Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, а также на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» Данилюк А.Я. М., Просвещение 2012 год.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
- об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 2 ч в неделю в IV четверти в 4 классе и 2 ч в неделю в I четверти в 5 классе. В связи с тем, что преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в нашей школе началось с 1 сентября 2012 года в 4 классе, курс изучается в объёме 1 часа в неделю (34 ч.)
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
праздников и святынь.
Уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
- готовить сообщения по выбранным темам.
№ п/п | Тема урока | Кол - во ча-сов | Педагогические средства Виды деятельности обучаемых | Планируемые образовательные результаты | Вид контроля | Д/з | Примеча- ние |
Базовые знания | Развитие познавательных умений |
1 | Россия – наша Родина | 1 | Рассказ с элементами беседы. Чтение текста с остановками. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. | Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции. | Уметь: Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). | Фронтальный опрос. Участие в беседе | Прочитать и понять стр. 3-4 | |
2 | Культура и религия | 1 | Беседа. Чтение текста с остановками. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. | Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. | Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века | Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры. | Прочитать и понять стр. 6-7 | |
3 | Человек и Бог в православии | 1 | Беседа. Работа с текстом учебника. Чтение текста про себя. Изучают основы духовной традиции православия. | Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди. | Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. | Участие в беседе. Ответы на вопросы | Прочитать и понять стр. 8-11 | |
4 | Православная молитва | 1 | Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры. | Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. | Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». | Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры. | Прочитать и понять стр. 12-15 | |
5 | Библия и Евангелие | 1 | Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры. | Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение Божие. | Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. | Участие в беседе. Составление словаря терминов и понятий. | Прочитать и понять стр. 16-19; | |
6 | Проповедь Христа | 1 | Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры. | Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. | Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. | Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры | Прочитать и понять стр. 20-23; | |
7 | Христос и Его крест | 1 | Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей | Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплоще- ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек. В чём состояла жертва Иисуса Христа. | Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. | Беседа по тексту учебника. Ответы на вопросы | Прочитать и понять стр. 24-27; | |
8 | Пасха | 1 | Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей | Знать: Что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост. | Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. | Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры | Прочитать и понять стр. 28-31; | |
9 | Православное учение о человеке | 1 | Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей | Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина. | Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. | Беседа по тексту учебника. Ответы на вопросы | Прочитать и понять стр. 32-35; | |
10 | Совесть и раскаяние | 1 | Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние | Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». | Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры | Прочитать и понять стр. 36-39; | |
11 | Заповеди | 1 | Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. | Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. | Беседа по тексту учебника. Ответы на вопросы | Прочитать и понять стр. 40-41; | |
12 | Милосердие и сострадание | 1 | Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня». | Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия | Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры | Прочитать и понять стр. 42-45; | |
13 | Золотое правило этики | 1 | Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры | Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение». | Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. | Беседа по тексту учебника. Ответы на вопросы | Прочитать и понять стр. 46-47; | |
14 | Храм | 1 | Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры | Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык». | Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. | Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры | Прочитать и понять стр. 48-51; | |
15 | Икона | 1 | Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры | Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. | Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик | Беседа по тексту учебника. Ответы на вопросы | Прочитать и понять стр. 52-55; | |
16 | Творческие работы учащихся | 1 | Урок презентация. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества | Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. выступление. | Уметь: Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление. | Представле- ние творческих работ. | Разработка творческих проектов | |
17 | Подведение итогов | 1 | Урок презентация. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества | Знать: Из чего складывается оценка творческой работы | Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | Представле- ние творческих работ. Письменный опрос: упражнения тренажеры | | |
18 | Как христианство пришло на Русь | 1 | Рассказ с элементами беседы. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. | Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос. Узнать: что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной. | . Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. | Фронтальный опрос. Ответы на вопросы | Прочитать и понять стр. 58-61; | |
19 | Подвиг | 1 | Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. | Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. | Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое | Фронтальный опрос. Ответы на вопросы | Прочитать и понять стр. 62-63; | |
20 | Заповеди блаженств | 1 | Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. | Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. | Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. | Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры | Прочитать и понять стр. 64-67; | |
21 | Зачем творить добро? | 1 | Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. | Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые | Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». | Фронтальный опрос. Ответы на вопросы | Прочитать и понять стр. 68-69 | |
22 | Чудо в жизни христианина | 1 | Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. | Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются | Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках | Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры | Прочитать и понять стр. 70-71; | |
23 | Православие о Божием суде | 1 | Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций | Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра. | Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. | Фронтальный опрос. Ответы на вопросы | Прочитать и понять стр. 72-75; | |
24 | Таинство Причастия | 1 | Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций | Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии. | Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. | Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры | Прочитать и понять стр. 76-79; | |
25 | Монастырь | 1 | Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций | Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России. | Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. | Фронтальный опрос. Ответы на вопросы | Прочитать и понять стр. 80-83; | |
26 | Отношение христианина к природе | 1 | Чтение текста учебника с остановками. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. заботится о нём. | Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. | Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры | Прочитать и понять стр. 84-85; | |
27 | Христианская семья | 1 | Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо. | Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» | Фронтальный опрос. Ответы на вопросы | Прочитать и понять стр. 86-87; | |
28 | Защита Отечества | 1 | Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. | Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. | Беседа по тексту учебника. Ответы на вопросы | Прочитать и понять стр. 88-91; | |
29 | Христианин в труде | 1 | Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. | Уметь: Рассказать, какие заповеди получили первые люди от Творца. Объяснить выражение «работать на совесть». Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека». | Фронтальный опрос. Ответы на вопросы | Прочитать и понять стр. 92-93; | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | | Рассказ с элементами беседы. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. | Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины | Беседа по тексту учебника. Ответы на вопросы | Прочитать и понять стр. 94-95 | |
31 | Подготовка творческих проектов учащихся | 1 | Подготовка творческих проектов учащихся | Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют. | Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. | Контроль подготовки творческих проектов. | Разработка творческих проектов | |
32-33 | Выступление учащихся со своими творческими работами | 2 | Конференция Выступление со своим творческими проектами | Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. | Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Выступление со своими творческими проектами | Разработка творческих проектов | |
34 | Презентация творческих проектов | 1 | Смотр знаний. Урок презентация. | Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. | Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы.. | Выступление со своими творческими проектами | | |