kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности, кружок "Умницы и умники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП  внеурочная деятельность кружок "Умницы и умники"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности, кружок "Умницы и умники"»


АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Аврора»

Рассмотрено

Руководитель МО

Е.С.Лаштур_______

Протокол № 1

от «31» августа 2020 г.

Согласовано

Заместитель директора по ВР

А.Г. Колотырина____________

Протокол № 1

от «31» августа 2020 г.

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ «Аврора»

А. И. Сухоруков__________

Приказ № ______

от «31» августа 2020 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


КРУЖКА


«Умники и умницы»


1 класс


Шуруповой Екатерины Сергеевны







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «31» августа 2020 г.







2020 – 2021 учебный год



Пояснительная записка

Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности, реализуемой на занятиях кружка «Умники и умницы», рассчитанного на учеников начальной школы.

Рабочая программа включает в себя разделы:

  • Пояснительная записка

  • Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

  • Содержание программы

  • Календарно-тематическое планирование

  • Список литературы


Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения. Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.

При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.

Общий уровень подготовки детей к 1 классу и по показаниям результатов тестирования стабильно устойчивого процесса усвоения теоретического материала позволяет акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.



























Общая характеристика программы:

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

 Образовательные

  • Формирование устойчивого познавательного интереса.

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности


Развивающие

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.


Воспитательные

  • Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.

  • Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека, умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.


Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познаватель- ных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Тип, вид классов. Возраст детей, участвующих в реализации программы:

  • Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных классах в течение 1-го учебного года. Возраст детей 6,5 -7 лет


Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 1 года обучения из расчёта 2 часа в неделю.

  • год обучения – 66 часов;


Форма и режим занятий:

  • групповая работа;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • конкурсы, выставки;

  • трудовые дела;

  • наблюдение;

  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

  • игры;

  • просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов


Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.







































Планируемые результаты

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы:

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты


Регулятивные универсальные учебные действия

  • предвосхищать результат.

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;


Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  • установление причинно-следственных связей;

  • самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;

  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.



Содержание программы:

1 класс

п/п

Название темы (раздела)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

1

Графический диктант

Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

10

2

Тренировка внимания

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, ко­торые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.

5

3

Тренировка слуховой памяти

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

4

4

Тренировка зрительной памяти

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, вы­деление главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно со­кращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.

В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

4

5

Поиск закономерностей

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

5

6

Задания по перекладыванию спичек

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

5





7

Задания повышенной сложности

Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяс­нению причин допущенных ошибок, обсуждению различных спо­собов поиска и выполнения того или иного задания.

Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

5

8

Логически-поисковые задания

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

5

9

Тренировка внимания

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

5

10

Тренировка слуховой памяти

Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

5

11

Тренировка зрительной памяти

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

5

12

Поиск закономерностей

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

5

13

Задания по перекладыванию спичек.

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

3








66











Календарно-тематическое планирование


№п/п

тема

дата по плану

дата по факту

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

03.09


2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

07.09


3

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

10.09


4

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

14.09


5

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

17.09


6

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

21.09


7

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

24.09


8

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

28.09


9

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

01.10


10

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

05.10


11

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

08.10


12

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

12.10


13

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

15.10


14

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания.

19.10


15

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания.

22.10


16

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

05.11


17

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

09.11


18

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

12.11


19

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

16.11


20

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

19.11


21

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

23.11


22

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

26.11


23

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

30.11


24

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

03.12


25

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

07.12


26

Развитие концентрации внимания.


10.12


27

Развитие концентрации внимания.


14.12


28

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

17.12


29

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

21.12


30

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

24.12


31

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.



32

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.



33

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.



34

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.



35

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.



36

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций



37

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций



38

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.



39

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.



40

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант



41

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант



42

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.



43

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.



44

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.



45

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.



46

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.



47

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.



48

Совершенствование воображения. Задания по

перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.



49

Совершенствование воображения. Задания по

перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.



50

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.



51

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.



52

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.



53

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.



54

Тренировка внимания. Развитие мышления.



55

Тренировка внимания. Развитие мышления.



56

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.



57

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.



58

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.



59

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.



60

Подведение итогов проектной деятельности «По ступенькам познания»



61

Подведение итогов проектной деятельности «По ступенькам познания»



62

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.



63

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.



64

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»



65

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»



66

Подведение итогов года.






























Список литературы

Ресурсное обеспечение реализации Программы:


Материально-техническое:

  1. Компьютер

  2. Мультимедиапроектор

  3. Экран

  4. Учебные и методические пособия:

  • О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 1 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2011.

  • О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2011.

Наглядно-дидактические пособия

  1. Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги

  2. Пазлы, разрезные картинки


Литература, предлагаемая детям и родителям:


  1. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2011.

  2. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2011.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности, кружок "Умницы и умники"

Автор: Шурупова Екатерина Сергеевна

Дата: 02.06.2021

Номер свидетельства: 582335

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Рабочая программа по внеурочной деятельности. Интеллектуальный кружок "Умники и умницы. Информатика, логика, математика""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_intellektualnyi_kruzhok_umniki_i"
    ["file_id"] => string(6) "560567"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1603121165"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства