Данная рабочая программа создана с целью создания добровольческого движения в школе, содействовать развитию и сплочению участников волонтерского движения школы, формирование у детей культуры социального служения, как важного фактора развития современного общества.
Рабочая программа «Школа волонтера» разработана в соответствии с : Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Конвенции о правах ребёнка,. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года, Указом Президента от 19 декабря 2012 г. № 1666 РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Стратегией развития воспитания в Кемеровской области до 2025 года от 07 декабря 2017 года, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 170-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом о дополнительном образовании от 12 июля 2001 года, Федеральным законом от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)", Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 № 135-ФЗ РФ, Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ), Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р, Концепцией содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. – 2009 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 № 1726-р), Всеобщая Декларация Добровольчества. – Амстердам, 2001 г., Всеобщая декларация прав человека, ст. 29. – ООН, 1948 г., Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей" , Письмом Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», Письмом Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Методическими рекомендациями МИоНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 (09-3242).
Цель программы: вовлечение молодежи в позитивную социальную практику и добровольческую деятельность, способствующую развитию, поддержки молодёжных добровольческих инициатив, формированию духовно-нравственных ценностей, чувства ответственности, отзывчивости, взаимопомощи, самоуважения, самореализации, самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи программы:
личностные:
- формирование активной гражданской позиции, положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности;
- формирование осознанного выбора участия в волонтерской деятельности;
- формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья.
метапредметные:
- развитие у молодежи способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;
- развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей;
- развитие творческие способности, потребность в саморазвитии;
- развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в команде;
- расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
- развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.
предметные (образовательные):
- обучение молодежи знаниям и умениям, необходимым для участия в волонтерской деятельности;
- знакомство с историей и существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности;
- обучение основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам проведения некоторых досуговых форм;
- специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения и т.д.).
2. Общая характеристика программы
Вовлечение молодёжи в добровольческую (волонтерскую) деятельность – одно из приоритетных направлений современной государственной молодежной политики. Волонтерская деятельность – это безвозмездная, добровольная деятельность, которая ориентирована на предоставление социально значимых услуг. Становление демократического правового государства невозможно без развития гражданского общества, в котором граждане добровольно участвуют в общественной жизни страны. Решение широкого круга социальных проблем зависит от степени вовлеченности граждан в общественно-полезную деятельность на добровольных началах, т.е. в добровольческую деятельность. Их решение также зависит от социально ориентированного поведения молодых людей и уровня их гражданской активности. Сегодня в России, благодаря совместным усилиям общества и государства, сформированы основы государственной политики, направленной на содействие, развитие и поддержку добровольчества. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, говорится о содействии добровольческой деятельности (волонтёрству). А Федеральным законом от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)», вступившим в силу с 1 мая 2018 года, добровольчество отнесено к приоритетным направлениям социальной и молодёжной политики. В последнее время наблюдается новая тенденция – возрастает потребность граждан не только в получении от государства услуг и помощи, но и посвящении части своего личного времени, сил, знаний, талантов другим людям и обществу посредством добровольчества. Добровольчество как деятельность способна внести существенный вклад в процесс формирования здорового образа жизни, патриотического воспитания подростков и молодёжи, укрепления сотрудничества между различными секторами общества. Посредством добровольческой деятельности граждане, осознавая личную ответственность за будущее страны, за будущее поколений, вносят вклад в решение социально значимых проблем, создавая огромный и бесценный ресурс – социальный капитал. Через приобретение и накопление опыта участия в добровольческой деятельности, особенно молодёжью, формируются активная жизненная позиция, формируются духовно-нравственные ценности. В сочетании общественных и личных интересов происходит осознание себя и своего места в обществе, формируется гражданское самосознание и гражданская инициатива. Программа «Школа волонтера» является организационно-учебной, образовательной площадкой подготовки добровольцев (волонтеров) из числа социально ориентированной молодежи. Активное участие в добровольческой (волонтерской) деятельности способствует формированию у молодых людей следующих компетенций: - учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания; - информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию; - коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.
Программа «Школа волонтера» направлена на системное развитие молодежного добровольчества (волонтерства) и вовлечение молодежи в гражданскую активность. Основная идея программы: формирование инфраструктуры поддержки молодёжного добровольчества (волонтерства) в МБОУ «СОШ № 97» путём разработки и внедрения инновационных методов и технологий, направленных на повышение эффективности учебно-воспитательного и образовательного процессов и содействие реализации государственной молодёжной и образовательной политики.
Программа «Школа волонтера» - это площадка для совместного поиска, обсуждения и реализации путей решения социальных проблем, волнующих молодёжь; место для обучения методам разработки и реализации молодёжных социальных проектов; получения новых знаний и навыков посредством участия молодёжи в добровольческой (волонтерской) деятельности.
Оценка знаний, умений и уровня развития
Система оценки достижения планируемых результатов состоит из следующих направлений:
- внешняя оценка (мероприятия различного уровня - конкурсы, смотры)
- внутренняя оценка (личностные: портфолио; метапредметные: педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций, организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях; предметные: анализ результатов тренингов, тестирование).
Способы проверки результатов освоения программы:
- систематическое участие в добровольческих мероприятиях;
- тестирование обучающихся «Я- волонтер!»
- контрольные упражнения «Я- волонтер!»
- количество проведенных мероприятий;
- количество задействованных обучающихся программы и объектов деятельности;
- наличие документов, подтверждающих результаты волонтерской деятельности (портфолио, волонтерская книжка);
- участие в конкурсах: «Доброволец», «Доброволец России», «Лучший волонтер отряда», «Лучший волонтерский проект», и т.д. - участие в форумах, слетах, сборах, семинарах, мастер- классах волонтерского движения;
- создание авторских социально- значимых проектов.
Формы фиксации результатов:
- ведение журнала учёта:
- портфолио обучающихся:
- количество выданных волонтерских книжек и т.д.
Критерии оценки результативности освоения программы:
Критериями оценки освоения программы являются: личностные критерии, включающие готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, способность ставить цели и строить жизненные планы; метапредметные критерии: наличие первичных организаторских умений и навыков, способность работать в команде, уверенность в себе, наличие навыков самоанализа и самооценки; предметные критерии, включающие освоенные специфические умения и виды деятельности, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами, осознание значения волонтерской деятельности в личном и социальном становлении личности. Аттестация осуществляться через:
-· анкетирование всех участников программы;·
- выпуск отчетных буклетов «За волонтерами будущее!»;
- количественный анализ результатов проведенных мероприятий с показателем охвата участников; - разработка социального проекта;
- портфолио;
- мониторинг достижений волонтёров, волонтерского объединения в целом.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа интегрирована в обучающий процесс и направлена на социализацию обучающихся через вовлечение их в добровольческую (волонтерскую) деятельность, в процессе которой молодые добровольцы (волонтеры) приобретают новые знания и развивают навыки активного участия в общественной жизни местного сообщества, осваивают методы социального проектирования, иные формы социальной активности. Программа является реальным связующим звеном молодых добровольцев (волонтеров) с организациями местного сообщества (неправительственными некоммерческими организациями, государственными, социальными учреждениями, молодёжными клубами, коммерческими фирмами, СМИ и др.).
Программа обусловлена потребностью современного общества в социально активной молодежи, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, воспитанных на общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм и милосердие, человеколюбие и сострадание, способных оказать безвозмездную помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола Участие молодежи в социально ценной добровольческой (волонтерской) деятельности способно вызвать позитивные изменения в личности. Добровольческая (волонтёрская) деятельность предоставляет молодому человеку:
- проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности;
- сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки;
- овладеть полезными социальными и практическими навыками, напрямую не относящимися к профессиональному выбору человека, но важными для жизни.
Молодежное добровольчество (волонтёрство) способствует преодолению таких серьёзных рисков в молодежной среде, как:
- рост потребительских тенденций
- распространение социальной пассивности;
- падение трудовой этики, деградации смысла труда («работать, чтобы лучше потреблять»);
- «уход» в виртуальную реальность при отсутствии контроля родителей;
- распространение психоактивных веществ (наркомании, алкоголизма и табакокурения) и асоциального поведения среди молодежи.
Направленность программы
- Социально- педагогическая. Практическая значимость изучаемого предмета Программа «Школа волонтера» включает в себя:
- знакомство с добровольчеством (волонтёрством), изучение истории;
- получение знаний о возможностях добровольчества, получение новых знаний;
- участие в добровольческих мероприятиях, акциях, реализация собственных инициатив;
- получение знаний и умений социального проектирования;
- разработка и реализация собственных социально значимых проектов.
Уровень программы – базовый, который включает в себя подготовку волонтеров по общим социально- значимы вопросам, развивает коммуникативные умения, организаторские навыки, знания по технологии командной работы, методики подготовки и проведения социальных акций, реализации социальных проектов, совершенствование навыков лидерского поведения, социального проектирования, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах; готовности к осуществлению добровольческой деятельности.
Данная программа предназначена для социально активной молодежи в возрасте 14-18 лет.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Школа волонтера» рассчитана на 3 года в объеме 105 часов: - 35 ч. для первого года обучения, 35 ч. для второго года обучения и 35 ч. для третьего года обучения. Продолжительность занятий: 1 занятие- 1 академический час -45 мин. Количество обучающихся в группе: наполняемость групп по 10-11 человек.
Количество часов в неделю: 1 час. Количество учебных недель: 35 недель.
Формы обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса.
Организация образовательного процесса опирается на следующие принципы:
- добровольность
– участие молодежи в программе на добровольных началах;
- адресность - данная программа рассчитана на определённую категорию людей;
- доступность – подача материала с учётом возможностей и особенностей восприятия целевой группы;
- позитивность – положительный эмоциональный настрой на себя, окружающих, действительность; - последовательность – подача материала осуществляется поэтапно;
- дозированность – информация не превышает запрос целевой группы;
- непрерывность и систематичность;
- осознание членами волонтерского движения личностной и социальной значимости их деятельности.
4. Содержание программы
В каждой теме программы «Школа волонтера» есть теоретическая и практическая часть. Теоретическая часть включает сведения о сущности, правовых аспектах, истории становления и развития волонтерского движения. Особое внимание уделяется формам и видам волонтерской деятельности.
Практическая часть работы направлена на получения навыков взаимодействия в команде, социального проектирования, проведения мероприятий в форматах волонтерской деятельности.
Реализация программы предполагает сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы.
Эффективность занятий в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический метод.
Для реализации поставленных целей и задач используется линейный принцип построения содержания. Он выражен в последовательном расположении тем программы для постепенного освоения содержания.
Содержание программы первого года обучения (35 часов)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (1 час)
Теория: Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены. Знакомство с группой.
Тема 2. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения (3 часа)
Теория: Социальная работа и социальное служение. История добровольчества. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии.
Тема 3. Игровые технологии в работе волонтера (5часов)
Теория: Игровая программа. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.
Практика: Игровая программа. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.
Тема 4. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (6 часов)
Теория: Виды зависимостей. «Азбука здоровья». Встреча с инспектором ПДН. «Умение отказываться». Встреча с психологом. Профилактика алкогольной, никотиновой, компьютерной, игровой зависимостей.
Практика: Проведение курса «Азбука здоровья». Разработка и проведение программ по профилактике.
Тема 5. Информационные технологии в работе волонтеров (3 часа)
Теория: Информационный буклет. Листовка. Пресс и пост релизы. Принципы создания.
Тема 6. Основы проведения социальных дел (8 часов)
Теория: Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.
Практика: Разработка и проведение социальных акций. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.
Теория: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и многодетным семьям, помощь семьям в сложной жизненной ситуации.
Практика: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и многодетным семьям, помощь семьям в сложной жизненной ситуации.
Содержание программы второго года обучения (35 часов)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (1 час)
Теория: Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
Тема 2. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения (2 часа)
Теория: Социальная работа и социальное служение. История добровольчества. Волонтёрство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтёрства в личностном развитии.
Тема 3. Игровые технологии в работе волонтера (7часов)
Теория: Игровая программа. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.
Практика: Игровая программа. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.
Тема 4. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (8часов)
Теория: Виды зависимостей. «Азбука здоровья». Встреча с инспектором ПДН. «Умение отказываться». Встреча с психологом. Профилактика алкогольной, никотиновой, компьютерной, игровой зависимостей. Практика: Проведение курса «Азбука здоровья». Разработка и проведение программ по профилактике.
Тема 5. Информационные технологии в работе волонтеров (2 час)
Теория: Информационный буклет. Листовка. Пресс и пост релизы. Принципы создания.
Тема 6. Основы проведения социальных дел (6 часов)
Теория: Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.
Практика: Разработка и проведение социальных акций. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.
Теория: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и многодетным семьям, помощь семьям в сложной жизненной ситуации.
Практика: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и многодетным семьям, помощь семьям в сложной жизненной ситуации.
Содержание программы третьего года обучения (35 часов)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (1 час)
Теория: Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
Тема 2. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения (2 часа)
Теория: Социальная работа и социальное служение. История добровольчества. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии.
Тема 3. Игровые технологии в работе волонтера (6 часов)
Теория: Игробаза. Игровая программа. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.
Практика: Игробаза. Игровая программа. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.
Тема 4. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (8 часов)
Теория: Виды зависимостей. «Азбука здоровья». Встреча с инспектором ПДН. «Умение отказываться». Встреча с психологом. Профилактика алкогольной, никотиновой, компьютерной, игровой зависимостей.
Практика: Проведение курса «Азбука здоровья». Разработка и проведение программ по профилактике.
Тема 5. Информационные технологии в работе волонтеров (2часа)
Теория: Информационный буклет. Листовка. Пресс и пост релизы. Принципы создания.
Тема 6. Основы проведения социальных дел (8 часов)
Теория: Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.
Практика: Разработка и проведение социальных акций. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.
Теория: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и многодетным семьям, помощь семьям в сложной жизненной ситуации.
Практика: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и многодетным семьям, помощь семьям в сложной жизненной ситуации.
5. Планируемые результаты
Личностные:
− формирование активной гражданской позиции, положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности;
- формирование осознанного выбора участия в волонтерской деятельности;
- формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья.
Метапредметные:
- развитие у молодежи способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;
- развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей;
- развитие творческие способности, потребность в саморазвитии;
- развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в команде;
- расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
- развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.
Предметные:
- обучение молодежи знаниям и умениям, необходимым для участия в волонтерской деятельности;
- знакомство с историей и существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности;
- обучение основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам проведения некоторых досуговых форм;
- специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения и т.д.).
Результаты в перспективе:
− развитие инфраструктуры поддержки и развития молодёжных добровольческих инициатив обеспечит выход на новый качественный и количественный уровень вовлечённости молодёжи в социально значимую добровольческую деятельность, снизит уровень вовлечённости молодёжи в криминогенную среду;
− обеспечение устойчивости и долгосрочности работы формируемых механизмов поддержки и развития молодёжного добровольчества;
− расширение условий доступа молодёжи к добровольческой деятельности, предоставления разнообразных возможностей добровольческой работы молодым людям, желающим в ней участвовать (обеспечение доступа к информации о проблемах общества, создание необходимых условий для более эффективного участия граждан и организаций в решении социально значимых проблем);
− разработка и внедрение программ молодёжного добровольчества в МБОУ «СОШ № 97» как результат - обеспечение условий для общественно полезного и здорового досуга молодёжи;
− продвижение в молодёжной среде добровольчества как стиля социально активного образа жизни каждого молодого человека;
− формирование основ духовно-нравственного и патриотического воспитания, культуры социально активного и здорового образа жизни молодого поколения России.
В результате реализации программы обучающийся должны:
Знать:
- историю волонтерского движения в России и за рубежом;
- методологические информативно-правовые основы волонтерской деятельности;
- социальные аспекты волонтерской деятельности;
- основные направления волонтерской деятельности в России и за рубежом;
- особенности организации волонтерской деятельности на базе различных учреждений;
- полный цикл коммуникационного процесса с разными категориями лиц. Формы, методы, барьеры в коммуникации;
- технологический процесс волонтерской деятельности;
- правовые основы, формы и методы привлечения и поиска средств для организации и проведения волонтерских мероприятий.
Уметь:
– обобщать полученные знания; анализировать отечественный и зарубежный опыт волонтерской деятельности;
– организовывать волонтерскую команду для участия в событийных мероприятиях;
– проектировать волонтерские акции различной направленности, проектировать собственную волонтерскую деятельность, активизировать собственные личностные ресурсы, способствующие саморазвитию и самореализации, способности нести ответственность за качество своей деятельности;
– использовать методы, механизмы, технологии по поиску средств для организации систематической добровольческой деятельности.
Владеть:
– теоретико-правовыми основами в организации добровольческой деятельности;
– навыками составления текстов, информационных писем, пресс-релизов и т. д;
– навыками организации волонтерских акций и проектов; умения кооперации и организации работы в коллективе на основе толерантности, диалога и сотрудничества; самостоятельной разработки социальных проектов в области организации добровольческой деятельности; методами социально-проектной и прогностической деятельности. технологией организации и проведения добровольческих мероприятий; планирования и организации волонтёрского мероприятия;
– навыками привлечения средств для организации и проведения волонтерский мероприятий, акций, событий.
6. Тематическое планирование
№
Разделы
1-й год
2-й год
3-й год
1.
Введение
1
1
1
2.
Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения
3
2
2
3.
Игровые технологии в работе волонтера
5
7
6
4.
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
6
8
8
5.
Информационные технологии в работе волонтеров
3
2
2
6.
Основы проведения социальных дел
8
6
8
7.
Психологическая подготовка волонтеров
6
5
4
8.
Специальная подготовка волонтеров
3
4
4
Итого
35 часов
35 часов
35 часов
7. Календарно - тематическое планирование с определением основных видов деятельности. (См. приложение №1)
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. — М.: Приор, 2004. — 32 с.
2. Конвенция о правах ребёнка;
3. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года;
4. Указ Президента от 19 декабря 2012 г. № 1666 РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 от 29 мая 2015 года. 8 июня 2015 г. Российская газета - Федеральный выпуск №6693 (122). [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
6. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года от 07 декабря 2017 года. [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/446498752
7. Концепция развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014 года №1726-р. [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
8. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»: (федер.закон: принят Гос.Думой 21 дек.2012 г.) // Российская газета, 31 декабря 2012.
9. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 170-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
10. Федеральный закон о дополнительном образовании от 12 июля 2001 года;
11. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)";
12. Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 № 135-ФЗ РФ;
13. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160ФЗ).
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступает в силу 22 дек. 2013г) // Российская газета, 11 декабря 2013.
15. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». [Электронный ресурс].— URL: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-11122006-n-06-1844/
16. Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mixnevoduc.edusite.ru/DswMedia/metodrekomendacii5.pdf
17. Письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844
18. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. – 2009 г.;
19. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
21. Всеобщая декларация прав человека, ст. 29. – ООН, 1948 г.;
22. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.3172-14. Москва 2014. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 4 июля 2014 г. № 41. [Электронный ресурс]. — URL: http://files.stroyinf.ru/data2/1/4293768/4293768442.htm
23. Методические рекомендации МИоНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 (093242).
24. Устав МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Социум». —2016.
Литература, использованная педагогом при составлении программы
1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Хабаровск, 2008. – 20 с.
2. Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: учебно-методическое пособие [Текст] / Г. П. Бодренкова. М.: АНО «СПО СОТИС», 2013. – 320 с.
3. Бородина А.В. Направления развития социальной активности молодежи в условиях современного общества // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2016/03/14506 (дата обращения: 07.06.2018)
4. Великанова Е.В. Волонтерские организации учебных заведений как фактор формирования социально-культурного пространства // Вестник Тамбовского университета. - 2012. - №12 (116). - С. 140-146.
5. Волкова Н.В., Гусева Л.А. Гражданская активность как зеркало политических, духовных и культурных ценностей общества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/111-10681 (дата обращения: 16.07. 2017).
6. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2017. – 100 с.
7. Завертяева Ю.А. Опыт и перспективы развития деятельности студенческих объединений на примере Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина: сборник материалов Всероссийского форума русского языка, посвящённого наследию академика И.И. Срезневского, 12-15 апреля 2016 г. Рязань, 2016.
8. Зыков М. А. Формирование гражданской активности молодежи путем волонтерской деятельности // Научные исследования и разработки студентов: материалы II Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 9698.
9. История добровольчества в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/disabled_know/20130217/923151956.html (дата обращения: 27.07.2018).
10. Коган В.З. Общественная активность личности как социально-психологическая проблема: автореф. дисс. канд. психол. наук. М, 1970. – 22 с.
11. Ковалева Е.В. Формирование социальной компетенции подростков посредством волонтерской деятельности // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/Администратор/Downloads/ formirovanie-sotsialnoy-kompetentsii-podrostkovposredstvom-volonterskoy-deyatelnosti.pdf
12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации 17.11.2008 № 1662-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_82134/ (дата обращения: 25.07.2018).
13. Королькова С. Ю. Социальная активность молодежи // Молодой ученый. – 2015. – №12.2. – С. 39-40. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/92/20339/ (дата обращения: 27.08.2018).
14. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. – 2014. – №3. С. 25-32.
15. Мазлоев Х.Х. Воспитание патриотических чувств и формирование гражданской ответственности молодого гражданина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(61) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sibac.info/studconf/social/lxii/98240 (дата обращения: 02.08.2018).
16. Миллер С.В. Крутых Е.В. Особенности формирования гражданской ответственности учащейся молодежи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2013/176/3062 (дата обращения: 27.07.2018).
17. Нужно ли волонтерам внимание государства? // Такие дела, 05. 12. 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://takiedela.ru/news/2017/12/05/volunteer/ (дата обращения: 27.07.2018).
18. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
19. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.
20. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
21. Основы государственной молодежной политики на период до 2025. Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 29.11.2014 № 2403-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения: 27.07.2018).
22. Патриотическое воспитание молодежи в процессе гражданских инициатив и проектов глобального политического значения. Аналитический отчет / Исследование проведено по заказу Департамента молодежной политики Свердловской области // Под руководством Айвазяна А. А. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.рцпв.рф/wp-content/uploads/2018/01/2017-Ajvazyan-A.A.-Analiticheskijotchet.pdf (дата обращения: 27.07.2018).
23. Пилипенко А.Д. Гражданская активность в современной России: сущность понятия, формы проявления, факторы формирования // Молодой ученый. – 2018. – №23. – С. 366-368 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/209/51147/ (дата обращения: 17.07.2018).
24. Рудницкая А.П., Квартников П.В. Роль гражданской активности в становлении ценностных ориентиров современной молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ma123.ru/wpcontent/uploads/2018/05/%D0%A0%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%BA %D0%B0%D1%8F-%D0%90.%D0%9F.%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0 %B2-%D0%9F.%D0%92. Statya_RGSU_Molodezh_2_marta_2018_goda.pdf (дата обращения: 27.07.2018).
25. Рыжкина Ю.В. Карфидова Т.Н. Спортивное волонтерство: взаимодействие личности, общества и государства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/58642/1/978-5-7996-2289-3_2018_33.pdf (дата обращения: 27.07.2018).
26. Садчикова Т.А. Формирование гражданской ответственности старшеклассников в процессе волонтерской деятельности кандидат педагогических наук: Дисс. канд. пед. наук. Тамбов, 2009. – 227 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/www.dissercat.com/content/formirovanie-grazhdanskoi-otvetstvennosti-starsheklassnikovv-protsesse-volonterskoi-deyatel#ixzz5QdsFIuNK (дата обращения: 02.08.2018).
27. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/ actual/strategy_2025
28. Теория и практика устойчивого ценностно-позитивного развития молодёжи: монография/ Коллективная монография под ред. С.В. Тетерского, Т.К. Ростовской. М.: ПЕРСПЕКТИВА, 2016. – 280 с.
29. Усков А.Ю. Развитие добровольчества как одно из направлений молодежной политики // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-dobrovolchestva-kak-odno-iz-napravleniymolodezhnoy-politiki (дата обращения: 27.07.2018).
30. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1170133/#ixzz5Pxm2qEQ0 (дата обращения: 25.07.2018).
31. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации"» от 05.12.2017 № 374-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71725076/ (дата обращения: 27.07.2018).
32. ФЗ: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1170133/#ixzz5Pxm2qEQ0 33. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/186367/#ixzz5PU1FAdCB.
34. Сайт Дома Молодежи: molodost.ru/text/81 .
36. Сайт Ресурсного Центра добровольчества (волонтерства): https://силаурала.рф .
37. Сайт Министерства науки и высшего образования РФ: минобрнауки.рф/m/новости/11993 .
Литература, рекомендованная для детей
1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200-144 с.
2. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития-3-е изд.- Казань :Центр инновационных технологий, 2003-608с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.-СПб: Лениздат, 1992.-400 с.
4. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.:Питер, 2006. – 160 с.: - (Серия «Практическая психология»).
Ресурсы Интернет, информационно-справочные и поисковые системы
1. Информационный портал Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.273-фз.рф
2. Единый национальный портал дополнительного образования детей. — URL: http://dop.edu.ru/home/53
3. Дополнительное образование. Социальная сеть работников образования. — URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie