Рабочая программа "Азбука здоровья" (внеурочная деятельность)
Рабочая программа "Азбука здоровья" (внеурочная деятельность)
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Азбука здоровья" (внеурочная деятельность)»
Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья » разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся.
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
Организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности.
Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Поставленные цели определяют следующие задачи:
Создать правильные представления о здоровом образе жизни.
Формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью.
Сформировать представление о рациональной организации режима дня; научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
рассказ, беседа, иллюстрация, занятия в классе и в природе, уроки – путешествия, уроки-КВН, праздники, игры, викторины, экскурсии, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.
Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Результатом практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующее:
Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
Сформированность первоначальных навыков по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Ожидаемые результаты.
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
Обучающиеся должны уметь правильно строить режим дня и выполнять его; распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; применить общепринятые правила коммуникации; взаимодействовать экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, русский язык, технология, изобразительное искусство, физическая культура.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.
Занятия проводятся в учебном кабинете, на спортплощадке.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинги, аэробные упражнения, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, осанки, рук, самомассаж, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития ребенка. Также используются песни о здоровье, рисование, соответствующие темам уроков, загадки, пословицы, поговорки, в которых заключен многовековой опыт русского народа по сохранению и укреплению здоровья.
Описание места курса в учебном плане
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю - 34 часа в год. Продолжительность занятий 35-40 минут.
Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими СанПиНами.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребенку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах
Содержание программы связано со многими учебными предметами, такими как окружающий мир, литературное чтение, физическая культура, изобразительное искусство.
Содержание программы
Введение. Здравствуй, школьная страна! (2 ч)
Повторение пройденного во 2 классе. Правила поведения в школе, ТБ.
Правила здорового образа жизни (8 часов)
Что мы знаем о ЗОЖ? Понятие о здоровом образе жизни. Анализ своего образа жизни и здоровья. Представление об особенностях питания в летний и зимний периоды; о пользе овощей, фруктов, соков. Правила здорового питания. О необходимости сознательного участия в охране здоровья и в создании условий учебы, труда, быта, способствующих здоровью. Важность подвижных спортивных игр для развития двигательных способностей. О вредных привычках.
Безопасность в повседневной жизни (10 часов)
Соблюдение правил безопасности на улице, водоемах, в общественных местах. Что такое чрезвычайные ситуации, как себя вести в чрезвычайных ситуациях. Лекарства. Правила приема лекарственных препаратов, свойства лекарств. Из чего делают медикаменты. О недопустимости бесконтрольного их употребления. Навык аккуратного обращения с лекарствами. Знание правил безопасного обращения с бытовыми предметами.
Охраняя природу - сохраняем себя! (5 часов)
Природа и мы. Красная книга России. Страницы Красной книги. Красная книга Самарской области. Лекарственные и ядовитые растения. Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды. Умение распознавать опасные для здоровья грибы, ягоды, плоды. Предупреждение о возможной опасности при сборе грибов и ягод. Правила оказания помощи при отравлении грибами и ягодами.
Наши увлечения: польза и вред (9 часов)
Упражнения для глаз. У меня зазвонил телефон… Польза и вред телефона. Наш любимый интернет. Игры в интернете. Опасности интернета. Поколение Wi-Fi. Правила пользования беспроводной сетью. Шагает селфи по планете. Положительные и отрицательные стороны селфи. Повторение пройденного.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Ноутбук
Проектор
Интерактивная доска
Список рекомендуемой литературы:
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2012
Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2010.
Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 2009.