РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - исследователь» на 2016-2020 годы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - исследователь» на 2016-2020 годы
Программа внеурочной деятельности (дополнительного образования): примерные программы внеурочной деятельности под редакцией А.И. Савенкова для обучающихся начальной школы, рассчитана на 4 года. Направление – социальное
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - исследователь» на 2016-2020 годы»
МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р. Абросимова»
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
протокол №
от 27. 08. 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_______________
Приказ № _____ от 29.09.2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Я - исследователь»
на 2016-2020 годы
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
социальное направление
начальное общее образование (4 года)
возраст обучающихся 6 – 10 лет
Разработчики:
учитель начальных классов
Пузь Людмила Александровна
2016
Программа внеурочной деятельности (дополнительного образования): примерные программы внеурочной деятельности под редакцией А.И. Савенкова для обучающихся начальной школы, рассчитана на 4 года. Направление – социальное
Разработчик программы: Пузь Людмила Александровна
Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) рассмотрена на заседании педагогического совета от «27» августа 2016 г., протокол № 1
Председатель _________ Билецкая Т.Д.
подпись Ф.И.О
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.) Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Цель:
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы.
Развитие познавательных потребностей младших школьников.
Развитие познавательных способностей младших школьников.
Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
В программу не внесены изменения
Программа «Я - исследователь», автор А.И. Савенкова, рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
В программу включены четыре этапа обучения для учащихся начальной школы:
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
2. Требования к уровню подготовки
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
(1 класс)
Второй уровень результатов (2-3 класс)
Третий уровень результатов
(4 класс)
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Личностные и метапредметные результаты
Результаты
Формируемые умения
Средства формирования
личностные
• формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
• развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
• умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
• добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
• умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
• альбом,
• газета,
• гербарий,
• журнал, книжка-раскладушка,
• коллаж,
• коллекция,
• костюм,
• макет,
• модель,
• музыкальная подборка,
• наглядные пособия,
• паспарту,
• плакат,
• план,
• серия иллюстраций,
• сказка,
• справочник,
• стенгазета,
• сувенир-поделка,
• сценарий праздника,
• учебное пособие,
• фотоальбом,
• экскурсия
3. Календарно - тематическое планирование
Календарно - тематическое планирование 1 класса
№
п/п
Календарные сроки
Тема учебного занятия
Тип и форма занятия
Кол-во часов
Содержание деятельности
Воспитательная
работа
Дидактические материалы техническое обеспечение
предполагаемые
фактические
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков
1
Включение в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний
Формирование дисциплинированности, корректности,
требовательности к себе
14
Как работать с книгой.
Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков
1
Включение в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний
Занятие - взаимообучение
Формирование умения и желания оказывать помощь
15
Что такое парадоксы
Комбинированное занятие
1
Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний
Занятие - взаимообучение
формирование доброжелательного отношения друг к
другу
Компьютер,
проектор, экран. Презентация.
16
Тренинг.
Комбинированное занятие
1
Проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.
Формирование умения и желания оказывать помощь
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.
17
18
Как сделать сообщение о результатах исследования.
Комбинированное занятие
2
Проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.
Занятие - взаимообучение
Формирование дисциплинированности, корректности,
требовательности к себе
19
Исследовательская практика.
Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков
1
Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний.
Формирование умения и желания оказывать помощь
Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.
20
Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований
Занятие формирования умений и навыков.
1
Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний.
Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков
1
Включение в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний.
Формирование умения и желания оказывать помощь
Компьютер,
проектор, экран.
23
24
Коллективная игра – исследование.
Занятие формирования умений и навыков.
2
Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний.
формирование доброжелательного отношения друг к
другу
25
26
Исследовательская практика
Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков
2
Стремиться использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром
Формирование дисциплинированности, корректности,
требовательности к себе
Компьютер,
проектор, экран. Презентация.
Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди».
27
28
Сообщения о своих коллекциях.
Занятие применения знаний, умений, навыков.
2
Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний.
Занятие - взаимообучение
Формирование умения и желания оказывать помощь
29
Мониторинг.
Занятие применения знаний, умений, навыков.
1
Стремиться использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром
Формирование дисциплинированности, корректности,
требовательности к себе;
Мини – конференция по итогам экспресс – исследований.
30
31
Мини – конференция по итогам собственных исследований
Занятие применения знаний, умений, навыков.
2
Стремиться использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром
Формирование дисциплинированности, корректности,
требовательности к себе
32
33
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов.
Занятие применения знаний, умений, навыков.
2
Стремиться использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе
Занятие - взаимообучение
формирование доброжелательного отношения друг к
другу
Календарно - тематическое планирование 2 класса
ДАТА
Тема учебного занятия
Тип и форма занятия
Кол-во часов
Содержание
деятельности
Воспитательная работа
Дидактические материалы техническое обеспечение
№
занятия
Фактическая
Планируемая
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
Тренинг.17ч
8
Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
компьетерная презентация;
компьютер, мультимедийный проектор
1
Научные исследования и наша жизнь
Сообщение новых знаний.
1
1
Занятие - взаимообучения
2
Методы исследования
Сообщение новых знаний. Беседа.
1
1
Занятие - взаимообучения
3
Наблюдение и наблюдательность
Сообщение новых знаний. Тренировка.
1
1 занятие исследование
Формирование дисциплинированности, корректности,
требовательности к себе
научная и справочная литература; презентации
компьютер, мультимедийный проектор
4
Эксперимент – познание в действии
Сообщение новых знаний. Исследование.
1
1 занятие исследование
5
Гипотезы и провокационные идеи
Сообщение новых знаний. Беседа.
1
1
Занятие - взаимообучения.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремлённости и настойчивости;
научная и справочная литература; презентации
компьютер, мультимедийный проектор
6
Анализ и синтез
Сообщение новых знаний. Беседа.
1
1
Занятие - взаимообучения.
Развитие умений высказывать суждения и делать индуктивные, дедуктивные умозаключения и по аналогии.
научная и справочная литература; презентации
7
Как давать определения понятиям
Сообщение новых знаний. Беседа.
1
1
Занятие - взаимообучения
Формировать умения решать творческие задачи.
компьютер, мультимедийный проектор
8
Планирование и проведение наблюдений и экспериментов
Применение знаний умений и навыков. Исследование .
1
1
Занятие - взаимообучения
Формирование дисциплинированности, корректности,
требовательности к себе
Составление кроссвордов.
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы».
9
Наблюдение и экспериментирование
Занятие применение знаний, умений, навыков
1
1
Занятие – взаимообучения
Формировать умения решать творческие задачи.
научная и справочная литература; презентации
10
Основные логические операции
Занятие применение знаний, умений, навыков
1
1
Занятие – взаимообучения
формулировать собственное мнение и позицию;
компьютер, мультимедийный проектор
11
Гипотезы и способы их конструирования
Занятие применение знаний, умений, навыков
1
1
Занятие – взаимообучения
формулировать собственное мнение и позицию;
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы».
научная и справочная литература; презентации
компьютер, мультимедийный проектор
12
Искусство задавать вопросы
Занятие применение знаний, умений, навыков
1
1
Занятие – игра
Формировать умения решать творческие задачи.
13
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное
Занятие применение знаний, умений, навыков
1
Занятие – игра
формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
методические издания; научная и справочная литература
14
Ассоциации и аналогии
Занятие применение знаний, умений, навыков
1
1
Занятие – дискуссия
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Формирование дисциплинированности, корректности,
требовательности к себе
методические издания; научная и справочная литература
15
Суждения, умозаключения, выводы
Комбинированное занятие
1
1
Занятие –соревнование
16
Искусство делать сообщения
Комбинированное занятие
1
1
Занятие – взаимообучения
Формирование дисциплинированности, корректности,
требовательности к себе
методические издания; научная и справочная литература
17
Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы
Занятие повторение
1
1
Занятие – взаимообучения
Формировать умения решать творческие задачи.
методические издания; научная и справочная литература
Исследовательская практика. 11ч
18
Как выбрать тему собственного исследования
Формирование умений и навыков
1
1 Занятие – взаимообучения
Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
методические издания; научная и справочная литература
19-20
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
Занятие применение знаний, умений, навыков
2
1
Интегрированное занятие
1
Занятие –игра
21-22
Коллективная игра-исследование
Комбинированное занятие
2
1
Интегрированное занятие
1
Занятие – игра.
Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения
Формирование дисциплинированности, корректности,
требовательности к себе
научная и справочная литература; презентации
компьютер, мультимедийный проектор
23-26
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований
Занятие применение знаний, умений, навыков
4
1
Интегрированное занятие
3
Занятие – исследование
27-28
Семинар
Комбинированное занятие
2
2
Занятие – исследование
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
научная и справочная литература; презентации
компьютер, мультимедийный проектор
Мониторинг. 6ч
29-30
Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей.
Занятие применение знаний, умений, навыков
2
1
Интегрированное занятие
1
Занятие –игра
31-32
Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)
Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков
2
1
Интегрированное занятие
1
Занятие –игра
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям
33-34
Защита собственных исследований
Комбинированное занятие
2
1
Интегрированное занятие
1
Занятие – исследование
Подготовка детских работ к публичной защите.
Формирование дисциплинированности, корректности,
компьетерная презентация
компьютер, мультимедийный проектор
Календарно - тематическое планирование 3 класса
дата
Тема учебного занятия
Тип и форма занятия
Кол-во часов
Содержание
деятельности
Воспитательная работа
Дидактические материалы техническое обеспечение
№ занятия
Фактическая
Планируемая
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
Тренинг.10ч
8
формирование доброжелательного отношения друг к
другу
компьетерная презентация
компьютер, мультимедийный проектор
1
Наблюдение и экспериментирование
Сообщение новых знаний.
1
1
Занятие – взаимообучения
2
Методы исследования
Сообщение новых знаний.
1
1 Занятие – взаимообучения
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
научная и справочная литература; презентации
компьютер, мультимедийный проектор
3
Наблюдение и наблюдатель-ность
Сообщение новых знаний. .
1
Занятие – взаимообучения
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
научная и справочная литература;
4
Совершенствование техники экспериментирования
Сообщение новых знаний.
1
Занятие -эксперимент
Практические задания по развитию наблюдательности
формирование доброжелательного отношения друг к
другу
презентации
компьютер, мультимедийный проектор
5
Интуиция и создание гипотез
Сообщение новых знаний. Беседа.
1
Занятие - игра
6
Правильное мышление и логика.
Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков
Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков
1
Как проводить анализ и синтез объектов или явлений.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
приборы и оборудование для проведения исследований;
научная и справочная литература; презентации
компьютер, мультимедийный проектор
7
Искусство делать сообщения
Сообщение новых знаний.
1
1 Занятие – взаимообучения
воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни
научная и справочная литература; презентации
компьютер, мультимедийный проектор
8
Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
Применение знаний умений и навыков.
1
1
Занятие – взаимообучения
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
научная и справочная литература; презентации
компьютер, мультимедийный проектор
9
Как подготовиться к защите
Занятие применение знаний, умений, навыков
1
1
Занятие – взаимообучения
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
научная и справочная литература; презентации
компьютер, мультимедийный проектор
10
Как подготовиться к защите
Занятие применение знаний, умений, навыков
1
1
Занятие – взаимообучения
воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни
научная и справочная литература; презентации
компьютер, мультимедийный проектор
Исследовательская практика. 17ч
12-13
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования
Занятие применение знаний, умений, навыков
2
1 Занятие – взаимообучения
1 Занятие – игра
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
научная и справочная литература; презентации
компьютер, мультимедийный проектор
14-16
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
Занятие применение знаний, умений, навыков
3
1
Занятие - путешествие
2
Занятие – взаимообучения
Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
научная и справочная литература; презентации
компьютер, мультимедийный проектор
17-26
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований
Занятие применение знаний, умений, навыков
10
5
Занятие – взаимообучения
5
Занятие – взаимообучения
формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения и желания оказывать помощь
научная и справочная литература; презентации
компьютер, мультимедийный проектор
27-28
Семинар
Комбинированное занятие
2
2
Занятие - исследование
формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения и желания оказывать помощь
научная и справочная литература; презентации
компьютер, мультимедийный проектор
Мониторинг 6 ч.
29-30
Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей
2
2 Занятие – взаимообучения
31-32
Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя
2
1
Интегри
1Занятие -игра
формулировать собственное мнение и позицию;
формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения и желания оказывать помощь
презентации
компьютер, мультимедийный проектор
33-34
Защита собственных исследовательских работ
2
1
Интегрированное занятие
1
Занятие – игра.
формулировать собственное мнение и позицию
презентации
компьютер, мультимедийный проектор
Календарно - тематическое планирование 4 класса
ДАТА
Тема учебного занятия
Тип и форма занятия
Кол-во часов
Содержание
деятельности
Воспитательная работа
Дидактические материалы техническое обеспечение
№
занятия
Фактическая
Планируемая
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
Тренинг.10ч
8
Использовать методы исследования при решении задач, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию
презентации
компьютер, мультимедийный проектор
1
Культура мышления
Сообщение новых знаний.
1
Занятие –путешествие.
2
Методы исследования
Сообщение новых знаний. .
1
Занятие- игра
Уметь использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию
3
Научная теория
Сообщение новых знаний.
1
1
Занятие- дискуссия.
формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения и желания оказывать помощь
научная и справочная литература
4
Научное прогнозирование
Сообщение новых знаний.
1
1
Занятие- взаимообучения
5
Совершенствование техники наблюдения экспериментирования
Занятие применение знаний, умений, навыков
1
1 Занятие- игра
формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
презентации, видеофильмы
компьютер, мультимедийный проектор
6
Искусство задавать вопросы и отвечать на них из наблюдений и экспериментов
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений
1
1 Занятие –конкурс
Практические задания _ тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.
научная и справочная литература
7
Умение выявлять проблемы
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений
1
1
Занятие -игра
формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
презентации, видеофильмы
компьютер, мультимедийный проектор
8
Ассоциации и аналогии
Применение знаний умений и навыков.
1
1
Занятие – взаимообучения
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
научная и справочная литература
9
Как правильно делать выводы
из наблюдений и экспериментов
Занятие применение знаний, умений, навыков
1
1
Занятие – взаимообучения
воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни
научная и справочная литература
компьютер, мультимедийный проектор
10
Как подготовиться к защите
Занятие применение знаний, умений, навыков
1
1
Занятие – взаимообучения
Исследования с помощью новейших информационных технологий
воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни
научная и справочная литература
компьютер, мультимедийный проектор
Исследовательская практика.16ч
11
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования
Занятие применение знаний, умений, навыков
1
1
Занятие – взаимообучения
воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни
научная и справочная литература
компьютер, мультимедийный проектор
12-16
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
Занятие применение знаний, умений, навыков
5
2
Занятие – игра
3
Занятие – взаимообучения
Формирование у детей мотивации к обучению, помощь в самоорганизации и саморазвитии.
научная и справочная литература
компьютер, мультимедий-ный проектор
17-24
Индивидуальная консультационная работа
по проведению самостоятельных исследований
Занятие применение знаний, умений, навыков
8
2
Занятие – дискуссия
2 Занятие – взаимообучения
2
Занятие – игра
2 Занятие-взаимообучения
Практическое занятие _ проведение наблюдений и экспериментов
воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни
научная и справочная литература
компьютер, мультимедий-ный проектор
25-26
Семинар
Занятие обобщения и систематизации знаний, умений
2
2
Занятие - исследование
развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
научная и справочная литература
компьютер, мультимедий-ный проектор
Мониторинг. 8ч
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату дисциплинированности, корректности, требовательности к себе
научная и справочная литература
компьютер, мультимедий-ный проектор
27-30
Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.
4
2
Интегрированное занятие
2
Занятие -игра
31-32
Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя
2
1
Интегрированное занятие
1
Занятие -игра
Знать правила и способы сбора материала
Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
дисциплинированности, корректности, требовательности к себе
научная и справочная литература
компьютер, мультимедий-ный проектор
33-34
Защита собственных исследований и творческих проектов.
2
1
Интегрированное занятие
1
Занятие - исследование
Способность выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;
научная и справочная литература
компьютер, мультимедий-ный проектор
4.Содержание программы кружка « Я – исследователь»
1 класс (33 часа)
Подпрограмма «Тренинг» (19ч.)
Тема «Что такое исследование»
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).
Тема «Наблюдение и наблюдательность»
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Тема «Что такое эксперимент»
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
Тема «Знакомство с логикой»
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.
Тема «Как задавать вопросы»
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».
Тема «Как делать схемы»
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.
Тема «Как работать с книгой»
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
Тема «Что такое парадоксы»
Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»
Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).
Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (8ч.)
Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»
Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.
Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»
Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.
Тема «Экспресс-исследование»
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.
Тема «Семинар по итогам экскурсии»
Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.
Тема «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.
Тема «Коллекционирование»
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.
Тема «Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди»
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Тема «Сообщения о своих коллекциях»
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.
Подпрограмма «Мониторинг» (6ч.)
2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс - исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.
Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают
обычные.
2 класс (34часа)
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем тренинговых занятий в классе _ 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 3 часа.
Занятия в каждой четверти проводятся относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков,
отрабатываемых на тренинговых занятиях.
Первый цикл (первая четверть)
Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.
Тема 4 «Эксперимент _ познание в действии»
Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).
Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Тема 6 «Анализ и синтез»
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».
Тема 7 «Как давать определения понятиям»
Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».
Второй цикл (третья четверть)
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2 «Основные логические операции»
Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
Тема 4 «Искусство задавать вопросы»
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»
Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Тема 6 «Ассоциации и аналогии»
Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».
Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.
Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»
Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Тема 8 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.
Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Общий объем занятий _ 11 часов, из них 7 часов отведено на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 16 часов.
Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»
Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я _ исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Тема 3 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Тема 5 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Мониторинг исследовательской деятельности
Общий объем _ 6 часов. Из них на коллективную работу присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа)
представляет собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка
текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ
и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследовании
3 класс. (34 часа)
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем аудиторных занятий в школе _ 10 часов (из расчета один час в неделю в 3_й четверти). Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны
составить примерно 4 часа.
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.
Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования»
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных
идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
Тема 6 «Правильное мышление и логика»
Практические задания на анализ и синтез. Практические
задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.
Тема 7 «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить
текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.
Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос
и отвечать на него.
Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика
и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я _ исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи
он должен решать.
Тема 3 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный
сценарий.
Тема 4 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий
до момента их завершения.
Мониторинг исследовательской деятельности
Общий объем часов _ 6
На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа)представляет собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
4 класс ( 34 часа)
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем занятий _ 10 часов аудиторных занятий плюс 2 часа на самостоятельную работу.
Тема 1 «Культура мышления»
Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.
Тема 2 «Методы исследования»
Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тема 3 «Научная теория»
Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».
Тема 4 «Научное прогнозирование»
Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.
Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования»
Коллективная беседа _ как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие _ проведение наблюдений и экспериментов.
Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».
Тема 7 «Ассоциации и аналогии»
Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.
Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения
на основе наблюдений.
Тема 9 «Умение выявлять проблемы»
Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная
беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.
Тема 10 «Как подготовиться к защите»
Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Общий объем _ 16 часов аудиторных занятий, из них
13 часов отведено на индивидуальную работу. На самостоятельную работу учащихся предусмотрено примерно 22 часа. Занятия проводятся в течение учебного года.
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Тема 3 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Тема 4 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.
Мониторинг исследовательской деятельности
Общий объем _ 8 часов, из них 4 часа отводятся на коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), 2 часа на участие в защите исследования и 2 часа на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу.
Тема 1 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Участие в качестве зрителя в защите результатов
исследований учеников основной школы»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследовании и выполненных проектах, а также вопросы а
5. Средства контроля
подпрограмма
форма предъявления результата
форма контроля
инструмент для оценки
Подпрограмма «Тренинг»
Папка исследователя
Наличие материала по исследованию
Параметры оценки
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Сообщение-
Проведенное исследование
Критерии написания исследования, мониторинг
Подпрограмма «Мониторинг»
Публичное выступление
Публичное выступление
Критерии публичного выступления
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектом
2. Актуальность и значимость темы
3. Полнота раскрытия темы
4. Оригинальность решения проблемы
5. Артистизм и выразительность выступления
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации
7. Использование средств наглядности, технических средств
6. Учебно – методические средства обучения
№
Автор, год издания
Название пособия
Вид пособия
1.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература
2
Савенков А.И., Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010г.
«Методика исследовательского обучения младших школьников»
Методическое пособие.
3.
Савенков А.И., Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2008г.
«Я – исследователь»
Рабочая тетрадь для младших школьников.
Электронные ресурсы:
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/ht