Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей»
Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей
Аспекты педагогических технологий:
Научный - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.
Процессуальный - описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения.
Деятельностный - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Основные идеи технологии
Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения.
Элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым педагогом и должны гарантировать достижение планируемых результатов всеми обучающимися.
Педагогическая технология диагностируема: содержит критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).
Группы педагогических технологий
I группа - личностно-ориентированные технологии, главная установка которых - уникальность, целостность личности, способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Это – технологии сотрудничества, коллективной творческой деятельности, игровые, клубные и другие.
II группа - это технологии управления познавательным процессом. В их основе - четкая дозировка учебного материала, его постепенное усвоение, поэтапный контроль и оценивание. Это блочно-модульные, проблемномодульные, развивающие, а также многие программированные, информационные технологии (В.Ф.Шаталов, П.М.Эрдниев, В.И. Давыдов).
III группа - технологии «свободного воспитания». В их основе лежит проектирование образовательного процесса «от ребенка», от его способностей, потребностей и мотивов. Задача педагога состоит в создании условий, среды, обеспечения для развития и обучения ребенка, доверие к его личному опыту, потенциальным возможностям. Это гуманно-личностное обучение, «ненаправленное» обучение, семейная школа ( А.С. Белкин, др.).
IV группа - технологии, преодолевающие формализм школы. В их основе лежат идеи критики нормирования и формализма содержания обучения, режима дня, власти педагога, классной формы селекции детей по возрасту и т.п. Это дистанционное и концентрированное обучение, парковая технология и др.
Педагогические технологии по сфере применения
Универсальные - пригодные для преподавания почти любого урока и занятия в школе и вне школы.
Ограниченные - пригодные для преподавания нескольких предметов.
Специфические - пригодные для преподавания одного – двух предметов.
Этапы педагогической технологии
Предварительная диагностика уровня усвоения материала.
Организация деятельности учащихся по освоению и закреплению
нового учебного материала.
Контроль качества усвоения материала.
Выбор методов и приемов дополнительной работы с группой учащихся.
Диагностика причин отставания.
Выбор методики, снимающей пробелы в знаниях и опыте учащихся.
Критерии образовательных технологий
Концептуальность.
Системность.
Управляемость (мониторинг).
Эффективность.
Воспроизводимость.
Педагогические технологии в ОО ДОД
Технология личностно-ориентированного обучения.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная).
Групповые педагогические технологии.
Технология коллективной творческой деятельности .
Технология исследовательского (проблемного) обучения.
Игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Информационно-компьютерные технологии.
Технология развивающего обучения.
Проектная технология.
Инновационные технологии предполагают:
• повышение уровня мотивации к учебному труду;
• формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность;
• постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с педагогом;
• воспитание чувства собственного достоинства, самоутверждения через результаты в учёбе;
• в основе - дифференциальный подход;
• хорошее знание теоретического материала как основы успешности обучения, любая задача – это кусок теории;
• создание проблемной ситуации, «уход в сторону», использование вспомогательных вопросов;
• работу с одарёнными детьми.
Личностно-ориентированные технологии
Ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Варианты дифференциации:
комплектование учебных групп однородного состава;
внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.
Индивидуализация обучения – выбор и использование в организации учебного процесса способов, приемов, темпов обучения, обусловленных индивидуальными особенностями учащихся.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков).
Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.
Индивидуализация обучения осуществляется со стороны самого учащегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.
Индивидуальное обучение позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темпы обучения к индивидуальным особенностям каждого учащегося, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет учащемуся работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.
Групповые технологии
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Разновидности групповых технологий:
групповой опрос;
учебная встреча;
дискуссия;
нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).
Особенности групповых технологий:
учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач;
виден вклад каждого ученика в выполнении задания;
состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Групповые технологии
Уровни коллективной деятельности в группе:
одновременная работа со всей группой;
работа в парах;
групповая работа на принципах дифференциации.
Функции педагога:
- контролирует;
- отвечает на вопросы;
- регулирует споры;
- оказывает помощь.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого.
Работа в парах сменного состава позволяет развивать у учащихся самостоятельность и коммуникативность.
Технология коллективной творческой деятельности
Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в:
• планировании;
• подготовке;
• осуществлении;
• анализе любого дела.
Мотив деятельности детей - стремление к самовыражению и самоусовершенствованию.
Формы КТД: трудовые дела; познавательные дела; художественные дела; спортивные дела.
Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.
Оценивание результатов:
похвала за инициативу;
публикация работы;
выставка;
награждение;
присвоение звания и др.;
разработка специальных творческих книжек, где
отмечаются достижения и успехи.
Технология исследовательского (проблемного) обучения
Этапы построения занятия:
актуализация опорных знаний;
создание проблемной ситуации;
постановка учебной проблемы;
построение проблемной задачи;
решение проблемы (выдвижение и доказательство гипотез);
анализ возможных последствий;
проверка правильности решения и
повторение.
Проблемная ситуация – осознанное учеником затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий.
Уровни проблемности: проблемное изложение учебного материала; частично–поисковая деятельность (эвристический диалог); самостоятельная исследовательская работа.
Технология исследовательского (проблемного) обучения
Особенность технологии - «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос, опираясь в своей деятельности на инструменты познания, при этом строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
«+»: достижение высокого уровня умственного развития учащихся; стимулирование внутренней мотивации учения; прочное усвоение изученного; формирование убеждений; овладение первичными навыками исследовательской деятельности.
«-»: большие затраты времени; слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда обучающийся систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
Проблемное обучение форма активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; в котором обучающиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых знаний.
Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:
1) создание проблемных ситуаций,
2) обучение обучающихся в процессе решения проблем,
3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом
виде.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.
Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:
1) сложность, выступающая в форме противоречия,
2) ёмкое содержание,
3) увлекательная форма,
4) доступный для обучающийся уровень сложности.
В процессе работы наиболее часто педагог использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Особое внимание заслуживает методика конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером.
Моделирование уроков. При моделировании урока (занятия) в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что обучающимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока.
Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями:
1.) актуализации знаний и умений;
2.) осознания и осмысления блока новой учебной информации;
3.) закрепления и систематизации знаний;
4.) применения знаний в новой учебной ситуации;
5.) проверки уровня усвоения знаний и умений.
В зависимости от цели и содержания учебного материала проблемное учебное занятие проводится в разных формах. Наиболее эффективная форма– блоковый проблемный урок.
Правила моделирования проблемно-блокового урока следующие:
1. При конструировании блокового урока содержание разбивается на 3-4 логические части.
2. К каждой логической части конструируется проблемный вопрос.
3. Каждый проблемный вопрос на уроке звучит трижды, но с разной дидактической целью:
а.) актуализация знаний;
б.) осознание и осмысление учебной информации;
в.) закрепление новых знаний.
4. На этапе закрепления задание из проблемного трансформируется в репродуктивное, так как ответ на вопрос уже прозвучал в процессе осознания и осмысления новой учебной информации. На этом этапе происходит процесс запоминания логики решения проблемной задачи.
5. В каждом блоке изменяется приём работы с источниками информации.
6. Важно в одном из блоков предложить работу с наглядностью как источником информации.
7. Сочетание приёмов работы с информацией зависит от содержания учебного материала и средств обучения, которыми располагает педагог.
8. На этапе диагностического контроля педагог проверяет уровень умения решать проблемные задачи, предлагая на выбор 2-3 задания. Высокий уровень – оценка «отлично», если обучающиеся демонстрируют умения определять противоречия, формулировать гипотезу, доказывать её, делать вывод.
РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому обучающийся овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.
Предполагает регулярное чередование различных уровней усвоения учебных знаний (от доступности до высокого уровня трудности), что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения (при доступности) и, с другой стороны, интенсивность развития (при преодолении трудностей).
В качестве основных принципов данной педагогической технологии были выбраны следующие:
1) всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
2) взаимное превосходство - если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;
3) неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
Содержание разноуровневого обучения обеспечивается делением учебного материала на три уровня:
уровень А – общеобразовательный (базовый), который сохраняет логику самой науки и позволяет получить общее представление об учебном предмете;
уровень В – программный, основанный на уровне А, углубляющий, обогащающий его по содержанию;
уровень С – усложненный, расширяющий уровень В за счет включения в содержание обучения дополнительного учебного материала, не предусмотренного стандартами.
Деятельность педагога при организации разноуровневых групп состоит в:
- делении обучающихся на группы (по уровню знаний, способностям)
- разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний
- оценивании деятельности обучающихся
Применение разноуровневого обучения помогает педагогу достичь следующих целей:
Для первой группы (группа «А»)
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (группа «В»)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Для третьей группы (группа «С»)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения обучающихся. Задачей педагога является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива обучающихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.