Преподавание хореографии в школе обусловлено необходимостью осуществления психического, физического и эмоционального развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Данная программа помогает развить в детях выразительность, пластичность, общую культуру движений. Хореография, как учебно-воспитательной дисциплине, должно отводиться значительное место в системе эстетического образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
Пояснительная записка.
Преподавание хореографии в школе обусловлено необходимостью осуществления психического, физического и эмоционального развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Данная программа помогает развить в детях выразительность, пластичность, общую культуру движений. Хореография, как учебно-воспитательной дисциплине, должно отводиться значительное место в системе эстетического образования. Научить детей передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлены занятия хореографией, которые необходимо систематически проводить с детьми уже с самого раннего возраста. На этих занятиях у них развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус, вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляются различные группы мышц, происходит приобщение к ритму музыки. Мы задумались, как сделать уроки хореографии и пластики наиболее продуктивными? Проблема интереса, увлеченности - одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сложных результатов, сколько бы не отдавалось этому времени. В своей программе мы старались найти такие принципы, методы и приемы, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать танцами и пластическими этюдами, приблизить к ним великое искусство хореографии, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека. Раскрывать свой творческий потенциал дети могут как в коллективных занятиях, где каждый ребенок является частью целого синтетического процесса, так и в индивидуальных упражнениях. Здесь необходимы и тренировка, и своеобразие, и активизация, фантазия и самобытность каждого ребенка. «…Насколько широка должна быть внутренняя освобожденность человека, чтобы ответить параллельной внешней освобожденности тела и привести все существо человека к творческому кругу, т.е. к гармонии всего существа», - писал о своей системе игровых тренингов К.С.Станиславский. Более старшим детям очень важно дать ясное понимание и ощущение того, что танец (как все виды искусства) – не простое развлечение и не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а это часть самой жизни. Все эти аспекты, мы попытались отразить в своей программе. Актуальность данной программы обусловлена тем, что движение и музыка, одновременно влияя на учащегося, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни. Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают учащегося к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене. Учитывая это, главной задачей преподавателя танца является не только научить понимать и любить искусство танца, но и уметь применять полученные навыки на школьных спектаклях и в жизни.
Отдельное внимание на занятиях по ритмической хореографии уделяется культуре и богатому наследию казахского народа, в частности казахской народной хореографии. Исторически сложилось, что Северо-Казахстанская область стала Содружеством – историей мира и согласия, где чтят традиции дружбы, доброжелательности, добрососедства, взаимопомощи, где сохраняют и передают это достояние своим детям. Многонациональность нашей родины является ее огромное богатство: каждый народ со своей оригинальной самобытной культурой украшает нашу землю Казахстана и обогащает историю человечества. Дети с удовольствием познают казахское народное творчество через его музыку, танец и прикладное искусство.
Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году воспитанники овладевают определенным минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели.
Курс хореографии в ансамбле танца «Гакку» (НИШ г. Петропавловск) содержит следующие разделы:
- общеразвивающие упражнения (разминка);
- элементы классического, казахского и народного танцев;
- историко-бытовой танец;
- элементы современной хореографии, партерной гимнастики;
- элементы флэшмоба.
Цели программы.
-использование разнообразных и доступных действий ритмической хореографии в сочетании с элементами классического, народного, современного и казахского танца (прил.1);
-создание танцевального репертуара (прил.2);
-воспитание личности ребенка, его гуманного отношения к окружающей действительности, патриотичной и идейно-нравственной направленности;
-формирование в детях глубокого эстетического чувства;
- формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия;
- совершенствовать технику движений, их ритмичность и выразительность, свободу, легкость и изящество, пластичность и координированность;
- воспитывать у детей эмоционально-осознанное отношение к музыке и хореографии;
- развивать музыкальность, чувство ритма, внутреннего слуха, самостоятельность, инициативу, творческую активность и фантазию.
Задачи программы.
Хореографы ансамбля танца «Гакку» ставят следующие задачи:
1. дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике;
2. использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;
3. использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности;
4. обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
5. обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;
6. обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и современного танцев, воспитать культуру движения;
7. увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.
8. постепенно усложнять движения казахского танца, оказывающие наибольшее влияние на воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свой народ и его уникальную культуру;
9. изучать танцы разных народов, которые воспитывают чувство собственного достоинства, вежливости в обращении с партнёром, знакомят учащихся с культурой разных народов, позволяющих показать человека любой национальности через призму общечеловеческих ценностей.
В результате прохождения программы улучшается: - осанка; - координация движений; - навыки осмысленного и выразительного исполнения движений; - выдержка и организованность, умение вести себя в коллективе; - эстетическое чувство.
Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы: - постепенность в развитии природных способностей детей; - строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами; - систематичность и регулярность занятий; - целенаправленность учебного процесса.
Программа состоит из отдельных тематических блоков, но в связи со спецификой обучения в хореографическом коллективе, границы их сглаживаются. На одном и том же занятии происходит изучение элементов классического танца (одновременно выполняются задачи физического и музыкального развития) и изучаются движения танца и пластические этюды. В программу каждого учебного года вводится теоретический материал, соответствующий содержанию основных разделов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки Учащийся будет знать: - единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, на сцене и в других помещениях города; - требования к внешнему виду на занятиях и на выступлениях; - музыкальные размеры, темп и характер музыки; - хореографические названия изученных элементов. Воспитанник будет уметь: - корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога; - контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным; - анализировать музыкальный материал; - самостоятельно выполнять изученные элементы классического, народного, современного и казахского танца; - владеть исполнительским мастерством сценического танца.
Контроль знаний и умений учащихся проводится на итоговых занятиях раз в полугодие и на отчетном концерте в конце учебного года. Содержанием работы на уроках хореографии является музыкально-ритмическая деятельность детей. Изучая программу дети учатся слушать музыку, выполнять под нее разнообразные движения, знакомятся с основами хореографии и сценического движения. Ритмические упражнения, с которых начинаются занятия, развивают у учащихся чувство ритма, умение двигаться под музыку, развивают представление о пространстве и умение ориентироваться в нем. Упражнения с предметами: мячами, лентами, обручами и т.д. развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер, развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений. С помощью разминочных упражнений дети разогревают свои мышцы и учатся владеть своим телом, познают его возможности, учатся держать правильную осанку и следить за ней. Игры и упражнения под музыку оказывают влияние не только на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминания условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Хореографические упражнения дадут учащимся представление об основах классического, народного и эстрадного танца. Упражнения из раздела "Сценическое движение" помогут детям не только перевоплотиться в предметы, растения и животных, но и поимпровизировать под музыку.
Методическое обеспечение программы
Специфика обучения ритмике связана с систематической физической и психологической нагрузкой. Детям необходимо осмысливать указания педагога, слушать музыку, запоминать предложенный текст, отрабатывать различные движения. Преодолеть трудности помогает осуществление индивидуального подхода при одинаковых заданиях для всех. При этом учитывается тип личности, уровень подготовки ребенка, его умение сосредоточиться на разных аспектах задания.
Следующий важный принцип работы на первых этапах обучения – принцип многократного повторения изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного процесса. Из всего многообразия средств обучения классический танец отличается тем, что является фундаментом всей хореографической подготовки и основой высокой исполнительской культуры. Поэтому классический экзерсис, после изучения основных его элементов, рекомендуется использовать в качестве тренажа на репетициях коллектива. Для того чтобы облегчить воспитанникам усвоение тем образовательной программы, занятие делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть – включает построение воспитанников на середине зала и настрой на занятие (взаимные приветствия детей и педагога), маршировку, бег и вспомогательные корригирующие упражнения на полу для подготовки мышц, суставов и связок к нагрузке. Основная часть – постановка корпуса, ног, рук и головы для формирования балетной осанки, выработка выворотности ног в упражнениях на середине зала, развитие гибкости, отработка шага, прыжка, развитие силы и выносливости. Заключительная часть – включает, в основном, движения для развития танцевально-ритмической координации и выразительности. Они также направлены на то, чтобы снять нервное и физическое напряжение, поднять эмоциональный тонус у детей. В этой части разучиваются и повторяются музыкальные этюды, композиции.
Ведущими методами обучения хореографией являются:
• наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ); • объяснение методики исполнения движения; • демонстрация иллюстраций (наглядные пособия, видеоматериал). Таким образом, основные методы, применяемые при обучении: • качественный показ; • словесное (образное) объяснение; • сравнение; • контраст; • повторение.
Ученик должен знать хореографическую терминологию, пользоваться ею на занятии. Использование точной, грамотной терминологии позволит постепенно отойти от практического показа, разовьет внимательность воспитанников и их способность воспринимать словесную информацию. С первых занятий важна работа над культурой движения. Каждое движение имеет начало и окончание, амплитуду, характер. Оно должно исполняться в такт музыке. Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица, играть с ними в «маски» (грустная, веселая, сердитая). Особое внимание уделяется музыкальному оформлению занятия. Оно должно быть разнообразным и качественным. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер. В разделы «Пластические этюды», «Танцевальные композиции» включены современные мелодии для стимуляции эмоциональной и актерской выразительности воспитанников.