Разработчик: Власова Л.Н.
Учитель русского языка и литературы.
1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (283 – Ф3 от 29.12.2012 (статья 48 п.1.1)).
2. Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.
3. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312.
4. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Бурятия, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 03.09.2008г. №1168.
5. Учебного плана МАОУ «Степно-Дворецкая основная общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год.
%
п/п | Дата проведения
| Тема занятия
| Цели занятия
| Материалы, средства
|
1 |
Часть I. Таинства лексики |
1. | | Лексическое
значение слова | 1.Развитие познавательного интереса к изучению русского языка.
2. Дать понятие о лексическом значении слов, познакомить с толковыми словарями русского языка.
3. Способствовать обогащению словарного запаса у обучающихся. | «Толковый словарь русского языка», В. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка,
Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. «Школьный толковый словарь русского
языка» |
2 | | Прямое и перенос
ное значение слова | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Изучить особенности прямого и переносного значения слов.
3.Учить правильно употреблять слова в речи в прямом и переносном значении
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся | С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Карточки с заданием для творческих групп. |
3-4 | | Ударение меняет значение. | Развивать познавательный интерес к изучению русского языка Изучить особенность русского ударения, углубить и расширить знания и представления детей об ударении. Способствовать развитию творче ства у учащихся.
| С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Орфоэпический словарь, орфографический словарь, карточки с заданием, таблица «Произноси правильно!» |
5-6 | | Пёстрое семейство синонимов | Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учиться правильно употреблять слова-синонимы в речи. Способствовать развитию творче ства у учащихся.
| С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», 3. Е. Александрова. «Словарь синонимов русского языка». Карточки для игры в лото, карточки с заданиями, чайнворд. |
7-8 | | Великое противостояние антонимов | Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. Изучить особенность антонимиче ского ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей об антонимах, учить правильно употреблять слова-антонимы в речи. Способствовать развитию творче ства и обогащению словарного за паса у учащихся.
| С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», М. Р. Львов. «Словарь антонимов русского языка». Карточки с заданием, карточки для лото. |
9 | | Слова-двойники. Омонимы | Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. Изучить особенность омонимов, углубить и расширить знания и представления детей об омонимах, учиться правильно употреблять слова-омонимы в речи. Способствовать развитию творче ства и обогащению словарного за паса у учащихся
| С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Кроссворд, карточки для работы в группах |
10 | | Омоформы ,омофоны, омографы –виды омонимов. | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2, Изучить разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы,
углубить и расширить знания и
представления детей о разновидности омонимах.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся. | С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка» |
11 | | Похожи, но не одинаковы. Паронимы | 1 . Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Изучить особенность слов-паронимов, углубить и расширить знания и представления детей о лек-
сике русского языка.
3. Способствовать развитию творчества у учащихся, обогащению словарного запаса детей. | С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка» |
12 | | Из глубины веков. Архаизмы | 1 . Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Изучить особенность устаревших слов - архаизмов, углубить и расширить знания и представления детей об архаизмах, учиться правильно употреблять и понимать архаизмы в речи.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся. | С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.
«Толковый словарь русского языка». Рисунок, изображающий человека, карточки со словами, картина В. Васнецова «Богатыри» |
13-14 | | Красна речь пословицей | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Изучить особенность русских пословиц и поговорок, углубить и расширить знания и представления детей о пословицах и их значениях, учиться правильно употреблять пословицы и поговорки в речи.
3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями: пословицами и поговорками | В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Карточки с заданием, рисунки к пословицам. |
15 | | Устойчивые сравнения | Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. Изучить особенность устойчивых сравнений русского языка, углубить и расширить знания и представления детей об устойчивых сравнениях, учиться правильно употреблять сравнения в речи. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными сравнениями и выражениями. | С. И, Ожегов, Н. Ю. Шведова.
«Толковый словарь русского языка». Карточки с заданием, кроссворд. |
16-18 | | Фразеологические сочетания | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. Изучить особенности фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учиться правильно употреблять фразеологизмы в речи. Способствовать повышению куль туры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями
| С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», В. П. Жуков. «Школьный фразеологический словарь русского языка», Карточки с заданием, кроссворд. |
19 | | Шарада | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Познакомить с особой загадкой -шарадой.
3. Способствовать развитию творчества у учащихся. | Шарады, карточки с заданием. С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка» |
20 | | Поиграем в слова | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Познакомить с особыми филологическими загадками - метаграммами, логогрифами, перевертышами.
3. Способствовать развитию творчества у обучающихся. | Метаграммы, логогрифы, перевертыши, карточки с заданием |
|
21 | | Откуда ты, имя? | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Выяснить, откуда пришли названия имён, дать
представление о том, какие имена носили люди в Древней Руси.
3. Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся | Загадки, пословицы |
22 | | Отчество и фамилия. | Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. Выяснить, откуда пришли отчества и фамилии в русский язык, дать историческую справку. Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся. | С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка» |
23-26 | | Времена года.
Зима.
Весна.
Лето.
Осень. | Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся . | О. Д. Ушакова. «Этимологический словарик школьника». Загадки, пословицы, поговорки. |
27 | | «Крутится-вертится шар голубой...»
| Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. Выяснить, что означают названия материков, частей света. Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся. | Карта полушарий, кроссворд,
С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка». |
28 | | В гостях у сказки. | Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. Выяснить, откуда пришли назва ния, которые встречаются в русских сказках. Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся. | С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка». |
29 | | Что нужно школьнику. | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. Выяснить, откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся. варного запаса у учащихся | Загадки. |
30 | | Скатерть-самобранка. | Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. Выяснить, откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек. Способствовать развитию творче ства и обогащению словарного запаса учащихся. паса у учащихся
| О. Д. Ушакова. «Этимологический словарик школьника». |
31 | | Растения - почему их так называют? | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений.
3. Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся. | Загадки, кроссворд, картинки с изображением растений или гербарий. |
32 | | Птицы и звери -почему их так называют? | 1 . Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Выяснить, откуда пришли названия животных.
3. Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся | Загадки, кроссворды, О. Д. Ушакова «Этимологический словарик школьника» (6 - по числу групп). |
33 | | О том, что мы носим. | 1 . Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды.
3. Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся | С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка», О. Д. Ушакова «Этимологический словарик школьника», загадки, кроссворд. |
34 | | Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай» | 1 . Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Обобщить знания, полученные во время занятий.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного
запаса у учащихся. | |