Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Культура родного края" в 4 классе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Евдокимовская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено и согласовано» «Проверено» «Утверждаю»
на заседании МО учителей Зам. директора по УВР Директор школы
________ (Э.А. Батынков)
Председатель МО: ________( Е.Н. Лаврехина )
___________(А.Н. Ковалев) Приказ №______
Протокол №______ от «____»_________2019года
от «____»__________2019 года
Рабочая программа
внеурочной деятельности
(общекультурное направление)
«Культура родного края»
в 4 классе
на 2020-2021 уч. год
Составила учитель первой категории Воронина В.Н.
с. Евдокимовка
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура родного края» разработана на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край», учебника «Культура родного края (учебное пособие для 4-х классов общеобразовательных школ» /В. Н. Лупоядов, Л. Ю. Лупоядова – Брянск: «Курсив», 2012).
Цель курса :
Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.
Изучение истории родного края, особенностей культуры, быта и традиций.
Воспитывать любовь к своей малой родине.
Прививать гордость за свой народ и его героическое прошлое.
Пробудить познавательный интерес к истории родного края.
Знакомство учащихся с историческим наследием региона.
Задачи:
Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.
Развитие любознательности и желания получать знания.
Формирование положительного отношения к окружающему миру.
Учить учащихся пользоваться научной литературой.
Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.
Пробудить у учащихся интерес к предмету «Брянский край. Культура родного края».
На изучение курса «Культура родного края» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения курса
Освоение курса «Культура родного края» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на особенности природы родного края, её разнообразие, красоту;
2) формирование бережного отношения к объектам природы;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Изучение курса «Брянский край» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Брянский край»;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
7) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
При изучении курса «Брянский край» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание роли малой родины в жизни человека, воспитание чувства гордости за принадлежность к ней;
2) сформированность уважительного отношения к родному краю, бережного отношения к его природе;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из различных источников);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание курса
Введение – 2 ч
Как жили славяне. Занятия славян.
Язычество древних славян - 1ч
Мифические существа, населяющие крестьянскую Вселенную: духи природы: леший, водяной, русалка, полудница. Легенды, поверья, сказки о них.
Принятие христианства на Руси - 3ч
Крещение славян. Монастыри (Киево-Печерский, Свенский и др.). Церковь: храм, росписи, фрески, иконы. Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края.
Крестьянский дом – 2ч
Крестьянские поселения. Мир деревни.
Интерьер крестьянского жилища. Искусство в быту народа.
Мастера Злынки. Резные кружева.
Жизнь крестьянской семьи – 12 ч
Место в ней каждого ее члена. Семейно-бытовые обряды. Работа. Традиционные занятия в нашем крае. Застольный этикет традиционной семьи крестьян. История происхождения стола и его названия. Ритуальная роль стола в обрядах главных событий человеческой жизни. Собрание фольклора (песни, присказки, сказки, потешки, колыбельные). Народные гулянья и праздники. Народные игры.
Жители России -1ч
Что дает мой край стране – 3ч
Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотский конезавод. Дятьковский хрустальный завод. Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы город текстильщиков.
Памятные места Брянского края -10 ч
Парки и усадьбы. Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха им.А.К.Толстого. «Соловьи». Городской парк Трубчевска − на родине Бояна.
Партизанская поляна и др.
Образование, спорт, искусство, литература сегодня. Брянские театры. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина
Тематическое планирование кружка «Культура родного края» в 4 классе
Количество часов в год - 34
№
п/п
Наименование разделов, тем
Кол-во
ча-сов
Дата
план
факт
Введение
2
1
Как жили славяне
1
2
Занятия славян
1
Язычество древних славян
1
3
Язычество древних славян
1
Принятие христианства на Руси
3
4
Принятие христианства на Руси
1
5
Храмы Брянского края
1
6
Свенский Успенский монастырь
1
Крестьянский дом
2
7
Крестьянский дом
1
8
Мастера Злынки
1
Жизнь крестьянской семьи
12
9
Занятия крестьян
1
10
Не боги горшки обжигают
1
11
Долог день до вечера
1
12
По одёжке встречают
1
13
Мир крестьянской семьи
1
14
Делу время, потехе час
1
15
Масленица – древнеславянский праздник
1
16
Пасха
1
17
Праздники наших дней
1
18
«Троицкие хороводы» в Комаричи
1
19
Народные игрушки
1
20
Мглинская игрушка
1
Жители России
1
21
Жители России
1
Что даёт мой край стране
3
22
Что даёт мой край стране
1
23
Дятьково
1
24
Локоть
1
Памятные места Брянского края
10
25
Памятные места Брянского края
1
26
Трубчевск – родина певца Бояна
1
27
Музей им. А.К. Толстого в Красном Роге
1
28
Музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг»
1
29
Музеи Брянского края
1
30
Брянский краеведческий музей
1
31
Краеведческий музей п. Комаричи
1
32
Брянск театральный
1
33
Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина