kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Тайны русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занимательная программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка», являющаяся продолжением урока. Соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Тайны русского языка»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №6

Павлово-Посадского муниципального района



«Утверждаю»

Директор школы ________

Зеленина И.А.

«__» _______ 2016г.











Рабочая программа по внеурочной деятельности

5 «А»

«Тайны русского языка»











Составитель: Горностаева Е.А,

учитель русского языка и литературы









2016г.

  1. Пояснительная записка.

Успешное овладение знаниями в любом классе общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка», являющаяся продолжением урока, его дополнением.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. Занятия проводятся в самых разнообразных формах: игры, исследования, презентации, лабораторные работы, учебные проекты и т.д. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество/Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011, с использованием пособий для учителя Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Григорьев Д.В., Степанов П. В. - М.: Просвещение, 2011.

Программа рассчитана 35 часов из расчёта 1 час в неделю.


2.Содержание программы.

Организационное занятие. (1ч)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

(Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4. Этимология слов. Работа со словарями

Тема 2.5. Сказочные превращения.

Тема 2.6. Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем

Тема3.3.Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4. Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.

Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.

Тема5.4. Какими бывают предложения.

Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Речевой этикет. (3 ч)

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Обобщающие занятия. (2ч)

Тема 7.1 Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник занятий, проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.



3.Планируемые результаты



Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.




4. Тематическое планирование с указанием количества часов.

п/п

Тема

Теория

Практика

1.

Организационное занятие.

1


Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

2

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова

1

1

3

Для чего используют звуковые повторы в речи

1

1

4

Какова роль интонации в устной речи

1

1

5

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

1


Загадки русского словообразования. Морфемика. Словообразование. Этимология )7ч)

6

О чем рассказывает словообразовательная модель слова.

0,5

0,5

7

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

0,5

0,5

8

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

0,5

0,5

9

Этимология слов. Работа со словарями.

0,5

0,5

10

Сказочные превращения

0,5

0,5

11

Презентация творческой работы.

1

1

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

12

Зачем нужно знать алфавит

0,5

0,5

13

В чем секрет правописаний морфем.

0,5

0,5

14

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

0,5

0,5

15

Не пером пишут- умом. Тайны письма.

0,5

0,5

16

Бенефис знаний

0,5

0,5

Тайны русского языка. (Лексика. Фразеология) (5ч)

17

На какие группы делится словарный состав русского языка

0,5

0,5

18

В чем особенность употребления слова в художественном тексте.

0,5

0,5

19

А чем рассказывают фразеологизмы.

0,5

0,5

20

Фразеология в художественных произведениях.

0,5

0,5

21

Лабораторная работа.

0,5

0,5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) (6ч)

22

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

0,5

0,5

23

В чем секрет глагола и его формы.

0,5

0,5

24

Как отличать грамматические омонимы.

0,5

0,5

25

Какими бывают предложения.

0,5

0,5

26

Грамматике учиться- всегда пригодиться. Мониторинг проверки знаний.

1

1

Речевой этикет (3ч)

27

Правила речевого этикета.

1

1

28

Формулы речевого этикета.

1


Обобщающее занятие. (1ч)

29

Аукцион знаний.

1


Итого 35 час

















5. Календарно-тематическое планирование.


№ уроков

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учени

Плановые сроки

Скорректированные сроки

1.

Организационное занятие.

Учащиеся знакомятся с целями и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Дети заполняют анкеты.

01.09. – 02.09.


2.

Секреты устной речи.
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука; звукозапись как одно из выразительных средств русского языка. Распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные по мягкости/твёрдости, звонкости/глухости звуки. Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую. Проводить фонетический анализ слова. Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их. Выразительно читать прозаические и поэтические тексты. Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь. Использовать орфоэпический словарь 

05.09. – 16.09.


3.

Для чего используют звуковые повторы в речи.

12.09. – 23.09.


4.

Какова роль интонации в устной речи.

26.09. – 07.10.


5.

Обобщающее занятие «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает»

10.10. – 14.10.


6.

Загадки русского словообразования. Морфемика. Словообразование. Этимология.

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Осознают морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознают морфемы и членят слова на морфемы на основе смыслового грамматического и словообразовательного анализа.Составляют словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов, характеризуют словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов. Определяют способ образования слов. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а так­же при проведении грамматического и лексического анализа слов. Получают представление об этимологии, об исторических изменениях в структуре слова. Пользуются этимологическим словарём.

17.10. – 21.10.


7.

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

24.10. -28.10.


8.

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.

07.11. – 11.11.


9.

Этимология слов. Работа со словарями.

14.11. – 18.11.


10.

Сказочные превращения.

21.11. – 25.11.


11.

Презентация творческой работы.

28.11. – 09.12.


12.

Секреты письменной речи. Графика. Орфография. Пунктуация.
Зачем нужно знать алфавит.

Осознавать значение письма в истории развития человечества. Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.


12.12. -16.12.


13.

В чём секрет правописания морфем.

19.12. – 23.12.


14.

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

10.01. – 13.01.


15.

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

16.01. – 20.01.


16.

Бенефис знаний.


23.01. – 27.01.


17.

Тайны русского языка. Лексика. Фразеология.

На какие группы делится словарный состав русского языка.

Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; отличать слова от других единиц языка; находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка. Знать в чём особенность употребления слова в художественном тексте. Осознавать основные понятия фразеологии. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и сти­листически окрашенные. Уместно использовать фра­зеологические обороты в речи.

30.01. – 03.02.


18.

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

06.02. – 10.02.


19.

О чём рассказывают фразеологизмы.

13.02. – 17.02.


20.

Фразеология в художественных произведениях.

20.02. – 24.02.


21.

Лабораторная работа.

27.02. – 03.03.


22.

Секреты морфологии и синтаксиса.

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Овладеть основными понятиями морфологии. Правильно употреблять несклоняемые имена существительные: согласовывать части речи. Анализировать и характеризировать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Различать грамматические омонимы. 

06.03. – 10.03.


23.

В чём секрет глагола и его формы.

13.03. – 17.03.


24.

Как отличать грамматические омонимы.

27.03. – 31.03.


25.

Какими бывают предложения.

Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознать (понимать) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли.  Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения. Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; утвердительные и отрицательные предложения; сопоставлять их структурные и смысловые особенности. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные, утвердительные, отрицательные); употреблять их в речевой практике.

03.04. – 07.04.


26.

Грамматике учиться – всегда пригодиться. Мониторинг проверки знаний.

10.04. – 21.04.


27.

Речевой этикет.

Правила речевого этикета.

Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях. Познакомиться с правилами речевого этикета и формулами речевого этикета.

24.04. – 05.05.


28.

Формулы речевого этикета.

08.05. – 12.05.


29.

Обобщающее занятие.

Аукцион знаний.

15.05. – 19.05.


30.

Резерв


22.05. – 26.05.






«Согласовано»

__________________________

__________________________


«1» сентября 2016 г.





«Согласовано»
___________________________
___________________________

«1» сентября 2016 г.

22



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Тайны русского языка»

Автор: Горностаева Елена Анатольенва

Дата: 21.09.2017

Номер свидетельства: 429141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tainy-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "222069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435829616"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Рабочая программа внеурочной деятельности направление: познавательное «к тайнам слова: увлекательная грамматика»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_napravlieniie_poznavatiel_noie"
    ["file_id"] => string(6) "372658"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1482472555"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности  основного общего образования ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Тайна слова"для 5 класса, первый год обучения "
    ["seo_title"] => string(183) "rabochaia-programma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-obshchieintielliektual-nomu-napravlieniiu-taina-slova-dlia-5-klassa-piervyi-ghod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "230890"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442302423"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Дополнительная общеобразовательная программа -   дополнительная  общеразвивающая программа  объединения "Занимательный русский язык", конспект"
    ["seo_title"] => string(159) "dopolnitiel-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma-obiedinieniia-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-konspiekt"
    ["file_id"] => string(6) "275040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452510223"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "
    ["seo_title"] => string(109) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-kursu-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "219076"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434006024"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства