Просмотр содержимого документа
«Система работы по исследовательской деятельности учащихся»
Система работы по исследовательской деятельности учащихся
Мигалкина Александра Григорьевна, учитель русского языка и литературы Тёплоключевской СОШ Томпонского улуса Республики Саха (Якутия)
Мы считаем целесообразным в современных условиях создание определенной системы научно-исследовательской работы в ОУ, которая охватывает различные возрастные категории учащихся и предусматривает тесную метапредметную связь, свою особую систему оценки знаний и умений и формирование у учащихся основных ключевых компетенций.
Исследовательские умения и навыки ребенка лучше всего развиваются в процессе исследовательской практики ученика. Для привлечения учащихся к исследовательской деятельности сначала определяется круг его увлечений привязанностей и интересов. Затем выявляются темы интересующие ребенка в реальной жизни. Только после этого учитель совместно со школьником определяет тему будущего проекта и совместно с учеником ставит основополагающий вопрос, на который ребенок должен ответить в ходе выполнения данного проекта. Наша задача на начальном этапе изучения любого исследования- не только прививать интерес к своему предмету, но и развивать у детей потребность в исследовательской деятельности. Сначала нужно найти проблему, которую будем решать сообща.
Когда проблема выявлена, наступает этап создания проекта. На каждой возрастной ступени при выборе темы учитываются возрастные особенности детей. Учащиеся младших классов отлично справляются с исследованиями природных явлений, жизни животных, генеалогического древа своей семьи. На этом этапе развития дети обладают повышенной любознательностью и рады творчески перерабатывать любую информацию. Поэтому учащимся младших классов легко удается создавать проекты по увиденным событиям и проведенным в школе мероприятиям. Это могут быть такие проекты, как «Моя мама», "Моя семья", «Наш огород», которые обычно получают высокую оценку среди родителей.
По мере взросления любознательность детей снижается, поэтому её необходимо поддерживать с этой целью на второй ступени обучения (5-6 классы) проектная деятельность учащихся выходит на более высокий уровень. Учащиеся создают предметные и метапредметные групповые проекты научно - исследовательского и практического характера. Мощным стимулом на этом возрастном этапе является практическая значимость выполненных проектных заданий. Поэтому проблемы, которые ставятся в проектах и раскрываются посредством информационных технологий, должны быть максимально приближены к жизни. Например, творческое оформление стенной газеты способствует развитию потребности использовать информационные технологии в решении жизненных задач.
На уровне 5-6 класса при оценивании проектов выполненных учащимися учитываются такие умения как:
1. выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
2. оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
3. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
4. создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
- проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, фотографии;
- создавать и использовать различные формы представления информации: диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматического проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
5. искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий проектов по различным темам;
6. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
7. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ;
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
На этой возрастной ступени считаем необходимым введение элективного курса "Начальные азы программирования" в соответствии с возрастом учащихся. Проектная деятельность учащихся по результатам изучения этого элективного курса не исключается. Учащиеся создают элементарные программные проекты графического содержания в печатном и электронном варианте.
Примерная структура проекта для школьников 5-6 классов имеет вид.
Титульный лист с обязательным указанием, учреждения, темы, данных авторов проекта, данных учителя, года создания проекта.
Проблема проекта.
Задачи проекта.
Содержание.
Текст по теме.
Творческое задание.
Пример программы на одном из изученных языков программирования.
Выводы.
Используемая литература.
Заключительная часть.
Исследовательский проект веду впервые. Но в школе, которую я закончила, индивидуальный исследовательский проект для желающих был всегда. И эти проекты, обычно, выходили из клубных интересов.
В клубе у многих имеется своя исследовательская тема, которая помогает ребятам реализовать свои возможности. В силу своей гибкости вариативности, будучи «зоной свободного поиска», исследовательская деятельность непосредственно откликается на интересы и потребности учащихся, способствует реализации творческого потенциала личности, влияет на формирование ценностных ориентаций, вкусов. Основываясь на принципы добровольности, она позволяет детям познать себя, свои возможности, творческий потенциал, делать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения.
Ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию учёного, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений, взглядов, порой даже своих маленьких открытий.
На базовом уровне учащиеся уже создают индивидуальные проекты научно – исследовательского характера, используя различные образовательные ресурсы.
На базовом уровне при оценивании проектов выполненных учащимися учитываются:
- Умение оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами.
- Умение распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах.
- Умение использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
- Умение оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
- Умение иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
- Умение создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы.
- Умение просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя.
- Умение наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики.
- Умение эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании.
- Умение соблюдать этические и правовые нормы при работе с информацией.
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Особенности оценки индивидуального проекта
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования.
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Знания и умения, учащихся по выявлению и решению поставленной проблемы проекта выходят на более высокий уровень. Проблемные задачи приобретают большую значимость. Особое внимание уделяется социально-значимым проектам.
Копырина Кристина в летнее время вместе с бабушкой очень любила собирать землянику у себя в теплице. В одно время даже ухаживала за рассадой, присланной бабушкой в Ытык- Кель, и реализовала их в школе. Сейчас Кристина учится в 9 классе нашей школы и всерьёз заинтересовалась посадкой не только земляники, но и садовой клубники. Так зародился у нас с Кристиной доклад на НПК «Шаг в будущее» на тему сельского садоводства «Агротехнология выращивания клубники из семян в условиях Центральной Якутии». Доклад был основан на опыте жителей Хара – Алдана Захаровой В.И. и Таркайцевой Н.Ф., на улусной НПК занял 1 место. К нашей большой радости, в республике Кристина стала Лауреатом конференции и получила Рекомендацию участвовать на Российской конференции в С- Петербурге в конце года. В С-Петербурге Кристина стала Лауреатом 3 степени.
Таким образом, исследовательский проект нужен ребёнку для самореализации, для оценки своих возможностей. Успех окрыляет не только ребёнка, но и родителей и учителей.