Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослого.
Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств невозможно. Это длительная и целенаправленная работа, а эпизодическое использование творческих познавательных задач не принесет желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Данный курс является продолжением аналогичного курса по развитию познавательных способностей (РПС) младших школьников, которым дети успешно овладели в 1 классе.
Наиболее подходящей формой проведения занятий по РПС является проведение специальных уроков, проводимых факультативно. Достоинствами таковой являются достаточный объем, регулярность, систематичность, целенаправленность. Занятие продолжительностью 45 минут 1 раз в неделю (36 занятий в год).
Методы и приемы организации деятельности учеников 2 класса ориентированы в большей степени на увеличение доли самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной деятельности. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. это- внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Занятия построены так, что один вид деятельности сменяет другой. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Структура занятия включает определенные этапы работы:
«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактика нарушения зрения. Под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач. Убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3-5 минут)
Создание определенного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. В нее включаются достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой юмора и поэтому помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятельности. Во 2 классе увеличивается сложность и количество вопросов, включенных в разминку. Ускоряется темп вопросов и ответов.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (память, внимание, мышление) – (15 минут)
Задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углубить знания детей, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности. Уровень трудности заданий возрастает, для развития внимания и зрительной памяти почти каждое занятие выполняется зрительный диктант. Включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов, на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза развивает не только двигательную сферу, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
Решение творческо – поисковых и творческих задач. (15 минут)
Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребенка, т.к. позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в себе, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умение делать заключение из двух суждений, умение сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики. В процессе выполнения таких заданий у ребенка формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств: словесно-логическое мышление, вниманмие, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти задания воспитывают познавательный интерес к родному языку.
Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты)
Помогает повысить остроту зрения, снять зрительное утомление, достичь состояния зрительного комфорта.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, стоить дедуктивные умозаключения. Способность ребенка анализироватьпроявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношение между собой. Способность рассуждать проявляется в возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Динамику развития познавательных способностей оценивают с помощью таблицы, данные в которую заносят после выполнения заданий на занятиях №1 и № 36. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребенка за год.
Тематическое планирование
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Развитие концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти
Тренировка зрительной памяти
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Совершенствование воображения
Развитие наглядно-образного мышления
Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции
Развитие концентрации внимания
Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти
Тренировка зрительной памяти
Развитие логического мышления
Совершенствование воображения
Развитие быстроты реакции
Развитие концентрации внимания
Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти
Тренировка зрительной памяти
Развитие логического мышления
Совершенствование воображения
Развитие быстроты реакции
Развитие концентрации внимания
Тренировка внимания?
Тренировка слуховой памяти
Тренировка зрительной памяти
Развитие логического мышления
Совершенствование воображения?
Развитие быстроты реакции
Развитие концентрации внимания
Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти
Тренировка зрительной памяти
Развитие логического мышления
Совершенствование воображения
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления на конец года
?
Развиваемые способности?
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Развитие концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти
Тренировка зрительной памяти
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Совершенствование воображения
Развитие наглядно-образного мышления
Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции?
Развитие концентрации внимания
Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти
Тренировка зрительной памяти
Развитие логического мышления
Совершенствование воображения
Развитие быстроты реакции
Развитие концентрации внимания?
Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти
Тренировка зрительной памяти
Развитие логического мышления
Совершенствование воображения
Развитие быстроты реакции
Развитие концентрации внимания
Тренировка внимания
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Умники и умницы" . Программа 2 кл. »
Пояснительная записка.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослого.
Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств невозможно. Это длительная и целенаправленная работа, а эпизодическое использование творческих познавательных задач не принесет желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Данный курс является продолжением аналогичного курса по развитию познавательных способностей (РПС) младших школьников, которым дети успешно овладели в 1 классе.
Наиболее подходящей формой проведения занятий по РПС является проведение специальных уроков, проводимых факультативно. Достоинствами таковой являются достаточный объем, регулярность, систематичность, целенаправленность. Занятие продолжительностью 45 минут 1 раз в неделю (36 занятий в год).
Методы и приемы организации деятельности учеников 2 класса ориентированы в большей степени на увеличение доли самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной деятельности. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. это- внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Занятия построены так , что один вид деятельности сменяет другой. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Структура занятия включает определенные этапы работы:
«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактика нарушения зрения. Под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач. Убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3-5 минут)
Создание определенного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. В нее включаются достаточно легкие , способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой юмора и поэтому помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятельности. Во 2 классе увеличивается сложность и количество вопросов, включенных в разминку. Ускоряется темп вопросов и ответов.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (память, внимание, мышление) – (15 минут)
Задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углубить знания детей, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности. Уровень трудности заданий возрастает, для развития внимания и зрительной памяти почти каждое занятие выполняется зрительный диктант. Включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов, на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза развивает не только двигательную сферу, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
Решение творческо – поисковых и творческих задач. (15 минут)
Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребенка, т.к. позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в себе, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умение делать заключение из двух суждений, умение сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики. В процессе выполнения таких заданий у ребенка формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств: словесно-логическое мышление, вниманмие, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти задания воспитывают познавательный интерес к родному языку.
Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты)
Помогает повысить остроту зрения, снять зрительное утомление, достичь состояния зрительного комфорта.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, стоить дедуктивные умозаключения. Способность ребенка анализироватьпроявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношение между собой. Способность рассуждать проявляется в возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Динамику развития познавательных способностей оценивают с помощью таблицы, данные в которую заносят после выполнения заданий на занятиях №1 и № 36. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребенка за год.
Тематическое планирование
месяц
№
Развиваемые способности
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
2
Развитие концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
3
Тренировка внимания
4
Тренировка слуховой памяти
5
Тренировка зрительной памяти
6
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
7
Совершенствование воображения
Развитие наглядно-образного мышления
Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
8
Развитие быстроты реакции
Н
О
Я
Б
Р
Ь
9
Развитие концентрации внимания
10
Тренировка внимания
11
Тренировка слуховой памяти
12
Тренировка зрительной памяти
13
Развитие логического мышления
14
Совершенствование воображения
15
Развитие быстроты реакции
16
Развитие концентрации внимания
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
17
Тренировка внимания
18
Тренировка слуховой памяти
19
Тренировка зрительной памяти
20
Развитие логического мышления
21
Совершенствование воображения
22
Развитие быстроты реакции
23
Развитие концентрации внимания
24
Тренировка внимания
Я
Н
В А Р Ь
25
Тренировка слуховой памяти
26
Тренировка зрительной памяти
27
Развитие логического мышления
28
Совершенствование воображения
Ф Е
В
Р
А
Л
Ь
29
Развитие быстроты реакции
30
Развитие концентрации внимания
31
Тренировка внимания
32
Тренировка слуховой памяти
33
Тренировка зрительной памяти
34
Развитие логического мышления
35
Совершенствование воображения
36
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления на конец года
месяц
№
Развиваемые способности
М
А
Р
Т
37
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
38
Развитие концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
39
Тренировка внимания
40
Тренировка слуховой памяти
41
Тренировка зрительной памяти
42
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать