Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа № 24
администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Здоровый ребенок - успешный ребенок»
для обучающихся начальной школы
спортивно-оздоровительное направление
Программу составила учитель начальных классов
Ю.В.Петунина
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему сохранения здоровья ребенка.
Программа основана на нормативных документах:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»,
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
-Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
-Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
-Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
- Программа развития воспитания в системе образования городского округа город Рыбинск на 2007-2012 годы
- Основная образовательная программа НОО СОШ №24
- Программа «Дополнительное образование в рамках образовательной программы школы №24 на 2008-2014 годы»
- Программа руководства ростом интеллектуальных возможностей обучающихся "Достижени-Я" СОШ №24 на 2010-2014 годы
- Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО в СОШ №24
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Программа внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему сохранения здоровья ребенка.
Программа объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, научной организации труда младшего школьника и основ безопасности жизнедеятельности. Такая интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции. Для повышения эффективности занятий создаются условия эмоционального благополучия, доверия, поддержки; применяются различные формы организации учебного сотрудничества (индивидуальная, групповая, парная форма работы), организуется самостоятельная поисковая деятельность учащихся, активизируются процессы наблюдения и самонаблюдения.
Формирование представления о здоровье как о состоянии полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов - основная задача курса.
Программа направлена на сохранение здоровья учащихся, предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности младших школьников.
Занятия включают вопросы, которые объединяются в несколько тематических блоков»Я и моё здоровье», «Здоровое питание, «Игротека». Обучение строится как игра, позволяющая проявить учащимся свою активность, происходит активное вовлечение родителей в организацию и проведение спортивно-подвижных мероприятий, игр, прогулок на свежем воздухе, спортивных эстафет и соревнований.
Предметом обучения является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, целью программы является: формирование у обучающихся представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, выбор здорового стиля жизни.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
формировать важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации;
научить ребенка чувствовать свой организм;
познакомить обучающихся через практические задания в доступной форме с функциями органов;
выучить комплекс физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья;
научить выполнять правила личной гигиены;
осуществлять постоянную связь с природой.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» предназначена для обучающихся начальных классов с 1 по 4 класс, возраст от 7 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 ч в год (всего 135ч).
Занятия проводятся в режиме активных методов обучения: дискуссии, обсуждение реальных ситуаций, учебные и ролевые игры. Именно в этом возрасте у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, способствуют развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Форма организации внеурочной деятельности
«Здоровый ребенок – успешный ребенок»
Кружок – форма добровольного объединения детей.
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Универсальными компетенциями являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Методы воспитания:
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Обучающиеся должны знать:
что такое здоровье;
что такое болезнь;
что здоровье человека связано с его образом жизни;
режим дня;
гигиену труда и отдыха;
правила личной безопасности и профилактике травматизма при взаимодействии с окружающей средой;
что такое питание, режим питания, пища, питательные вещества, продукты питания, рациональное питание, здоровое питание,
о продуктах питания, которых следует избегать в употреблении;
о полезных и вредных воздействиях продуктов питания на организм человека;
о хранении продуктов питания в домашних условиях;
о значении питании для роста и развития детского организма.
Учащиеся должны научиться:
называть и узнавать опасности для здоровья человека; способы их предотвращения; правила здорового и безопасного образа жизни; правила организации учебного труда;
как следует заботиться о своём здоровье: правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного учебного труда;
основам здоровьесберегающей учебной культуре;
здоровьесозидающему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию;
противостоянию вредным привычкам;
высказывать свое отношение к проблемам в области здоровья и безопасности;
организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
представлять двигательную активность как средство укрепления здоровья, физического развития человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам,
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Источники информации для отслеживания результатов:
вопросы для самоанализа;
практическая работа;
тестирование;
Методы:
открытый ответ;
выбор ответа;
психогимнастика;
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры.
Такая организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие вмероприятиях.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Интерактивная доска, компьютер,спортивный инвентарь.
Календарно-тематический план 1 класс 33 часа
Дата | № п/п | Тема | Содержание | Форма проведения | Кол-во часов |
| Я и моё здоровье ( 14 часов) |
| 1. | Что такое здоровье? Вводное занятие. | сформировать первоначальные представления о том, что такое здоровье и что о здоровье надо заботиться самому. | Путешествие | 1 |
| 2. | Если хочешь быть здоров | Знакомство с правилами здорового образа жизни | беседа | 1 |
| 3-4 | Режим дня первоклассника . | Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся 1 класса. | Беседа. Практическая работа и её презентация в виде рисунков «Мой режим дня». | 2 |
| 5. | Учёба и здоровье. | Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему. | Игра «Страна Непослушания». | 1 |
| 6. | Раз,два, три на зарядку выходи! | Показать пользу зарядки,разучить комплексы зарядки,в том числе гимнастику для глаз | Практическое занятие | 1 |
| 7-8. | Профилактика травматизма. | Правила личной безопасности и профилактика травматизма при взаимодействии с окружающей средой. | Игра «Светофор» Игра «Зелёный огонёк». | 2 |
| 9-10. | Зачем и как я одеваюсь? | Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда | Игра – путешествие. Практическая работа: Оформление раскладушки «Одевайся по погоде». | 2 |
| 11-12. | Мои эмоции, чувства и здоровье. | Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка радует. | Устный журнал | 2 |
| 13. | В гостях у Гигиены. | Введение понятия личная гигиена. Основные правила гигиены человека. | Устный журнал | 1 |
| 14. | Что делать, если что-то болит? | Первая помощь при ожог,.порезах, ушибах,переохлаждении. | Ролевая игра | 1 |
| | Здоровое питание (7 часов) |
| 1. | Поговорим о пище. | Правильное питание как составная часть сохранения и укрепления здоровья; витамины. | Исследование. | 1 |
| 2. | Режим питания . | Здоровый образ жизни посредством рационального питания и соблюдения режима питания; закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них. | Игра | 1 |
| 3. | Это удивительное молоко. | Молоко и молочные продукты как обязательный компонент ежедневного рациона. | Игра -исследование | 1 |
| 4. | «Щи, да каша –пища наша» | Разнообразие круп, их названия. Каша – обязательное блюдо детского питания | Исследование | 1 |
| 5. | Хлеб – всему голова. | Необходимость хлеба в детском питании. Разнообразие современных видов хлеба, норма потребления в сутки. | Устный журнал | 1 |
| 6. | Овощи,фрукты-полезные продукты. | Разнообразие и польза овощей и фруктов,их ценность в детском питании. | КВН | 1 |
| 7. | Ягоды – витаминный клад | Разнообразие ягод. Свежие и консервированные. Лечебные свойства ягод. | Исследование | 1 |
| | Игротека(12 часов) |
| 1. | Осень. Подвижные игры на улице. | Значение и виды активного отдыха, организация и проведения со сверстниками подвижных игр « Ниточка-иголочка», «Светофор». | Игра | 1 |
| 2. | Осень. Подвижные игры на улице. | Весёлые эстафеты. | Соревнование | 1 |
| 3. | Осень. Подвижные игры на улице. | «Озорные гномы», «Дракон» | Игра | 1 |
| 4. | Осень. Подвижные игры на улице. | «Караси и щука», «Охотники и утки» | Игра | 1 |
| 5. | Зима Подвижные игры на улице. | «Перебежки со снежками», «Кружева на снегу» | Игра | 1 |
| 6. | Зима Подвижные игры на улице. | «Волшебный колпак» | Игра | 1 |
| 7. | Зима Подвижные игры на улице. | Катание с горки на санках | Игра | 1 |
| 8. | Папа,мама,я –спортивная семья | Значение семейного отдыха. | Спортивный праздник | 1 |
| 9. | Весна Подвижные игры на улице. | «Медведи и пчелы», «Бег сороконожек», | Игра | 1 |
| 10. | Весна Подвижные игры на улице. | «Космонавты», «Ловля обезьян» | Игра | 1 |
| 11. | Весна Подвижные игры на улице. | «Зеркало», «Алфавит», «Забегалы». | Игры со скакалкой | 1 |
| 12 | Наши успехи и достижения | Итоговое занятие . | Отчёт | 1 |
Календарно-тематический план 2 класс 34 часа (1 час в неделю)
Дата | № п/п | Тема | Содержание | Форма проведения | Кол-во часов |
| | Я и моё здоровье ( 16 часов) |
| 1. | Что мы знаем о ЗОЖ. Вводное занятие. | Повторение правил здорового образа жизни. | Беседа | 1 |
| 2. | Охрана жизни человека. Учусь принимать решения в опасных ситуациях. | Правила обращения с режущими, колющими предметами; правила безопасности при обращении со спичками, газовыми приборами, петардами | Ролевая игра | 1 |
| 3. | Охрана жизни человека. Я и опасность. Правила дорожного движения. | Правила дорожного движения | КВН | 1 |
| 4. | «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление. | Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности; что такое переутомление и утомление, как избежать переутомления и утомления | Следствие ведут знатоки | 1 |
| 5-6 | Уроки Доктора Айболита. Правила на всю жизнь. Чихали мы на простуду. Уроки Доктора Айболита. Правила на всю жизнь. | Признаки болезни: высокая температура, озноб, насморк, головная боль, боль в горле, тошнота, рвота; раскрыть причины болезней; организм защищает сам себя; охрана здоровья и жизни детей учителями и родителями. потребность расти здоровым. | Устный журнал
КВН | 2 |
| 7 | Вредные привычки | познакомить с понятием «вредные привычки» | Исследование | 1 |
| 8-9 | В гостях у Компьютошки | рассказать о технике безопасности при работе с компьютером в компьютерном классе или дома, какие правила необходимо выполнять, чего нельзя делать; какой и почему должна быть освещённость при работе с компьютером, длительность работы за компьютером; устройство глаза, почему надо беречь глаза, разучивание упражнений для глаз и физкультурных пауз | Игра | 2 |
| 10. | «Береги зубы!» | Правила ухода за зубами | Викторина | 1 |
| 11. | «Осанка – это красиво!» | Значение правильной осанки в жизни человека; -разучивание комплекса упражнений для укрепления мышц спины. | Следствие ведут знатоки | 1 |
| 12. | Шалости и травмы | профилактика травматизма | За круглым столом | 1 |
| 13 | Сон и его значение для здоровья человека. | значение сна в жизни человека.в сохранении и укреплении здоровья | За круглым столом | 1 |
| 14. | Закаливание в домашних условиях. | Роль закаливания в укреплении здоровья | Следствие ведут знатоки | 1 |
| 15 | Как защитить себя от болезни. | Как защитить себя от болезни | Коллективный коллаж | 1 |
| 16. | «Откуда берутся грязнули» | Повторение правил личной гигиены. | Игра - путешествие | 1 |
| Здоровое питание (6 часов) |
| 1-2 | Правильное питание – залог здоровья
Вкусное часто бывает опасным | Необходимости заботы о здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья; закрепить знания о здоровом питании | Деловая игра исследование | 2 |
| 3. | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | Формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них. | КВН | 1 |
| 4-5 | Витаминная тарелка на каждый день | Формирование представления об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться. | Беседа, конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» | 2 |
| 6. | Чем и как можно отравиться Первая помощь при отравлении. | Меры предосторожности при обращении с ядовитыми веществами; первая помощь при отравлениях | Беседа | 1 |
| | | Игротека. (12 ч) | | |
| 1-3 | Осень .Подвижные игры | Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. «Охотники», «Колобок», «Буратино», «Зоопарк», «Меткие стрелки», «Пятнашки или салочки» | Игра | 2 |
| 4. | День здоровья «Самый здоровый класс» | Значение и виды активного отдыха | День здоровья | 1 |
| 5-6 | Зима .Подвижные игры | Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. «Белые медведи», «По снежному мостику», «Мороз – красный нос» «Снежная карусель», «Быстрые упряжки». | Игра | 2 |
| 7-8 | «Лыжня зовёт!» «Папа, мама, я – спортивная семья». | Значение и виды активного отдыха | Праздник | 2 |
| 9-10 | Весна. Подвижные игры | Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. «Часы»,» «Тише едешь – дальше будешь», «Зайцы в огороде» "Охотники и утки" "Прыгуны и пятнашки» | Игра | 2 |
| 11. | «Как хорошо здоровым быть!» | Значение и виды активного отдыха | День здоровья | 1 |
| 12 | Наши успехи и достижения | Итоговое занятие | Отчёт | 1 |
Календарно-тематический план 3 класс 34 часа (1 час в неделю)
Дата | № п/п | Тема | Содержание | Форма проведения | Кол-во часов |
| Я и моё здоровье ( 10 часов) |
| 1. | Что мы знаем о ЗОЖ. Вводное занятие. | правила здорового образа жизни, кроссворд ЗОЖ | Беседа | 1 |
| 2-3 | Уроки Доктора Здоровейкина. Чихали мы на простуду! | | Устный журнал
КВН | 1 |
| 4. | Здоровье в порядке – спасибо зарядке! | Физические упражнения в жизни младшего школьника. Комплекс физических упражнений. | Беседа, игра | 1 |
| 5. | Безопасность на дорогах. | Повторяем правила дорожного движения. | Практическое занятие | 1 |
| 6. | Экстремальные ситуации. Модели поведения. | Знакомство детей с экстремальными ситуациями. Рассмотреть три модели поведения в экстремальных ситуациях: «зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самосохранению». Практикум «Составление справочника экстренной помощи». | Беседа,учебный фильм | 1 |
| 7. | Хилый в шубу – здоровый на мороз. | Секреты закаливания. | Встреча с медицинским работником школы | 1 |
| 8-9 | Правила личной гигиены. | Показать необходимость соблюдения правил личной гигиены. | Защита проекта «Правила личной гигиены» | 2 |
| 10. | «Посеешь привычку- пожнёшь характер». | Полезные и вредные привычки. | Беседа | 1 |
| Здоровое питание (15 часов) |
| 1. | Правильное питание – залог здоровья | Разговор о правильном питании. | Беседа | 1 |
| 2. | Блюда из зерна. | Расширить представления детей о полезности продуктов, получаемых из зерна, о традиционных народных блюдах. | Игра конкурс «Хлебопёки» | 1 |
| 3. | Дары моря. | Расширить представления детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены | Беседа Викторина «В гостях у Нептуна» | 1 |
| 4. | Что и как можно приготовить из рыбы. | Расширить представление детей о пользе морепродуктов необходимости микроэлементов для организма | Беседа Конкурс рисунков «В подводном царстве» | 1 |
| 5. | Какую пищу можно найти в лесу. | Расширить представление детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания | Игра «Там на неведомых дорожках». | 1 |
| 6. | Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | Зависимость рациона питания от физической активности роль питания и физической активности для здоровья человека. | Беседа | 1 |
| 7. | Кто сколько жует – тот столько живет. | Правильное и рациональное питание. Правила питания. | Беседа Составление памятки «Правила питания». | 1 |
| 8. | Как избежать отравлений. | Признаки отравления. Кишечные расстройства. | Практикум «Срок годности продуктов питания». | 1 |
| 9-10 | «Вкусный маршрут» | Знакомство с традиционными блюдами Ярославской области. | Составление классной книги рецептов. | 2 |
| 11-14 | Кулинарный глобус | Знакомство с кулинарными традициями разных стран. | Проект. | 4 |
| 15. | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. | Кулинарная смекалка помогает человеку питаться вкусно и полезно. | Конкурс «На необитаемом острове» | 1 |
| Игротека (9ч ) |
| 1-3. | Осень. Подвижные игры. | Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. Научить организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры «Поймай хвост дракона»,Сантики-фантики-лимпопо»,»Вороны и воробьи», «Жмурки с колокольчиком», «Липучка». | Игра | 3 |
| 4-6 | Зима. Подвижные игры на лыжах. | «Снайпер», «Снежком по мячу», «Крепость», «Кто дальше | Игра | 2 |
| 7-8 | Весна. День здоровья «Как хорошо здоровым быть!» «Папа, мама, я – спортивная семья». | Значение и виды активного отдыха | Праздник | 2 |
| 9. | Наши успехи и достижения. | Итоговое занятие | Сочинение – отчёт | 1 |
Календарно-тематический план 4 класс 34 часа (1 час в неделю)
Дата | № п/п | Тема | Содержание | Форма проведения | Кол-во часов |
| Здоровое питание (15 часов) |
| 1. | Питание и здоровье | Питательные вещества в продуктах питания. Белки. Жиры. Углеводы. Вода. Витамины. Калорийность питания. | Беседа | 1 |
| 2. | Режим питания. | Режим питания: завтрак, 2-ой завтрак, обед, полдник, ужин. Суточные нормы питательных веществ | беседа | 1 |
| 3. | Из истории питания. Питание наших далеких предков | Откуда родом наша пища. Происхождение названий. О прошлом вкусных продуктов | Путешествие | 1 |
| 4. | Ох, уж эти сладости . | Полезен или вреден сахар? | Дискуссия | 1 |
| 5. | Пищевые отравления. | Причины пищевых отравлений. Первая помощь. | Беседа | 1 |
| 6. | Какой бывает хлеб. | Из истории хлебопечения. | Путешествие | 1 |
| 7. | Напитки, отгоняющие сон. | Тонизирующие напитки. Что необходимо знать о чае? Русский чай. Кофе натуральный. Что содержит кофе. | Беседа | 1 |
| 8. | «Неизвестное об известных овощах». | История потребления овощей. | Беседа. Дегустация блюд из овощей. | 1 |
| 9. | «Вовка в яблочном царстве» (о значении витаминов). | Значение витаминов. | Театрализованное представление. | 1 |
| 10. | Картофельные чипсы: есть или не есть? | Реклама чипсов.Как их делают.Что получаем с пачкой чипсов? | Дискуссия | 1 |
| 11. | Лимонадный Джо. | Разнообразие напитков. Польза или вред . | Сюжетно-ролевая игра | 1 |
| 12. | Еда «на ходу». | Что такое фастфуд | Беседа | 1 |
| 13. | «Эти сладкие чудо витамины». | Значение фруктов для здоровья человека | Беседа. Дегустация блюд из фруктов | 1 |
| 14. | Мое идеальное меню. | Составление суточного пищевого рациона учащегося 4 класса | Практическое занятие | 1 |
| 15. | Как правильно накрыть стол. | Правила сервировки стола, порядок подачи блюд, правила поведения за столом и этикет. | Практическое занятие | 1 |
| Я и моё здоровье (7 часов) |
| 1. | О, спорт, ты — мир! | Влияние спорта на здоровье человека | Конкурса фотографий «Спорт и моя семья» | 1 |
| 2. | Гимнастика для глаз. | Как сохранить глаза здоровыми. | Практическое занятие | 1 |
| 3 | Труд и отдых. | Чередование труда и отдыха | Беседа | 1 |
| 4. | Движение – это жизнь | Влияние двигательной активности на организм, гиподинамия. | Беседа | 1 |
| 5. | О вреде и пользе телевизора. | Правилами просмртра телепередач .Телевизор и здоровье . | дискуссия | 1 |
| 6. | «Не видать Федоре горя…» | | Ролевая игра | 1 |
| 7. | Режим дня четвероклассника | Составление режима дня.Презентация. | Практическое занятие | 1 |
| Игротека (11 ч) |
| 1. | Осень. Подвижные игры с общеразвивающим характером | Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. Научить организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры «Пятнашки маршем». «Лапта» | Игра | 1 |
| 2. | Осень. Игры с мячом | «Перестрелка», «Снайперы», «Два капитана» | Игра | 1 |
| 3. | Осень. Игры на развитие внимания | «Шишки, желуди, орехи», «Два сигнала», «Отгадай по голосу» | Игра | 1 |
| 4. | Осень. Игры с прыжками в высоту, длину. | «Веревочка под ногами», «Прыжок за прыжком», «Прыгуньи и пятнашки». | Игра | 1 |
| 5. | Зима. Подвижные игры на лыжах | «Змейка», «Сороконожка на лыжах», | Игра | 1 |
| 6. | Зима. Подвижные игры на лыжах | «Лучшие стрелки», «Снегурочка». | Игра | 1 |
| 7. | Зима. Подвижные игры | «Снайпер», «Снежком по мячу», «Крепость» | Игра | 1 |
| 8. | Зима Подвижные игры | «Кто дальше?», «Воробьи и вороны». | Игра | 1 |
| 9. | Весна. Подвижные общеразвивающие игры | Пятнашки маршем», «Карусель», «Бег за флажками», | Игра | 1 |
| 10. | Весна. Подвижные общеразвивающие игры | «Гуси-лебеди», «Перебежки с выручкой», «Лапта». | Игра | 1 |
| 11. | «Я за здоровый образ жизни!». | Групповая работа | Конкурс плакатов | 1 |
| 12. | Наши успехи и достижения | | Диагностика .Тест | 1 |
Литература
Для учителя:
30 детских утренников для начальной школы (сценарии) / Авт.-сост. Давыдова М.М. - М.: «Аквариум ЛТД», 2003.
Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах. – М., 1978.
Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. – Киев, 1982.
Зайцева О. В, Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль, Академия развития, 1997.
Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М., 1972.
Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/под ред. М. И. Рожковой. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. – Воронеж, 1999.
Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. – М., 1988.
Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. – М., 2004.
Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск».
Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп. – М.: ЦГЛ, 2002
Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А.Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2002.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001
М,М.Безруких.Т,А.Филиппова,А.Г.Макеева.»Две недели в лагере здоровья»-М.:ОЛМА Медиа Групп,2011.
Для родителей:
Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей Издательство: Народная асвета Год: 1986
Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье.- М.: Вентана-Граф, 2003
Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье.- М.: Вентана-Граф, 2003
Для обучающихся:
Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.
Большая детская энциклопедия. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002
Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. – М.:Джулия, 1992
Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо всюду. Мир людей. – Ярославль: Академия, К. Академия Холдинг, 2000.
Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.
Что такое? Кто такой? В 3т. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.