kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РП ВД "Наши соседи по планете"

Нажмите, чтобы узнать подробности

        В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении развитии личности ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РП ВД "Наши соседи по планете"»


Рабочая программа по внеурочной деятельности


Срок реализации программы-2 года

Количество часов по учебному плану: всего 68 часов

в неделю -1 час, в год-34 часа


Планирование составлено на основе_ «Программы курса юный эколог» к УМК «Школа России» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Издательство «Учитель» ,2010 год________

Учебник_ «Юный эколог», авторы: Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д.(Волгоград: Учитель,2010)

ЭОР



Пояснительная записка

Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении развитии личности ребёнка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:

1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2.Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.

4.Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.Становление осознания уникальности, неповторимости и невыполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.

6.Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

7.Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

8.Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведение здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

9.Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

-принцип единства сознания и деятельности;

-принцип наглядности;

-принцип личностной ориентации;

-принцип системности и целостности;

-принцип экологического гуманизма;

-принцип краеведческий;

-принцип практической направленности.

Программа «Юный эколог»- авторская, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы – исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В.Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В.В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из трёх частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 3870 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу. Общий объём составляет 68 часов в год.

Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А. Плешаков, «Открывая мир» -авт. В. Самкова, «Экология» -авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течении трёх лет), личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утверждённым Министерством образования в 1998 г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

-Земля-единая экосистема.

-Человек-существо биосоциальное, часть экологической системы.

-Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребёнка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создаёт на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализует через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарём природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии , помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зелёной комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребёнка:

-интерес к познанию мира природы;

-потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

-преобладания мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

-планета Земля-наш большой дом;

-Солнце –источник жизни на Земле;

-неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

-влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

-самоценность любого организма;

-значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

-значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т.д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

-человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

-различия съедобных и несъедобных грибов;

-позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

-что такое наблюдение и опыт;

-экология - наука об общем доме;

-экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

-составлять экологические модели, трофические цепи;

-доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

-заботиться о здоровом образе жизни;

-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

-наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

-ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

-работать с гномоном, гербаризировать растения;

-оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

-проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

-выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления

сказок, мини-сочинений и т.п.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Дата для коррекции


Горы

6



1

Горы.

1



2

Жизнь в горном климате

1



3

Изолированная жизнь в горах.

1



4

Редкие животные.

1



5

Составление макета «Жизнь в горном климате».

1



6

Наблюдение за живой природой.

1




Реки и озёра.

7



7

Реки и озёра.

1



8

Путь реки.

1



9

Получение кислорода под водой.

1



10

Пресноводные растения и животные.

1



11

Человек и его деятельность – причина загрязнения водоёмов.

1



12

Жизнь у рек и озер.

1



13

Околоводные птицы.

1




Реки и озёра родного края.

18



14-15

Животный мир возле рек и озер родного края.

2



16

Неповторимый мир поймы.

1



17-18

Экскурсия в парк к водоёму.

2



19

Заказники и заповедники.

1



20-21

Заказники и заповедники родного края.

Памятники природы

2



22-23

Экскурсия в краеведческий музей.

2



24

Наблюдение за неживой природой.

1



25-26

Наблюдение за поведением животных, обитающих на улице.

2



27

Наблюдение за неживой природой.

1



28

Наблюдение за живой природой.

1



29-30

Проект «Чистота рек и озер родного края».

2



31

Викторина «Реки и озёра».

Презентация-32

Конкурс рисунков « Водный мир»-33

Природа вокруг-наш дом!-34


1




Влажные тропические ле

16



32

Амазонка – неповторимый тропический мир.

1



33-34

Животный мир Амазонки.

2



35

Влажные тропические леса.

1



36

Наблюдение за неживой природой.

1



37

Подстилка влажного леса.

1



38

Истребление влажных лесов.

1



39-40

Карабкающиеся и парящие.

2



41

Фильм «Жизнь во влажном лесу».

1



42

Обезьяны.

1



43-44

Хищники влажных лесов.

2



45

Краски во влажном лесу.

1



46-47

Экологический проект.

2




Человек и животные.

21



48

Это все – кошки.

1



49

Жизнь среди людей.

1



50

Домашние животные.

1



51

Собаки и человек.

1



52

Викторина «Собаки наши друзья»

1



53-54

Проект «Моё любимое животное».

2



55

Наблюдение за неживой природой.

1



56

Люди и паразиты.

1



57

Бактерии и вирусы.

1



58

Борьба с болезнями.

1



59

Исчезающие виды.

1



60

Красная книга.

1



61

Защита животных.

1



62-63

Проект «Защитим животных».

2



64-65

Экскурсия в парк.

2



66

Брейн-ринг «В мире животных».

1



67-68

Проект «Начни с себя!»

2









Всего:

68ч










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РП ВД "Наши соседи по планете"

Автор: Клюшина Татьяна Викторовна

Дата: 01.10.2017

Номер свидетельства: 430517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок по окружающему миру на тему"Голубая планета Земля""
    ["seo_title"] => string(65) "urok_po_okruzhaiushchiemu_miru_na_tiemu_golubaia_planieta_ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "369621"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481720329"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "« Земля – планета солнечной системы»"
    ["seo_title"] => string(37) "ziemlia-planieta-solniechnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "311882"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459262107"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Внеклассное мероприятие по экологии на тему "Землянам - чистую планету!" "
    ["seo_title"] => string(79) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-ekologhii-na-tiemu-ziemlianam-chistuiu-planietu"
    ["file_id"] => string(6) "142055"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418220987"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Внеклассное мероприятие по биологии "Наш дом - Земля" "
    ["seo_title"] => string(58) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-biologhii-nash-dom-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "164616"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422678332"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Птицы-наши друзья "
    ["seo_title"] => string(22) "ptitsy-nashi-druz-ia-5"
    ["file_id"] => string(6) "202141"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429185784"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства