kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа. "Основы православной культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка « Основы православной культуры»

Планирование составлено на основе программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры»: программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта. Количество часов: - на год - 34 ч., в неделю -1 ч

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. "Основы православной культуры" »

Рабочая программа

кружка

« Основы православной культуры»

Планирование составлено на основе программы А. В. Бородиной

«История религиозной культуры»: программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.

Количество часов: - на год - 34 ч., в неделю -1 ч.

Пояснительная записка

Огромный интерес педагогов, ученых и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику, провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных КУЛЬ­турных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического языка все более осложняется из-за незнания происхождения части лексики, особенно духовной, религиозно-философской, и непонимания значения ее, а также смысла символических образов. Историко­культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина - снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путем включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечест­венной и мировой культуры.

Следующая причина вызвана потребностью в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религи­озная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого со­временного народа, в историческом прошлом же религия являлась определяю­щим факторам формирования культуры, развития государственности, взаимоот­ношений разных стран и народов.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной ис­тории, наблюдающиеся на фоне политических споров о путях дальнейшего разви­тия России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молоде­жи, оказываются вопросы глобализации, традиции и ошибки прошлого. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценных знаний о ней, а также хотят познакомиться с условиями формирова­ния культурных и религиозных традиций других народов.

Особое значение история религиозной культуры приобретает сегодня для творчески одаренных школьников, а также верующих. Выполнение авторской про­граммы «Религиоведческое образование в светской школе» позволило нам убе­диться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвященных основам православной культуры.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуника­тивного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, при­общением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного об­разования и надеющиеся на успешную социализацию их в российской культуре.


Курс рассчитан на обучение по 1 часу в неделю на каждом году обучения.

Цель куpca - расширение историко-культурологического образования и ду­ховно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содер­жания.

Образовательные и психолого-адаптационные задачи кvpca:

- изучение православной религиозной традиции, истории христианства;

- изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами

Ветхого Завета;

- изучение православной этики;

- ознакомление с православным календарем;

- знакомство с агиографией;

- ознакомление с особенностями церковного искусства;

- изучение устройства православного храма;

- ознакомление с мировыми религиями и сектами;

- ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую

мифологию;

- ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

- ознакомление с основными видами православного богослужения;

- изучение церковнославянского языка;

- формирование целостного восприятия мира;

- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

- формирование культуры общения;

- предупреждение возможных тупиков личностного развития;

- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

- выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;

- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

- воспитание патриотизма;

- формирование представления о культурном И историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального един­ства;

- духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным цен­ностям отечественной культуры;

- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

- расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

- оказание помощи молодежи в успешной социализации в отечественную культуру;

- возрождение православных основ семьи;

- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

- творческое развитие ребенка на основе знаний об отечественной культуре и "'истории;

- воспитание потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рас­сказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) беседа закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 3) со­кратический урок; 4) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 5) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 6) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 7) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.


Знания, умения и навыки, которыми должен овладеть школьник по окончании курса

По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагает­ся получение школьниками, богословских, историко-культурологических знаний в (области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православных видов богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны хорошо знать текст Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого 3авета, уметь читать и понимать содержание церковнославянских текстов, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников.

«МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» - 34 часа

Тема 1. «Мир вокруг и внутри нас» - 1 ч.

Тема 2. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» - 3 ч

Самая древняя книга о духовном мире - Библия.

Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богат­ство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы.

Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и про­исходящее в нем? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, от­ношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья че­ловека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.

Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление - настроение - здоровье - отношение к окружающим - отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.

Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек - венец творения. Адам и Ева. Человек наделен бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет ра­зумной речью.

Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная челове­ческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.

Тема 3. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» - 30 ч

С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос - Спаси­тель мира. Евангелие - книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Бо­городицы. Введение во храм.

Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Празд­ник Благовещения.

Рождество Христово.

Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.

Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в На­зарет.

Сретение Господне.

Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна

Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.

Крещение Иисуса Христа.

Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.

Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства. Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери. Исцеление расслабленного.

Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы. Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам. Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.

Чудесное приумножение хлебов и рыб.

Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях. смерти и воскрешении.

Преображение Г ocnодне.

Воскрешение Лазаря.

Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Тайная вечеря.

Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.

Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа.

Снятие с креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.

Пасха Господня. Празднование главного православного праздника - Светлого Христов? Воскресения. Светлая седмица.

Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Соше­ствие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница - День Пресвятой Троицы. Ду­хов день.

Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РАЗДЕЛУ КУРСА УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Бородuна А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.

Учебное пособие для 1(2) класса. - М., Православная педагогика, 2003.

Бородuна А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Ра­бочая тетрадь для 2классз. - М.: Православная педагогика, 2004.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Бородuна А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.

Учебно-методическое пособие для учителя. - М, Православная педагогика. 2003.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.

Учебно-методическое пособие для учителя. - Издание 2-е. - М, Православная пе­дагогика, 2004.


Календарно-тематическое планирование

2 класс

п/п

Тема занятия



По факту

Кол-во

Часов

Дата


Моя семья




1

Моё имя. Значение имён

1

08.09


2

Русский месяцеслов, именины

1

15.09


3

Моя фамилия. Поездка по священным местам.

1

22.09


4

Отец, отчество, Отечество

1

29.09


5

Родители

1

06.10


6

Мои обязанности в семье

1

13.10


7

Зачем человеку семья

1

20.10



Традиции и праздники в русской культуре




8

Традиция и праздник. Поездка по священным местам.

1



9

День рождения. Семейные традиции проведения

1



10

Именины. Семейные традиции проведения

1



11

Будничная и праздничная трапеза

1



12

Рождество Христово. История праздника

1



13

Рождественские традиции

1



14

Рождественский сочельник. Поездка по священным местам.

1



15

Рождественские святки. Поездка по священным местам.

1



16

Семейное празднование Рождества

1



17

Крещение

1




Моя малая Родина




18

Мой дом

1



19

Традиции организации пространства дома в русской культуре

1



20

«Красный угол» в русском доме. Икона – хранительница дома

1



21

Семейный очаг

1



22

Уважение к дому

1



23

Дом как часть природы

1



24

Мой двор. Моё село

1



25

Природа родного края. Родная местность

1




Моё Отечество




26

Русь и русская земля

1



27

Славяне

1



28

Древнерусская народность

1



29

Просветители славян – Кирилл и Мефодий

1



30

Славянская азбука и церковно-славянский язык. Поездка по священным местам.

1



31

Княгиня Ольга и князь Владимир

1



32

Крещение Руси

1



33

Имена и фамилии в названии русских городов

1



34

Влияние Православия на русскую культуру. Поездка по священным местам.

1



Всего

34








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа. "Основы православной культуры"

Автор: Кравчук Анна Николаевна

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 238893

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа. "Основы православной культуры". 3 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "238895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444668203"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» для 4-го класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_osnovy_religioznykh_kultur_i_svetskoi_etiki_modul_osnovy_pra"
    ["file_id"] => string(6) "656323"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1726597031"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Внеурочная деятельность курса «Основы православной культуры»"
    ["seo_title"] => string(58) "vneurochnaia_deiatelnost_kursa_osnovy_pravoslavnoi_kultury"
    ["file_id"] => string(6) "533927"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1577610844"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Основы православной культуры. Любовь и уважение к Отечеству. "
    ["seo_title"] => string(64) "osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-liubov-i-uvazhieniie-k-otiechiestvu"
    ["file_id"] => string(6) "155465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421270337"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»"
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaiaproghrammaosnovyrielighioznykhkulturisvietskoietiki"
    ["file_id"] => string(6) "340410"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471941998"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства