Муниципальное образование Мостовский район, станица Андрюки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 имени А.Н. Дудникова
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ___августа 2015 года протокол № 1
Председатель _______ Л.П.Лихова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММ
По внеурочной деятельности кружок «Грамотейка»
Уровень образования (класс) начальное общее образование 1 класс
Количество часов 66
Учитель Скачкова Светлана Леонидовна
Программу разработала: Скачкова Светлана Леонидовна.
Программа разработана на основе:
- Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред.В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
-Федерального государственного образовательного стандарта общего
начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
1.Пояснительная записка.
Внеклассная работа по математике является естественным дополнением и продолжением основных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики. Занятия кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель: развивать математический образ мышления
Задачи: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
Расширять и углублять знания по программному материалу;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
развивать умения самостоятельно и творчески работать с книгой;
расширить представления учащихся о практическом значении математики в жизни.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
2.Общая характеристика.
Кружок «Грамотейка» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Кружок «Грамотейка» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
3.Место в учебном плане.
Программа рассчитана на 66 часов в год с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Ценностными ориентирами содержания являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; – формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные УУД:
принятие и освоение социальной роли обучающегося,
-развитие мотивов учебной деятельности и -формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Коммуникативные УУД: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-читать вслух и про себя тексты учебников
Регулятивные УУД:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Познавательные УУД:
-выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям.
-создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Выявление сходства и различия в предметах .
Введение понятия "столько, сколько", обозначение каждого персонажа (предмета) на рисунке фишкой .Классификация элементов множества. Выделение элементов множества
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном
условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными
правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение
в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»4. «Спичечный»
конструктор.
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
в воспитании культуры математического мышления;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
6.Содержание учебного курса
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»4. «Спичечный»
конструктор.
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Наименование тем курса | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
|
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и -формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Коммуникативные УУД: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, -оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. -читать вслух и про себя тексты учебников Регулятивные УУД: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. -в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев Познавательные УУД: -выполнять универсальные логические действия: - выполнять анализ (выделение признаков), - производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием), - выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, - выстраивать логическую цепь рассуждений, - относить объекты к известным понятиям. -создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Выявление сходства и различия в предметах . Введение понятия "столько, сколько", обозначение каждого персонажа (предмета) на рисунке фишкой .Классификация элементов множества. Выделение элементов множества . |
2. Как люди научились считать. | 3 |
3. Интересные приемы устного счёта. | 2 |
4-5. Решение занимательных задач в стихах. | 2 |
6. Учимся отгадывать ребусы. | 2 |
7. Учимся составлять ребусы. | 2 |
8. Занимательные задачи на сложение. Загадки, игра «Весёлый счёт» | 2 |
9. Упражнения в измерении на глаз. Игра «Задумай число». | 2 |
10.Упражнения на сравнение фигур. Задача в стихах. Задача-смекалка. Игра «На 5 больше и на 5 меньше» . | 2 |
11. Задача в стихах на разностное сравнение. Занимательный квадрат. | 2 |
12. Загадки- смекалки. | 2 |
13. Логическая игра «Какая геометрическая фигура исчезла?» | 2 |
14.Отгадывание ребусов. Упражнения на проверку знания нумерации. Задача–шутка, задача-смекалка. Игра «Весёлый счёт» | 2 |
15. Упражнение в анализе геометрической фигуры. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». | 2 |
16. Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. | 2 |
17.Отгадывание ребусов. Задача в стихах. Отгадывание ребусов. Игра «Удивительный квадрат». | 2 |
18.Игра «Концовки». Игра «Таблицу знаю. Решение логических задач. | 2 |
19.Математический конкурс | 2 |
20.Игра «Весёлый счёт». Задача-смекалка, задача-шутка, загадка. | 2 |
21.Игра «На 5 больше и на 5 меньше». Логическая игра «Какая геометрическая фигура исчезла?» | 2 |
22.Коллективная работа по выпуску математической газеты. | 2 |
23.Подведение итогов в решении задач, загадок из математической газеты. | 2 |
24.Отгадывание ребусов. Задача в стихах на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации. | 2 |
25.Дидактическая игра «Поймай золотую рыбку». | 2 |
26.Математическая игра-сказка «Винни-Пух и его друзья» | 2 |
27.Математическая игра-сказка «Винни-Пух и его друзья». | 2 |
28.Знакомство с математическими сказками. | 2 |
29.Знакомство с рассказами-головоломками. | 2 |
30.Отгадывание ребусов. Задача в стихах. Танграм. | 2 |
31.Математический турнир. | 2 |
32. Подведение итогов выполнения теста. | 2 |
33. Подведение итогов работы кружка. | 2 |
ИТОГО | 66 | |
8.Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение
Л.П.Николаева, И.В.Иванова «5000 заданий по математике».
Е.В.Языканова «Развивающие задания» 1 класс.
В.П.Труднев «Внеклассная работа по математике в начальной школе».
Е.Г.Бурлака, И.Н.Прокопенко «Занимательная математика».
Т.К.Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике».
Т.И.Тарабарина, Н.В.Ёлкина «И учёба, и игра: математика».
Н.И.Удодова «Занимательная математика».
Журнал «Начальная школа».
11