Рабочая программа внеурочной деятельности Информатика и ИКТ 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Информатика и ИКТ 3 класс
Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Настоящая образовательная программа внеурочной деятельности дает возможность учащимся 3 класса приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, научиться применять компьютер как средство получения новых знаний.
Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Педагогическая целесообразность программы «Информатика и ИКТ» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
« Утверждаю» Приказ № от 28.08.15 г. Директор МБОУ»Воронинская СОШ» ___________ Муцина Л.А.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«ИНФОРМАТИКА и ИКТ»
для 3 класса
начального общего образования
·
Учитель Трупп Светлана Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Настоящая образовательная программа внеурочной деятельности дает возможность учащимся 3 класса приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, научиться применять компьютер как средство получения новых знаний.
Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Педагогическая целесообразность программы «Информатика и ИКТ» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.
Настоящая программа «Информатика и ИКТ» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеурочной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией.
Компьютер как техническое средство обучения начинает более широко применяться в учебном процессе. Его применение повышает у учащихся мотивацию к обучению. Научившись работать с универсальными компьютерными программами, учащиеся могут в дальнейшем совершенствовать свои знания и опыт, осваивая специализированные программы.
Художественно-эстетическому развитию детей, работающих на компьютере, способствуют текстовый редактор Word, графический редактор Paint.
Графический редактор – специальная программа, которая позволяет:
- выполнять рисунки на компьютере;
-автоматически строить простейшие изображения (точки, отрезка прямой, окружности, прямоугольника или более сложных графических фигур);
- производить изменение цвета изображения;
- переносить фрагменты изображения из одной части чертежа в другую;
- удалять фрагмента изображения
- выводить рисунки на печать;
- сохранять рисунки на дисках.
Графический редактор Paint является растровым редактором, в котором рисунки состоят из отдельных точек – пикселей.
Встроенная векторная графика в текстовый редактор Word позволяет создавать рисунки из отдельных графических примитивов (линия, прямоугольник, овал и т. д.).
Офисное приложение MicrosoftOfficePowerPoint прививает младшим школьникам навыки работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности.
Основой деятельности программы «Информатика и ИКТ» является освоение детьми компьютера, изготовление поздравительных открыток, приглашений, плакатов, участие в оформлении различных мероприятий, привитие навыков пользования информационными средствами, умением работать с информацией при создании презентаций.
Дополнительная образовательная программа «Информатика и ИКТ» имеет научно-техническую направленность.
Цель программы:овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, создание условий для формирования художественного вкуса, мышления и творческого развития путем углубленного изучения программы Paint, Word.
Задачи программы:
Обучающая:
§ раскрыть роль рисунка, как части графики, в жизни общества;
§ обучить работе с компьютерной программой Paint;
§ сформировать художественные навыки на уровне практического применения.
· освоение первоначальных навыков в работе на компьютере в программе MicrosoftOfficeWord;
Развивающая:
§ развивать художественный вкус и эстетическое восприятие окружающего мира;
§ включить учащихся в творческую деятельность;
§ овладение умением работать с различными видами информации, в т. ч. графической, текстовой, звуковой, приобщении к проектно-творческой деятельности
Воспитывающая:
§ создать комфортную обстановку в творческом коллективе;
Дополнительные задачи программы:
· освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе;
· овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
· приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
· развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
Описание места предмета «Информатика и ИКТ»
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности «Информатика и ИКТ» изучается в 3классе один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часов (34 учебных часа)
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ предмета:
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
*основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
*основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
*основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
*основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
Результаты изучения курса
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД
Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Нравственно-этическое оценивание
Усвоение основного содержания разделов «Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности», создание различных информационных объектов с помощью компьютера. Соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?» Использование в курсе «Информатика» специальных обучающих программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих осознанию их практической значимости.
Регулятивные УУД
Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Планирование и целеполагание
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.
Контроль и коррекция
Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» как создание информационной среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Сличение способов действия и его результата. Внесение исправлений в алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном, внесение изменений в случае необходимости.
Оценивание
Система заданий из раздела «Твои успехи», а также все задания, для самостоятельного выполнения которых необходимо использовать материал, изученный за полугодие.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
Знаково-символическое моделирование:
составление знаково-символических моделей, пространственно-графических моделей реальных объектов;
использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
табличные моде ;
опорные конспекты – знаково-символические модели.
* Смысловое чтение:
анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации;
работа с различными справочными информационными источниками.
* Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий: составление алгоритмов формальных
исполнителей.
Постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.
Логические универсальные действия
Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения.
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов: решение заданий на создание алгоритмов упорядочивания объектов.
Синтез как составление целого из частей в виде схемы, в форме объёмного макета из бумаги, с помощью компьютерной программы.
Составление алгоритмов исполнителя «Художник», цель которых – собрать архитектурные сооружения русской деревянной архитектуры из конструктивных элементов.
Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов.
Построение логической цепи рассуждений:
введение и усвоение понятий «Истинное» и «Ложное» высказывания;
сложные высказывания;
задания на составление логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД
Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
Деятельность обучающихся в условиях внеурочных мероприятий.
Условия реализации программы.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
Фронтальная - подача учебного материала всему коллективу учеников
Индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
Групповая - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Данная программа рассчитана один год обучения: 34 часа в год.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
По окончанию обучения учащиеся научатся:
Знания:
- понятие фрагмента рисунка;
- понятие файла;
- точные способы построения геометрических фигур;
- понятие пикселя и пиктограммы;
- понятие конструирования;
- что такое информация;
- что такое объект;
- основные способы работы с информацией в программе Paint;
Умения:
- уверенно и легко владеть компьютером;
- самостоятельно составлять композиции;
- видеть ошибки и уметь их исправлять;
- знать терминологию;
- быстрота исполнения работы
- вставлять картинки из файлов;
Способы определения результативности занятий.
- Наблюдение
- Устный контроль
- Практическая работа
- Тестирование
Примерная структура занятия соответствует валеологии:
- Организационный момент (2 мин.).
- Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—4 мин).
- Объяснение нового материала (10—15 мин).
- Физкультминутка (2 мин)
- Работа за компьютером (15 мин).
- Релаксация (2 мин)
- Подведение итогов (3 мин.).
Отличительные особенности программы
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование)
Текущий в форме наблюдения:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-практические работы;
-творческие работы обучающихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Знакомство с компьютером. (2 часов)
Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Программа графический редактор Paint. (3 часов)
Знакомство с графическим редактором Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов, умение применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.
Создание рисунков. (5 часов)
Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Создание рисунка на заданную тему и по выбору. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Знакомство с компьютером: файлы и папки. (2 часа)
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
Создание текстов. (8 часов)
Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.
Создание печатных публикаций. (5 часов)
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. Печать текста с вставленным графическим объектом.
Поиск информации. (1 час)
Способы компьютерного поиска информации: поиск файлов с помощью файловых менеджеров. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
Структура курса
Содержание курса
Кол-во часов
Перечень универсальных действий обучающихся
Правила ТБ при работе в компьютерном классе. Устройства ввода, вывода. Назначение компьютера в современной жизни
2
Личностные:
готовность к самообразованию и самовоспитанию
Коммуникативные:
беседа, формулирование вопросов
Познавательные:
научится строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Регулятивные:
самоконтроль
Работа с клавиатурой. Клавиатурный тренажёр.
5
Личностные:
готовность к самообразованию и самовоспитанию
Коммуникативные:
консультация, обмен новыми знаниями с одноклассниками
Познавательные:
научится основам ознакомительной, изучающей, усваивающей и поисковой работы;
Регулятивные:
планирование работы, самоконтроль
Графический редактор Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс. Работа с инструментами.
10
Личностные:
готовность к самообразованию и самовоспитанию
Коммуникативные:
консультация, обмен новыми знаниями с одноклассниками
Познавательные:
научится осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Регулятивные:
самоконтроль
Использование редактора Paint для моделирования различных графических объектов
14
Личностные:
готовность к самообразованию и самовоспитанию
Коммуникативные:
консультация у педагога, одноклассников
Познавательные:
научится создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
Регулятивные:
определение цели работы, планирование работы, самоконтроль
Конкурс на лучший рисунок. Защита работ.
3
Личностные:
адекватная позитивная самооценка
Коммуникативные:
выступление перед одноклассниками
Познавательные:
научится структурировать информацию, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий
Регулятивные:
планирование защиты работы, самоконтроль
Содержание программы.
1. Графические возможности компьютера - 34часа.
Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Типовые действия с объектами. Инструменты графического редактора. Создание растровой и векторной графики.
На теоретических занятиях:
- Возможности графического редактора Paint;
- особенности растровой и векторной графики;
- основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
- технологию создания и редактирования графических объектов.
На практических занятиях:
-создавать и редактировать любой графический объект;
- осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;
Методическое обеспечение программы.
Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять на протяжении обучения в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:
· клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы;
· компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
· компьютерные мозаики;
· графический редактор Paint
Методы обучения.
· Использование литературы по данным направлениям
· Использование словесных методов – объяснения материала, беседа.
· Использование наглядных методов – демонстрация материала
· Методы практической работы на компьютерах индивидуально
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс
№ занятия
Тема модуля
Тема занятия
Содержание занятия
Количество часов
Дата проведения по плану
Дата проведения по факту
1-2
Знакомство с компьютером
Вводный урок. Правила ТБ при работе в компьютерном классе.
Устройства ввода, вывода. Назначение компьютера в современной жизни. Клавиатурный тренажёр
Правила поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером.
Компьютерные программы. Операционная система.
Рабочий стол.
Компьютерная мышь.
Клавиатура.
Включение и выключение компьютера.
Запуск программы.
Завершение выполнения программы.
2
3-4
Программа - графический редактор Paint.
Роль рисунка в жизни современного общества.
Знакомство с программой - графический редактор Paint. Основные элементы окна Paint.
2
5-6
Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс. Запуск программы, сохранение документа.
Использование графических примитивов.
2
7-8
Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс.
Применение инструментов: карандаш, ластик, кисть, палитра, линия графического редактора Paint.
2
9
Создание рисунков
Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс.
Меню «Палитра»
Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур.
1
10
Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс.
Заливка цветом.
1
11
Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс.
Вставка графического объекта.
1
12
Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс.
Создание рисунка на тему «Природа».
1
13-14
Работа в программе Paint.
Моделирование графических объектов
Создание рисунка на тему «Моя семья».
2
15
Работа в программе Paint.
Моделирование графических объектов
Создание рисунка по выбору.
1
16-17
Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)
Работа с текстовым редактором.
Операции над файлами и папками
Файлы.
Папки (каталоги).
Имя файла.
Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
2
18
Создание текстов
Текстовый редактор
Компьютерное письмо. Текстовые редакторы.
1
19-20
Клавиатурный тренажёр
Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв.
2
21
Создание текстов
Основные операции при создании текстов: сохранение, открытие и создание новых текстов.
1
22-23
Создание текстов.
Буфер обмена.
Основные операции при создании текстов: выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста.
2
24-25
Формат
Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.
2
26-27
Моделирование графических объектов
Создание печатного текста: поздравление с праздником.
2
28-29
Буфер обмена.
Вставка картинки в текст.
2
30
Создание печатных публикаций
Печатные публикации
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка.
1. Дуванов А. А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2012.- 352с.: ил.
2. Практические задания по курсу «Пользователь персонального компьютера». Методическое пособие./Разработано: В. П. Жуланова, Е. О. Казадаева, О. Л. Колпаков, В. Н. Борздун, М. А. Анисова, О. Н. Тырина, Н. Н. Тырина-Кемерово: КРИПКиПРО.- 2011.
Видео-, аудиоматериалы:
1. Видеоматериалы: (Основы работы в графическом редакторе Paint, инструменты программы).