Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «ШКОЛА ЛЕПКИ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «ШКОЛА ЛЕПКИ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА»
Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику.
При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «ШКОЛА ЛЕПКИ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА» »
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Молчановская средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано
«____»______________2014г.
Зам.директора по УВР______
Тимохина Л.А..
Утверждено
«____»_____________204г
Директор___________
Белоусова Е.Н.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«ШКОЛА ЛЕПКИ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА»
на 2014 – 2015 учебный год.
1,2 классы
учитель: Матяш Елена Викторовна
Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику.
При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно тесто и пластилин? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, а пластилин настолько претерпел изменение, что лепить им составляет для ребенка одно удовольствие, ведь сейчас есть:
пластилин, который застывает на воздухе, если его на сутки оставить.
пластилин, который нужно вываривать в воде, чтобы он затвердел.
пластилин, который запекают в духовке.
Поэтому пластилин до сих пор является интересным материалом для детского творчества.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста и пластилина.
Задачи:
образовательные:
ознакомление со способами деятельности – лепка игрушки, барельеф, скульптура;
овладение основами, умениями работы из целого куска, из отдельных частей создание образов;
формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепки из теста и пластилина;
овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
развивающие:
повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;
развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
воспитательные:
воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
соблюдение правил техники безопасности
понимание необходимости качественного выполнения образа;
конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера;
приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе.
коммуникативные:
умение работать в группах, учитывая мнение партнера;
аргументировать собственные мнения;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группах
В результате изучения программы обучающиеся
будут знать:
правила техники безопасности при работе с солёным тестом, пластмассовыми ножами;
правила работы с красками, кистями, клеем;
будут уметь:
делить тесто на части разными способами;
выполнять базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик);
соединять детали;
аккуратно вырезать детали из теста по шаблонам.
Прогнозируемые результаты:
1. Знание свойств солёного теста, приёмов работы с ним и умение изготавливать из них изделия декоративно-прикладного творчества.
2. Наличие интереса к народному декоративно-прикладному искусству.
применение полученных знаний при изготовлении декоративных изделий;
соблюдение технологии изготавливаемых изделий;
отсутствие травм во время работы;
переход от простых работ к более сложным;
Формы подведения итогов
В течение учебного года по каждой теме проводятся обобщающие игровые занятия: «Путешествие колобка», «Мукосолька», «Придумаем сказку сами» и т. д. А так же викторины и тесты на различные темы. Подведение итогов может пройти в форме конкурсов:
конкурс на самую лучшую игрушку;
конкурс на самую интересную сказку;
конкурс «Оригинальная композиция» и т. д.
Формы и режим занятий
Учебная нагрузка обучения - 1 час в неделю. Программа рассчитана на детей 6-8 лет.
Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии); контрольные. Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными. Основным видом занятий является практическое.
Программа является примерной и носит вариативный характер. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может несколько увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено сознательное и прочное усвоение детьми всего материала, предусмотренного программой. А так же педагог может вносить в неё изменения в зависимости от своих интересов и пожеланий детей, материальной обеспеченности. Но при этом должен решать основные задачи.
И.Михайлова: «Лепим из солёного теста». М.Изд. Эксмо, 2006г.
Лючия Пацци: Лепим из соленого теста. Забавные фигурки и оригинальные композиции. Издательство: Контэнт, 2012 г.
Т. Давыдова Лепим из пластилина и соленого теста. Стрекоза-Пресс 2005г.
Тематический план
1 класс (33 часа)
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Введение.
1
1
2.
Мастерская художника
3,5
3,5
7
3.
Изготовление животных в технике- 9часов.
4,5
4,5
9
4.
Цикл творческих работ
5
11
16
ИТОГО:
14
19
33
Тематический план
2 класс (34 часа)
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Введение.
1
1
2.
Мастерская художника
3,5
3,5
7
3.
Изготовление животных в технике- 9часов.
4,5
5,5
10
4.
Цикл творческих работ
5
11
16
ИТОГО:
14
20
34
Тематическое планирование
1 класс (33 часа) 2 класс (34 часа)
№
1 класс
№
2 класс
№ п\п
Количество часов
Формирование УУД
План
Факт
теория
практика
всего
1 класс
2 класс
1 класс
2 класс
Введение – 1час.
1
1
1.
Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Знакомство с необходимыми инструментами и оборудованием для занятий.
1
1
Личностные:
- ориентация на успех в учебной деятельности;
- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
Регулятивные. обучащиеся научатся:
- планировать собственные действия, согласно цели;
- планировать собственную творческую деятельность;
- контролировать свою деятельность в форме сличения результата с эталоном;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в случае с расхождением эталонов
Познавательные.
обучающиеся научатся:
- находить нужную информацию в словарях и справочниках;
- устанавливать аналогии;
Коммуникативные.
- работать в группах, учитывая мнение партнера;
- аргументировать собственные мнения;
- задавать вопросы необходимые для организации работы в группе.
Мастерская художника – 7 часов
2
2
1.
Лепка базовых форм (шар, круглая лепёшка, овальная лепёшка, валик, колбаска).
0.5
0.5
1
3-4
3-4
2.
Основные приемы «сплющивание», «расплющивание», «соединение 2-3 частей», «защипывание», «присоединение», прижимание; примазывание; вдавливание для получения полой формы; сглаживание поверхности формы; Изготовление арбуза и букв. Раскрашивание выполненной работы.
1
1
2
5
5
3.
Лепка помидорки, свёклы, огурца, картошки Раскрашивание выполненных работ.
0.5
0.5
1
6-7
6-7
4.
Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.
1
1
2
8
8
5
Лепка цветов и растений
0.5
0.5
1
Изготовление животных в технике- 9часов.
9-10
1.
Лепка «Разные коты»
1
1
2
9-11
1*
2*
3*
11-12
12-13
2.
Лепка из целого куска «Гусеничка». «Улиточка»
1
1
2
13
14
3.
Лепка из нескольких частей «золотая рыбка», «Божья коровка»
0.5
0.5
1
14-15
15-16
4.
Лепка птиц
1
1
2
16-17
17-18
5.
Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.
1
1
2
Цикл творческих работ- 16часов.
18-21
19-22
1.
Сходство и выразительность образа, строение, форма, характерные детали, использование налепов «Фрукты», «грибы», «ягоды».
1
3
4
22-24
23-25
2.
Декоративная тарелка. Приемы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев.
1
2
3
25-29
26-30
3.
Рельефная лепка «танцуют листья», «цветы-сердечки». «рамки для фотографий»
2
3
5
30-33
31-34
4.
Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.