kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - исследователь» на 2016-2020 годы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности (дополнительного образования): примерные программы внеурочной деятельности под редакцией А.И. Савенкова для обучающихся начальной школы, рассчитана на 4 года. Направление –  социальное

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - исследователь» на 2016-2020 годы»


МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р. Абросимова»


РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

протокол №

от 27. 08. 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_______________

Приказ № _____ от 29.09.2016 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Я - исследователь»

на 2016-2020 годы

дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

социальное направление

начальное общее образование (4 года)

возраст обучающихся 6 – 10 лет











Разработчики:

учитель начальных классов

Пузь Людмила Александровна



2016




Программа внеурочной деятельности (дополнительного образования): примерные программы внеурочной деятельности под редакцией А.И. Савенкова для обучающихся начальной школы, рассчитана на 4 года. Направление – социальное




Разработчик программы: Пузь Людмила Александровна



Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) рассмотрена на заседании педагогического совета от «27» августа 2016 г., протокол № 1


Председатель _________ Билецкая Т.Д.

подпись Ф.И.О





















1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.) Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.


Цель:

Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы.

  • Развитие познавательных потребностей младших школьников.

  • Развитие познавательных способностей младших школьников.

  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

  • Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.



В программу не внесены изменения

Программа «Я - исследователь», автор А.И. Савенкова, рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

В программу включены четыре этапа обучения для учащихся начальной школы:

1 этап– 1 класс (33 часа)

2 этап– 2 класс (34 часа)

3 этап– 3 класс (34 часа)

4 этап– 4 класс (34часа)







Распределения учебного материала по разделам:

1 класс (33 часа).

Подпрограмма «Тренинг».(12 часов)

Подпрограмма «Исследовательская практика» (15 часов).

Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).

2 класс (34 часа)


Подпрограмма «Тренинг».(17 часов)

Подпрограмма «Исследовательская практика» (11часов).

Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).

3 класс (34 часа).

Подпрограмма «Тренинг».(11 часов)

Подпрограмма «Исследовательская практика» (17 часов).

Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).


4 класс. (34ч)

Подпрограмма «Тренинг».(10 часов) .

Подпрограмма «Исследовательская практика» (17 часов).

Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).


Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.



2. Требования к уровню подготовки


Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:


Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.


предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.


Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

Личностные и метапредметные результаты



Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

личностные

• формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

• развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


организация на занятии

парно-групповой работы



Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



познавательные

• умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

• добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

• умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия




Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

• альбом,

• газета,

• гербарий,

• журнал, книжка-раскладушка,

• коллаж,

• коллекция,

• костюм,

• макет,

• модель,

• музыкальная подборка,

• наглядные пособия,

• паспарту,

• плакат,

• план,

• серия иллюстраций,

• сказка,

• справочник,

• стенгазета,

• сувенир-поделка,

• сценарий праздника,

• учебное пособие,

• фотоальбом,

• экскурсия







3. Календарно - тематическое планирование


Календарно - тематическое планирование 1 класса



п/п

Календарные сроки

Тема учебного занятия

Тип и форма занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Воспитательная

работа

Дидактические материалы техническое обеспечение


предполагаемые

фактические

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1,2



Тренинг

Комбинированное занятие.

Беседа

2

Оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод

Занятие - взаимообучение

формирование доброжелательного отношения друг к

другу

Компьютер,

проектор, экран. Презентация.

Что такое исследование.

3,4



Наблюдение и наблюдательность.

Комбинированное занятие.

Занятие - игра

2

Овладеть понятиями: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность

Занятие - игра



5,6



Что такое эксперимент.

Комбинированное занятие.

2

Овладеть понятиями: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность


формирование доброжелательного отношения друг к

другу


7,8



Учимся вырабатывать гипотезы.

Комбинированное занятие.


2

Оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод


Формирование дисциплинированности, корректности,

требовательности к себе

Компьютер,

проектор, экран. Презентация.



9.




Тренинг

Занятие применения знаний, умений, навыков.

1

Оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод

Занятие - взаимообучение

формирование доброжелательного отношения друг к

другу


Знакомство с логикой

10

11



Как задавать вопросы

Комбинированное занятие

2

Оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод


Формирование умения и желания оказывать помощь


12



Учимся выделять главное и второстепенное

Занятие применения знаний, умений, навыков.

1

Овладеть понятиями: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость.

Занятие - взаимообучение


Компьютер,

проектор, экран. Презентация.

13




Как делать схемы.

Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков

1

Включение в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний


Формирование дисциплинированности, корректности,

требовательности к себе


14




Как работать с книгой.

Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков

1

Включение в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний

Занятие - взаимообучение

Формирование умения и желания оказывать помощь


15





Что такое парадоксы

Комбинированное занятие

1

Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний

Занятие - взаимообучение

формирование доброжелательного отношения друг к

другу

Компьютер,

проектор, экран. Презентация.

16



Тренинг.

Комбинированное занятие

1

Проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.


Формирование умения и желания оказывать помощь


Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

17

18



Как сделать сообщение о результатах исследования.

Комбинированное занятие

2

Проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.

Занятие - взаимообучение

Формирование дисциплинированности, корректности,

требовательности к себе



19



Исследовательская практика.

Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков

1

Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний.


Формирование умения и желания оказывать помощь


Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.

20



Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований

Занятие формирования умений и навыков.

1

Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний.


Формирование дисциплинированности, корректности,

требовательности к себе


21



Экспресс- исследование


1

Оперировать понятиями: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость.


формирование доброжелательного отношения друг к

другу

Компьютер,

проектор, экран. Презентация.

22



Семинар по итогам экскурсии

Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков

1

Включение в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний.


Формирование умения и желания оказывать помощь

Компьютер,

проектор, экран.

23

24



Коллективная игра – исследование.

Занятие формирования умений и навыков.

2

Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний.


формирование доброжелательного отношения друг к

другу


25

26



Исследовательская практика

Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков

2

Стремиться использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром


Формирование дисциплинированности, корректности,

требовательности к себе

Компьютер,

проектор, экран. Презентация.

Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди».


27

28



Сообщения о своих коллекциях.


Занятие применения знаний, умений, навыков.

2

Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний.

Занятие - взаимообучение

Формирование умения и желания оказывать помощь



29




Мониторинг.

Занятие применения знаний, умений, навыков.



1

Стремиться использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром


Формирование дисциплинированности, корректности,

требовательности к себе;


Мини – конференция по итогам экспресс – исследований.

30

31



Мини – конференция по итогам собственных исследований

Занятие применения знаний, умений, навыков.

2

Стремиться использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром


Формирование дисциплинированности, корректности,

требовательности к себе


32

33



Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов.

Занятие применения знаний, умений, навыков.

2

Стремиться использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе

Занятие - взаимообучение

формирование доброжелательного отношения друг к

другу





Календарно - тематическое планирование 2 класса





ДАТА

Тема учебного занятия

Тип и форма занятия

Кол-во часов

Содержание

деятельности

Воспитательная работа


Дидактические материалы техническое обеспечение


занятия

Фактическая


Планируемая

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности




Тренинг.17ч


8



Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

компьетерная презентация;

компьютер, мультимедийный проектор

1



Научные исследования и наша жизнь

Сообщение новых знаний.


1

1

Занятие - взаимообучения


2



Методы исследования

Сообщение новых знаний. Беседа.


1

1

Занятие - взаимообучения


3



Наблюдение и наблюдательность

Сообщение новых знаний. Тренировка.


1


1 занятие исследование




Формирование дисциплинированности, корректности,

требовательности к себе

научная и справочная литература; презентации

компьютер, мультимедийный проектор

4



Эксперимент – познание в действии

Сообщение новых знаний. Исследование.


1


1 занятие исследование

5



Гипотезы и провокационные идеи

Сообщение новых знаний. Беседа.


1


1

Занятие - взаимообучения.

Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

воспитание целеустремлённости и настойчивости;


научная и справочная литература; презентации

компьютер, мультимедийный проектор

6



Анализ и синтез


Сообщение новых знаний. Беседа.


1

1

Занятие - взаимообучения.


Развитие умений высказывать суждения и делать индуктивные, дедуктивные умозаключения и по аналогии.



научная и справочная литература; презентации


7



Как давать определения понятиям

Сообщение новых знаний. Беседа.


1

1

Занятие - взаимообучения



Формировать умения решать творческие задачи.




компьютер, мультимедийный проектор



8



Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

Применение знаний умений и навыков. Исследование .


1

1

Занятие - взаимообучения




Формирование дисциплинированности, корректности,

требовательности к себе

Составление кроссвордов.

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы».


9



Наблюдение и экспериментирование

Занятие применение знаний, умений, навыков


1


1

Занятие – взаимообучения




Формировать умения решать творческие задачи.


научная и справочная литература; презентации


10



Основные логические операции

Занятие применение знаний, умений, навыков


1


1

Занятие – взаимообучения


формулировать собственное мнение и позицию;



компьютер, мультимедийный проектор

11



Гипотезы и способы их конструирования

Занятие применение знаний, умений, навыков


1


1

Занятие – взаимообучения



формулировать собственное мнение и позицию;

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы».


научная и справочная литература; презентации

компьютер, мультимедийный проектор

12



Искусство задавать вопросы

Занятие применение знаний, умений, навыков


1

1

Занятие – игра


Формировать умения решать творческие задачи.



13



Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

Занятие применение знаний, умений, навыков


1


Занятие – игра

формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.


методические издания; научная и справочная литература

14



Ассоциации и аналогии

Занятие применение знаний, умений, навыков


1


1

Занятие – дискуссия

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.


Формирование дисциплинированности, корректности,

требовательности к себе

методические издания; научная и справочная литература

15



Суждения, умозаключения, выводы

Комбинированное занятие

1


1

Занятие –соревнование

16



Искусство делать сообщения

Комбинированное занятие

1

1

Занятие – взаимообучения


Формирование дисциплинированности, корректности,

требовательности к себе

методические издания; научная и справочная литература

17



Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

Занятие повторение


1

1

Занятие – взаимообучения


Формировать умения решать творческие задачи.


методические издания; научная и справочная литература





Исследовательская практика. 11ч

18



Как выбрать тему собственного исследования

Формирование умений и навыков

1


1 Занятие – взаимообучения

Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

методические издания; научная и справочная литература

19-20



Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Занятие применение знаний, умений, навыков


2

1

Интегрированное занятие

1

Занятие –игра

21-22



Коллективная игра-исследование

Комбинированное занятие

2

1

Интегрированное занятие

1

Занятие – игра.

Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения

Формирование дисциплинированности, корректности,

требовательности к себе

научная и справочная литература; презентации

компьютер, мультимедийный проектор

23-26



Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Занятие применение знаний, умений, навыков


4

1

Интегрированное занятие

3

Занятие – исследование

27-28



Семинар

Комбинированное занятие

2


2

Занятие – исследование

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

научная и справочная литература; презентации

компьютер, мультимедийный проектор




Мониторинг. 6ч





29-30



Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей.

Занятие применение знаний, умений, навыков


2

1

Интегрированное занятие

1

Занятие –игра

31-32



Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков


2

1

Интегрированное занятие

1

Занятие –игра

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям


33-34



Защита собственных исследований

Комбинированное занятие

2

1

Интегрированное занятие

1

Занятие – исследование

Подготовка детских работ к публичной защите.

Формирование дисциплинированности, корректности,

компьетерная презентация

компьютер, мультимедийный проектор


Календарно - тематическое планирование 3 класса




дата

Тема учебного занятия

Тип и форма занятия

Кол-во часов

Содержание

деятельности






Воспитательная работа


Дидактические материалы техническое обеспечение


занятия

Фактическая

Планируемая

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности




Тренинг.10ч


8






формирование доброжелательного отношения друг к

другу


компьетерная презентация

компьютер, мультимедийный проектор

1



Наблюдение и экспериментирование

Сообщение новых знаний.

1

1

Занятие – взаимообучения



2



Методы исследования

Сообщение новых знаний.

1

1 Занятие – взаимообучения


проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве




научная и справочная литература; презентации

компьютер, мультимедийный проектор

3



Наблюдение и наблюдатель-ность

Сообщение новых знаний. .


1


Занятие – взаимообучения



проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

научная и справочная литература;


4



Совершенствование техники экспериментирования

Сообщение новых знаний.


1


Занятие -эксперимент




Практические задания по развитию наблюдательности

формирование доброжелательного отношения друг к

другу



презентации

компьютер, мультимедийный проектор

5



Интуиция и создание гипотез

Сообщение новых знаний. Беседа.


1


Занятие - игра

6



Правильное мышление и логика.

Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков

Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков



1

Как проводить анализ и синтез объектов или явлений.


учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;










приборы и оборудование для проведения исследований;

научная и справочная литература; презентации

компьютер, мультимедийный проектор

7



Искусство делать сообщения

Сообщение новых знаний.

1

1 Занятие – взаимообучения




воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни

научная и справочная литература; презентации

компьютер, мультимедийный проектор

8



Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

Применение знаний умений и навыков.


1

1

Занятие – взаимообучения



задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

научная и справочная литература; презентации

компьютер, мультимедийный проектор

9



Как подготовиться к защите

Занятие применение знаний, умений, навыков


1


1

Занятие – взаимообучения


Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


научная и справочная литература; презентации

компьютер, мультимедийный проектор

10



Как подготовиться к защите

Занятие применение знаний, умений, навыков


1


1

Занятие – взаимообучения


воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни





научная и справочная литература; презентации

компьютер, мультимедийный проектор

Исследовательская практика. 17ч



12-13



Определение проблемы и выбор темы собственного исследования


Занятие применение знаний, умений, навыков


2

1 Занятие – взаимообучения



1 Занятие – игра

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


научная и справочная литература; презентации

компьютер, мультимедийный проектор

14-16



Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Занятие применение знаний, умений, навыков


3

1

Занятие - путешествие

2

Занятие – взаимообучения

Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.


научная и справочная литература; презентации

компьютер, мультимедийный проектор

17-26



Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Занятие применение знаний, умений, навыков


10

5

Занятие – взаимообучения

5

Занятие – взаимообучения


формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения и желания оказывать помощь

научная и справочная литература; презентации

компьютер, мультимедийный проектор

27-28



Семинар

Комбинированное занятие

2


2

Занятие - исследование

формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения и желания оказывать помощь

научная и справочная литература; презентации

компьютер, мультимедийный проектор




Мониторинг 6 ч.




29-30



Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей


2


2 Занятие – взаимообучения

31-32



Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя


2

1

Интегри

1Занятие -игра

формулировать собственное мнение и позицию;

формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения и желания оказывать помощь

презентации

компьютер, мультимедийный проектор

33-34



Защита собственных исследовательских работ


2

1

Интегрированное занятие

1

Занятие – игра.

формулировать собственное мнение и позицию

презентации

компьютер, мультимедийный проектор









Календарно - тематическое планирование 4 класса




ДАТА



Тема учебного занятия

Тип и форма занятия

Кол-во часов

Содержание

деятельности

Воспитательная работа


Дидактические материалы техническое обеспечение


занятия

Фактическая

Планируемая

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности




Тренинг.10ч


8



Использовать методы исследования при решении задач, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию

презентации

компьютер, мультимедийный проектор

1



Культура мышления

Сообщение новых знаний.


1

Занятие –путешествие.


2



Методы исследования

Сообщение новых знаний. .


1

Занятие- игра



Уметь использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию


3



Научная теория

Сообщение новых знаний.


1


1

Занятие- дискуссия.

формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения и желания оказывать помощь

научная и справочная литература

4



Научное прогнозирование

Сообщение новых знаний.


1


1

Занятие- взаимообучения

5



Совершенствование техники наблюдения экспериментирования

Занятие применение знаний, умений, навыков

1


1 Занятие- игра

формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

презентации, видеофильмы

компьютер, мультимедийный проектор

6



Искусство задавать вопросы и отвечать на них из наблюдений и экспериментов


Занятие обобщения и систематизации знаний, умений

1

1 Занятие –конкурс


Практические задания _ тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

научная и справочная литература

7



Умение выявлять проблемы


Занятие обобщения и систематизации знаний, умений

1

1

Занятие -игра


формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

презентации, видеофильмы

компьютер, мультимедийный проектор

8



Ассоциации и аналогии

Применение знаний умений и навыков.


1

1

Занятие – взаимообучения



Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

научная и справочная литература

9



Как правильно делать выводы

из наблюдений и экспериментов

Занятие применение знаний, умений, навыков


1


1

Занятие – взаимообучения


воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни

научная и справочная литература

компьютер, мультимедийный проектор

10



Как подготовиться к защите

Занятие применение знаний, умений, навыков





1


1

Занятие – взаимообучения


Исследования с помощью новейших информационных технологий

воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни

научная и справочная литература

компьютер, мультимедийный проектор


Исследовательская практика.16ч

11



Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

Занятие применение знаний, умений, навыков


1


1

Занятие – взаимообучения



воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни

научная и справочная литература

компьютер, мультимедийный проектор

12-16



Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Занятие применение знаний, умений, навыков


5

2

Занятие – игра

3

Занятие – взаимообучения




Формирование у детей мотивации к обучению, помощь в самоорганизации и саморазвитии.

научная и справочная литература

компьютер, мультимедий-ный проектор

17-24



Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

Занятие применение знаний, умений, навыков


8

2

Занятие – дискуссия

2 Занятие – взаимообучения


2

Занятие – игра



2 Занятие-взаимообучения

Практическое занятие _ проведение наблюдений и экспериментов

воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни

научная и справочная литература

компьютер, мультимедий-ный проектор

25-26



Семинар


Занятие обобщения и систематизации знаний, умений


2


2

Занятие - исследование

развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

научная и справочная литература

компьютер, мультимедий-ный проектор




Мониторинг. 8ч





планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату дисциплинированности, корректности, требовательности к себе


научная и справочная литература

компьютер, мультимедий-ный проектор

27-30



Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.





4

2

Интегрированное занятие

2

Занятие -игра

31-32



Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя






2

1

Интегрированное занятие

1

Занятие -игра


Знать правила и способы сбора материала

Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

дисциплинированности, корректности, требовательности к себе


научная и справочная литература

компьютер, мультимедий-ный проектор

33-34



Защита собственных исследований и творческих проектов.


2

1

Интегрированное занятие

1

Занятие - исследование

Способность выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;

научная и справочная литература

компьютер, мультимедий-ный проектор



4.Содержание программы кружка « Я – исследователь»

1 класс (33 часа)

Подпрограмма «Тренинг» (19ч.)

Тема «Что такое исследование»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это де­лать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Зна­комство с основными доступными нам методами исследования (поду­мать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, про­вести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнеч­ный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Тема «Что такое эксперимент»

Самый главный способ получения научной информации. Проведе­ние экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»




Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провока­ционная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические зада­ния на продуцирование гипотез.

Тема «Знакомство с логикой»

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправиль­ные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения поня­тий. Практические задания с использованием приемов, сходных с оп­ределением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вы­вод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тема «Как задавать вопросы»

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при форму­лировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

Тема «Как делать схемы»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, форму­ла и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практи­ческое задание — пиктограммы.

Тема «Как работать с книгой»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структури­рованию текстов.

Тема «Что такое парадоксы»

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая ра­бота - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Прак­тическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего до­клада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практичес­кие задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма «Исследовательская практика» (8ч.)

Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самосто­ятельных исследований»

Методика проведения тренировочных занятий подробно представ­лена в методических рекомендациях к программе.

Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения само­стоятельных исследований»

Методика проведения самостоятельных исследований для перво­классников подробно описана в методических рекомендациях. Каж­дый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

Тема «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экс­курсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По ито­гам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только же­лающие.

Тема «Семинар по итогам экскурсии»

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскур­сии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Тема «Коллекционирование»

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Тема «Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет воз­можность сообщить о своих результатах.

Тема «Сообщения о своих коллекциях»

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллек­ции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

Подпрограмма «Мониторинг» (6ч.)

2 часа отводятся на мини-конфе­ренции по итогам экспресс - исследований; 2 часа на мини-конферен­ции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защи­те работ учащихся вторых-четвертых классов.

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собствен­ных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мне­ния об услышанном.

Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследова­ний»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных ис­следований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и выска­зывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творчес­ких проектов учащихся вторых-четвертых классов»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах про­веденных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают

обыч­ные.

2 класс (34часа)


Тренинг исследовательских способностей

Общий объем тренинговых занятий в классе _ 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 3 часа.

Занятия в каждой четверти проводятся относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков,

отрабатываемых на тренинговых занятиях.

Первый цикл (первая четверть)

Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

Тема 4 «Эксперимент _ познание в действии»

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

Тема 6 «Анализ и синтез»

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».

Тема 7 «Как давать определения понятиям»

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

Второй цикл (третья четверть)

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Основные логические операции»

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Тема 4 «Искусство задавать вопросы»

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Тема 6 «Ассоциации и аналогии»

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».

Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Тема 8 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

Общий объем занятий _ 11 часов, из них 7 часов отведено на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 16 часов.

Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я _ исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 5 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем _ 6 часов. Из них на коллективную работу присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа)

представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка

текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ

и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследовании



3 класс. (34 часа)

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем аудиторных занятий в школе _ 10 часов (из расчета один час в неделю в 3_й четверти). Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны

составить примерно 4 часа.

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.

Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования»

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»

Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных

идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Тема 6 «Правильное мышление и логика»

Практические задания на анализ и синтез. Практические

задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

Тема 7 «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить

текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос

и отвечать на него.

Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика

и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я _ исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи

он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный

сценарий.

Тема 4 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий

до момента их завершения.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем часов _ 6

На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.


Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»



4 класс ( 34 часа)

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем занятий _ 10 часов аудиторных занятий плюс 2 часа на самостоятельную работу.

Тема 1 «Культура мышления»

Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.

Тема 2 «Методы исследования»

Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тема 3 «Научная теория»

Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

Тема 4 «Научное прогнозирование»

Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования»

Коллективная беседа _ как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие _ проведение наблюдений и экспериментов.

Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Тема 7 «Ассоциации и аналогии»

Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения

на основе наблюдений.

Тема 9 «Умение выявлять проблемы»

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная

беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.

Тема 10 «Как подготовиться к защите»

Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

Общий объем _ 16 часов аудиторных занятий, из них

13 часов отведено на индивидуальную работу. На самостоятельную работу учащихся предусмотрено примерно 22 часа. Занятия проводятся в течение учебного года.

Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Тема 3 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 4 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем _ 8 часов, из них 4 часа отводятся на коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), 2 часа на участие в защите исследования и 2 часа на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу.

Тема 1 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Участие в качестве зрителя в защите результатов

исследований учеников основной школы»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследовании и выполненных проектах, а также вопросы а


5. Средства контроля


                                      

подпрограмма

форма предъявления результата

форма контроля

инструмент для оценки

Подпрограмма «Тренинг»



Папка исследователя

Наличие материала по исследованию

Параметры оценки

Подпрограмма «Исследовательская практика»


Сообщение-

Проведенное исследование

Критерии написания исследования, мониторинг

Подпрограмма «Мониторинг»

Публичное выступление

Публичное выступление

Критерии публичного выступления



Примерные критерии оценок проектной деятельности:

1. Самостоятельность работы над проектом

2. Актуальность и значимость темы

3. Полнота раскрытия темы

4. Оригинальность решения проблемы

5. Артистизм и выразительность выступления

6. Как раскрыто содержание проекта в презентации

7. Использование средств наглядности, технических средств


6. Учебно – методические средства обучения


Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература



2

Савенков А.И., Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010г.

«Методика исследовательского обучения младших школьников»

Методическое пособие.




3.

Савенков А.И., Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2008г.

«Я – исследователь»

Рабочая тетрадь для младших школьников.

















Электронные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)

  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

  3. А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс]http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ 

  4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

  5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)

  6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

  7.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

  8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/ht




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - исследователь» на 2016-2020 годы

Автор: Пузь Людмила Александровна

Дата: 27.12.2016

Номер свидетельства: 373999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 7 класс 2016-2017 уч.год"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_ia_issliedovatiel_7_klass_2016"
    ["file_id"] => string(6) "372777"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1482503286"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я-исследователь" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-issliedovatiel-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "190403"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427160807"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.  выступление на семинаре учителей начальных классов"
    ["seo_title"] => string(171) "organizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos-noo-vystuplieniie-na-sieminarie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "254214"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447705772"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Программа внеурочной деятельности "Методы решения физических задач""
    ["seo_title"] => string(73) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostimietodyrieshieniiafizichieskikhzadach"
    ["file_id"] => string(6) "271340"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451464465"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Программа внеурочной деятельности "Методы решения физических задач""
    ["seo_title"] => string(74) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostimietodyrieshieniiafizichieskikhzadach1"
    ["file_id"] => string(6) "271341"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451464472"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства