Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" составлена на основе авторской программы Холодовой О. Программа рассчитана на 72 часа в год, составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Программа включает в себя учебно- тематический план,модель урока, формы оценки результатов внеурочной деятельности, этапы педагогического контроля, приложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Занимательная математика"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 111
Калининского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
ПРОГРАММА
КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
4 КЛАСС
Автор- составитель программы
Акафьева Юлия Геннадиевна,
учитель начальных классов
МАОУ гимназия № 111
Уфа 2015
Пояснительная записка
Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду. Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними. Овладение детьми знаниями обеспечивает определенный уровень их интеллектуального развития.
Рабочая программа по курсу «Занимательная математика» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Данная программа по курсу «Занимательная математика» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями:
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Сроки реализации. Программа рассчитана на один год на 72 часа (2 раза в неделю по 1 занятию или 1 раз в неделю по 2 занятия).
Возраст учащихся и их возрастные особенности. Занятия проводятся с учащимися 4 класса. Наполняемость учебной группы 15 человек.
Рекомендуемый режим занятий. Занятия учебных групп проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, либо 2 часа с 10-минутным перерывом.
Ожидаемые результатыи способы их проверки
ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
•Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий.
• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
•Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
• Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
• одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Читать и пересказывать текст.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих умений.
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• обобщать, делать несложные выводы;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных явлениях;
• давать определения тем или иным понятиям;
• определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
• выявлять функциональные отношения между понятиями;
• выявлять закономерности и проводить аналогии.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Механизм отслеживания результатов
1. Тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
2. Участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
3. Участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)
4. Участие в интеллектуальных играх (КВН; «Кенгуру», Математические турниры и т.д.)
К концу обучения учащиеся должны уметь:
• анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
12
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.
10
Итого:
72
Задания повышенной сложности (10 ч)
Курс «Занимательная математика» продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Уделяется внимание логически-поисковым, частично-поисковым задачам, решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.
Нестандартные задачи (9 ч)
Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.
Тренировка внимания (10 ч)
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти (10 ч)
Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Тренировка зрительной памяти (9 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей (12 ч)
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.
К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.
Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (10 ч)
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
• дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
• выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
• вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
• выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
• выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
• деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
• складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Задания, развивающие мышление (12 часов)
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Методическое обеспечение.
Занятия проводятся во внеурочное время под руководством педагога. Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления ихматематического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 9-10 лет, часть - составлена автором пособия.
Методы, формы и средства организации учебных занятий по курсу в 4 классе: частично – поисковый; наглядности, деятельностно–творческий; наблюдения; совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах, творческая работа, математическая игра-тренинг, самостоятельная работа; плоскостные наглядные пособия (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски и т.п.), печатные пособия (раздаточный материал, графики, таблицы и т.п.), проекционный материал (видеофильмы, слайды и т.п.).
Модель урока 4 классе:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3-5 минут).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10 минут).
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразитьметоды и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ(10 минут).
На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситаций.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (2-3 минуты).
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ (10-15 минут).
В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребёнок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Основное время на уроках занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Формы оценки результатов внеурочной деятельности
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме интеллектуального марафона «Конкурс эрудитов».
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся. Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем.
Итоговый контроль в формах:
тестирование;
практические работы;
творческие работы;
самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Этапы педагогического контроля
Сроки
Вид контроля
Задачи
Содержание
Формы
Критерии оценивания
Сентябрь
Входящий
Определить уровень сформированности мыслительных процессов.
Тема: «Введение»
Тестиро-вание
+ допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения, - критический уровень (до 60%)
Декабрь
Рубежный
Определить уровень усвоения программного материала
Тема: «Проверка знаний и умений»
(Конкурс эрудитов)
Интел-лектуа-льная игра
+ зачет сдан, - зачет не сдан
Май
Итоговый
Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года
Тема: «Наши достижения»
Тестиро-вание
+ допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения, - критический уровень (до 60%)
Приложение
Входной тест
Логика – это наука о том, как нужно …, …, … .
Назови одним словом, исключив лишнее.
Злость, радость, восторг - … .
Пингвин, журавль, верблюд - … .
Тюмень, Киев, Москва - … .
Желудок, позвоночник, череп - … .
Сравнение.
Сравнить – это значит найти признаки … и … .
Классификация.
Сходство
Различие
Книга
Тетрадь
Аналогия.
Продолжи по аналогии:
Побежал, подарок, походка;
701, 6002, 50003, … .
Маленький, умненький, кисленький, … .
Расшифруй слова:
А Г И К Л О - … Е М А В И Н И Н - …
П Т А Я М Ь - … Ш Л Ы М Е Е Н И - …
Тест «Отношения между понятиями»
Определи вид отношений между понятиями и продолжи по аналогии.
В) Подчеркни две фразы, наиболее близкие по смыслу.
Вымыть посуду.
Передохнуть.
Справиться с напряжением.
Находиться в отпуске.
Тянуть лямку.
Гнуть спину.
Испытывать судьбу.
Потерять почву под ногами.
Тест «Язык и логика»
Задание на внимание. Исправь ошибки там, где они есть.
Старые лебеди склонила над ним горые шеи.
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними.
Сорняки шипучи и плодовиты.
На столе лежала карта нашего города.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Кораблю медленно подплывал к берегу, на котором везли обезьянку.
Дети страдали от недоедания пищи.
Закончи фразеологизмы:
Ни к селу, … .
В час по … .
Как снег … .
Совать нос … .
… из мухи … .
Продолжи пословицы.
Январь – году начало, зиме … .
… всякий молод.
Красна птица пером, а человек … .
Крепкую дружбу … .
Мал золотник, да … .
Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу.
Вести честную игру.
Играть со смертью.
Быть хозяином своей судьбы.
Играть по правилам.
Объясни смысл следующих фразеологизмов:
с минуты на минуту;
утереть нос;
перемывать кости;
говорить в глаза.
Вспомни и запиши фразеологизмы, которые мы говорим о :
полной темноте;
том, кто сам не пользуется т и другим не дает;
делах, которые идут успешно, удачно;
том, что одно плохое портит много хорошего.
У шпиона обнаружена шифровка. В ней зашифрована секретная информация, Расшифруй ее.
Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.
Для рифмовки поэты иногда используют слова созвучные, но с разным ударением, например:
Я под синим пулогом
На холме полугом.
Найди такие слова для стихотворения Я Козловского:
На двери замка ни … .
Живет щегол здесь – первый … .
И утром белка из …
Ему готовит гоголь-моголь.
Тест «Языковая логика»
Внимательно прочитай прилагательные, запомни их и запиши рядом с данными существительными:
дом бабочка
книга лекарство
класс дорога
аппетит взгляд
лето кресло
Составь как можно больше вопросов, соединив два понятия ситуативной связью.
Хлеб – ручка.
а) …
б) …
Вымыть посуду. В мгновение ока.
Передохнуть. Пока еще не поздно.
Справиться с напряжением. Лучше поздно, чем никогда.
Находиться в отпуске. В два счета.
Оцени событие с положительной и отрицательной сторон.
Учитель поставил «двойку» за плохое поведение на уроке.
Объясни смысл следующих сравнений:
Медвежья услуга - … .
Заячья душа - … .
Волчьи законы - … .
Найди синонимы и подчеркни их.
Больной, необычный, усталый, странный, далекий.
Шалить, играть, драться, баловаться, кричать.
Бежать, сидеть, лететь, мчаться, гнаться.
Угадай многозначное слово.
Помещение в гостинице ( … ) один выпуск газеты или журнала.
Часть книги ( … ) часть дерева.
Древнее оружие ( … ) овощ.
Сфера общения ( … ) геометрическая фигура.
Часть литературного произведения ( … ) руководитель учреждения.
Подбери антонимы к данным словосочетаниям:
Свежая газета - …
Свежая рубашка - …
Свежий воздух - …
Свежие новости - …
К каждой паре существительных подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
____________________________ хвост, холод.
____________________________ характер, перстень.
____________________________ нервы, труба.
____________________________ жизнь, конфета.
Реши анаграммы и исключи лишнее слово.
КОХЙЕК
СНИНЕТ ОЖИВТ ЛУФОБТ
Конкурс эрудитов
Закончи фразеологизмы.
Ни в зуб … .
Как снег … .
Ждать у моря … .
Язык … .
Вставь в скобки слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго.
Например: ВОК ( ЗАЛ) ПЫ.
ГОР ( … ) ОЛАД.
КАБ ( … ) ОШКО.
ЗА ( … ) ЕЦ.
За 15 минут автомат упаковывает 40 коробок. Сколько коробок он упакует за час?
В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты( определения): красна девица, добрый молодец и др.
Какие эпитеты употребляются со словами:
Ночь Сокол
Вода Леса
Горы Поле
Солнышко Реки
Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было роздано фотографий 7 Ответ поясни.
Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков.
старинный, давний, старый, ветхий, в отрывок текста:
… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о … обычаях; а если он скуп и жаден, то в сундуке его найдешь много … вещей.
В стихотворении А.А.Фета «Береза» две соседние строки противоречат одна другой, так как в них употребляются контрастные слова (антонимы). Найди и подчеркни эти слова.
Вставь пропущенное слово в паре по аналогии с первой парой:
Квадрат – куб; d) Жара – зной;
Треугольник - …; Смелый - …;
Дуб – дерево; e) Дерево – ствол;
Стакан - …; Человек - …;
Река – озеро; f) Молоко – сыр;
Яблоко - …; … - печенье.
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения
Компьютер с программным обеспечением. Мультимедийный проектор.
Принтер лазерный чёрно-белый.
Оборудование кабинета
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
Стол учительский
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Список литературы.
№
Автор, год издания
Название пособия
Вид пособия
1.
Холодова О., Москва: РОСТ, 2015 г
«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)»
Методическое пособие для 4 класса
2.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Пособие для учителя
3.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя
4.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя
Дополнительная учебно – методическая литература для учителя
№
Автор, год издания
Название пособия
Вид пособия
1.
Языканова Е.В. М.:Издательство «Экзамен», 2012
«Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс» »