kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены Педагогические технологии в ОО ДОД:

Инновационные технологии

Личностно-ориентированные технологии

Групповые технологии

Технология коллективной творческой деятельности

Технология исследовательского (проблемного) обучения

Технологии разноуровнего обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей»

Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей


Аспекты педагогических технологий:

Научный - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.

Процессуальный - описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения.

Деятельностный - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Основные идеи технологии

Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения.

Элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым педагогом и должны гарантировать достижение планируемых результатов всеми обучающимися.

Педагогическая технология диагностируема: содержит критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).

Группы педагогических технологий

I группа - личностно-ориентированные технологии, главная установка которых - уникальность, целостность личности, способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Это – технологии сотрудничества, коллективной творческой деятельности, игровые, клубные и другие.

II группа - это технологии управления познавательным процессом. В их основе - четкая дозировка учебного материала, его постепенное усвоение, поэтапный контроль и оценивание. Это блочно-модульные, проблемномодульные, развивающие, а также многие программированные, информационные технологии (В.Ф.Шаталов, П.М.Эрдниев, В.И. Давыдов).

III группа - технологии «свободного воспитания». В их основе лежит проектирование образовательного процесса «от ребенка», от его способностей, потребностей и мотивов. Задача педагога состоит в создании условий, среды, обеспечения для развития и обучения ребенка, доверие к его личному опыту, потенциальным возможностям. Это гуманно-личностное обучение, «ненаправленное» обучение, семейная школа ( А.С. Белкин, др.).

IV группа - технологии, преодолевающие формализм школы. В их основе лежат идеи критики нормирования и формализма содержания обучения, режима дня, власти педагога, классной формы селекции детей по возрасту и т.п. Это дистанционное и концентрированное обучение, парковая технология и др.

Педагогические технологии по сфере применения

Универсальные - пригодные для преподавания почти любого урока и занятия в школе и вне школы.

Ограниченные - пригодные для преподавания нескольких предметов.

Специфические - пригодные для преподавания одного – двух предметов.

Этапы педагогической технологии

Предварительная диагностика уровня усвоения материала.

Организация деятельности учащихся по освоению и закреплению

нового учебного материала.

Контроль качества усвоения материала.

Выбор методов и приемов дополнительной работы с группой учащихся.

Диагностика причин отставания.

Выбор методики, снимающей пробелы в знаниях и опыте учащихся.

Критерии образовательных технологий

Концептуальность.

Системность.

Управляемость (мониторинг).

Эффективность.

Воспроизводимость.

Педагогические технологии в ОО ДОД

Технология личностно-ориентированного обучения.

Технология индивидуализации обучения (адаптивная).

Групповые педагогические технологии.

Технология коллективной творческой деятельности .

Технология исследовательского (проблемного) обучения.

Игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии.

Информационно-компьютерные технологии.

Технология развивающего обучения.

Проектная технология.

Инновационные технологии предполагают:

• повышение уровня мотивации к учебному труду;

• формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность;

• постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с педагогом;

• воспитание чувства собственного достоинства, самоутверждения через результаты в учёбе;

• в основе - дифференциальный подход;

• хорошее знание теоретического материала как основы успешности обучения, любая задача – это кусок теории;

• создание проблемной ситуации, «уход в сторону», использование вспомогательных вопросов;

• работу с одарёнными детьми.


Личностно-ориентированные технологии

Ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Варианты дифференциации:

  • комплектование учебных групп однородного состава;

  • внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;

  • профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.

Индивидуализация обучения – выбор и использование в организации учебного процесса способов, приемов, темпов обучения, обусловленных индивидуальными особенностями учащихся.

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков).

Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

Индивидуализация обучения осуществляется со стороны самого учащегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

Индивидуальное обучение позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темпы обучения к индивидуальным особенностям каждого учащегося, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет учащемуся работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

Групповые технологии

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Разновидности групповых технологий:

  • групповой опрос;

  • учебная встреча;

  • дискуссия;

  • нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Особенности групповых технологий:

  • учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач;

  • виден вклад каждого ученика в выполнении задания;

  • состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.


Групповые технологии

Уровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;

  • работа в парах;

  • групповая работа на принципах дифференциации.

Функции педагога:

- контролирует;

- отвечает на вопросы;

- регулирует споры;

- оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого.

Работа в парах сменного состава позволяет развивать у учащихся самостоятельность и коммуникативность.

Технология коллективной творческой деятельности

Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в:

• планировании;

• подготовке;

• осуществлении;

• анализе любого дела.

Мотив деятельности детей - стремление к самовыражению и самоусовершенствованию.

Формы КТД: трудовые дела; познавательные дела; художественные дела; спортивные дела.

Принципы организации: состязательность; игра; импровизация.

Технология коллективной творческой деятельности

Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.

Оценивание результатов:

  • похвала за инициативу;

  • публикация работы;

  • выставка;

  • награждение;

  • присвоение звания и др.;

  • разработка специальных творческих книжек, где

  • отмечаются достижения и успехи.

Технология исследовательского (проблемного) обучения

Этапы построения занятия:

  • актуализация опорных знаний;

  • создание проблемной ситуации;

  • постановка учебной проблемы;

  • построение проблемной задачи;

  • решение проблемы (выдвижение и доказательство гипотез);

  • анализ возможных последствий;

  • проверка правильности решения и

  • повторение.

Проблемная ситуация – осознанное учеником затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий.

Уровни проблемности: проблемное изложение учебного материала; частично–поисковая деятельность (эвристический диалог); самостоятельная исследовательская работа.

Технология исследовательского (проблемного) обучения

Особенность технологии - «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос, опираясь в своей деятельности на инструменты познания, при этом строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

«+»: достижение высокого уровня умственного развития учащихся; стимулирование внутренней мотивации учения; прочное усвоение изученного; формирование убеждений; овладение первичными навыками исследовательской деятельности.

«-»: большие затраты времени; слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда обучающийся систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Проблемное обучение форма активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; в котором обучающиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых знаний.

Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:

1) создание проблемных ситуаций,

2) обучение обучающихся в процессе решения проблем,

3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом

виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:

1) сложность, выступающая в форме противоречия,

2) ёмкое содержание,

3) увлекательная форма,

4) доступный для обучающийся уровень сложности.

В процессе работы наиболее часто педагог использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Особое внимание заслуживает методика конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером.

Моделирование уроков. При моделировании урока (занятия) в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что обучающимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока.

Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями:

1.) актуализации знаний и умений;

2.) осознания и осмысления блока новой учебной информации;

3.) закрепления и систематизации знаний;

4.) применения знаний в новой учебной ситуации;

5.) проверки уровня усвоения знаний и умений.

В зависимости от цели и содержания учебного материала проблемное учебное занятие проводится в разных формах. Наиболее эффективная форма– блоковый проблемный урок.

Правила моделирования проблемно-блокового урока следующие:

1. При конструировании блокового урока содержание разбивается на 3-4 логические части.

2. К каждой логической части конструируется проблемный вопрос.

3. Каждый проблемный вопрос на уроке звучит трижды, но с разной дидактической целью:

а.) актуализация знаний;

б.) осознание и осмысление учебной информации;

в.) закрепление новых знаний.

4. На этапе закрепления задание из проблемного трансформируется в репродуктивное, так как ответ на вопрос уже прозвучал в процессе осознания и осмысления новой учебной информации. На этом этапе происходит процесс запоминания логики решения проблемной задачи.

5. В каждом блоке изменяется приём работы с источниками информации.

6. Важно в одном из блоков предложить работу с наглядностью как источником информации.

7. Сочетание приёмов работы с информацией зависит от содержания учебного материала и средств обучения, которыми располагает педагог.

8. На этапе диагностического контроля педагог проверяет уровень умения решать проблемные задачи, предлагая на выбор 2-3 задания. Высокий уровень – оценка «отлично», если обучающиеся демонстрируют умения определять противоречия, формулировать гипотезу, доказывать её, делать вывод.

РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому обучающийся овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.

Предполагает регулярное чередование различных уровней усвоения учебных знаний (от доступности до высокого уровня трудности), что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения (при доступности) и, с другой стороны, интенсивность развития (при преодолении трудностей).

В качестве основных принципов данной педагогической технологии были выбраны следующие:

1) всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;

2) взаимное превосходство - если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;

3) неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

• психолого-педагогическая диагностика обучающегося;

• сетевое планирование;

• разноуровневый дидактический материал

Содержание разноуровневого обучения обеспечивается делением учебного материала на три уровня:

уровень А – общеобразовательный (базовый), который сохраняет логику самой науки и позволяет получить общее представление об учебном предмете;

уровень В – программный, основанный на уровне А, углубляющий, обогащающий его по содержанию;

уровень С – усложненный, расширяющий уровень В за счет включения в содержание обучения дополнительного учебного материала, не предусмотренного стандартами.

Деятельность педагога при организации разноуровневых групп состоит в:

- делении обучающихся на группы (по уровню знаний, способностям)

- разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний

- оценивании деятельности обучающихся

Применение разноуровневого обучения помогает педагогу достичь следующих целей:

Для первой группы (группа «А»)

1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы (группа «В»)

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для третьей группы (группа «С»)

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения обучающихся. Задачей педагога является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива обучающихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей

Автор: Будайчиева Елена Сергеевна

Дата: 05.04.2023

Номер свидетельства: 629057

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей"
    ["seo_title"] => string(80) "sovremennye_pedagogicheskie_tekhnologii_v_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniia_de"
    ["file_id"] => string(6) "614464"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1665037615"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Организация здоровьесберегающей среды с учетом индивидуально - возрастных особенностей воспитанников дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(147) "orghanizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiei-sriedy-s-uchietom-individual-no-vozrastnykh-osobiennostiei-vospitannikov-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "259595"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448798146"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Эффективные факторы повышения профессионализма педагогов дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_faktory_povysheniia_professionalizma_pedagogov_dopolnitelnogo_obrazo"
    ["file_id"] => string(6) "600523"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1645113561"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства