Программа направлена на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их потребности в движении, развитие двигательных способностей. Представлены необходимость работы в данном направлении, цели и задачи программы, а так же принципы физического воспитания, используемые в процеессе реализации программы. Подготовительная работа включает в себя возможность освоения детьми техники игры в баскетбол, основных стоек игрока, технике передвижения по площадке. Основная часть работы содержит обучение детей более сложным техническим и тактическим приёмам игры. в поурочном планировании представлены разделы программы, темы занятий, виды деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Школа мяча".»
Пояснительная записка.
Программа направлена на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных задатков, а также развитие двигательных способностей в выполнении широкого спектра технических и тактических навыков владения мячом, в соответствии с установкой игровой ситуации. Программа полностью построена на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей. Занятия проводятся с большим использованием игровых упражнений с мячом, игр с предметами, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность и точность выполнения упражнений с мячом. Содержание программы сориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма. Занятия проходят в спортзале школы и на спортивной площадке 1 раз в неделю, продолжительность – 45 минут.
1. Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин: 1. Недостаточная двигательная активность детей в течение дня.
2. Большая загруженность статическими занятиями.
3. Желание родителей видеть ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным.
2. Цель работы: освоение техники игры в баскетбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
3. Задачи «Школы мяча»: 1.Дать детям представление о сущности игры в баскетбол, ее правилах (ведение мяча двумя и одной рукой, передача мяча в статическом положении и при движении, броски в щит и корзину и т.д.)
2.Изучить основные методы, необходимые для проведения игры в баскетбол: формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и умение применять их в игровой ситуации.
3.Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с ним.
4.Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
5.Развивать умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
6.Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
7.Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
4. Принципы физического воспитания: 1.Всестороннее и гармоническое развитие личности;
I. Подготовительная работа. 1. Дети должны освоить технику игры в баскетбол, состоящую из двух видов действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру (стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения).
2. Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину.
3. Основная стойка баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед, тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. 4. Руки согнуты в локтях и находятся около туловища.
5. Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами.
II. Обучение способам действия. 1. Учить детей остановкам необходимо в такой последовательности: остановка после ходьбы, потом после бега в медленном темпе, после бега в быстром темпе и неожиданная остановка
2. Учить ребенка правильно держать мяч: и.п. держать мяч на уровне груди обеими руками, при этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук лежат сзади/сбоку, пальцы широко расставлены.
3. Учить детей встречать мяч руками, следить за его полетом.
4. Мяч в руках долго не задерживать, действовать быстро (передавать его другому, бросать, вести и т.д.).
5. При передаче мяча держать его на уровне груди.
6. Ведение мяча осуществлять с высоким отскоком.
7. Учить ребенка правильно держать спину, не наклоняться к мячу, видеть площадку, не бить по мячу, а толкать его вниз, вести вперед – сбоку, а не прямо пред собой, смотреть вперед, а не вниз на мяч.
8. Забрасывать мяч в корзину двумя руками от груди ( при этом способе игрок описывает небольшую дугу и, выпрямляя руки вверх бросает мяч в корзину.
9. Одной рукой от плеча (мяч находится на ладони согнутой в локтевом суставе и придерживается другой; слегка согнутые ноги выпрямляются, одновременно рука с мячом выносится вперед-вверх и мяч толчком кисти руки направляется в корзину).
10. Первоначальное расстояние до корзины в период обучения броскам по кольцу 1м, потом 2 -2,5м, высота детского щита с корзиной 1,5 – 2м.
Поурочное планирование
Раздел программы
№
Тема занятия
Виды деятельности
1.Индивидуальное
владение мячом.
1.
ТБ на занятии, перемещение, передача двумя руками.
Техника безопасности на занятии.
ОФП.
Основная стойка игрока.
Перемещение в стойке боком, лицом.
Упражнения с резиновым мячом на месте, передача в парах отскоком от пола.
Подвижные игры с мячом.
2.
Передача мяча от груди в стену и ловля его.
ОФП.
Основная стойка игрока.
Перемещение в стойке боком, лицом.
Упражнения с мячом на месте, передача в парах отскоком от пола.
Подвижные игры с мячом.
3.
Перемещение, стойка игрока, владение мячом на месте.
ОФП.
Основная стойка игрока.
Перемещение в стойке боком, лицом.
Упражнения с мячом на месте.
Подвижные игры с мячом.
4.
Перемещение, владение мячом на месте.
ОФП.
Перемещение в стойке боком, лицом.
Упражнения с мячом на месте.
Подвижные игры с мячом.
5.
Владение мячом на месте, броски.
ОФП.
Перемещение в стойке боком, лицом.
Упражнения с мячом на месте.
Броски в стену и ловля мяча от стены.
Подвижные игры с мячом.
6.
Владение мячом на месте, броски.
ОФП.
Перемещение в стойке боком, лицом.
Упражнения с мячом на месте.
Броски в стену и ловля мяча от стены.
Подвижные игры с мячом.
7.
Подвижные игры.
Подвижные игры с мячом и без мяча.
Эстафеты с мячом.
2.Упражнения и игры с передачей мяча.
8.
Передача мяча двумя руками от груди.
ОФП.
Броски мяча от груди в стену и ловля его.
Броски мяча от груди в стену и ловля его с отскоком от пола.
Передача мяча двумя руками в парах.
Подвижные игры с мячом.
9.
Передача мяча двумя руками от груди.
ОФП.
Броски мяча от груди, от плеча в стену и ловля его.
Передача мяча двумя руками в парах.
Подвижные игры с мячом.
10.
Виды передач мяча двумя руками.
ОФП.
Броски мяча от груди, от плеча в стену и ловля его.
Передача мяча двумя руками в парах:
- от груди,
- от плеча,
- из-за головы.
Подвижные игры с мячом.
11.
Виды передач мяча двумя руками.
ОФП.
Броски мяча от груди в стену и ловля его.
Передача мяча двумя руками в парах:
- от груди,
- от плеча,
- из-за головы.
Подвижные игры с мячом «Успей поймать».
12.
Передача мяча двумя руками.
ОФП.
Передача мяча двумя руками в парах, тройках:
- от груди,
- от плеча,
- из-за головы.
Передача мяча в шеренге, в колонне.
Подвижные игры с мячом «Успей поймать», «Гонка мячей по кругу».
13.
Передача мяча двумя руками.
ОФП.
Передача мяча двумя руками в парах, тройках:
- от груди,
- от плеча,
- из-за головы.
Передача мяча в шеренге, в колонне.
Подвижные игры с мячом «Успей поймать», «Гонка мячей по кругу».
14.
Подвижные игры.
Подвижные игры с мячом и без мяча.
3.Упражнения и игры с ведением мяча.
15.
Ведение мяча на месте.
ОФП.
Способы ведения мяча на месте.
Способы ведения мяча на месте и броски в стену.
Подвижные игры с мячом «Успей поймать», «Гонка мячей по кругу».
16.
Ведение мяча с продвижением вперёд.
ОФП.
Способы ведения мяча на месте.
Способы ведения мяча на месте и броски в стену.
Ведение мяча с продвижением вперёд.
Подвижные игры с мячом «Успей поймать», «Гонка мячей по кругу».
17.
Ведение мяча с продвижением вперёд.
ОФП.
Способы ведения мяча на месте.
Способы ведения мяча на месте и броски в стену.
Ведение мяча с продвижением вперёд.
Подвижные игры с мячом «Успей поймать», «Гонка мячей по кругу».
18.
Ведение мяча с продвижением вперёд, передача после ведения.
ОФП.
Способы ведения мяча на месте.
Ведение мяча с продвижением вперёд.
Передача в парах после ведения.
Подвижные игры с мячом «Зайчик».
Эстафеты с ведением и передачей мяча.
19.
Ведение мяча с продвижением вперёд, передача после ведения.
ОФП.
Способы ведения мяча на месте.
Ведение мяча с продвижением вперёд.
Передача в парах после ведения.
Подвижная игра с мячом «Зайчик».
Эстафеты с ведением и передачей мяча.
20.
Подвижные игры.
Подвижные игры с мячом и без мяча.
4.Броски мяча в цель.
21.
Броски мяча в цель.
ОФП.
Способы ведения мяча на месте.
Броски мяча в цель.
Броски мяча в цель после ведения на месте.
Подвижная игра «Зайчик».
22.
Броски мяча в кольцо.
ОФП.
Способы ведения мяча на месте.
Броски мяча в кольцо.
Броски мяча в цель после ведения на месте.
Подвижная игра «Перестрелка».
23.
Броски мяча в кольцо.
ОФП.
Способы ведения мяча на месте.
Броски мяча в цель, щиток.
Броски мяча в цель после ведения на месте.
Подвижная игра «Перестрелка».
24.
Подвижные игры.
Подвижные игры с мячом и без мяча.
5.Подвижные игры с мячом.
25.
Подвижные игры с мячом.
ОФП.
Эстафеты с мячом.
Подвижные игры с мячом «10 передач», «Снайпер».
26.
Подвижные игры с мячом.
ОФП.
Подвижные игры с мячом «10 передач», «Снайпер».
27.
Подвижные игры с мячом.
ОФП.
Подвижные игры с мячом «Мяч водящему», «Перестрелка».
28.
Подвижные игры с мячом.
Подвижные игры с мячом «Мяч водящему», «Перестрелка».
Эстафета. Играют две – три команды, которые выстраиваются в колонны по одному у лицевой линии. Перед каждой колонной расставляются 4 – 5 стоик на расстоянии 1,5 – 2 м. По сигналу учителя ученики, стоящие первыми начинают бег с ведением мяча, обегая стойки змейкой. Обегают последнюю стойку, возвращаются назад, передают мяч, а сами встают в конец колонны. Команда, игроки которой первыми выполнили упражнение, выигрывает.
Передал – садись! Играющих выстраивают в две – три колонны. Перед ними на расстоянии 2 –4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча) первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следует передачи вторым игрокам и т.д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх – и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.
Быстрая передача. Играющие в парах. Расстояние между учениками 4 – 5 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 10 (15,20) передач, выигрывает.
Бросай – беги. Играющие стоят в двух разомкнутых на 3 – 4 шага шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая на второй-первый. Первые номера – одна команда, вторые – другая, У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший, передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т.д. Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и передают мяч по диагонали напротив, т.е. игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми вернуться на свои места. Команда, сделавшая это первой, выигрывает.
Мяч среднему. Играющих делят на две команды, которые образуют два круга. В центре каждого круга становится игрок с баскетбольным мячом. По сигналу игроки в центре поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает его вверх. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок, получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и только после этого передать мяч обратно.
Эстафета с ведением мяча. Играющие в двух – трех колоннах выстраиваются параллельно друг другу у лицевой линии. По сигналу первые ведут мяч до отмеченного места, останавливаются, бросают мяч в стену и ловят (вращают его вокруг себя; переводят с ведением мяч под ногой; и т.д.) С ведением возвращаются в конец колонны и прокатывают мяч первому под ногами всех участников. Следующие все повторяют. Команда, закончившая первой, побеждает.
Борьба за мяч. Играют две команды на баскетбольной площадке. Учитель в центре подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются отбить его одному из своих игроков. Овладев мячом, игроки передают мяч друг другу (можно с ведением), а игроки противоположной команды пытаются овладеть мячом. Команда, сделавшая 10 передач подряд, получает очко. После этого игру начинают с центра. Команда, набравшая большее количество очков, побеждает.
Колесо. Играющие стоят в колоннах по три, расставленных лучами по окружности лицом от центра. У первых игроков по мячу. По свистку первые игроки бегут с ведение мяча по кругу, обегая колонны (в одном заданном направлении). Добегая до своей колонны, передают мяч из рук в руки первому, а сами встают в конец колонны. И так до тех пор, пока первый вновь не становится в начале. Выигрывает команда, выполнившая задание первой.
Гонка мячей по шеренгам. Две команды выстраиваются шеренгами. У первых игроков по мячу. По сигналу мяч передается стоящему рядом, тот следующему и так до последнего, который в том же порядке передает его назад. Передачи следуют обусловленным способом. Количество игроков в шеренгах одинаково. Выигрывает команда, закончившая передачи первой.
Вызов номеров. Две равные команды встают за лицевой линией с обеих сторон щита. Рассчитываются по порядку номеров, которые сохраняются за игроками на все время игры. Перед каждой командой ставится мяч. Тренер называет номер игрока, например, три. Оба третьих номера выбегают вперед, берут мяч и ведут его до стоек, обводя их, и возвращаются назад, поставив мяч на прежнее место. Затем вызываются другие номера. За каждого игрока, пришедшего первым, команда получает очко. За пять минут нужно набрать большее количество очков.
Эстафета с ведением мяча и броском в корзину. Две команды за чертой в колоннах. Сигнал – первые игроки ведут мяч до щита, бросают в корзину, в случае промаха подбирают мяч и бросают снова до попадания, затем с ведением возвращаются в колонну назад. Передав мяч следующему, стать в конец колонны. При проведении эстафеты второй раз команды меняются местами.
Мяч своему. Две команды по 6-7 игроков. Один из игроков становится в круг (диаметр 2 м) – ловящий. Другой игрок (защитник) становится около круга соперников. Остальные располагаются произвольно. После розыгрыша в центре завладевшие мячом, передавая мяч друг другу, стараются подвести его к кругу и передать своему ловящему. Выигрывает команда, ловящий которой поймал мяч большее число раз за определенное время (5 - 10 минут). Игра по баскетбольным правилам.