Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что отражая окружающую жизнь в художественных образах, танец воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми. Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.
Образность и сюжетность танца придают ему черты драматизации и сближают с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выгодского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у дошкольников способностей.
Так же на развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по «Танцу»»
Рабочая программа по «Танцу»
Составила: учитель хореографии Жаксыбаева А.А.
Пояснительная записка.
Танец– это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что отражая окружающую жизнь в художественных образах, танец воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми. Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.
Образность и сюжетность танца придают ему черты драматизации и сближают с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выгодского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у дошкольников способностей.
Так же на развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер.
Таким образом, танец – это вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца - музыки, движения и игры.
Программа по предмету «Танец» составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе парциальных программ по танцевальной пластике для детей дошкольного возраста.
Срок освоения программы для детей дошкольного образовательного учреждения составляет 2 года в возрасте пяти лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом дошкольного образовательного учреждения на реализацию предмета «Танец» составляет 66 часов в год. Аудиторные занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (30 мин.). Таким образом, общее количество недельной нагрузки составляет 2 часа (60 мин.). Форма аудиторных занятий – групповая.
Цель программы: формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца.
Задачи программы:
Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода;
развивать воображение и фантазию детей в танце;
познакомить детей с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки;
воспитывать любовь и уважение к искусству, понимание его эстетической ценности.
По окончанию курса учащийся должен
знать:
элементы музыкальной ритмической грамоты;
названия и методику исполнения танцевальных движений;
порядок исполнения движений;
уметь:
грамотно и легко исполнять танцевальные движения;
воспринимать и чувствовать музыку, исполнять движения под музыку;
ориентироваться в пространстве;
анализировать и оценивать музыкальные и хореографические произведения;
импровизировать, и воспроизводить танцевальные образы в соответствии с характером музыки.
Учебно-тематический план.
№
п/п
Название темы
Общее количество часов
В том числе
теории
практики
1 год обучения
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Азбука музыкального движения
10
10
3.
Танцевально-образные движения
16
16
4.
Основные рисунки танца
12
12
5.
Элементы танца
20
20
6.
Музыкально - подвижные игры
6
6
Итого:
66
1
65
2 год обучения
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Азбука музыкального движения
12
12
4.
Пространственные перестроения. Рисунки танца
14
14
5.
Танцевально-образная импровизация
10
10
6.
Элементы танца
20
20
7.
Музыкально - подвижные игры
8
8
Итого:
66
1
65
Содержание программы.
1 год обучения.
1.Вводное занятие.
Знакомство детей с преподавателем и учебным предметом. Знакомство с правилами поведения в школе и в классе.
2.Азбука музыкального движения.
Подготовительная часть урока, направленная на организацию и подготовку детей к освоению материала.
Поклон-приветствие;
постановка корпуса, рук, ног, головы;
танцевальная разминка (различные упражнения на разогрев опорно-двигательного аппарата):
- повороты и наклоны головы;
- упражнения для плеч (поднимание и опускание, вместе и поочередно);
- упражнения для рук и кистей (сжатие и разжатие пальцев, вращательные движения кистей)
- наклоны корпуса вперед и в сторону;
- положение ног «Птичка» - натянутый носок, «Утюжок» - сокращенная стопа, «Флажок» - поднимание ноги до колена с натянутой стопой;
- «Пружинка» - небольшие приседания на двух ногах.
понятие направления движения: вправо – влево, по линии танца – против линии танца;
3.Танцевально-образные движения.
«Звероритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии с четверостишьями.
Кошка села на окошко,
Стала кошка лапки мыть,
Понаблюдав за ней немножко,
Мы все движенья можем повторить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях, изображаем кошку, которая моет лапки).
Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Змея ползет тропой лесной,
Как лента по земле скользит,
А мы движение такое,
Рукою сможем все изобразить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).
Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед)
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Стоит цапля на болоте,
Ловит клювом лягушат,
И так стоять совсем не трудно
Для нас, для тренированных ребят.
Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые, голову повернуть на правое плечо).
Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)
Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Ветер деревце качает,
Хочет ветку наклонить,
Понаблюдав за ним немножко
Мы все движенья сможем повторить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).
Три, четыре, пять – повтори опять (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Мартышка к нам спустилась с ветки,
Мартышку надо уважать
Ведь обезьяны наши предки,
А предкам детки, надо подражать.
Раз, два, три – ну-ка повтори.
Три, четыре, пять – повтори опять (повторяем все движения вместе).
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Этюд, имитирующий действия человека.
Жила была бабка (руками изображаем как «бабка» надевает платок)
у самой речки (правая рука перед собой делает волнистые движения).
Захотелось бабке («бабка» надевает косынку)
искупаться в речке (руки выводим вперед, затем в стороны, изображая плавание).
Она купила себе мочало (на высоких полупальцах на месте разворачиваем пятки то вправо, то влево, при этом кулачками трем животик круговыми движениями).
Наша песня хороша (разводим руки в сторонычерез I позицию)
начинай сначала! (топнуть правой ногой и руки закрыть на пояс).
4.Рисунки танца.
Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг.
Круг.Отработка навыков двигаться по кругу:
по линии танца, против линии танца;
лицом и спиной;
по одному и в парах;
сужать и расширять круг.
Линия.Движения в линиях вправо и влево, вперед и назад. «Змейка» - движение по линии друг за другом, перестраиваясь в круг.
Колонна.Понятие «колонна». Движение в колонне вперед. Движения в колонне на месте.
5.Элементы танца.
Изучение танцевальных движений и комбинаций на основе проученных движений.
Танцевальные движения:
Основные шаги:
бытовой;
с носка (танцевальный шаг);
с каблука;
на полупальцах.
Шаг польки;
Подскоки на месте и с продвижением по кругу;
Боковой галоп;
Марш на месте и в продвижении;
Боковой приставной шаг;
Боковой приставной шаг с пружинкой
Притопы на месте;
Прыжки на месте.
Танцевальные комбинации составляются в сочетании различных движений с хлопками, притопами и т.д.
6.Музыкально-подвижные игры.
«У оленя дом большой»
«Тихо – громко»
«Ручки, ножки потанцуйте»
«Мыши и мышеловка»
2 год обучения.
1.Вводное занятие.
Повторение и обобщение материала прошлого года. Подготовка детей к занятиям по предмету на новый учебный год.
2.Азбука музыкального движения.
Подготовительная часть урока, направленная на организацию и подготовку детей к освоению материала.
Поклон-приветствие;
основные позиции рук и ног: I, II, III;
port de bras для рук;
танцевальная разминка (различные упражнения на разогрев опорно-двигательного аппарата): повторение пройденного материала с усложнением ритмического рисунка упражнений, координации, пространственного построения;
Линия.Движения в линиях вправо и влево, вперед и назад в парах. «Расческа» - смена линий поочередно, одновременно.
Колонна. Перестраивания из одной «Колонны», в две, четыре. Понятие «Ручеек».
Элементы танца.
Изучение танцевальных движений и комбинаций на основе классического, народного, бального танцев.
Танцевальные движения:
Основные шаги:
переменный;
с каблука;
с высоким подниманием колена;
с отбрасыванием голени назад.
Шаг польки в сочетании с подскоками, бегом с захлестом;
Шаг вальса (вальсовая дорожка);
Хороводный шаг;
Боковой галоп в сочетании с подскоками;
«Ковырялочка» с притопом;
«Моталочка»;
Вынос ноги на каблук вперед и в сторону;
Перескоки с ноги на ногу;
Притопы на месте в сочетании с хлопками;
Повороты на полупальцах вправо, влево.
Танцевальный бег на полупальцах.
Танцевальные комбинации могут исполняться в паре в сочетании с различными перестроениями.
Танцевально-образная импровизация.
Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление в движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий (например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений природы и неодушевленных предметов.
Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д.
Изображение неодушевленных предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд едет, самолет летит, ракета стартует и т.д.
Через танцевальные элементы предложить детям изобразить как помогают дома маме, папе (например: забиваем гвоздь, подметаем пол, моем посуду, стираем белье и т.д.).
Музыкально-подвижные игры.
«Дирижер - оркестр»
«Цапля и лягушата»
«Плетень»
«Мыши и мышеловка»
Контроль и учет результатов учебной деятельности учащихся.
На занятиях по учебному предмету «Танец» педагог направляет, анализирует и координирует работу учащихся, осуществляет систематический поурочный контроль их учебной деятельности, который определяет уровень музыкального, ритмического, физического развития ребенка.
Текущий контроль результатов творческой деятельности ведется педагогом на рядовых уроках и концертных выступлениях. Итоговая аттестация проводится в конце года в форме контрольного открытого урока для родителей.
Оценка уровня физической подготовки и степени усвоения учащимися учебного материала выставляется по III уровням успеваемости - высокий, средний, низкий.
Оценка
Критерии оценивания выступления
Высокий
Учащийся хорошо развит физически, систематически посещает занятия, знает и грамотно исполняет учебный материал, внимателен и активен на уроке, реагирует и выполняет требования преподавателя. Эмоционален, проявляет творческую активность.
Средний
Учащийся физически развит, систематически посещает занятия, знает учебный материал, может самостоятельно его исполнить с незначительными ошибками. Внимателен на уроке, реагирует и выполняет требования преподавателя в силу своей физической подготовки, к концу урока может присутствовать небольшая усталость.
Низкий
Учащийся слабо развит физически, быстро устает на уроке, не активен, не внимателен, не эмоционален, не может самостоятельно исполнить учебный материал.
Методическое обеспечение
Танец способствует развитию координации, моторной памяти, выработке здоровой осанки. Систематические занятия соразмерно развивают фигуру, могут помочь в устранении некоторых физических недостатков.
Занятия по предмету «Танец» должны быть разнообразными по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, упражнения тренировочного характера, разучивание повторение танцев) и по методам работы. Эффективны такие методы, как беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание и разбор музыки, показ педагогом движений, постоянное повторение пройденного материала, музыкальные игры и импровизации.
Весь процесс обучения строится на сознательном усвоении навыков. Это пробуждает у детей интерес к занятиям. Поэтому урок следует выстроить таким образом, что бы ребенок быстро не уставал и смог сконцентрировать свое внимание на том или ином виде деятельности. Так как дети дошкольного возраста еще не обладают достаточно развитой волей, упорством и самоорганизацией, то для них будут привлекательными занятия, построенные на простом материале с элементами игры и соревнования. Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и то же движение, это так же быстро утомляет детей и снижению уровня усвоения материала.
Так как опорно-двигательный аппарат ребенка еще не до конца укреплен, он не может долго удерживать корпус в подтянутом состоянии, поэтому педагог должен учитывать особенности развития ребенка и увеличивать физическую нагрузку постепенно.
На уроке следует закреплять все навыки, выработанные раньше, повторять пройденные движения и фигуры, объединяя их в небольшие танцевальные композиции. Разучивание танцев проводится в такой последовательности:
- вводное слово педагога (перед разучиванием танца педагог сообщает сведения об истории его возникновения), знакомит с темпом, характером, ритмическим рисунком танца.
- разучивание элементов танца, танцевальных движений, рисунка танца (педагог объясняет и сам показывает движения, затем ученики повторяют).
Движения разучиваются сначала под счет, затем под музыку. Дети повторяют движения вместе с педагогом, а затем самостоятельно; при этом педагог обращает внимание детей на ошибки и поправляет их.
Важно сформировать у детей представление о танцевальном образе. Первое представление о танцевальном образе и, соответственно, о стиле исполнения мы получаем, прослушивая музыку.
Основная работа над танцевальным образом начинается с разучивания движений танца, отработки поз и положений рук. Показ педагога поможет ученикам увидеть типичные черты образа.
Список рекомендуемой методической литературы.
Амонашвили Ш. А.: Школа жизни. //М. Изд. дом Ш. А.Амонашвили, 2000.
Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1993г.
Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. Москва 2000г.
Ерохина О.В Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на – Дону «Феникс» 2003г.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.
Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.
Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. А.: Учите детей танцевать.// Владос, 2004.
Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.
Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972.
Горшкова Е. О музыкальном творчестве в танце. – Дошкольное воспитание, 1991. – №12.