Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Играем в теннис"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Собинского района
Детский подростковый центр г. Лакинска
Модифицированная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«ИГРАЕМ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»
Возраст обучающихся 11-16 лет
Срок реализации 5 лет
Педагог дополнительного образования
первой категории А.Н. Девиченская
Лакинск
2017 год
пояснительная записка
Программа «Настольный теннис» является модифицированной.
В основу программы положены научные и методические разработки по настольному теннису отечественных и зарубежных тренеров, применяемые в последние годы для подготовки спортсменов и Программы «Настольный теннис» Ю.П. Байгулова, ГОУ ЦРСДОД Министерства образования РФ 2004 года. Программа была адаптирована к условиям работы в рамках учреждения дополнительного образования детей. В программе представлены цели и задачи работы объединения, содержание материала по основным темам учебного курса: технической; тактической, физической, теоретической, распределение времени на перечисленные компоненты в течение учебного года.
Образовательная программа “Настольный теннис” имеетфизкультурно-спортивнуюнаправленность, по уровню освоения программа предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Актуальность программы
Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого педагога.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Отличительная особенность программызаключается в том, что она позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, способствует формированию физических качеств, пробуждению интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом.
Программа рассчитана на детей и подростков от 11 до 16 лет.
Срок реализации программы – 5 лет.
Количество учащихся в группах: 1 года обучения - 15 человек,
2 год обучения – 12 человек,
3 год обучения и последующие – 10 человек.
Учебно-тренировочная нагрузка на группу 2 раза в неделю по 3 часа, 216 часов в год.
Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровой, в парах.
Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное.
цель: Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
задачи:
Образовательные
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
Развивающие
развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные
способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма.
Форма и способы проверки результативности учебно-тренировочного процесса:
Основной показатель работы объединения по настольному теннису – выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно-качественных показателях технической, тактической, физической, теоретической подготовленности, физического развития.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты. Регулярно проводятся игры, так как контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения – 216 часов
№
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
Формы аттестации/ контроля
1
Введение, техника безопасности, правила дорожного движения
1
1
-
2
Физическая культура и спорт в России, области, городе
1
1
-
- история развития настольного теннис
1
1
-
3
Валеология
3
3
-
- лекция о ЗОЖ
2
2
-
- безопасность поведения – закон сохранения здоровья
1
1
-
4
Основы техники и тактики игры
171
28,5
142,5
Хватка ракетки, игровая стойка у стола, перемещение у стола, набивание мяча на ракетке.
12
2
10
Тест
Контроль нормативов физического развития
3
0,5
2,5
Тест
Плоский удар (откидка)
30
5
25
Зачёт
- слева
6
1
5
- справа
6
1
5
- перемещение влево-вправо при выполнении плоского удара
12
2
10
- «треугольник» плоским ударом
3
0,5
2,5
- перемещение влево-вправо при выполнении треугольника
3
0,5
2,5
Подача
54
9
45
Зачёт
- плоским ударом без вращения
12
2
10
- с верхним вращением
12
2
10
- с нижним вращением
9
1,5
7,5
- подача плоским ударом без вращения, с нижним вращением
3
0,5
2,5
- подача с различными вращениями
12
2
10
- приём подач плоским ударом, накатом, качем
6
1
5
Накат
36
6
30
Зачёт
- справа и слева по диагонали
12
2
10
- справа и слева по прямой
12
2
10
- накат различными способами
12
2
10
Кач (срезка)
36
6
30
Зачёт
- справа и слева по диагонали
12
2
10
- справа и слева по прямой
9
1,5
7,5
- кач справа и слева по диагонали и по прямой
3
0,5
2,5
- «Треугольник» качем
3
0,5
2,5
Атака с кача (срезки)
3
0,5
2,5
- справа и слева по диагонали
3
0,5
2,5
- справа и слева по прямой
3
0,5
2,5
Игры
15
-
15
Конкурс
- один против всех, крутиловка
15
-
15
Турниры
21
-
21
Соревнования
Заключительное занятие
3
-
3
ИТОГО
216
34,5
181,5
Содержание учебного плана 1 года обучения
Введение. Техника безопасности. Правила внутреннего распорядка. Знакомство с программой работы объединения. Техника безопасности на занятиях. Правила дорожного движения.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса. История развития настольного тенниса в стране, области, городе. Выступление российских спортсменов на мировой арене.
Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на организм человека. Безопасное поведение дома, в школе, на улице.
Основы техники и тактики игры. Изучение способов хватки ракетки, игровых стоек у стола, перемещения у стола, набивание мяча на ракетке.
Краткое описание содержания по разделу
Изучение плоского удара, перемещения при плоском ударе, разные способы его подачи. Техника игры накатом по диагонали и по прямой. Техника игры качем. Проверить физическое развитие и потенциал детей. Выполнить перемещение влево, вправо при выполнении удара, соблюдать принцип последовательности в обучении, воспитывать настойчивость, целеустремленность, культуру поведения в коллективе, развивать ловкость, гибкость. Отрабатывать подачи с различным вращением мяча, укороченные и длинные подачи в различные точки стола. Воспитывать инициативу, выдержку, развивать выносливость, быстроту движений, реакции, культуру поведения. Рассказать и показать правильную последовательность выполнения удара. Отработка удара справа и слева по диагонали, справа и слева по прямой, «треугольник» накатом сериями до 40 ударов. Воспитывать целеустремленность, настойчивость, выдержку. Развивать ловкость, гибкость движений, быстроту движений и реакции, отрабатывать технические приемы настольного тенниса.
Подраздел «Игры» используется не только как способ обучения и усовершенствования техники, тактики, координации движений, «чувства мяча», физической подготовки, но и как полезный отдых.
Подраздел «Турниры» позволяет выявить уровень ЗУН у учащихся, повторить правила игры, закрепить правила соревнований в одиночных и парных играх, воспитывать целеустремленность, настойчивость, выдержку, развивать ловкость, гибкость.
Заключительное занятие предполагает контроль физической, технической и практической подготовки обучающихся, подведение итогов года и награждение лучших игроков.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения – 216 часов
№
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
Формы аттестации/ контроля
1
Введение, техника безопасности
1
1
-
2
Физическая культура и спорт в России, области, городе
1
1
-
- история развития настольного теннис
1
1
-
3
Валеология
3
3
-
- лекция о вреде наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения
3
3
-
4
Основы техники и тактики игры
177
29
148
Зачёт
Хватка ракетки, игровая стойка у стола, перемещение у стола, набивание мяча на ракетке.
3
0,5
2,5
Подача
48
7,5
40,5
Зачёт
- без вращения, с верхним вращением
12
2
10
- подача плоским ударом без вращения, с нижним вращением. Игра по заданной схеме.
Технический прием «свеча» без вращения, с вращением
3
0,5
2,5
Зачёт
Удар по «свече» накатом, срезкой
3
0,5
2,5
Тест
Топ-спин справа (форхенд) по диагонали
6
1
5
Зачёт
Топ-спин справа (форхенд) по прямой
6
1
5
Тест
Комбинированные серии ударов. Викторина.
3
0,5
2,5
Зачёт
Игры
9
-
9
Конкурс
- один против всех
3
-
3
- попади в цель
3
3
- крутиловка
3
3
Турниры
24
-
24
Соревнования
ИТОГО
216
35
181
Содержание учебного плана 2 года обучения
Введение. Техника безопасности. Правила внутреннего распорядка. Знакомство с программой работы объединения. Техника безопасности на занятиях. Правила дорожного движения.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса. История развития настольного тенниса в стране, области, городе. Выступление российских спортсменов на мировой арене.
Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на организм человека. Безопасное поведение дома, в школе, на улице и общественных местах.
Основы техники и тактики игры.
Краткое описание содержания по разделу
Изучение способов хватки ракетки, игровых стоек у стола, перемещения у стола, набивание мяча на ракетке.
Отрабатывать подачи с различным вращением мяча, укороченные и длинные подачи в различные точки стола. Воспитывать инициативу, выдержку, развивать выносливость, быстроту движений, быстроту реакции. Воспитывать культуру поведения в коллективе, развивать интерес к спорту
Показать выполнение технического приема. Отрабатывать и комплексно применять технические приемы настольного тенниса во время игры. Развивать интерес к спортивным играм, двигательную память и скорость мышления, использовать игры не только как способ обучения и усовершенствования техники, тактики, координации движения, «чувства мяча», но и как интересный и полезный отдых для большой компании, формировать потребность в здоровом образе жизни.
Показ выполнения технических приемов, отрабатывать и комплексно применять технические приемы настольного тенниса во время игры, развивать интерес к спортивным играм, двигательную память и скорость мышления
Подраздел «Игры» используется не только как способ обучения и усовершенствования техники, тактики, координации движений, «чувства мяча», физической подготовки, но и как полезный отдых.
Подраздел «Турниры» позволяет выявить уровень ЗУН у учащихся, повторить правила игры, закрепить правила соревнований в одиночных и парных играх, воспитывать целеустремленность, настойчивость, выдержку, развивать ловкость, гибкость.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения – 216 часов
№
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
1
Введение, техника безопасности
1
1
-
2
Физическая культура и спорт в России, области, городе
2
2
-
3
Валеология. Лекция о здоровом образе жизни
3
3
-
4
Основы техники и тактики игры
171
28,5
142,5
Зачёт
Хватка ракетки, игровая стойка у стола, перемещение у стола, набивание мяча на ракетке. Подача с верхним вращением
Введение. Техника безопасности. Правила внутреннего распорядка. Знакомство с программой работы объединения. Техника безопасности на занятиях. Правила дорожного движения.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса. История развития настольного тенниса в стране, области, городе. Выступление российских спортсменов на мировой арене.
Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на организм человека. Безопасное поведение дома, в школе, на улице и общественных местах.
Основы техники и тактики игры.
Краткое описание содержания по разделу
Закрепление способов хватки ракетки, игровых стоек у стола, перемещения у стола, набивание мяча на ракетке. Отрабатывать подачи с различным вращением мяча, укороченные и длинные подачи в различные точки стола. Воспитывать инициативу, выдержку, развивать выносливость, быстроту движений, быстроту реакции. Воспитывать культуру поведения в коллективе, развивать интерес к спорту. Рассказать и показать правильную последовательность выполнения удара, отрабатывать удары справа и слева по диагонали, справа и слева по прямой, «треугольник» накатом» сериями до 40 ударов. Воспитывать целеустремленность, настойчивость, выдержку, развивать ловкость, гибкость движений, быстроту реакции. Показать выполнение удара. Отрабатывать и применять удар как средство завершения атакующих действий. Отрабатывать удар справа и слева по диагонали. Отрабатывать удар справа и слева по прямой, «треугольник» в правый и левый углы, восьмерку с углов и по прямой.
Подраздел «Игры» используется не только как способ обучения и усовершенствования техники, тактики, координации движений, «чувства мяча», физической подготовки, но и как полезный отдых.
Подраздел «Турниры» позволяет выявить уровень ЗУН у учащихся, повторить правила игры, закрепить правила соревнований в одиночных и парных играх, воспитывать целеустремленность, настойчивость, выдержку, развивать ловкость, гибкость.
Заключительное занятие предполагает контроль физической, технической и практической подготовки обучающихся, подведение итогов года и награждение лучших игроков.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 год обучения – 216 часов
№
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
Формы аттестации/ контроля
1
Введение, техника безопасности
1
1
-
2
Физическая культура и спорт в России, области, городе
2
2
-
3
Валеология. Лекция о вреде наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения
3
3
-
4
Основы техники и тактики игры
147
24
123
Зачёт
Хватка ракетки, игровая стойка у стола, перемещение у стола, набивание мяча на ракетке. Подача с верхним вращением
6
1
5
Тест
Подача
36
6
30
Зачёт
- тренировка сложных подач и их приёма
18
3
15
- подача с различными вращениями
18
3
15
Накат
24
4
20
Зачёт
- справа и слева по диагонали
12
2
10
- справа и слева по прямой
12
2
10
«Треугольник» накатом в левый угол
3
0,5
2,5
Тест
«Треугольник» накатом в правый и левый угол
3
0,5
2,5
Зачёт
Отражение мяча «подкруткой», «подрезкой»
18
3
15
Тест
- отражение мяча «подкруткой»
9
1,5
7,5
- отражение мяча «подрезкой»
9
1,5
7,5
Кач (срезка)
18
3
15
Зачёт
- справа и слева по диагонали
9
1,5
7,5
- справа и слева по прямой
9
1,5
7,5
Индивидуальная работа. Судейская практика.
39
6
33
Тест
- индивидуальная короткая подача
18
3
15
- судейская практика
21
3
18
Игры
39
4,5
34,5
Конкурс
- различными ударами без потери мяча
9
1,5
7,5
- игры по прямым/ диагоналям
10
1
9
- тактика парной игры
10
1
9
- спаррин-тренировки
10
1
9
Турниры
21
-
21
Соревнование
Заключительное занятие
3
-
3
ИТОГО
216
34.5
181,5
Содержание учебного плана 4 года обучения
Введение. Техника безопасности. Правила внутреннего распорядка. Знакомство с программой работы объединения. Техника безопасности на занятиях. Правила дорожного движения.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса. История развития настольного тенниса в стране, области, городе. Выступление российских спортсменов на мировой арене.
Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на организм человека. Безопасное поведение дома, в школе, на улице и общественных местах.
Основы техники и тактики игры.
Краткое описание содержания по разделу
Закрепление способов хватки ракетки, игровых стоек у стола, перемещения у стола, набивание мяча на ракетке.
Совершенствование подачи с различным вращением мяча, укороченные и длинные подачи в различные точки стола. Отработка правильной последовательности выполнения удара, механическая отработка ударов справа и слева по диагонали, справа и слева по прямой, «треугольник» накатом сериями до 40 ударов. Совершенствование удара и атаки качем (срезкой), справа и слева по прямой, «треугольник» в правый и левый углы, восьмерку с углов и по прямой. Отработка и применение удара как средства завершения атакующих действий. Воспитание целеустремленности, настойчивости, выдержки, развитие ловкости, гибкости движений, быстроты реакции.
Индивидуальная работа. Судейская практика. Изучение индивидуальной короткой подачи, индивидуальные занятия с обучающимися по совершенствованию техники и тактики игры. Подготовка помощников для организации занятий и проведению соревнований. Занимающиеся овладевают терминологией настольного тенниса и применяют ее на занятиях, умеют провести разминку в группе, изучают основные правила игры, систему проведения соревнований, участвуют в судействе учебных игр в качестве ведущего судьи.
Подраздел «Игры» используется не только как способ обучения и усовершенствования техники, тактики, координации движений, «чувства мяча», физической подготовки, но и как полезный отдых.
Подраздел «Турниры» позволяет выявить уровень ЗУН у учащихся, повторить правила игры, закрепить правила соревнований в одиночных и парных играх, воспитывать целеустремленность, настойчивость, выдержку, развивать ловкость, гибкость.
Заключительное занятие предполагает контроль физической, технической и практической подготовки обучающихся, подведение итогов года и награждение лучших игроков.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 год обучения – 216 часов
№
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
Форма аттестации/ контроля
1
Введение, техника безопасности, правила дорожного движения
1
1
-
2
Физическая культура и спорт в России, области, городе
1
1
-
- история развития настольного теннис
1
1
-
3
Валеология
3
3
-
- лекция о вреде наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения
2
2
-
- безопасность поведения – закон сохранения здоровья
1
1
-
4
Основы техники и тактики игры
150
25
125
Зачёт
Хватка ракетки, игровая стойка у стола, перемещение у стола, набивание мяча на ракетке. Подача с нижним вращением.
6
1
5
Тест
Контроль нормативов физического развития
6
1
5
Зачёт
Интегральная (игровая) подготовка
36
6
30
Зачёт
- освоение топ-спина справа и слева
18
3
15
- тактика и техника одиночной игры
18
3
15
Индивидуальная работа. Судейская практика.
36
6
30
Зачёт
- отработка технических приёмов настольного тенниса
18
3
15
- судейская практика
18
3
15
Передвижения при игре
30
5
25
Зачёт
- упражнения «треугольник», «восьмёрка»
12
2
10
- техника передвижения
9
1,5
7,5
- фазы движения мяча
9
1,5
7,5
Парные игры. Стратегия и тактика.
36
6
30
Зачёт
- тактика парной игры
18
3
15
- способы передвижений при парной игре
18
3
15
Игры
36
6
30
Конкурс
- различными ударами без потери мяча
9
1,5
7,5
- игры по прямым/ диагоналям
9
1,5
7,5
- тактика парной игры
9
1,5
7,5
- спарринг-тренировки
9
1,5
7,5
Турниры
21
-
21
Соревнование
Заключительное занятие
3
-
3
ИТОГО
216
37
179
Содержание учебного плана 5 года обучения
Введение. Техника безопасности. Правила внутреннего распорядка. Знакомство с программой работы объединения. Техника безопасности на занятиях. Правила дорожного движения.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса. История развития настольного тенниса в стране, области, городе. Выступление российских спортсменов на мировой арене.
Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на организм человека. Безопасное поведение дома, в школе, на улице и общественных местах.
Основы техники и тактики игры.
Краткое описание содержания по разделу
Закрепление способов хватки ракетки, игровых стоек у стола, перемещения у стола, набивание мяча на ракетке.
Задачиинтегральной подготовки: приобретение и совершенствование спортивного мастерства; комплексное совершенствование всех сторон подготовленности (физической, технической, тактической, психологической, теоретической); комплексная реализация всех сторон подготовленности к соревновательной деятельности. Планирование тактических действий при одиночной игре. Применение различных тактических приемов против теннисистов разных стилей игры и характеров. Выбор позиции. Выбор темпа игры. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры противника.
Индивидуальная работа. Судейская практика. Изучение индивидуальной короткой подачи, индивидуальные занятия с обучающимися по совершенствованию техники и тактики игры. Подготовка помощников для организации занятий и проведению соревнований. Занимающиеся овладевают терминологией настольного тенниса и применяют ее на занятиях, умеют провести разминку в группе, изучают основные правила игры, систему проведения соревнований, участвуют в судействе учебных игр в качестве ведущего судьи.
Техника и тактика парныхвстреч. Особенности техники игроков при парных встречах, умение применять разнообразные технические приемы, передвижение у стола при парных встречах. Значение начальной расстановки игроков.
Подраздел «Игры» используется не только как способ обучения и усовершенствования техники, тактики, координации движений, «чувства мяча», физической подготовки, но и как полезный отдых.
Подраздел «Турниры» позволяет выявить уровень ЗУН у учащихся, повторить правила игры, закрепить правила соревнований в одиночных и парных играх, воспитывать целеустремленность, настойчивость, выдержку.
Заключительное занятие предполагает контроль физической, технической и практической подготовки обучающихся, подведение итогов года и награждение лучших игроков.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе освоения программы у учащихся должны сформироваться:
Предметные результаты:
приобретение необходимых дополнительных знаний по спортивной игре – настольный теннис;
умение правильно регулировать свою физическую нагрузку;
знание техники и тактики настольного тенниса;
развитие координации движений и основных физических качеств: силы, ловкости, быстроты реакции;
развитие двигательных способностей посредством игры в настольный теннис.
Личностные результаты:
повышение творческой активности детей;
проявление инициативы и любознательности;
формирование ценностных ориентаций;
адаптация детей к условиям детско-взрослой общности;
развитие жизненных, социальных компетенций: автономность, ответственность, мировоззрение, гражданская позиция и т.д.
Метапредметные результаты:
регулятивные:
умение планировать свою деятельность,
проявлять инициативу и самостоятельность в обучении,
умение контролировать и оценивать действия;
коммуникативные
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении
учебных проблем,
принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
познавательные
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение
существенной информации из различных информационных источников.
К концу 1-ого года обучающийся должен знать:
правила одиночных игр
олимпийскую систему соревнований
технику выполнения основных ударов (плоский удар, кач, накат)
историю развития игры в России
К концу 1-ого года обучающийся должен уметь:
выполнять основные технические приёмы
выполнять сложные движения с определённой силой и скоростью.
К концу 2-ого года обучающийся должен знать:
тенденции развития настольного тенниса в наши дни
технику выполнения основных нападающих и оборонительных ударов
технику выполнения несложных комбинаций ударов
К концу 2-ого года обучающийся должен уметь:
выполнять без ошибок основные технически приёмы
выполнять технические приёмы и их сочетания
пользоваться спортивными терминами
К концу 3-ого года обучающийся должен знать:
влияние накладок на технику и тактику игры
состав судейской коллегии и обязанности судей
тенденции развития настольного тенниса в мире, России, городе
тактические варианты игры при игре против защиты и нападения
К концу 3-ого года обучающийся должен уметь:
правильно выбирать тактику в зависимости от игры соперника
серийно выполнять сложные элементы игры
в совершенстве выполнять и комбинировать базовые элементы игры
К концу 4-ого года обучающийся должен знать:
все основные системы соревнований в настольном теннисе
тактические варианты игры
все основные типы инвентаря и их влияние на игру
методы психологического воздействия на теннисиста
К концу 4-ого года обучающийся должен уметь:
оценивать психологическое состояние своё и соперника
анализировать и корректировать игру
использовать все изученные приёмы игры
организовывать и проводить соревнования внутри учреждения
К концу 5-ого года обучающийся должен знать:
способы корректировки техники тактики игры
способы психологического давления
К концу 5-ого года обучающийся должен уметь:
анализировать технику и тактику своей игры и игры соперника
в совершенствовании комбинировать сложные элементы игры
владеть навыками судьи 1-ой категории
Механизм оценивания полученных образовательных результатов
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется через:
зачёты по технике и тактике игры
соревнования различного уровня
выполнение контрольных нормативов
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Входной контроль:
выявление навыков игры
определение причин отклонения от стандартной игры
пути корректировки игры
Текущий контроль:
контроль теоретических знаний
выявление отстающих обучающихся
составление программы индивидуальной работы с отстающими
Итоговый контроль:
проведение зачётов по итогам года
участие в соревнованиях различного уровня
результаты соревнований
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по настольному теннису разработана на основе закономерностей и принципов спортивной тренировки. При ее разработке использованы практические рекомендации спортивной медицины, теории физического воспитания, спортивной педагогики, физиологии, гигиены и психологии.
Программа обеспечивает преемственность в решении задач укрепления здоровья обучающихся, гармоничного развития всех органов и систем организма, воспитание сознательной заинтересованности занятиями спортом, помогает овладеть техникой и тактикой настольного тенниса, развивает общие и специальные физические качества, создаёт предпосылки для спортивного совершенствования и достижения результатов.
Эффективность процесса подготовки обучающихся в значительной степени зависит от знания педагогом возрастных особенностей детей и подростков и их учета при построении учебно-тренировочной работы. Согласно физиологической периодизации, все дети школьного возраста делятся на три возрастные группы: 6-10 лет младший школьный возраст; 11-14 лет средний школьный возраст, или подростковый; 15-17 лет старший школьный возраст, или начало юношеского возраста.
Каждой возрастной группе свойственны особенности строения и функций систем организма и психологические особенности.
Младший школьный возраст характеризуется относительно-равномерным развитием опорно-двигательного аппарата детей. Длина тела увеличивается больше, чем масса тела. Суставы подвижны, связочный аппарат эластичен. В нервной системе преобладает процесс возбуждения, высокая потребность в движении.
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела подростков. Наступает процесс полового созревания, высокий темп развития дыхательной системы, центрально-нервной системы, сердечнососудистая система демонстрирует морфологическую и функциональную незрелость. Учебно-тренировочный процесс все более индивидуализируется, средства, используемые в занятиях, по форме и содержанию приближаются к игровой деятельности.
С учетом указанных особенностей занятия должны отличаться разнообразием средств, методов и организационных форм. При определении тренировочных и соревновательных нагрузок, выполнении работы на развитие физических качеств, обучении техники и тактики следует учитывать периоды полового созревания и сенситивные (благоприятные) фазы развития того или иного физического качества
Чередование тренировочной нагрузки и отдыха – одно из главных условий рациональной организации занятий. Педагог должен учитывать методы воспитания морально-волевых качеств: убеждения, разъяснения, поощрения, группового взаимодействия, самовнушения, приучения к повышенной трудности занятий и ситуационной тренировки и другие.
Форма организации и проведения занятия:
групповая
подгрупповая
фронтальная
индивидуальная
групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса :
словесный
объяснение нового материала
рассказ
наглядный показ педагогом
практические занятия
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для проведения занятий по настольному теннису используются: столы для настольного тенниса, сетки, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса, а также инвентарь и оборудование для ОФП.
Кондратьева Г., Шокин А. Теннис в спортивных школах. ФиС. 1979.
Настольны теннис. Правила соревнований. М. ФиС. 1984.
Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС.1985.
Розин Б.М. Чудеса малой ракетки. Душанбе:Ирфон. 1986.
Синегубов П.М. настольный теннис. Программа для спортивных секций коллективных секций коллективов физической культуры и спортивных клубов. М. ФиС. 1978.