Важнейшим направлением дополнительного образования является экологическое. Потребность во включение данного направления в программу обусловлено необходимостью воспитания любви к Родине, к природе. Цель программы - формирование основ экологической грамотности обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Протокол № 1 от 15.08 2019г _____________ Е.С. Бондаренко
Приказ № 198 от15.08. 2019г
Программа дополнительного образования
«ЭкОС»
Направление: исследовательское
Составитель: Резанова Е.А
учитель биологии и химии,
первой квалификационной категории
Срок реализации 2 ч в неделю, 72 часа в год
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Важнейшим направлением дополнительного образования в школе является экологическое. Потребность во включении данного направления в программу обусловлена необходимостью воспитания любви к природе, Родине. Программа дополнительного образования в школе по экологии занимает отдельное место. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Такое положение вещей обусловлено тем, что проблемы экологии касаются абсолютно каждого, живущего на планете. Вовлечение значительного количества учащихся во внеклассную работу, направленную на защиту окружающей среды, позволит воспитывать ответственных граждан, заботливо относящихся к дарам природы.
Данная рабочая программа имеет предметную направленность и составлена на основе курса «Юный эколог», составленная Ю.В. Александровой, Л.Д. Ласкиной и рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства Образования Российской Федерации.
Цель программы «ЭкОС»: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы через познавательную активность, развитие практических умений и навыков исследовательской работы.
Задачи:
- формировать интерес к изучению природы родного края;
- воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
- формировать представления о природных сообществах области;
- формировать представления об охраняемых территориях России и Омской области.
1.Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения курса должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
- гражданское самосознание, ценностное отношение к природе и природным богатствам своей страны;
- глубокая увлеченность предметом, потребность в самовыражении и реализации творческих планов;
- раннее самоопределение в естественнонаучном направлении;
Учащийся получит возможность для формирования:
- высокий рейтинг участия в районных, Всесоюзных конкурсах;
- высокая творческая и социальная активность, коммуникабельность и мобильность в общении;
- высокий уровень культуры общения, ответственность, бережливость, самостоятельность
Метапредметными результаты:
Регулятивные УУД
У учащегося будут сформированы:
- определять и ставить цели экологической деятельности;
- сверять свою деятельность с поставленными целями, выявлять ошибки, проводить коррекцию, оценивать полученный результат;
- понимать значимость результата деятельности для жизни, для других людей.
Познавательные:
У учащегося будут сформированы
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам безопасности;
- использовать различные способы чтения для поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации;
Учащийся получит возможность для формирования:
- использовать для поиска различные издания справочной литературы (атласа-определителя, карт, словаря и энциклопедий, журналов и других популярных изданий для младших школьников);
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, чтобы использовать для необходимости объяснения бережного отношения к природе;
- выявлять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияний этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека
Коммуникативные:
У учащегося будут сформированы
- осознавать себя как существо социальное, осмысливать свою неразрывную связь с многочисленными окружающими его сообществами, строить взаимоотношения внутри отдельных сообществ
Учащийся получит возможность для формирования:
- демонстрировать уважение и готовность выполнять совместные договорённости и правила в том числе и правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
2.Содержание программы дополнительного образования
Введение (1 ч)
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.
Формы: викторина
Мой дом за окном (22ч)
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.
Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.
Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.
Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.
Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе
Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.
Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.
Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.
Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.