Рабочая программа по внеурочной деятельности "Если хочешь быть здоров" для 2 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Если хочешь быть здоров" для 2 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров» второго года обучения составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов (Авторы доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич).
Цель: создание условий для сохранения, укрепления и развития физического и психического здоровья младших школьников через игровую деятельность. Задачи:
Образовательные:
формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;
обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;
формирование интереса к народному творчеству;
расширение кругозора младших школьников.
Развивающие:
развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в познавательную деятельность;
развитие активности, самостоятельности, ответственности;
развитие статистического и динамического равновесия;
развитие глазомера и чувства расстояния;
развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.
Воспитательные:
воспитание чувства коллективизма, взаимопомощь;
формирование установки на здоровый образ жизни;
формирование этических норм поведения;
воспитание бережного отношения к народным традициям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Если хочешь быть здоров" для 2 класса»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров» второго года обучения составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов (Авторы доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич).
Цель: создание условий для сохранения, укрепленияи развития физического и психического здоровья младших школьников через игровую деятельность. Задачи:
Образовательные:
формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;
обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;
формирование интереса к народному творчеству;
расширение кругозора младших школьников.
Развивающие:
развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в познавательную деятельность;
развитие активности, самостоятельности, ответственности;
развитие статистического и динамического равновесия;
развитие глазомера и чувства расстояния;
развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.
Воспитательные:
воспитание чувства коллективизма, взаимопомощь;
формирование установки на здоровый образ жизни;
формирование этических норм поведения;
воспитание бережного отношения к народным традициям.
Общая характеристика учебного предмета. Содержание программы.
Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, по разделам «Подвижные игры», «Гимнастика с элементами акробатики», «Лёгкая атлетика» школьной программы.
Основы знаний о физической культуре.
Здоровье человека и влияние на него физических упражнений.
Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души. ( В процессе занятий)
Подвижные и народные игры.
Игры с элементами строя: «Построение в шеренгу», «У ребят порядок строгий», «Быстро встань в колонну», «Класс, смирно!», «К своим флажкам».
Игры с ходьбой и бегом: «Кошки-мышки», «Хитрая лиса», «Ястреб и утка», «У медведя во бору», «Совушка», «Гуси-лебеди».
Игры с прыжками: «С кочки на кочку», « Салки в приседе», «Попрыгунчики воробушки», «Удочка», «Зайцы, сторож, Жучка».
Игры с большими мячами: «Мяч соседу», «Мяч сбоку», «Мяч над головой», «Охотники и утки», эстафеты с мячами.
На комплексное развитие координационных, скоростно-силовых способностей: «Салки – ноги от земли», «Бег сороконожек», «Медведи и пчёлы», «Белые медведи».
Гимнастика с элементами акробатики.
Формирование навыка правильной осанки.
Игровые упражнения в различных и.п.: у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с предметами. Игры: «Замри», «Исправь осанку!»
Укрепление мышечного корсета.
Упражнения на месте в различных и.п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); в движении; с предметами (палками: « Деревца», « Братец ветер»; мячами: «Школа мяча», «Мячики»; скакалками: «Лучики», « Верёвочка», «Солнышко»).
Упражнения на равновесие.
На месте в различных и. п. туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, мячами, скакалками, обручами); игровые упражнения: «Дорожка», «Ручеёк», Скамеечка»
Акробатические упражнения.
Стойка на лопатках, мост, перекаты, соединение элементов. Игровые упражнения: «Самолет», «Колечко», «Мостик», «Берёзка», Ласточка», «Птичка», «Верблюд».
Игры.
Игры с развитием координационных способностей «Ловцы обезьян», «Салки крабами». Игры на внимание «Карлики, великаны», «Летает, не летает», «Шишки, жёлуди, орехи». Игры на формирование правильной осанки: «Замри», «Исправь осанку!». Игры с лазаньем и перелезанием: «Выше ноги от земли», «Преодолей скамейку», полоса препятствий «Разведчики».
Игры преимущественно с прыжками в высоту, в длину и с высоты:
«Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Волк во рву»,
«Прыжки по кочкам», «Лягушата и цапля».
Игры с метанием мяча на дальность и в цель:
« Кто дальше бросит?», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Передал – садись»
Комплексное развитие физических и личностных качеств учащихся:
«Быстро по своим местам», «Космонавты», «Кот идет», «Отгадай, чей голосок?», «Передача мячей в колоннах», «Земля, воздух, вода», эстафеты с предметами.
Местоучебногокурсавучебномплане
Рабочая программа разработана для учащихся второго года обучения в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» и рассчитана на 1 год обучения , 35 часов (1 час в неделю).
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 8 - 9 лет. Занятия проводятся, как со всей группой, так и по подгруппам, индивидуально. Продолжительность занятия на втором году обучения 45 минут в соответствии с нормами СанПина. Для организации занятий необходимо специально оборудованное помещение (спортивный зал) или спортивная площадка. Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (проведение соревнований по подвижным играм, турниров, малых спортивных олимпиад).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Если хочешь быть здоров»
Содержание курса ориентировано не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы, гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Формыиметодыработы
Формы организации занятий:
- практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные)
- проведение турниров, соревнований, эстафет, малых олимпиад по подвижным играм на свежем воздухе и в спортивном зале.
Приёмы и методы обучения на занятиях.
- педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса (педагогика сотрудничества);
- педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса (групповые технологии, технологии индивидуального обучения);
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (практические игровые технологии).
Реализация данных технологий осуществляется через следующие организационные формы:
- беседы о культуре народов мира, их подвижных и спортивных играх;
- практические занятия по разучиванию игр;
- организация творческих мастерских;
- организация соревнований или чемпионатов по проведению игр.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметне результаты:
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Тематическое планирование
№№
Тема
Характеристика деятельности учащихся
Общее количество часов
1
Подвижные и народные игры
21
11
Игры на освоение навыков бега, развитие скоростных способностей
Соблюдают правила безопасности.
Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе.
Выбирают индивидуальный темп ходьбы. Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений.
Применяют беговые упражнения для развития координационных, скоростных способностей. Закрепляют в играх навыки бега и развивают скоростные и координационные способности.
Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности.
Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство.
Описывают технику игровых действий и приемов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки.
Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности.
7
12
Игры на освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых способностей
Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности.
Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе.
Закрепляют в играх навыки прыжков и развивают скоростно-силовые и координационные способности.
Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство. Описывают технику игровых действий и приемов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности.
5
13.
Игры с мячом.
Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности.
Используют действия данных подвижных игр для развития координационных и кондиционных способностей.
Используют подвижные игры для активного отдыха. Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство. Описывают технику игровых действий и приемов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности.
9
2
Гимнастика с элементами акробатики
7
21.
Игры малой подвижности (на развитие внимания; для подготовки к строю; с лазанием и перелазанием; на формирование правильной осанки, на релаксацию)
Различают строевые команды.
Точно выполняют строевые приёмы. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения. Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности.
Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство.
Описывают технику игровых действий и приемов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки.
Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности.
Оказываю помощь сверстникам в освоении упражнений в лазанье и перелезании, анализируют их технику, выявляют ошибки и помогают в их исправлении.
4
22
Игры на развитие координации
Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности. Используют действия данных подвижных игр для развития координации, ловкости, силовых качеств. Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство.
Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности.
3
3
Легкоатлетические упражнения
Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности. Уметь выполнятьтехнику разученных беговых, прыжковых упражнений в стандартных условиях.
Выполнять разученные беговые, прыжковые упражнения в игровой
и соревновательной деятельности.
Проявлятькачества силы, быстроты, выносливости привыполнении легкоатлетических упражнений. Организовывают и проводят
совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство.
7
Теория
В процессе занятий
Спортивная одежда и обувь.
Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях). Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью.
Руководствуются правилами выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий. Оценивают собственное выполнение требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями, а также рекомендаций по уходу за спортивной одеждой и обувью
Личная гигиена
Правила личной гигиены (соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта, смена нательного белья)
Учатся правильному выполнению правил личной гигиены. Дают оценку своему уровню личной гигиены.
Что такое физическая культура
Физическая культура как система регулярных занятий физическими упражнениями, выполнение закаливающих процедур, использование естественных сил природы. Связь физической культуры с укреплением здоровья и влияние на развитие человека.
Роль и значение занятий физической культурой и поддержание хорошего здоровья для успешной учёбы и социализации в обществе
Раскрывают понятие «физическая культура» и анализируют положительное влияние её компонентов (регулярные занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, личная гигиена) на укрепление здоровья и развитие человека.
Определяют признаки положительного влияния занятий физкультурой на успехи в учёбе
Закаливание
Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур.
Узнают правила проведения закаливающих процедур. Анализируют правила безопасности при проведении закаливающих процедур. Дают оценку своему уровню закалённости. Анализируют ответы своих сверстников
Итого:
35
Формы контроля
Классные, школьные соревнования
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Тема учебного занятия
Всего часов
Содержание деятельности
Воспитательная работа
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
1
Подвижные и народные игры.
19 ч.
В процессе занятий.
Спортивная одежда и обувь. Беседа.
Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях). Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью.
Личная гигиена.
Правила личной гигиены (соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта, смена нательного белья). Беседа
Игра «Построение в шеренгу», «Кошки-мышки».
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
2.
Подвижные и народные игры.
Игра «У ребят порядок строгий», «Хитрая лиса».
3.
Подвижные и народные игры.
Игра «Быстро встань в колонну», «Ястреб и утка».
4.
Подвижные и народные игры.
Игра «Быстро встань в колонну», «У медведя во бору».
5.
Подвижные и народные игры.
Игра «Класс, смирно», «Совушка».
6.
Подвижные и народные игры.
Игра «К своим флажкам», «Гуси – лебеди».
7.
Подвижные и народные игры.
Игра «Построение в шеренгу», «С кочки на кочку».
8.
Подвижные и народные игры.
«Построение в шеренгу», «Салки в присяде».
9.
Подвижные и народные игры.
«У ребят порядок строгий», «Попрыгунчики воробушки».
10.
Подвижные и народные игры.
«У ребят порядок строгий», «Удочка».
11.
Подвижные и народные игры.
«К своим флажкам», «Зайцы, сторож, Жучка».
12.
Подвижные и народные игры.
«Быстро встань в колонну», «Мяч соседу».
13.
Подвижные и народные игры.
«Класс, смирно», «Мяч сбоку».
14.
Подвижные и народные игры.
«У ребят порядок строгий», «Мяч над головой».
15.
Подвижные и народные игры. «
К своим флажкам», «Охотники и утки».
16.
Подвижные и народные игры.
«Быстро встань в колонну», «Салки – ноги от земли».
17.
Подвижные и народные игры.
«Построение в шеренгу», «Бег сороконожки».
18.
Подвижные и народные игры.
«Класс, смирно», «Медведи и пчёлы».
19.
Подвижные и народные игры.
«У ребят порядок строгий», «Белые медведи».
20.
У ребят порядок строгий.
7 ч.
В процессе занятий.
Что такое физическая культура. Беседа
Физическая культура как система регулярных занятий физическими упражнениями, выполнение закаливающих процедур, использование естественных сил природы. Связь физической культуры с укреплением здоровья и влияние на развитие человека.
Роль и значение занятий физической культурой и поддержание хорошего здоровья для успешной учёбы и социализации в обществе.
«Быстро встань в колонну», эстафета.
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
21.
Формирование навыка правильной осанки.
Акробатические упражнения. Игра «Самолёт»
22.
Формирование навыка правильной осанки.
Акробатические упражнения. Игра «Замри»
23.
Укрепление мышечного корсета.
Акробатические упражнения. Игра «Карлики, великаны»»
24.
Формирование навыка правильной осанки.
Акробатические упражнения. Игра «Летает, не летает»
25.
Упражнения на равновесие .
Акробатические упражнения. Игра «Шишки, жёлуди, орехи»
26.
Формирование навыка правильной осанки.
Акробатические упражнения. Игра «Выше ноги от земли»
27.
Подвижные и народные игры.
8
В процессе занятий.
Закаливание. Беседа
Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур.
Игра «Два мороза»
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
28.
Игра «Лиса и куры»
29.
Игра «Волк во рву»
30.
Игра «Прыжки по кочкам»
31.
Игра «Лягушата и цапля»
32.
Игра «Космонавты»
33.
Игра «Отгадай, чей голосок»
34.
Игра «Земля, воздух, вода»
35.
Весёлые старты.
1
Эстафеты
Учебно– методическое обеспечение
Библиотечный фонд:
1.Адашкявичене Э.И. Подвижные игры для детей. Просвещение. 1993.
2.Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 2000.
3. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: «ФиС», 2001.
4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 2006.
5.Бутин И.М., Бутина И.А. Физическая культура в начальных классах. –
М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
6. Былеев Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. М. Физкультура и спорт, 1982 год.6. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе, 2004 год.
7. Вавилова Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет. // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. - М., 2000..
8. Васильева О.Н., Леонова Л.А. Особенности выработки точностного движения у детей 7 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. - 1990. - № 114.
9. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом - М.: Астрель, 2002.
10. Волкова Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников. - М.: АСТ, 2003.
11. Давыдов С.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3-6-летнеко возраста различных типов конституций. // Теория и практика физической культуры. 1995.- №11.
12. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников. / Сост. Н.А. Ноткина. - СПб: Образование, 2003.
13. Кабанов Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста. - Минск, 2002.
Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. Просвещение. 1989.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. – М.:ВАКО, 2004.
Ковалько В.И. Методические рекомендации по физической культуре 1 – 4 класс,2005год.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 1 класс: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. – М.:ВАКО, 2008.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 2 класс: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. – М.:ВАКО, 2008.
19. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 3 класс:
20. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2000.
21. Самборский А.Г., Никифоров А.А. Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры. Сборник материалов для учителей физической культуры Белгородской области, 2007 год.