анализ и синтез, сравнение и различие, описание и характеристика. В школе с первых дней обучения учащиеся работают с этими логическими приёмами или операциями на всех уроках, развивая, углубляя и систематизируя свои знания.
Данная программа направлена на развитие логического мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся, повышение интереса к учению, она рассчитана на детей от 7 до 11 лет на протяжении четырех лет обучения в начальной школе. Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. В основе предлагаемой программы лежит системно - деятельностный подход. Он основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина. Содержание данной программы и рекомендуемая методика проведения предлагают именно такую систему, при которой требуется внимательное прочтение задания, точное принятие учебной задачи, планирование действий при решении задач, применение схем и таблиц в ходе рассуждений, как выбираемого метода решения задач конкретного типа, доказательств при предъявлении ответа, что невозможно без развитых навыков учебной деятельности и высших психических функций.
Для успешного обучения в среднем звене, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:
1.Высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенного, классификация и др.
2. Высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы.
3.Высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.
Если это будет сделано в начальной школе, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в среднем звене школы.
Курс «Логика» - это курс, предназначенный для всех детей, а не только математически одарённых. Во-первых, логические задачи отличаются от большинства математических тем, что для их решения, как правило, не требуется большого запаса математических знаний и можно ограничиться только некоторыми сведениями из арифметики. Во-вторых, логические задачи почти всегда носят занимательный характер и этим привлекают даже тех, кто не любит математики. И, главное их решение развивает логическое мышление, что способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки. Этот курс даёт возможность развивать внимание, память и прививать навыки правильного мышления.
Цель курса логики – формирование и развитие у учащихся общелогических умений, основных мыслительных операций, необходимых для любой интеллектуальной деятельности; закладка основ правильности, точности и креативности мышления. Воспитание самостоятельно мыслящего человека, способного справиться с проблемами, которые ставит перед ним жизнь.
Задачи курса:
Научить ребёнка осмысленно видеть мир и успешно ориентироваться в нём.
Помочь справиться с предметами школьной учебной программы.
Научить полноценно и продуктивно общаться с другими людьми, правильно подходить к принятию жизненно важных решений.
закрепить интерес, с которым дети пришли в школу;
привить интерес к математике, русскому языку, окружающему миру;
расширить и углубить программный материал по данным предметам;
пробуждать у учащихся потребность к самостоятельной работе;
содействовать развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств.
Развивать у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, способность описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между различными явлениями, легко переходить от одних связей к другим.
Научить детей точно выражать свои мысли, творчески мыслить, развивать речь.
Формирование навыков учебного сотрудничества.
Курс «Логика» представляет собой интерес ещё и тем, что его программа тесно переплетается с такими учебными предметами, как математика, русский язык и литература, информатика, экономика. Занятия курса «Логика» проводятся в форме интеллектуальной игры и основано на ТРИЗ технологиях. Протяжённость урока 40 минут. Программа курса рассчитана на 1час в неделю (34 часа в год).
В содержание обучения входят:
Формирование у учеников мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации.
Оперирование признаками предметов: выделение существенных и несущественных признаков, описание признаков предметов.
Развитие и обогащение речи учащихся через введение слов истина, ложь. Использование слов ««все», «некоторые», «ни один», «только», «и», «или». Составление высказываний с данными понятиями.
Формирование поисковых умений. Поиск и нахождение закономерностей.
Развитие основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, воображения.
Структура и содержание разделов программы
В структуре программы выделяют: развивающий и диагностический разделы. Содержание программы разделено по классам. Ознакомление с содержанием программы идет с постепенным расширением задач и увеличением сложности познавательных заданий. Содержание программы располагается по принципу усложнения в развитии познавательных процессов: от развития внимания (концентрации, переключения), разных видов памяти (от механической к логической, обучению приемам мнемотехники), восприятия, воображения к разным приемам мышления (анализ, сравнение, обобщение, классификация, проведение аналогий на основе разных видов отношений). Параллельно идет работа по развитию психического процесса – речи (обогащение словаря, связная речь). Логические познавательные задания (ЛПЗ) с рассуждениями. Работа над развитием словаря: работа с фразеологизмами. Проведение аналогий между объектами с функциональными отношениями и отношениями часть- целое. Правила решения головоломок: изографы, уникурсальные фигуры, перестановки спичек, букв, слоговица, ребусы. Итоговая диагностика.
В основу курса положены следующие принципы:
Научность. Доступность и определённый уровень трудности. Учёт возрастных особенностей учащихся. Систематичность, последовательность и комплексность обучения.
Проблемность. Ученикам даётся не готовая информация, а материал для открытия нового знания. Учёт межпредметных связей – развитие речи, математика, русский язык, ознакомление с окружающим миром, ИЗО.
Структура уроков логики:
«Мозговая разминка». В разминку включаются достаточно лёгкие, вызывающие интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, проявление определённого чувства юмора и быстроту реакции. Изучение нового материала. Решение логических, творческо-поисковых задач. «Переменка». Физминутка должна включать упражнения на развитие внимания и двигательной сферы детей. «Мозговой штурм». Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель – развитие творческого стиля мышления. Ученики тренируют умение кратко и чётко выражать свои мысли.
Методы, формы и виды работы:
дифференцированный подход
индивидуальная работа
использование различных раздаточных материалов
проведение викторин, интеллектуальных игр, использование занимательных материалов, энциклопедических пособий, материалов повышенной трудности и др.
В соответствии со стандартами второго поколения универсальные учебные действия включают: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные действия.
К познавательным универсальнымдействиям относятся: общеучебные универсальные действия, постановка и решение проблемы и логические универсальные действия:
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
-синтез (составление целого из частей или самостоятельное достраивание)
-выбор оснований или критериев для сравнения, сериации, классификации
- подведение под понятие, выведение следствий
-установление причинно – следственных связей
-построение логической цепи рассуждений
-доказательство
-выдвижение гипотез и их обоснование.
Ожидаемые результаты курса:
Учащиеся должны научиться:
- Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
- Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа.
- Предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах "Кенгуру" и "Медвежонок", «Малахит» и др.
Календарно – тематическое планирование курса «Умники и умницы».
2 класс
№п/п
Дата
Тема
Характеристика деятельности.
30.09-4.10
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления
Общеучебные.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические.
Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Построение логической цепи рассуждений. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей
Постановка и решение проблем.
Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Совершенствование воображения, внимания слуховой памяти.
Самоопределение.
Формирование чувства необходимости учения и предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа, адекватное содержательное представление о школе. Формирование основ гражданской идентичности: положительного отношения к школе.
Смыслообразование.
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Нравственно-этическая ориентация.
Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к одноклассникам, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья в пределах своих возможностей.
Коммуникативные.
Формирование речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами и построение речевых высказываний. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме, умение слушать собеседника. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. Контролировать действия партнера и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. . Развитие способности рассуждать
Регулятивные.
Формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно. Внесение дополнений в план. Оценивать свои возможности решить стоящую перед ним задачу с помощью учителя. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Контроль в форме сличения способа и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действий.
7.10-11.10
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
7.10-11.10
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
14.10-18.10
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
21.10-25.10
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
28.10-31.10
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
11.11-16.11
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
11.11-16.11
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
18.11-23.11
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
25.11-30.11
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
2.12-6.12
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
9.12-13.12
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
9.12-13.12
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
16.12-20.12
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
16.12-20.12
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
23.12-27.12
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
13.01-17.01
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
13.01-17.01
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
20.01-24.01
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
27.01-31.01
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
3.02-7.02
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
10.02-14.02
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
17.02-21.02
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
24.02-28.02
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать.
3.03-7.03
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей.
10.03-14.03
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать
10.03-14.03
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей.
17.03-21.03
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек
7.04-11.04
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать
14.04-18.04
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей
21.04-25.04
Тренировка памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать.
28.04-30.04
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей
12.05-17.05
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
19.05-24.05
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.