Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Тайны русского языка»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №6
Павлово-Посадского муниципального района
«Утверждаю»
Директор школы ________
Зеленина И.А.
«__» _______ 2016г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
5 «А»
«Тайны русского языка»
Составитель: Горностаева Е.А,
учитель русского языка и литературы
2016г.
Пояснительная записка.
Успешное овладение знаниями в любом классе общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка», являющаяся продолжением урока, его дополнением.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. Занятия проводятся в самых разнообразных формах: игры, исследования, презентации, лабораторные работы, учебные проекты и т.д. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество/Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011, с использованием пособий для учителя Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Григорьев Д.В., Степанов П. В. - М.: Просвещение, 2011.
Программа рассчитана 35 часов из расчёта 1 час в неделю.
2.Содержание программы.
Организационное занятие. (1ч)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
(Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4. Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5. Сказочные превращения.
Тема 2.6. Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Тема3.3.Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4. Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел5
Секретыморфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет. (3 ч)
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающие занятия. (2ч)
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник занятий, проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
3.Планируемые результаты
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов.
№п/п
Тема
Теория
Практика
1.
Организационное занятие.
1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
2
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова
1
1
3
Для чего используют звуковые повторы в речи
1
1
4
Какова роль интонации в устной речи
1
1
5
Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
1
Загадки русского словообразования. Морфемика. Словообразование. Этимология )7ч)
6
О чем рассказывает словообразовательная модель слова.
0,5
0,5
7
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.
0,5
0,5
8
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
0,5
0,5
15
Не пером пишут- умом. Тайны письма.
0,5
0,5
16
Бенефис знаний
0,5
0,5
Тайны русского языка. (Лексика. Фразеология) (5ч)
17
На какие группы делится словарный состав русского языка
0,5
0,5
18
В чем особенность употребления слова в художественном тексте.
0,5
0,5
19
А чем рассказывают фразеологизмы.
0,5
0,5
20
Фразеология в художественных произведениях.
0,5
0,5
21
Лабораторная работа.
0,5
0,5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) (6ч)
22
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
0,5
0,5
23
В чем секрет глагола и его формы.
0,5
0,5
24
Как отличать грамматические омонимы.
0,5
0,5
25
Какими бывают предложения.
0,5
0,5
26
Грамматике учиться- всегда пригодиться. Мониторинг проверки знаний.
1
1
Речевой этикет (3ч)
27
Правила речевого этикета.
1
1
28
Формулы речевого этикета.
1
Обобщающее занятие. (1ч)
29
Аукцион знаний.
1
Итого 35 час
5. Календарно-тематическое планирование.
№ уроков
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности учени
Плановые сроки
Скорректированные сроки
1.
Организационное занятие.
Учащиеся знакомятся с целями и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Дети заполняют анкеты.
01.09. – 02.09.
2.
Секреты устной речи. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука; звукозапись как одно из выразительных средств русского языка. Распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные по мягкости/твёрдости, звонкости/глухости звуки. Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую. Проводить фонетический анализ слова. Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их. Выразительно читать прозаические и поэтические тексты. Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь. Использовать орфоэпический словарь
05.09. – 16.09.
3.
Для чего используют звуковые повторы в речи.
12.09. – 23.09.
4.
Какова роль интонации в устной речи.
26.09. – 07.10.
5.
Обобщающее занятие «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает»
10.10. – 14.10.
6.
Загадки русского словообразования. Морфемика. Словообразование. Этимология.
О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Осознают морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознают морфемы и членят слова на морфемы на основе смыслового грамматического и словообразовательного анализа.Составляют словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов, характеризуют словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов. Определяют способ образования слов. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Получают представление об этимологии, об исторических изменениях в структуре слова. Пользуются этимологическим словарём.
17.10. – 21.10.
7.
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.
24.10. -28.10.
8.
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.
07.11. – 11.11.
9.
Этимология слов. Работа со словарями.
14.11. – 18.11.
10.
Сказочные превращения.
21.11. – 25.11.
11.
Презентация творческой работы.
28.11. – 09.12.
12.
Секреты письменной речи. Графика. Орфография. Пунктуация. Зачем нужно знать алфавит.
Осознавать значение письма в истории развития человечества. Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
12.12. -16.12.
13.
В чём секрет правописания морфем.
19.12. – 23.12.
14.
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.
10.01. – 13.01.
15.
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
16.01. – 20.01.
16.
Бенефис знаний.
23.01. – 27.01.
17.
Тайны русского языка. Лексика. Фразеология.
На какие группы делится словарный состав русского языка.
Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; отличать слова от других единиц языка; находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка. Знать в чём особенность употребления слова в художественном тексте. Осознавать основные понятия фразеологии. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи.
30.01. – 03.02.
18.
В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
06.02. – 10.02.
19.
О чём рассказывают фразеологизмы.
13.02. – 17.02.
20.
Фразеология в художественных произведениях.
20.02. – 24.02.
21.
Лабораторная работа.
27.02. – 03.03.
22.
Секреты морфологии и синтаксиса.
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Овладеть основными понятиями морфологии. Правильно употреблять несклоняемые имена существительные: согласовывать части речи. Анализировать и характеризировать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Различать грамматические омонимы.
06.03. – 10.03.
23.
В чём секрет глагола и его формы.
13.03. – 17.03.
24.
Как отличать грамматические омонимы.
27.03. – 31.03.
25.
Какими бывают предложения.
Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознать (понимать) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения. Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; утвердительные и отрицательные предложения; сопоставлять их структурные и смысловые особенности. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные, утвердительные, отрицательные); употреблять их в речевой практике.
03.04. – 07.04.
26.
Грамматике учиться – всегда пригодиться. Мониторинг проверки знаний.
10.04. – 21.04.
27.
Речевой этикет.
Правила речевого этикета.
Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях. Познакомиться с правилами речевого этикета и формулами речевого этикета.