kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные умники и умницы" 3 класс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочке»

МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1.

Рабочая программа по курсу «Умники и умницы» 3 класс Сметанина К.В.




Статус документа

Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности по курсу «Умники и умницы» для учащихся 3 «Г» класса МОУ Синьковской средней школы №1». Настоящая программа определяет содержание, объём и порядок изучения курса «Умники и умницы» в 3 «Г» классе, в соответствии с которыми непосредственно осуществляется учебный процесс. Программа составлена учителем начальных классов Сметаниной Кристиной Владимировной на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам» М., РОСТ 2014, которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2016). Данная программа также соответствует Основной образовательной программе школы и Положению «О внеурочной деятельности учащихся».



Структура документа

Программа содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;

  • общую характеристику учебного предмета;

  • описание места учебного предмета в учебном плане;

  • описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета;

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета;

  • содержание учебного предмета;

  • календарно – тематическое планирование;

  • описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса;

  • литературу;

  • лист изменений и дополнений в рабочую программу.

Пояснительная записка

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче.

 Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.  Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

Исходя из вышеизложенного сформированы цель и задачи программы.

Цель данной программы развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

  • Задачи развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.



Общая характеристика учебного предмета

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, в котором проведение курса «Учусь создавать проект» в 3 классе рассчитано на 1 час в неделю, при 34 учебных недели.

Описание ценностных ориентиров содержания предмета

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Личностные, предметные, метапредметные результаты изучения предмета

 В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;

  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  • соблюдать нормы этики и этикета;

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • учиться аргументировать, доказывать;

  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;

  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;

  • приводить примеры отрицаний;

  • проводить аналогию между разными предметами;

  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 



Содержание изучаемого предмета

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы

Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положи тельного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая па уза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.

Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах,  ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зри тельного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.  

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются зада чи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.



Календарно – тематическое планирование

Кол-во часов

Тема

Формируемые УУД

Сроки прохождения программы


Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять значение слов и выражений.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.



Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять значение слов и выражений.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Объяснять закономерности.



Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их признакам.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Излагать свои мысли ясно и последовательно.



Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять значение слов и выражений.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.



Сентябрь



Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Октябрь



Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.



Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.



Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Ноябрь



Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.




Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Декабрь



Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.



Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.



Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Январь



Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Февраль



Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.



Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.



Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

Март



Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Апрель



Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.



Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи





Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.




Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Май



Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи




Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса



  1. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 3 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2014.

  2. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2016.

  3. Наглядно - дидактические пособия

  4. Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги

  5. Пазлы, разрезные картинки

  6. Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.

  7. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: 1-4 классы. В 2-х частях. /О.А. Холодова. – М.: Издательство РОСТ, 2015-2016 5.

  8. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 1-4 классы. Курс «РПС». – М.: Издательство РОСТ, 2016 .

  9. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2016.

Литература

  1. Программа развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам» М.. РОСТ 2041.

  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М. Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2012.






СОГЛАСОВАНО

ШМО учителей начальных классов

Протокол № _____

от «____» _________ 2016 г.

____________/ О.В. Митряйкина/





СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

____________/ И.А.Воронкова/

«____» _________ 2016 г.







Лист изменений и дополнений в рабочую программу

№ пп

Вид дополнений и изменений

Причина внесения изменений и дополнений.

Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись

Дата утверждения и № приказа директора, подпись



































































22



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочке

Автор: Сметанина Кристина Владимировна

Дата: 27.08.2017

Номер свидетельства: 426381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "ПРОГРАММА кружка «Я - исследователь» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы)"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_kruzhka_ia_issliedovatiel_dlia_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_mladshikh_"
    ["file_id"] => string(6) "426089"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1503515244"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Внеурочка 1 класс "Грамотейка""
    ["seo_title"] => string(31) "vnieurochka-1-klass-gramotieika"
    ["file_id"] => string(6) "313324"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459450738"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "ВНЕУРОЧКА "чАС ЧТЕНИЯ""
    ["seo_title"] => string(24) "vneurochka_chas_chteniia"
    ["file_id"] => string(6) "618937"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1669925516"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства