Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Программа курса по внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная грамматика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.
Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. При хорошей постановке работы у школьников воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и аккуратно выполнять задания. Поэтому учителя в своей работе стараются применять такие приёмы, которые активизируют умственную деятельность учащихся, вносят элементы занимательности в занятия по языку.
Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и занимательности в занятия по языку располагает учитель во внеклассной работе.
Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках.
Благотворное влияние оказывает внеклассная работа на развитие речи учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений.
Наиболее распространённой и проверенной на практике формой внеклассной работы по русскому языку является внеурочная деятельность. Занятия по данной программе пробуждают у учащихся интерес к явлениям живой речи, развивают свойственную детям пытливость ума, любознательность. Поэтому работа здесь должна строиться таким образом, чтобы не дублировать материал урока, а расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание и любовь к слову.
Внеурочная деятельность «К тайнам слова: увлекательная грамматика» является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Содержание и методы обучения программы «Увлекательная грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодятся в дальнейшей работе при решении занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах по русскому языку и других конкурсах различного уровня.
Связь с уже существующими программами.
Программа по курсу «К тайнам слова: увлекательная грамматика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Вид программы – авторская
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях по русскому языку учащиеся активно занимаются учебно-исследовательской и проектной деятельностью. Благодаря данным видам работы повышается мотивация к обучению предмета, так как обучающиеся получают знания, не связанные непосредственно со школьной программой, знакомятся с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
Цель и задачи программы
Цель курса - осмысление в процессе обогащения активного и потенциального словарного запаса русского языка как средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности
Основные цели программы:
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи: Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке; -выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Метапредметными результатами
изучения курса «К тайнам слова: увлекательная грамматика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Общая характеристика курса
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа «К тайнам слова: увлекательная грамматика» строится на сочетании теоретических и практических занятий.
Предполагает проведение творческих работ, занятий по выразительному чтению.
Программа направлена на реализацию педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания и обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение, пытается понять, как она выполнена. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. Основные этапы работы учитель показывает в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.
Работа внеурочной деятельности основывается на общедидактических принципах, среди которых следует, прежде всего, назвать:
- принцип научности;
- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;
- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип доступности;
- принцип тесной взаимосвязи занятий внеурочной деятельности с классными;
- принцип добровольного участия школьников в занятиях;
- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;
- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;
- принцип занимательности.
Рабочая программа «К тайнам слова: увлекательная грамматика» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Курс состоит из пятнадцати частей:
Введение. Речь.
Орфография.
Морфология.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетания.
Итоговое занятие.
Простое предложение.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены.
Односоставные предложения.
Предложения с однородными членами.
Предложения с обращениями.
Предложения с вводными конструкциями.
Предложения с обособленными членами предложения.
Прямая и косвенная речь.
Итоговое занятие.
Дополнительная образовательная программа «К тайнам слова: увлекательная грамматика» рассчитана на один год обучения.
4. Особенности возрастной группы детей 13 - 15 лет
Восьмиклассники (дети 13 — 15 лет) характеризуются возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением занимательного материала по русскому языку и организационных форм занятий.
- Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- Особенность набора детей - свободная;
- Сформированы четыре группы из учащихся 8 А, Б класса 13-15 лет, занятия проводятся в группах по 12 - 13 человек, допускается переход обучающихся из одной группы в другую;
- Режим занятий: количество часов, выделенных на изучение курса 70 часов в год, количество часов и занятий в неделю – 2 часа, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 мин.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках русского языка;
создавать творческие работы, доклады с помощью взрослых или самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
Проверка результатов проходит в форме:
проведения практических занятий с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
собеседования (индивидуальное и групповое);
викторин;
тестирования;
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера;
создание проектов.
5.Уровень результатов работы по программе:
Результаты первого уровня - приобретение школьниками знаний логического мышления, необходимых при изучении русского языка; приобретение навыков нестандартного мышления.
Результаты второго уровня - развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня - школьник может приобрести опыт применять свои знания на практике; опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей может быть представлена в соревнованиях и конкурсах, олимпиадах.
Тематическое планирование
(70 часов)
№ темы
Тема занятия
Кол-во часов
Введение. Речь. 4 ч.
1-2
Заговори, чтоб я тебя увидел.
2 ч.
3 - 4
Типы речи или типы в речи.
2 ч.
Орфография. 12 ч.
5 - 6
Необычные правила.
2 ч.
7 - 8
Н+Н=НН
2 ч.
9 - 10
Путеводные звёзды орфографии.
2 ч.
11 - 12
Слитно, раздельно иль через дефис?
2 ч.
13 - 14
Не и Ни бывают в слове.
2 ч.
15 - 16
Различай и отличай.
2 ч.
Морфология. 10 ч.
17 - 18
Морфологическая семейка.
2 ч.
19 - 20
Тайна в имени твоём.
2 ч.
21 - 22
Именная родня.
2 ч.
23 - 24
Братство глагольное.
2 ч.
25 - 26
Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.
2 ч.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. 4 ч.
27 – 28
Сочетание или словосочетание?
2 ч.
29 - 30
Примыкай, управляй, согласуй…
2 ч.
Итоговое занятие. 2 ч.
31 - 32
Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).
2 ч.
Простое предложение. 2 ч.
33 - 34
Это непростое простое предложение.
2 ч.
Главные члены предложения. 4 ч.
35 - 36
Главнее главного.
2 ч.
37 - 38
Действую по-разному.
2 ч.
Второстепенные члены предложения. 4 ч.
39 - 40
Определяй и дополняй.
2 ч.
41 - 42
Где? Когда? Куда? Откуда?
2 ч.
Односоставные предложения. 4 ч.
43 - 44
Назывные именные.
2 ч.
45 - 46
Личные отличные.
2 ч.
Предложения с однородными членами. 4 ч.
47 - 48
Тройное доказательство родства.
2 ч.
49 - 50
Соединю родных и разделю.
2 ч.
Предложения с обращениями. 2 ч.
51 - 52
Обратись ко мне красиво!
2 ч.
Предложения с вводными конструкциями. 4 ч.
53 - 54
Водные или вводные.
2 ч.
55 - 56
Сочетай, конструируй и вставляй.
2 ч.
Предложения с обособленными членами предложения. 6 ч.
57 - 58
Обособим мы тебя.
2 ч.
59 - 60
Квадратное обособление.
2 ч.
61 - 62
Распространённые одиночки.
2 ч.
Прямая и косвенная речь. 4 ч.
63 - 64
Скажи прямо, не молчи…
2 ч.
65 - 66
Косвенно чужая речь.
2 ч.
Итоговое занятие. 4 ч.
67 -70
Защита проекта.
4 ч.
Всего
70ч.
Содержание программы
«К тайнам слова: увлекательная грамматика»
8 класс, 70 часов
Тема 1. Заговори, чтоб я тебя увидел. 2ч. (Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов).
Тема 2. Типы речи или типы в речи. 2ч. (Работа с текстами, определение типов речи).
Тема 3. Необычные правила. 2ч. (Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил.).
Тема 4. Н+Н=НН. 2ч. (Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание н и нн в разных частях речи. Но подсказки есть не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)
Тема 5. Путеводные звёзды орфографии. 2ч. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов).
Тема 6. Слитно, раздельно иль через дефис? 2ч. (Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)
Тема 7. Не и Ни бывают в слове. 2ч. (Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания. Не и НИ в загадках.).
Тема 8. Различай и отличай.2ч. (Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).
Тема 9. Морфологическая семейка.2ч. (Повторение и закрепление сведение о самостоятельных и служебных частях речи. Игра- конкурс «Кто больше?»).
Тема 10. Тайна в имени твоём. 2ч. (Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Сочинения-миниатюры «Осенняя симфония»).
Тема 11. Именная родня. 2ч. (Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Лингвистические игры «Давайте поиграем».)
Тема 12. Братство глагольное. 2ч. (Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Практическое занятие, определение, как образуются глагольные формы слова).
Тема 13. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.2ч. (Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на письме. Лингвистические игры. «Применение слов».)
Тема 14. Сочетание или словосочетание?2ч. (Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.)
Тема 15. Примыкай, управляй, согласуй. 2ч.(Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием. Согласование различных названий.)
Тема 16. Работа над проектом. 2ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).
Тема 17. Это непростое простое предложение. 2ч. (Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)
Тема 18. Главнее главного. 2ч. (Подлежащее и способы его выражения. Решение лингвистических примеров и задач.)
Тема 19. Действую по-разному. 2ч. (Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых. Игра «Кто быстрее?»).
Тема 20. Определяй и дополняй. 2ч. (Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в загадках.)
Тема 21. Где? Когда? Куда? Откуда? 2ч. (Обстоятельство как второстепенный член предложения, его применение в предложении. Работа с деформированным текстом).
Тема 22. Назывные именные. 2ч. (Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения).
Тема 23. Личные отличные. 2ч. (Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом.)
Тема 24. Тройное доказательство родства. 2ч. (Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)
Тема 25. Соединю родных и разделю. 2ч. (Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Дидактические игры с однородными членами. Лингвистическая игра «Найди несоответствие»).
Тема 26. Обратись ко мне красиво! 2ч. (Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов.)
Тема 27. Водные или вводные. 2ч. (Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста. Игры на внимание.)
Тема 28. Сочетай, конструируй и вставляй. 2ч. (Вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения. Использование при них знаков препинания. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)
Тема 29. Обособим мы тебя. 2ч. (Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с деформированным текстом).
Тема 30. Квадратное обособление.2ч. (Основные принципы обособления слов в речи и на письме. Обособление второстепенных членов предложения. Сочинение-миниатюра «Весёлая семейка»).
Тема 31. Распространённые одиночки. 2ч. ( Обособление приложения, распространённого и нераспространённого. Решение кроссвордов.)
Тема 32. Скажи прямо, не молчи. 2ч. ( Строение прямой речи, виды речи. Конкурс высказываний на лингвистическую тему.)
Тема 33. Косвенно чужая речь.2ч. (Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи).
Тема 34. Итоговое занятие за год. Защита проекта. 4ч.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся на базе кабинета русского языка и литературы, где для успешной реализации программы создан учебно-методический комплекс, дидактический материал, иллюстрированный материал.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Библиотечный фонд
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Криволапова Н.А.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 кл.-М.: Просвещение, 2012.
Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. - Новосибирск: НГПУ, 1995.
Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. -М.: Просвещение, 1991.
Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности.2005.
Иванова В. А., Потиха Э. А, Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке.- М.: Просвещение, 1990.
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.
Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка: 8 класс.- М.: ВАКО, 2011.
Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.-М.: Глобус, 2010.
Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2014. – 304 с. – (Мастерская учителя-словесника).