kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровый ребенок - успешный ребенок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему сохранения здоровья ребенка.   Программа объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены,  психологии, научной организации труда младшего  школьника и основ безопасности жизнедеятельности. Такая интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа ВУД Здоровый ребёнок-успешный ребёнок»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

 школа № 24

администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




«Здоровый ребенок - успешный ребенок»

для обучающихся начальной школы

спортивно-оздоровительное направление





Программу составила учитель начальных классов

Ю.В.Петунина



Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему сохранения здоровья ребенка.

Программа основана на нормативных документах:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»,

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

-Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации

-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».

-Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

-Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

- Программа развития воспитания в системе образования городского округа город Рыбинск на 2007-2012 годы

- Основная образовательная программа НОО СОШ №24

- Программа «Дополнительное образование в рамках образовательной программы школы №24 на 2008-2014 годы»

- Программа руководства ростом интеллектуальных возможностей обучающихся "Достижени-Я" СОШ №24 на 2010-2014 годы

- Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО в СОШ №24

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Программа внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему сохранения здоровья ребенка.

Программа объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, научной организации труда младшего школьника и основ безопасности жизнедеятельности. Такая интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции. Для повышения эффективности занятий создаются условия эмоционального благополучия, доверия, поддержки; применяются различные формы организации учебного сотрудничества (индивидуальная, групповая, парная форма работы), организуется самостоятельная поисковая деятельность учащихся, активизируются процессы наблюдения и самонаблюдения.

Формирование представления о здоровье как о состоянии полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов - основная задача курса.

Программа направлена на сохранение здоровья учащихся, предотвращение вредных привычек, на организацию безопаснос­ти жизнедеятельности младших школьников.

Занятия  включают вопросы, которые объединяются в несколько тематических блоков»Я и моё здоровье», «Здоровое питание, «Игротека». Обучение строится как игра, позволяющая проявить учащимся свою активность, происходит активное вовлечение родителей в организацию и проведение спортивно-подвижных мероприятий, игр, прогулок на свежем воздухе, спортивных эстафет и соревнований.

Предметом обучения является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Учитывая эти особенности, целью программы является: формирование у обучающихся представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, выбор здорового стиля жизни.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

  • формировать важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации;

  • научить ребенка чувствовать свой организм;

  • познакомить обучающихся через практические задания в доступной форме с функциями органов;

  • выучить комплекс физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья;

  • научить выполнять правила личной гигиены;

  • осуществлять постоянную связь с природой.



Место курса в плане внеурочной деятельности


Программа внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» предназначена для обучающихся начальных классов с 1 по 4 класс, возраст от 7 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 ч в год (всего 135ч).

Занятия проводятся в режиме активных методов обучения: дискуссии, обсуждение реальных ситуаций, учебные и ролевые игры. Именно в этом возрасте у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, способствуют развитию  умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.


Форма организации внеурочной деятельности

«Здоровый ребенок – успешный ребенок»

Кружок – форма добровольного объединения детей.

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Универсальными компетенциями являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;

  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

Методы воспитания:

    • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);

    • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

    • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

    • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Обучающиеся должны знать:

  • что такое здоровье;

  • что такое болезнь;

  • что здоровье человека связано с его образом жизни;

  • режим дня;

  • гигиену труда и отдыха;

  • правила личной безопасности и профилактике травматизма при взаимодействии с окружающей средой;

  • что такое питание, режим питания, пища, питательные вещества, продукты питания, рациональное питание, здоровое питание,

  • о продуктах питания, которых следует избегать в употреблении;

  • о полезных и вредных воздействиях продуктов питания на организм человека;

  • о хранении продуктов питания в домашних условиях;

  • о значении питании для роста и развития детского организма.





Учащиеся должны научиться:

  • называть и узнавать опасности для здоровья человека; способы их предотвращения; правила здорового и безопасного образа жизни; правила организации учебного труда;

  • как следует заботиться о своём здоровье: правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного учебного труда;

  • основам здоровьесберегающей учебной культуре;

  • здоровьесозидающему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию;

  • противостоянию вредным привычкам;

  • высказывать свое отношение к проблемам в области здоровья и безопасности;

  • организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

  • самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;

  • представлять двигательную активность как средство укрепления здоровья, физического развития человека;

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам,

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;

  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.





Источники информации для отслеживания результатов:

  • вопросы для самоанализа;

  • практическая работа;

  • тестирование;

Методы:

открытый ответ;

выбор ответа;

психогимнастика;



Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры.

Такая организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие вмероприятиях.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.


Материально-техническое обеспечение реализации программы.

Интерактивная доска, компьютер,спортивный инвентарь.





Календарно-тематический план 1 класс 33 часа


Дата

п/п

Тема

Содержание

Форма проведения

Кол-во

часов


Я и моё здоровье ( 14 часов)


1.

Что такое здоровье?

Вводное занятие.


сформировать первоначальные представления о том, что такое здоровье и что о здоровье надо заботиться самому.


Путешествие

1


2.

Если хочешь быть здоров


Знакомство с правилами здорового образа жизни

беседа

1


3-4

Режим дня первоклассника .


Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся 1 класса.

Беседа.

Практическая работа и её презентация в виде рисунков «Мой режим дня».

2


5.

Учёба и здоровье.

Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.


Игра

«Страна Непослушания».



1


6.

Раз,два, три на зарядку выходи!

Показать пользу зарядки,разучить комплексы зарядки,в том числе гимнастику для глаз

Практическое занятие

1


7-8.

Профилактика травматизма.

Правила личной безопасности и профилактика травматизма при взаимодействии с окружающей средой.

Игра «Светофор»

Игра «Зелёный огонёк».

2


9-10.

Зачем и как я одеваюсь?


Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда

Игра – путешествие.

Практическая работа: Оформление раскладушки «Одевайся по погоде».

2


11-12.

Мои эмоции, чувства и здоровье.

Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка радует.

Устный журнал


2


13.

В гостях у Гигиены.

Введение понятия личная гигиена.

Основные правила гигиены человека.

Устный журнал


1


14.

Что делать, если что-то болит?

Первая помощь при ожог,.порезах, ушибах,переохлаждении.

Ролевая игра

1



Здоровое питание (7 часов)


1.

Поговорим о пище.

Правильное питание как составная часть сохранения и укрепления здоровья; витамины.



Исследование.

1


2.

Режим питания .

Здоровый образ жизни посредством рационального питания и соблюдения режима питания;

закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.

Игра

1


3.

Это удивительное молоко.

Молоко и молочные продукты как обязательный компонент ежедневного рациона.

Игра -исследование

1


4.

«Щи, да каша –пища наша»

Разнообразие круп, их названия. Каша – обязательное блюдо детского питания

Исследование

1


5.

Хлеб – всему голова.

Необходимость хлеба в детском питании. Разнообразие современных видов хлеба, норма потребления в сутки.

Устный журнал

1


6.

Овощи,фрукты-полезные продукты.

Разнообразие и польза овощей и фруктов,их ценность в детском питании.

КВН

1


7.

Ягоды – витаминный клад

Разнообразие ягод. Свежие и консервированные. Лечебные свойства ягод.

Исследование

1



Игротека(12 часов)


1.

Осень. Подвижные игры на улице.

Значение и виды активного отдыха, организация и проведения со сверстниками подвижных игр « Ниточка-иголочка», «Светофор».

Игра

1


2.

Осень. Подвижные игры на улице.

Весёлые эстафеты.

Соревнование

1


3.

Осень. Подвижные игры на улице.

«Озорные гномы», «Дракон»

Игра

1


4.

Осень. Подвижные игры на улице.

«Караси и щука», «Охотники и утки»

Игра

1


5.

Зима Подвижные игры на улице.

«Перебежки со снежками», «Кружева на снегу»

Игра

1


6.

Зима Подвижные игры на улице.

«Волшебный колпак»

Игра

1


7.

Зима Подвижные игры на улице.

Катание с горки на санках

Игра

1


8.

Папа,мама,я –спортивная семья

Значение семейного отдыха.

Спортивный праздник

1


9.

Весна Подвижные игры на улице.

«Медведи и пчелы», «Бег сороконожек»,

Игра

1


10.

Весна Подвижные игры на улице.

«Космонавты», «Ловля обезьян»

Игра

1


11.

Весна Подвижные игры на улице.

«Зеркало», «Алфавит», «Забегалы».

Игры со скакалкой

1


12

Наши успехи и достижения

Итоговое занятие .

Отчёт

1



Календарно-тематический план 2 класс 34 часа (1 час в неделю)



Дата

п/п

Тема

Содержание

Форма проведения

Кол-во

часов



Я и моё здоровье ( 16 часов)


1.

Что мы знаем о ЗОЖ. Вводное занятие.

Повторение правил здорового образа жизни.


Беседа

1


2.

Охрана жизни человека. Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

Правила обращения с режущими, колющими предметами; правила безопасности при обращении со спичками, газовыми приборами, петардами

Ролевая игра

1


3.

Охрана жизни человека. Я и опасность. Правила дорожного движения.

Правила дорожного движения

КВН

1


4.

«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление.

Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности; что такое переутомление и утомление, как избежать переутомления и утомления

Следствие ведут знатоки

1


5-6

Уроки Доктора Айболита. Правила на всю жизнь. Чихали мы на простуду.

Уроки Доктора Айболита. Правила на всю жизнь.

Признаки болезни: высокая температура, озноб, насморк, головная боль, боль в горле, тошнота, рвота; раскрыть причины болезней; организм защищает сам себя; охрана здоровья и жизни детей учителями и родителями. потребность расти здоровым.


Устный журнал



КВН

2


7

Вредные привычки

познакомить с понятием «вредные привычки»

Исследование

1


8-9

В гостях у Компьютошки

рассказать о технике безопасности при работе с компьютером в компьютерном классе или дома, какие правила необходимо выполнять, чего нельзя делать;

какой и почему должна быть освещённость при работе с компьютером, длительность работы за компьютером; устройство глаза, почему надо беречь глаза, разучивание упражнений для глаз и физкультурных пауз

Игра

2


10.

«Береги зубы!»

Правила ухода за зубами

Викторина

1


11.

«Осанка – это красиво!»

Значение правильной осанки в жизни человека;

-разучивание комплекса упражнений для укрепления мышц спины.

Следствие ведут знатоки

1


12.

Шалости и травмы

профилактика травматизма

За круглым столом

1


13

Сон и его значение для здоровья человека.

значение сна в жизни человека.в сохранении и укреплении здоровья

За круглым столом

1


14.

Закаливание в домашних условиях.

Роль закаливания в укреплении здоровья

Следствие ведут знатоки

1


15

Как защитить себя от болезни.

Как защитить себя от болезни

Коллективный коллаж

1


16.

«Откуда берутся грязнули»

Повторение правил личной гигиены.

Игра - путешествие

1


Здоровое питание (6 часов)


1-2

Правильное питание – залог здоровья



Вкусное часто бывает опасным

Необходимости заботы о здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;

закрепить знания о здоровом питании

Деловая игра

исследование

2


3.

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

Формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания;

закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.


КВН

1


4-5

Витаминная тарелка на каждый день

Формирование представления об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться.

Беседа, конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»


2


6.

Чем и как можно отравиться Первая помощь при отравлении.

Меры предосторожности при обращении с ядовитыми веществами;

первая помощь при отравлениях

Беседа

1




Игротека. (12 ч)




1-3

Осень .Подвижные игры


Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. «Охотники», «Колобок», «Буратино»,

«Зоопарк», «Меткие стрелки», «Пятнашки или салочки»

Игра

2


4.

День здоровья

«Самый здоровый класс»

Значение и виды активного отдыха

День здоровья


1


5-6

Зима .Подвижные игры


Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. «Белые медведи», «По снежному мостику», «Мороз – красный нос»

«Снежная карусель», «Быстрые упряжки».

Игра

2


7-8

«Лыжня зовёт!»

«Папа, мама, я – спортивная семья».

Значение и виды активного отдыха

Праздник

2


9-10

Весна. Подвижные игры


Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. «Часы»,» «Тише едешь – дальше будешь», «Зайцы в огороде» "Охотники и утки" "Прыгуны и пятнашки»

Игра

2


11.

«Как хорошо здоровым быть!»

Значение и виды активного отдыха

День здоровья


1


12

Наши успехи и достижения


Итоговое занятие

Отчёт

1




Календарно-тематический план 3 класс 34 часа (1 час в неделю)



Дата

п/п

Тема

Содержание

Форма проведения

Кол-во

часов


Я и моё здоровье ( 10 часов)


1.

Что мы знаем о ЗОЖ. Вводное занятие.

правила здорового образа жизни, кроссворд ЗОЖ

Беседа

1


2-3

Уроки Доктора Здоровейкина. Чихали мы на простуду!



Устный журнал



КВН

1


4.

Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

Физические упражнения в жизни младшего школьника.

Комплекс физических упражнений.


Беседа, игра

1


5.

Безопасность на дорогах.


Повторяем правила дорожного движения.

Практическое занятие

1


6.

Экстремальные ситуации. Модели поведения.

Знакомство детей с экстремальными ситуациями. Рассмотреть три модели поведения в экстремальных ситуациях: «зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самосохранению».

Практикум «Составление справочника экстренной помощи».

Беседа,учебный фильм

1


7.

Хилый в шубу – здоровый на мороз.

Секреты закаливания.


Встреча с медицинским работником школы

1


8-9

Правила личной гигиены.

Показать необходимость соблюдения правил личной гигиены.


Защита проекта «Правила личной гигиены»


2


10.

«Посеешь привычку- пожнёшь характер».

Полезные и вредные привычки.

Беседа

1


Здоровое питание (15 часов)


1.

Правильное питание – залог здоровья

Разговор о правильном питании.

Беседа

1


2.

Блюда из зерна.

Расширить представления детей о полезности продуктов, получаемых из зерна, о традиционных народных блюдах.

Игра конкурс «Хлебопёки»


1


3.

Дары моря.

Расширить представления детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены

Беседа

Викторина «В гостях у Нептуна»

1


4.

Что и как можно приготовить из рыбы.

Расширить представление детей о пользе морепродуктов необходимости микроэлементов для организма

Беседа

Конкурс рисунков «В подводном царстве»


1


5.

Какую пищу можно найти в лесу.

Расширить представление детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания

Игра «Там на неведомых дорожках».


1


6.

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.


Зависимость рациона питания от физической активности

роль питания и физической активности для здоровья человека.

Беседа

1


7.

Кто сколько жует – тот столько живет.

Правильное и рациональное питание.

Правила питания.


Беседа

Составление памятки «Правила питания».


1


8.

Как избежать отравлений.

Признаки отравления. Кишечные расстройства.


Практикум «Срок годности продуктов питания».

1


9-10

«Вкусный маршрут»

Знакомство с традиционными блюдами Ярославской области.

Составление классной книги рецептов.

2


11-14

Кулинарный глобус

Знакомство с кулинарными традициями разных стран.

Проект.

4


15.

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

Кулинарная смекалка помогает человеку питаться вкусно и полезно.

Конкурс «На необитаемом острове»

1


Игротека (9ч )


1-3.

Осень. Подвижные игры.

Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. Научить организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры

«Поймай хвост дракона»,Сантики-фантики-лимпопо»,»Вороны и воробьи», «Жмурки с колокольчиком», «Липучка».

Игра

3


4-6

Зима. Подвижные игры на лыжах.

«Снайпер», «Снежком по мячу», «Крепость», «Кто дальше

Игра

2


7-8

Весна. День здоровья «Как хорошо здоровым быть!»

«Папа, мама, я – спортивная семья».

Значение и виды активного отдыха

Праздник

2


9.

Наши успехи и достижения.


Итоговое занятие

Сочинение – отчёт

1



Календарно-тематический план 4 класс 34 часа (1 час в неделю)


Дата

п/п

Тема

Содержание

Форма проведения

Кол-во

часов


Здоровое питание (15 часов)


1.

Питание и здоровье

Питательные вещества в продуктах питания. Белки. Жиры. Углеводы. Вода. Витамины. Калорийность питания.

Беседа

1


2.

Режим питания.

Режим питания: завтрак, 2-ой завтрак, обед, полдник, ужин. Суточные нормы питательных веществ

беседа

1


3.

Из истории питания. Питание наших далеких предков

Откуда родом наша пища. Происхождение названий. О прошлом вкусных продуктов

Путешествие

1


4.

Ох, уж эти сладости .

Полезен или вреден сахар?

Дискуссия

1


5.

Пищевые отравления.

Причины пищевых отравлений. Первая помощь.

Беседа

1


6.

Какой бывает хлеб.

Из истории хлебопечения.

Путешествие

1


7.

Напитки, отгоняющие сон.

Тонизирующие напитки. Что необходимо знать о чае? Русский чай. Кофе натуральный. Что содержит кофе.

Беседа

1


8.

«Неизвестное об известных овощах».

История потребления овощей.

Беседа. Дегустация блюд из овощей.

1


9.

«Вовка в яблочном царстве»

(о значении витаминов).

Значение витаминов.

Театрализованное представление.

1


10.

Картофельные чипсы: есть или не есть?

Реклама чипсов.Как их делают.Что получаем с пачкой чипсов?

Дискуссия

1


11.

Лимонадный Джо.

Разнообразие напитков. Польза или вред .

Сюжетно-ролевая игра

1


12.

Еда «на ходу».

Что такое фастфуд

Беседа

1


13.

«Эти сладкие чудо витамины».

Значение фруктов для здоровья человека

Беседа. Дегустация блюд из фруктов

1


14.

Мое идеальное меню.

Составление суточного пищевого рациона учащегося 4 класса

Практическое занятие

1


15.

Как правильно накрыть стол.

Правила сервировки стола, порядок подачи блюд, правила поведения за столом и этикет.


Практическое занятие

1


Я и моё здоровье (7 часов)


1.

О, спорт, ты — мир!

Влияние спорта на здоровье человека

Конкурса фотографий «Спорт и моя семья»

1


2.

Гимнастика для глаз.

Как сохранить глаза здоровыми.

Практическое занятие

1


3

Труд и отдых.

Чередование труда и отдыха

Беседа

1


4.

Движение – это жизнь

Влияние двигательной активности на организм, гиподинамия.

Беседа

1


5.

О вреде и пользе телевизора.

Правилами просмртра телепередач .Телевизор и здоровье .

дискуссия

1


6.

«Не видать Федоре горя…»



Ролевая игра

1


7.

Режим дня четвероклассника

Составление режима дня.Презентация.

Практическое занятие

1


Игротека (11 ч)


1.

Осень. Подвижные игры с общеразвивающим характером

Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. Научить организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры «Пятнашки маршем». «Лапта»

Игра

1


2.

Осень. Игры с мячом

«Перестрелка», «Снайперы», «Два капитана»

Игра

1


3.

Осень. Игры на развитие внимания

«Шишки, желуди, орехи», «Два сигнала», «Отгадай по голосу»

Игра

1


4.

Осень. Игры с прыжками в высоту, длину.

«Веревочка под ногами», «Прыжок за прыжком», «Прыгуньи и пятнашки».

Игра

1


5.

Зима. Подвижные игры на лыжах

«Змейка», «Сороконожка на лыжах»,

Игра

1


6.

Зима. Подвижные игры на лыжах

«Лучшие стрелки», «Снегурочка».

Игра

1


7.

Зима. Подвижные игры

«Снайпер», «Снежком по мячу», «Крепость»

Игра

1


8.

Зима Подвижные игры

«Кто дальше?», «Воробьи и вороны».

Игра

1


9.

Весна. Подвижные общеразвивающие игры

Пятнашки маршем», «Карусель», «Бег за флажками»,

Игра

1


10.

Весна. Подвижные общеразвивающие игры

«Гуси-лебеди», «Перебежки с выручкой», «Лапта».

Игра

1


11.

«Я за здоровый образ жизни!».

Групповая работа

Конкурс плакатов

1


12.

Наши успехи и достижения



Диагностика .Тест

1



Литература

Для учителя:

  1. 30 детских утренников для начальной школы (сценарии) / Авт.-сост. Давыдова М.М. - М.: «Аквариум ЛТД», 2003.

  2. Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах. – М., 1978.

  3. Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. – Киев, 1982.

  4. Зайцева О. В, Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль, Академия развития, 1997.

  5. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М., 1972.

  6. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/под ред. М. И. Рожковой. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

  7. Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. – Воронеж, 1999.

  8. Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. – М., 1988.

  9. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. – М., 2004.

  10. Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск».

  11. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп. – М.: ЦГЛ, 2002

  12. Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А.Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007.

  13. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2002.

  14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001

  15. М,М.Безруких.Т,А.Филиппова,А.Г.Макеева.»Две недели в лагере здоровья»-М.:ОЛМА Медиа Групп,2011.

Для родителей:

  1. Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей Издательство: Народная асвета Год: 1986

  2. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье.- М.: Вентана-Граф, 2003

  3. Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье.- М.: Вентана-Граф, 2003

Для обучающихся:

  1. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.

  2. Большая детская энциклопедия. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002

  3. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. – М.:Джулия, 1992

  4. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо всюду. Мир людей. – Ярославль: Академия, К. Академия Холдинг, 2000.

  5. Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.

  6. Что такое? Кто такой? В 3т. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.





Просмотр содержимого документа
«занятие Правильное питание -залог здоровья»

Занитие по внеурочной деятельности в 3 классе.

Тема: «Правильное питание – залог здоровья»



Цель: формирование навыков здорового образа жизни через правильное питание.

Задачи:

закрепить у детей знания о законах здорового питания; убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания; учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания.

развивать, память, внимание, познавательный интерес;

воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.

Оборудование : интерактивная доска , слайды презентации, карточки для групповой работы.


Ход занятия.


  1. Актуализация знаний.

- При встрече люди издавна желали друг другу здоровья: «Здравствуйте, доброго здоровья!» «Как ваше драгоценное здоровье?!» И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили «Здоровья не купишь», «Дал бы здоровья, а счастье найдёшь» .

- Что значит быть здоровым ? (не болеть и др. ответы)

- Что может повлиять на состояние здоровья?

(Образ жизни, состояние окружающей среды , питание.)


-Сегодня к нам в гости пришёл доктор, который хочет помочь вам сохранить здоровье . Зовут его Здоровая Пища.

О чём же сегодня мы будем говорить на занятии?

(- О здоровом и правильном питании.)


-Зачем человек ест?(ответы детей)

(Для работы

Для движения

Для роста)

Человеку нужно есть,


Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.


2. Работа в группах


- Какое питание можно назвать здоровым? Выберите правильный ответ.

Разнообразное, однообразное, богатое овощами и фруктами, богатое сладостями, регулярное, от случая к случаю, без спешки, второпях.


3. Что значит разнообразное питание? (ответы детей)


Обобщение учителя:

Не один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддерживания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (например: гречка, изюм, масло). Другие помогают организму расти и стать сильным ( рыба, мясо, орехи) А третьи – снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться.

- Какой должен быть состав пищи? (ответы детей)

- Человек получает с пищей все необходимые вещества: белки, жиры, углеводы, витамины (показ слайдов)


4. Работа с пословицей.


- Объясните, как вы понимаете пословицу: «Овощи - кладовая здоровья».

Это интересно!


Слово «витамин» придумал американский ученый - биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово вита (жизнь) с «амин», получилось слово «витамин». Детям 6-7 лет надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов.


5.Пирамида здорового питания


- Что значит регулярное питание?

Ответы детей.

- Сколько раз в день дети должны принимать пищу? (ответы детей)

  1. Завтрак (дома).

  2. Завтрак (второй в школе).

  3. Обед.

  4. Полдник.

  5. Ужин.


- Что случается с человеком, когда он голодает?

(Слабость

Нет сил для действия

Чувство голода

Ухудшение здоровья)


6.Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?» ( работа в группах)


- Доктор Здоровая Пища предлагает игру «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

Выберите те продукты, которые едят в стране Здоровячков.


ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ

НЕПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ

Рыба

Пепси

Кефир

Жевательные конфеты

Геркулес

Чипсы

Молоко

Жирное мясо

Морковь

Торты

Лук

«Сникерсы»

Капуста

Шоколадные конфеты

Яблоки

Сало


7.Игра «Угадайка»

Загадка «От него здоровье, сила, и румяность щек всегда,

Белое, а не белило, жидкое, а не вода» (молоко)


- Молоко - такой знакомый продукт. А знаете ли вы, какие продукты можно сделать из молока?

А вспомнить некоторые продукты, приготовления из молока, вам поможет текст на доске:

Если молоко оставить на сутки в теплом месте, оно прокиснет и образуется - ... ….(простокваша)

Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток белого цвета - .. (творог).

Если молоко поставить в горячую духовку и подержать там часа два, то получится - .. (топлёное молоко ,ряженка).

Молоко содержит витамины A, B, B2, C, минеральные вещества, легкоусвояемые белки, жиры и углеводы. Кроме всего прочего, в нем содержится очень много кальция, который так полезен растущим детям.

Молоко для детей просто незаменимо. Как ни странно, молоко для детей может принести еще пользу в стоматологии. Оно помогает при профилактике заболевания кариеса.


8.Выберите слова для характеристики здорового человека:

красивый ловкий статный крепкий

сутулый бледный стройный неуклюжий

сильный румяный толстый подтянутый

-Кто должен заботиться о здоровье человека? Ответы детей.

ВЫВОД: Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.


Доктор Здоровая Пища дает вам советы:

Золотые правила питания

- воздерживайтесь от жирной пищи,

- остерегайтесь очень острого и соленого,

- сладостей тысячи, а здоровье одно,

- овощи и фрукты - полезные продукты

- не переедайте


9.Итог– Что нового вы узнали сегодня на занятии? (ответы детей)


Обобщение учителя.

- Здоровое питание – одна из основ здорового образа жизни. Неправильное питание приводит к болезням. А наша задача научиться заботиться о себе и быть всегда здоровыми. Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть»





Список литературы:


Электронные ресурсы:


http://festival.1september.ru/articles/606254/


http://mama.zahav.ru/Articles/1148/moloko_dlia_detey

multivarka.wordpress.com/2010/03/14/moloko-ryzhanka/


http://900igr.net/kartinki/obg/Vitaminy/Vitamin-C.html


nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/gorod-zdorovoe-pitanie-0


http://pedsovet.su/load/211-1-0-5308

http://www.uchportal.ru/load/192-1-0-14084

http://pedsovet.su/load/11-1-0-473

www.edu.murmansk.ru/www/komitet/pitanie/.../kl_chas_pitanie.doc



Просмотр содержимого презентации
«Презентация Правильное питание - залог здоровья»

«Правильное питание – залог  здоровья».

«Правильное питание – залог  здоровья».

Зачем человек ест? работы движения роста Для Для Для

Зачем человек ест?

работы

движения

роста

Для

Для

Для

Какое питание можно назвать  здоровым? однообразное разнообразное богатое овощами и фруктами богатое сладостями без спешки регулярное от случая к случаю второпях

Какое питание можно назвать здоровым?

однообразное

разнообразное

богатое овощами и фруктами

богатое сладостями

без спешки

регулярное

от случая к случаю

второпях

Наша пища Какой должен быть состав пищи?

Наша пища

Какой должен быть состав пищи?

Человек получает с пищей все необходимые вещества жиры белки углеводы

Человек получает с пищей все необходимые вещества

жиры

белки

углеводы

Белки  Белки – строительный материал для клеток.   Ребенок должен получать 80 г белка в день.                   Если белка недостаточно :    малокровие    задержка роста   Слабая сопротивляемость инфекциям                     Источники белка:      сыр                                                 мясо                                    рыба                                                         яйцо      молоко

Белки

 Белки – строительный материал для клеток.

 Ребенок должен получать 80 г белка в день.

                 Если белка недостаточно :

 малокровие

 задержка роста

 Слабая сопротивляемость инфекциям

                   Источники белка:

    сыр                                            

    мясо                               

    рыба                                                    

    яйцо

    молоко

Углеводы Углеводы – источник энергии для мышечной деятельности. Поступают в организм с продуктами растительного происхождения. картофель мука крупа овощи фрукты ягоды

Углеводы

Углеводы – источник энергии для мышечной

деятельности.

Поступают в организм с продуктами

растительного происхождения.

картофель

мука

крупа

овощи

фрукты

ягоды

Жиры  Жиры – основной  источник  энергии.  Откладываются про запас, который используется при недостатке пищи и затратах  энергии.  Способствуют выработке иммунитета.

Жиры

Жиры – основной  источник  энергии.

Откладываются про запас, который используется

при недостатке пищи и затратах  энергии.

Способствуют выработке иммунитета.

Витамины «Овощи - кладовая здоровья»

Витамины

«Овощи - кладовая здоровья»

Сколько раз в день необходимо  питаться?

Сколько раз в день необходимо питаться?

  • Завтрак (дома).
  • Завтрак (второй в школе).
  • Обед.
  • Полдник.
  • Ужин.
Что случается с человеком,когда он  голодает?  Слабость  Нет сил для действия  Чувство голода  Ухудшение здоровья

Что случается с человеком,когда он голодает?

Слабость

Нет сил для действия

Чувство голода

Ухудшение здоровья

Выберите продукты,которые едят в стране Здоровячков Полезные продукты: Торты Пепси Жевательные конфеты Геркулес Яблоки Молоко Чипсы «Сникерсы» Кефир Рыба Капуста Шоколадные конфеты Лук Жирное мясо Сало Морковь

Выберите продукты,которые едят в стране Здоровячков

Полезные продукты:

Торты

Пепси

Жевательные конфеты

Геркулес

Яблоки

Молоко

Чипсы

«Сникерсы»

Кефир

Рыба

Капуста

Шоколадные конфеты

Лук

Жирное мясо

Сало

Морковь

Загадка: Белое, да не снег, Вкусное, да не мед. От рогатого берут И ребятам дают.  (молоко)

Загадка:

Белое, да не снег,

Вкусное, да не мед.

От рогатого берут

И ребятам дают. 

(молоко)

Какие молочные продукты вы знаете? .  Если молоко поставить на сутки в теплое место,  оно прокиснет и    образуется, очень полезный продут для желудка – это…. Если простоквашу слегка подогреть, то получится продукт, который помогает нашему скелету  -  это ... Если молоко поставить в горячую духовку и подержать там часа два, то получится -

Какие молочные продукты вы знаете?

. Если молоко поставить на сутки в теплое место, 

оно прокиснет и    образуется, очень полезный

продут для желудка – это….

Если простоквашу слегка подогреть, то получится

продукт, который помогает нашему скелету  -  это ...

Если молоко поставить в горячую духовку и подержать

там часа два, то получится -

Выберите слова для характеристики здорового человека толстый красивый статный румяный ловкий сильный стройный бледный крепкий  сутулый неуклюжий  подтянутый

Выберите слова для характеристики здорового человека

толстый

красивый

статный

румяный

ловкий

сильный

стройный

бледный

крепкий

сутулый

неуклюжий

подтянутый

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ.  ВЕДЬ НИКТО НЕ ПОЗАБОТИТСЯ О ТЕБЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ТЫ САМ

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ. ВЕДЬ НИКТО НЕ ПОЗАБОТИТСЯ О ТЕБЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ТЫ САМ

Золотые правила питания:  - воздерживайтесь от жирной пищи,  - остерегайтесь очень острого и соленого,  - сладостей тысячи, а здоровье одно,  - овощи и фрукты - полезные продукты  - не переедайте

Золотые правила питания:

- воздерживайтесь от жирной пищи,

- остерегайтесь очень острого и соленого,

- сладостей тысячи, а здоровье одно,

- овощи и фрукты - полезные продукты

- не переедайте

«Мы едим для того чтобы жить, а не живем  для того, чтобы есть»

«Мы едим для того чтобы

жить, а не живем  для того,

чтобы есть»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровый ребенок - успешный ребенок"

Автор: Петунина Юлия Владимировна

Дата: 29.10.2014

Номер свидетельства: 123930

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Познай себя" 5-6 класс "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-poznai-siebia-5-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234135"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443355195"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-podvizhnyie-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "143644"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418566235"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа "Разговор о правильном питании" "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-razghovor-o-pravil-nom-pitanii"
    ["file_id"] => string(6) "107973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403519513"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства