kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку «Тайны слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие интереса к изучению тайн русского языка. Воспитание умения видеть в самом обычном явления русского языка удивительное и необычное. Углубление уже имеющихся знаний о лексике. Изучить и исследовать вместе с детьми конкретными лексическими понятия. Способствовать развитию творчества и обогощению словарного запаса обучающихся. Предполагаемые результаты: к концу года обучающиеся должны знать, об основании терминах связанных с лексикой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку «Тайны слова»»

МАОУ «Степно-Дворецкая ООШ»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

Смирнова О.А__________

Протокол № ___ от «__»

__________________201___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Кузнецова В.С._____________

«__»________________201___г.


«Утверждаю»

Директор МАОУ «Степно-Дворецкая ООШ»

Н.А.Мошкина____________________

Приказ № ___ от «__»_________________201__г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса

внеурочной деятельности

по русскому языку

«Тайны слова»


Разработчик: Власова Л.Н.

Учитель русского языка и литературы.












2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (283 – Ф3 от 29.12.2012 (статья 48 п.1.1)).

2. Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.

3. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312.

4. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Бурятия, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 03.09.2008г. №1168.

5. Учебного плана МАОУ «Степно-Дворецкая основная общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год.


Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся.Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка ,работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой ,на которой строятся занятия по русскому языку.
Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания . Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания ,чем работа чисто грамматическая.
В школьных программах по русскому языку для начальных классов придаётся большое значение лексической работе . Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ ,а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.
Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку .Внеклассная работа по русскому языку должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке ,развивать и самостоятельность обучающихся ,и творческие инициативы.
Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика ,проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться .творческого удовлетворения у каждого ребёнка .Работа кружка дополняет уроки в игровой доступной форме.
Основная цель данного кружка - вызвать интерес к изучению русского языка.

Задачи кружка :

Развитие интереса к изучению тайн русского языка.

Воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.

Углубление уже имеющихся знаний о лексике.

^ Изучить и исследовать вместе с детьми конкретные лексические понятия.

Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса обучающихся.

^ Предполагаемые результаты:

К концу года обучающиеся должны

иметь представления:

- об основных терминах ,связанных с лексикой.

Знать:

- откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения;

- некоторые термины и понятия;

- некоторые пословицы ,поговорки ,загадки .

Уметь:

- правильно употреблять изученные слова в речи;

- подбирать синонимы и антонимы;

-различать слова – паронимы ,омоформы ,архаизмы и неологизмы.









Календарно-тематическое планирование курса


%

п/п


Дата проведения­




Тема занятия




Цели занятия




Материалы, средства




1


Часть I. Таинства лексики


1.



Лексическое

значение слова


1.Развитие познавательного интереса к изучению русского языка.

2. Дать понятие о лексическом значе­нии слов, познакомить с толковыми словарями русского языка.

3. Способствовать обогащению сло­варного запаса у обучающихся.


«Толковый словарь русского языка», В. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка,

Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. «Школьный толковый словарь русского

языка»


2



Прямое и перенос

ное значение слова


1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Изучить особенности прямого и переносного значения слов.

3.Учить правильно употреблять слова в речи в прямом и переносном значении

3. Способствовать развитию творче­ства и обогащению словарного за­паса у учащихся


С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Карточки с заданием для творческих групп.


3-4



Ударение меняет значение.


  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка


  2. Изучить особенность русского уда­рения, углубить и расширить знания и представления детей об ударении.


  3. Способствовать развитию творче­
    ства у учащихся.




С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Орфоэпический сло­варь, орфографический сло­варь, карточки с заданием, таблица «Произноси правиль­но!»


5-6



Пёстрое семей­ство синонимов


  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.


  2. Изучить особенность


синонимично­го ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учиться правильно упот­реблять слова-синонимы в речи.


  1. Способствовать развитию творче­
    ства у учащихся.




С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», 3. Е. Александрова. «Словарь синонимов русского языка». Карточки для игры в лото, карточки с заданиями, чайнворд.


7-8



Великое проти­востояние анто­нимов


  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.


  2. Изучить особенность антонимиче­
    ского ряда слов, углубить и расши­рить знания и представления детей
    об антонимах, учить правильно
    употреблять слова-антонимы в ре­чи.


  3. Способствовать развитию творче­
    ства и обогащению словарного за­
    паса у учащихся.




С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», М. Р. Львов. «Словарь антонимов русского языка». Карточки с заданием, карточ­ки для лото.


9



Слова-двойники. Омо­нимы


  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.


  2. Изучить особенность омонимов,
    углубить и расширить знания и
    представления детей об омонимах, учиться правильно употреблять слова-омонимы в речи.


  3. Способствовать развитию творче­
    ства и обогащению словарного за­
    паса у учащихся




С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Кроссворд, карточки для работы в группах


10



Омоформы ,омофоны, омо­графы –виды омонимов.


1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2, Изучить разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы,

углубить и расширить знания и

представления детей о разновидности омонимах.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.


С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка»


11



Похожи, но не одинаковы. Паронимы


1 . Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Изучить особенность слов-паронимов, углубить и расширить знания и представления детей о лек-

сике русского языка.

3. Способствовать развитию творчества у учащихся, обогащению словарного запаса детей.


С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка»


12



Из глубины ве­ков. Архаизмы


1 . Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Изучить особенность устаревших слов - архаизмов, углубить и рас­ширить знания и представления де­тей об архаизмах, учиться правиль­но употреблять и понимать архаиз­мы в речи.

3. Способствовать развитию творче­ства и обогащению словарного за­паса у учащихся.


С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.

«Толковый словарь русского языка». Рисунок, изобра­жающий человека, карточки со словами, картина В. Вас­нецова «Богатыри»


13-14



Красна речь по­словицей


1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Изучить особенность русских по­словиц и поговорок, углубить и рас­ширить знания и представления де­тей о пословицах и их значениях, учиться правильно употреблять по­словицы и поговорки в речи.

3. Способствовать повышению куль­туры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями: пословицами и поговорками


В. Даль «Толковый словарь живого великорусского язы­ка», С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Карточки с заданием, рисунки к послови­цам.


15



Устойчивые сравнения


  1. Развивать познавательный интерес
    к изучению русского языка.


  2. Изучить особенность устойчивых сравнений русского языка, углубить и расширить знания и представле­ния детей об устойчивых сравнени­ях, учиться правильно употреблять
    сравнения в речи.


  3. Способствовать повышению куль­туры речи, обогащению словарного запаса образными сравнениями и выражениями.


С. И, Ожегов, Н. Ю. Шведова.

«Толковый словарь русского языка». Карточки с заданием, кроссворд.


16-18



Фразеологиче­ские сочетания


1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.


  1. Изучить особенности фразеологи­ческих сочетаний, углубить и рас­ширить знания и представления де­тей о фразеологических сочетаниях,
    учиться правильно употреблять
    фразеологизмы в речи.


  2. Способствовать повышению куль­
    туры речи, обогащению словарного
    запаса образными выражениями




С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», В. П. Жуков. «Школь­ный фразеологический сло­варь русского языка», Карточки с заданием, кроссворд.


19



Шарада


1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Познакомить с особой загадкой -шарадой.

3. Способствовать развитию творче­ства у учащихся.


Шарады, карточки с задани­ем. С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка»


20



Поиграем в сло­ва


1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Познакомить с особыми филологи­ческими загадками - метаграммами, логогрифами, перевертышами.

3. Способствовать развитию творче­ства у обучающихся.


Метаграммы, логогрифы, пе­ревертыши, карточки с зада­нием



21



Откуда ты, имя?


1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Выяснить, откуда пришли названия имён, дать

представление о том, ка­кие имена носили люди в Древней Руси.

3. Способствовать обогащению сло­варного запаса у учащихся


Загадки, пословицы


22



Отчество и фа­милия.


  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.


  2. Выяснить, откуда пришли отчества и фамилии в русский язык, дать ис­торическую справку.


  3. Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.


С. И. Ожегов. «Толковый сло­варь русского языка»


23-26



Времена года.

Зима.

Весна.

Лето.

Осень.


  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.


  2. Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней
    Руси.


  3. Способствовать развитию творче­ства и обогащению словарного запаса у учащихся .


О. Д. Ушакова. «Этимологи­ческий словарик школьника». Загадки, пословицы, поговор­ки.


27



«Крутится-вертится шар голубой...»


  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.


  2. Выяснить, что означают названия материков, частей света.


  3. Способствовать обогащению сло­варного запаса у учащихся.


Карта полушарий, кроссворд,

С. И. Ожегов. «Толковый сло­варь русского языка».


28



В гостях у сказ­ки.


  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.


  2. Выяснить, откуда пришли назва­
    ния, которые встречаются в русских сказках.


  3. Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.


С. И. Ожегов. «Толковый сло­варь русского языка».


29



Что нужно школьнику.


1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.


  1. Выяснить, откуда пришли названия некоторых ученических принад­лежностей, учебных предметов.


  2. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
    варного запаса у учащихся


Загадки.


30



Скатерть-самобранка.


  1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.


  2. Выяснить, откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми поль­зуется человек.


  3. Способствовать развитию творче­
    ства и обогащению словарного за­паса учащихся.
    паса у учащихся




О. Д. Ушакова. «Этимологи­ческий словарик школьника».


31



Растения - по­чему их так на­зывают?


1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений.

3. Способствовать обогащению сло­варного запаса у учащихся.


Загадки, кроссворд, картинки с изображением растений или гербарий.


32



Птицы и звери -почему их так называют?


1 . Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Выяснить, откуда пришли названия животных.

3. Способствовать обогащению сло­варного запаса у учащихся


Загадки, кроссворды, О. Д. Ушакова «Этимологи­ческий словарик школьника» (6 - по числу групп).


33



О том, что мы носим.


1 . Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды.

3. Способствовать обогащению сло­варного запаса у учащихся


С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка», О. Д. Ушакова «Этимологи­ческий словарик школьника», загадки, кроссворд.

34


Итоговое заня­тие. Игра «Сча­стливый слу­чай»


1 . Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время занятий.

3. Способствовать развитию творче­ства и обогащению словарного


за­паса у учащихся.





Литература :

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»,

В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»,

Ю.Д.Ушакова «Этимологический словарик школьника»,

В.П. Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку «Тайны слова»

Автор: Власова Людмила Николаевна

Дата: 03.01.2016

Номер свидетельства: 271785

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности  основного общего образования ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Тайна слова"для 5 класса, первый год обучения "
    ["seo_title"] => string(183) "rabochaia-programma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-obshchieintielliektual-nomu-napravlieniiu-taina-slova-dlia-5-klassa-piervyi-ghod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "230890"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442302423"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика" "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-viesielaia-ghrammatika"
    ["file_id"] => string(6) "142568"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418315482"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире слов»"
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaiaproghrammapovnieurochnoidieiatielnostivmirieslov"
    ["file_id"] => string(6) "294471"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455645427"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "
    ["seo_title"] => string(109) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-kursu-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "219076"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434006024"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Дополнительная общеобразовательная программа -   дополнительная  общеразвивающая программа  объединения "Занимательный русский язык", конспект"
    ["seo_title"] => string(159) "dopolnitiel-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma-obiedinieniia-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-konspiekt"
    ["file_id"] => string(6) "275040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452510223"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства