Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования детей по курсу «Баскетбол»»
Рабочая программа
дополнительного образования детей
по курсу «Баскетбол»
для учащихся 5-9классов
Составитель:
Павленко О.Н., учитель физической культуры, 1 квалификационная категория
-2020-
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Баскетбол» для обучающихся 5 -9 классовразработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и на основании рекомендаций Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки Российской Федерации:
– об увеличение двигательной активности (через различные виды спортивных игр);
– о развитии физических качеств обучающихся (через использование национальных видов спорта или развитие видов спорта по интересам);
– о внедрении современных систем физического воспитания.
Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «Баскетбол», являются:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”».
4. Основная образовательная программа МБОУ «Кирбинская СОШ»
Новизнойданной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Программа составлена с учетом особенности работы образовательного учреждения и имеет оздоровительное, спортивное и общеразвивающее значение. Поэтому данная программа является программой внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению.
Содержание соотносится с учебным материалом по физической культуре в соответствующей учебной четверти.
Цель программы: развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
познакомить детей с разнообразием спортивных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
формировать у обучающихся необходимые теоретические знания
формировать умение самостоятельно организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
обучить технике и тактике спортивных игр
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
II. Общая характеристика учебного предмета
Игра – исключительно ценный способ вовлечения школьников в двигательную деятельность. Подвижные и спортивные игры на занятиях используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. В играх, в отличие от других форм занятий, главное внимание обращается на оздоровительную сторону, воспитание физических качеств, стремление подростков организовывать свою деятельность, основываясь на четких и жестких правилах спортивных игр, которые дают возможность каждому обучающемуся развивать свои личностные качества, необходимые как в любых видах спортивно-оздоровительной деятельности, так и в обычной жизни.
Спортивные игры применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах, но объём их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа реализации программы. Сложное движение, включённое в игру, предварительно осваивается с обучающимися с помощью специальных упражнений. Методика проведения спортивных игр специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранить соответствующую плотность занятия. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. В группе предлагается проводить занятия в форме спортивных игр, так как именно в этом возрасте потребность в любых видах и формах движений у детей проявляется наиболее активно, поэтому для разнообразия и формирования основ двигательных и технических навыков часы, отведенные на проведение таких занятий распределены именно таким образом.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Настоящая программа реализуется за счёт часов Базисного учебного плана школы, выделенных на внеурочную деятельность и рассчитана на детей 11 – 15 лет, Срок реализации программы – 1 год, количество занятий в неделю –1, общее количество часов – 34. Количество обучающихся в группе - 10-15 человек.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе среднего общего образования по программе «Баскетбол» являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по спортивным играм являются следующие умения:
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека,
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- выполнять индивидуальные и групповые действия спортсменов;
- выполнять строевые упражнения;
- выполнять тестовые нормативы;
- выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол, волейбол, футбол;
- осуществлять судейство соревнований.
V. Содержание учебного предмета
Разделы программы
Кол-во часов
рабочей
программы
1 часть
34
Основы знаний о физической культуре
3
Физическое совершенствование
27
- Баскетбол
Соревновательная деятельность
4
Содержание программного материала
Основы знаний о физической культуре (3 ч)
Знакомство с программой занятий. Основы знаний о спортивных играх: понятия правил игры, выработка правил игры. Инструктаж по технике безопасности. Правила предупреждения травматизма во время занятий: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
История развития спортивных игр и первых соревнований. Наши соотечественники — олимпийские чемпионы. Баскетбол в Российской Федерации на современном этапе.
Соревновательная деятельность (4 ч)
Товарищеские игры (соревнования) осуществляются на внутришкольном, районном, республиканском уровнях, где занимающиеся соревнуются с другими командами.
Физическое совершенствование (27 ч.)
Спортивная игра
Баскетбол
На овладение техникой перемещений, остановок, поворотов и стоек.
- старты из различных и. п.; стойки игрока, перемещения приставными шагами, боком
На освоение приёмов передачи и приёма мяча
- передача мяча от груди, из-за головы двумя руками, передача от плеча
На освоение техники ведения мяча.
- ведение по прямой с изменением направления и скорости с пассивным сопротивлением.
На освоение техники бросков по кольцу
- броски в кольцо на точность из разных положений.
На освоение индивидуальной техники защиты.
- перехват мяча, игра защитников.
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.
- игра по упрощённым правилам на площадках разных размеров; игры и игровые задания.
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.
- игра по упрощённым правилам на площадках разных размеров; игры и игровые задания.
VI. Тематическое планирование секции «Баскетбол» 1р н 34ч
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
1
. Т/б при занятиях б/б. История развития баскетбола
1
8.09
2
Правила б/б. Стойки игрока. Перемещения игроков.
1
15.09
3
Перемещения игрока. Ведение по прямой правой, левой рукой.
22.09
4
Остановка двумя шагами и прыжком.
1
29.09
5
Отработка навыков передачи мяча
1
6.10
6
Совершенствование навыков передачи мяча
1
13.10
7
Отработка навыков передач мяча в движении
1
20.10
8
Совершенствование навыков передачи мяча в движении
1
27.10
9
Отработка навыков жонглирования
1
10.11
10
Совершенствование навыков жонглирования
1
17.11
11
Отработка навыков ведения мяча Ведение с изменение скорости. Передачи на месте
1
24.11
12
Отработка навыков ведения с быстрым изменением направления движения
1
1.12
13
Эстафеты с ведением мяча. Развороты
1
8.12
14
. Отработка навыков обманных движений-финтов
1
15.12
15
Остановка двумя шагами, ловля и передача мяча в парах
1
22.12
16
Остановка. Введения мяча с различной высотой отскока.
1
29.12
17
Техника передвижения, передач бросков
1
12.01
18
Комбинации в стандартных положениях
1
19.01
19
Отработка тактических и технических приёмов в соревнованиях
1
26.01
20
Комбинации в стандартных положениях
1
2.02
21
Комбинации в стандартных положениях
1
9.02
22
Отработка обводки « уход выпадом в сторону», передача мяча партнеру
1
16.02
23
Тактика позиционного нападения.
1
2.03
24
Совершенствование тактики позиционного нападения.
1
9.03
25
Ведение с изменение скорости. Передачи на месте и в движении
1
16.03
26
Комбинации в стандартных положениях
1
23.03
27
Броски по кольцу. Отбор мяча.
1
6.04
28
Комбинации в стандартных положениях Ведение с изменение скорости. Передачи на месте.
1
13.04
29
Ведение с изменение скорости. Передачи на месте.
1
20.04
30
Ведение. Передачи в движении. Игра.
1
27.04
31
Броски в кольцо из разных положений.. Жонглирование.
1
4.05
32
Соревнования по мини-баскетболу
1
11.05
33
Соревнования по мини-баскетболу
1
11.05
34
Соревнования «Спортивный калейдоскоп»
1
18.05
VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Оснащенность учебного процесса:
Стандарт основного общего образования по физической культуре
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура.
Г А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол (серия «Работаем по новым стандартам»).
Авторской программы: «Физическая культура» В.И. Лях, 2013 г.
Учебная, научно-популярная литература по ф/ к и спорту, олимпийскому движению
Методические издания по физической культуре для учителей
Федеральный закон «О физической культуре и спорте»
Мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные
Стойки для обводки
Конусы
Свисток судейский
Секундомер
VIII. Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения содержания учебного курса «Баскетбол» учащиеся получат возможность иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- личной гигиене;
- о правилах спортивных игр;
Получат возможность научиться:
-самостоятельно проводить занятия по обучению спортивных игр.
-тестировать показатели физического развития и основных физических качеств.
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- играть в спортивную игру баскетбол;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
-выполнять технику различных передач и бросков мяча;
- выполнять индивидуальные и групповые действия спортсменов;
- выполнять строевые упражнения;
-выполнять тестовые нормативы;
-выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол