Рабочая программа кружка "Занимательная математика"в 6 классе
Рабочая программа кружка "Занимательная математика"в 6 классе
Программа «Занимательная математика» предназначена для подготовки учащихся 6 класса по математике. Изучение математики вносит определяющий вклад в умственное развитие человека.
Тематика разделов подобрана таким образом, что при изучении программы у ребят происходит расширение миропознания, развиваются творческая и прикладная стороны мышления. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Занимательная математика"в 6 классе»
Автор: Хромова Анна Александровна
Тема: Занимательная математика.
Форма: Кружковые занятия.
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Направление: общественно – интеллектуальное.
Пояснительная записка.
Программа «Занимательная математика» составлена с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», установленных основной образовательной программы основного общего образования МКОУ лицей № 4 г.Россоши.
Программа «Занимательная математика» предназначена для подготовки учащихся 6 класса по математике. Изучение математики вносит определяющий вклад в умственное развитие человека.
Тематика разделов подобрана таким образом, что при изучении программы у ребят происходит расширение миропознания, развиваются творческая и прикладная стороны мышления. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами.
Цель:формирование познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики. Задачи: — развивать любознательность, смекалку, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы, сравнивать, анализировать, наблюдать; — создавать условия для развития успешности учащихся на основе компетентностного подхода.
Учебно – тематический план
№
Тема
Ча-
сы
Виды деятельности
Форма контроля
1
Вводное занятие «Математика – царица наук»
1
Определение интересов, склонностей учащихся.
2
Как люди научились считать.
1
выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»
конкурс на лучшую презентацию
3
Интересные приемы устного счёта.
1
устный счёт
математический диктант
4
Решение занимательных задач в стихах.
2
работа в группах: инсценирование загадок, решение задач
тестирование
5
Упражнения с числами
1
работа с алгоритмами
тестирование
6
Учимся отгадывать ребусы.
1
составление математических ребусов
конкурс на лучший математический ребус
7
Числа-великаны. Коллективный счёт.
1
решение теста -кроссворда
проверочный тест
8
Упражнения с числами
1
работа с алгоритмом
контрольный тест
9
Решение ребусов и логических задач.
1
самостоятельная работа
мини-олимпиада
10
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
1
составление схем, диаграмм
тестирование
11
Загадки- смекалки.
1
составление загадок, требующих математического решения
конкурс на лучшую загадку-смекалку
12
Игра «Знай свой разряд».
1
работа с таблицей разрядов
тест
13
Обратные задачи.
1
работа в группах «Найди пару»
познавательная игра «Где твоя пара?»
14
Практикум «Подумай и реши».
1
самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами
тестирование
15
Задачи с изменением вопроса.
1
инсценирования задач
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи
16
«Газета любознательных».
1
проектная деятельность
конкурс на лучшую математическую газету
17
Решение нестандартных задач.
1
решение задач на установление причинно-следственных отношений
тестирование
18
Решение олимпиадных задач.
1
решение заданий повышенной трудности
школьная олимпиада
19
Решение задач международной игры «Кенгуру»
1
решение заданий повышенной трудности
школьная олимпиада
20
Школьная олимпиада
1
решение заданий повышенной трудности
школьная олимпиада
21
Игра «Работа над ошибками»
1
работа над ошибками олимпиадных заданий
тестирование
22
Математические горки.
1
решение задач на преобразование неравенств
конкурс на лучший «Решебник»
23
Наглядная алгебра.
1
работа в группах: инсценирование
тестирование
24
Решение логических задач.
1
схематическое изображение задач
тестирование
25
Игра «У кого какая цифра»
1
творческая работа
тестирование
26
Знакомьтесь: Архимед!
1
работа с энциклопедиями и справочной литературой
создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации
27
Задачи с многовариантными решениями.
1
работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения
28
Знакомьтесь: Пифагор!
1
работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»
викторина
29
Задачи с многовариантными решениями.
1
Работа в парах по решению задач
школьная олимпиада
30
Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
1
составление знаковых систем
тест
31
Задачи с многовариантными решениями.
1
индивидуальная работа
тестирование
32
Математический КВН
1
работа в группах
школьная олимпиада
33
Круглый стол «Подведем итоги»
2
коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе
анкетирование
Содержание программы
Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1 час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1 час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 2 часа
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с числами. – 1 час
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 1 час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1 час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с числами.- 1 час
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11.Загадки- смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 1 час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 1 час
Создание проектов.Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18.Решение олимпиадных задач. – 1 час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20.Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21.Наглядная алгебра. - 1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24.Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. - 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа
Систематизация знаний по изученным разделам.
Контроль
1 уровень: Мини-олимпиада (Приложение 1);
2 уровень: Конкурс на лучшее инсценирование математической задачи;
3 уровень: Школьная олимпиада.
Список литературы
1.Закон Российской Федерации «Об образовании».
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995 4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008. 5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.