Рабочая программа классного руководителя "Мы вместе"
Рабочая программа классного руководителя "Мы вместе"
Цель программы:Научить школьника организовывать свое жизненное и образовательное пространство, научиться планировать свой образовательный маршрут, ставить цели и задачи, планировать действия, успешно социализироваться в обществе.
Задачи:
Создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности;
Развивать творческие способности детей;
Создать условия для самореализации каждого члена классного коллектива;
Создать условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта;
Объединить усилия классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
6. Создание здоровой атмосферы в классе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа классного руководителя "Мы вместе" »
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
«МЫ ВМЕСТЕ!»
Разработчик программы
Классный руководитель 5 «а» класса Шипигусева Светлана Анатольевна
Психолог школы №80 Полушина Татьяна Анатольевна
Формула-кредо классного руководителя:
Класс хорош, если в нем хорошо каждому ребенку!
Цели программы
Научить школьника организовывать свое жизненное и образовательное пространство, научиться планировать свой образовательный маршрут, ставить цели и задачи, планировать действия, успешно социализироваться в обществе.
Задачи программы
Создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности;
Развивать творческие способности детей;
Создать условия для самореализации каждого члена классного коллектива;
Создать условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта;
Объединить усилия классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
Создание здоровой атмосферы в классе
Срок реализации программы
2015 -2016 уч. г
Ожидаемые конечные результаты
Ученик 5 А класса: • мотивирован к учебной деятельности, стремится к улучшению ее результатов;
• способен провести самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности;
• проявляет инициативу и творческий подход к учебной и внеклассной деятельности;
• стремится к сотрудничеству с учащимися и родителями
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Именно в стенах школы ученик познает азы добра и зла, милосердия и сострадания, понятия чувства долга и правил поведения в классе, учебном заведении, на улице и в общественных местах. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей, сталкивается с доселе незнакомым понятием – одноклассники. Как воспитать в ребёнке верность дружбе и товариществу, умение жить среди ровесников, ценить дружбу и понимать чувство локтя своих друзей?
Ребёнок всегда должен оставаться ребёнком – весёлым, непоседливым, всем-всем интересующимся. Чтобы глаза горели на уроках и вне их. Чтобы ему нравилось учиться, жить жизнью класса, школы.
Программа «МЫ ВМЕСТЕ» предназначена для определения направлений развития коллектива учащихся класса, так и каждого участника образовательного процесса. Направлена на организацию школьником своего жизненное и образовательное пространства, успешной социализации в обществе
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни подростков
Основная образовательная программа общего образования МАОУ «СОШ №80»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (http://standart.edu.ru);
Методические рекомендации о расширении деятельности детский и молодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо Минобразования России от 11.02.2000 № 101/28-16);
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001 №90/30-16);
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30-51-433/16);
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели:
Научить школьника организовывать свое жизненное и образовательное пространство, научиться планировать свой образовательный маршрут, ставить цели и задачи, планировать действия, успешно социализироваться в обществе.
Задачи воспитательной работы в классе
Создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности;
Развивать творческие способности детей;
Создать условия для самореализации каждого члена классного коллектива;
Создать условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта;
Объединить усилия классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
Задачи воспитательной работы в области формирования:
личностной культуры
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
социальной культуры
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
семейной культуры
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
В области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
11-13 лет (возраст пятиклассников) - возраст, пограничный между детством и отрочеством.
Пятиклассников отличает необыкновенная познавательная активность, любознательность, широта познавательных интересов: история, философия, астрономия, политика, экология, магия и многое другое, казалось бы совершенно не связанное с повседневной жизнью подростка.
Правда, психологи отмечают, что интересы эти поверхностны, разбросаны, неустойчивы, а главное, зачастую далеки от школьной программы.
Главным и определяющим для подростков становится общение со сверстниками. Интересы и увлечения - лучшее средство для такого общения. Подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья. Отсюда и характерная для подростков «мода» на увлечения, когда какое-нибудь хобби внезапно охватывает весь класс или даже всю школу, а потом этот интерес так же внезапно гаснет.
Доктор психологических наук А. Прихожан** отмечает, что подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы - от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Например, «мода» нюхать различные бытовые химические препараты приводит к детской токсикомании.
Причем для подростков-пятиклассников характерна безоглядность увлечений, когда любой ситуативный интерес может стать сверхценным, чрезмерным.
Вместе с тем у младших подростков встречается и полное отсутствие увлечений. Причин этого много: и отсутствие интересов у окружающих взрослых, и их настойчивость в развитии какого-либо интереса у подростка, и социальные условия. Отсутствие интересов может быть и следствием неуверенности в себе. Трудности и неуспехи в новой сфере могут привести к апатии, разочарованию.
Отсутствие интересов у подростков часто бывает следствием «отказа от усилия», стремления без особого труда преодолеть скуку и найти себе какое-то развлечение.
Такие подростки легко попадают под чужое влияние, становятся членами асоциальных группировок, а значит, требуют особого внимания родителей и педагогов.
Укрепление самооценки подростка, обучение приемам самоанализа, самоорганизации являются важными факторами, способствующими развитию познавательного интереса.
.На развитие интересов подростка влияют и общая атмосфера школы, увлеченность педагогов, познавательная активность сверстников
В жизни пятиклассника возникают новые проблемы, успешность решения которых определяет и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку.
Залог успешности программы воспитания - создание таких условий (в классе, школе), в которых ребенок чувствует себя так же хорошо и комфортно, как и в семье. Этот принцип должен распространяться на все связи в цепи: ученик - сверстники - учитель - социум. Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия - такова главная цель совместной работы классного руководителя и пятиклассников.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Отличительные особенности программы обусловлены возрастными особенностями пятиклассников.
Психологические характеристики возраста.
самосознание: интересуются своей личностью, формируется самооценка, которая влияет на эмоциональное состояние; формируется относительно независимая от мнения взрослых мораль, появляется склонность к поискам кумира, способность к философским размышлениям; следствие - нужны беседы по душам, нельзя уходить от вопросов на личные темы;
конформизм: ориентируются на мнение сверстников, стремятся завоевать авторитет в группе (иногда не вполне адекватными способами); следствие - нет смысла критиковать подростковую мораль и тем более заниматься нравоучениями;
коммуникативная активность: общение со сверстниками имеет первостепенную важность, причем не только разговоры, но и игры, флирт, борьба (возня) и т. д.; следствие -нужно организовывать игры, в том числе флиртовые;
эмансипация: стремятся жить и действовать, «как взрослые», это касается и вредных привычек, противодействуют диктату, анализируют поведение взрослых, повышено чувствительны к несправедливости; следствие - поддерживать серьезный, искренний, уважительный тон отношений, избегать «педагогического лицемерия», с пониманием относиться к упрямству;
эмоциональная неустойчивость: тревожны, повышено чувствительны к оценкам окружающих, могут проявлять подростковую жестокость; следствие - относиться с пониманием, не реагировать по принципу «сам дурак»;
активность.: чем активнее жизнь, тем больше она нравится, интересы становятся избирательными; следствие -загружать, предлагать различные виды деятельности;
сексуальность: проявляют серьезный интерес к вопросам пола, преимущественно наблюдая, интересуются возможностями собственного организма; следствие - вести тактичный диалог, рассказывать об этой стороне жизни в здоровом и нравственном ключе.
Как же строить воспитательную работу с младшими подростками?
Задача классного руководителя - создать педагогическое пространство для развития личности ребенка, обогащения его внутреннего мира. Эта работа применительно к пятиклассникам может включать в себя такие направления:
выработка мотивации к учению, к познанию окружающего мира;
привитие истинных трудовых и человеческих ценностей и развенчание лжеценностей;
формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;
формирование личностных качеств, ориентация на положительный идеал;
индивидуальная работа с детьми, внимание к внутреннему миру ребенка;
создание условий для самовыражения и самореализации детей.
Особенности возраста объясняют о с о б е н н о с т и программы:
- целенаправленное обучение школьников коллективной и групповой деятельности;
- предоставление ребенку возможности попробовать себя в различных видах деятельности (проектной, исследовательской, конструкторской, художественной) и разнообразных областях знаний, взаимосвязанное с последующим самоанализом;
- подготовка школьников к определению собственного образовательного маршрута.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление работы
Цели
Формы работы
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Создать условия для развития УУД, необходимых для успешной учебной деятельности пятиклассников, помочь ученику реализовать интеллектуальный потенциал в окружающей жизни
Базовые ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость
Познавательные беседы;
• олимпиады;
• интеллектуальные марафоны;
• общественный смотр знаний;
• месяц науки;
• исследовательские проекты;
Акция «БУНТ» («Большая Уборка Нашей Территории»);
• социальные акции и проекты
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Дать школьникам нравственные ориентиры, научить осознавать нравственные нормы и правила
Базовые ценности:
Нравственный выбор, жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство, свобода совести; толерантность.
• тематические круглые столы
• проблемно-ценностные дискуссии
• марафоны благотворительности
Участие в городском проекте «Тетрадка дружбы»
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека
Воспитание любви к России, своему народу, своему краю, уважение закона, доверия к людям, институтам государства и гражданского общества
исследовательские проекты
экскурсии по памятным местам
акции
встречи с интересными людьми
Формирование ценностного отношения к семье, здоровому образу жизни
Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, способствовать осознанному выбору здорового образа жизни, уважение к родителям, забота о старших и младших
• Беседы о ЗОЖ;
• занятия в спортивных секциях;
• спортивные классные и школьные турниры;
• дни здоровья;
• походы, экскурсии;
• создание информационной рубрики в классном уголке
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
Формирование бережного отношение к родной земле, природе. Воспитание экологического сознания.
Экологические десанты.
Конкурсы плакатов.
Акции.
Классные часы
Воспитание ценностного отношения к прекрасному
Формирование понимания прекрасного, умение видеть, понимать и создавать прекрасное .
Классные часы, проекты
• Занятия объединений художествен) творчества;
художественные выставки; акции в окружающем социуме
ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Месяц
Методика
Цель
ответственные
сентябрь
«Выбор»
Мониторинг здоровья
Цвето диаграмма
Изучение интересов и увлечений обучающихся. Запись в кружки и факультативы. Составление индивидуальных образовательных маршрутов
Заполнения листка здоровья
Классный руководитель
Медработник, кл. руководитель
Психолог школы
Октябрь
«Мой личностный рост»
Индивидуальный образовательный маршрут
Комплексная работа «ЭМУ»
Определение степени активности обучающихся в деятельности по саморазвитию своей личности
Классный руководитель
Психолог
Родители
Ноябрь
Учебная мотивация
Комплексная работа «ЭМУ»
Выявление причин трудностей обучающихся в учебе, оказание помощи
Классный руководитель
психолог
Декабрь
«Какой у нас коллектив»
не знаю какой подобрать тест
Изучение уровня развития коллектива, степени удовлетворенности учащихся коллективом
Классный руководитель
Психолог
Февраль
Диагностика этики поведения
не знаю какой подобрать тест
Цель: выяснить поведение детей в различных жизненных ситуациях, отношение к другим
Классный руководитель
Родители
Психолог
Март
Коммуникативные склонности учащихся
Комплексные задания «ЭМУ»
Цель: выявление коммуникативных склонностей
Классный руководитель
Апрель
Уровень воспитания и социализации
Выявление уровня воспитания и социализации
Классный руководитель
Май
Анкетирование «Мои впечатления от прошедшего учебного года. Выставка достижений. Конкурс портфолио учащихся
Подведение итогов за год, динамика развития личности, коллектива, эффективность воспитательной работы
Тренинги общения (тренинги, которые нравятся самим ребятам);
Праздники семейных традиций;
Поддержка каждого ученика силами самих учеников.
Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет специально организованная педагогом деятельность, тем больше возможностей создастся для целенаправленного воздействие на становление социально ценных отношений школьников к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитание духовных потребностей личности, в том числе в труде, творчестве, общении, в самоотдаче лучшего в себе другим людям. Таким образом, организация воспитывающей и развивающей деятельности – одна из основных задач педагога.
Органы ученического самоуправления в классном коллективе
Коллективная деятельность невозможна без включения самих детей в ее организацию Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив. Самоуправление ставит учеников в совсем особые отношения: ведущий других сегодня становится ведомым завтра, тем самым каждый учащийся учится руководить и подчиняться. Предъявляя требования друг другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы коллектива как свои собственные. Самоуправление позволяет стимулировать гражданскую активность каждого ученика, ставить его в активную позицию творца общей жизни, вооружает навыками ее организации.
Модель развития самоуправления в классном коллективе
Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувства ответственности, взаимопомощи и организаторских способностей школьников. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одной из отделов, координирует и направляет работу которых мэр города-класса. Практическая деятельность в составе одной из 7 отделов способствует становлению самостоятельной и творческой личности.
Общее собрание
Учителя -предметникии
Администрация
школы
Совет старшеклассников
Классный руководитель
Родительский
комитет
Классное собрание
Мэр класса
Актив класса
Отдел СМИ (информац.служба)
Отдел знаний
Отдел здоровья и спорта
Отдел порядка и уюта
Отдел культуры
Учащиеся класса
Актив класса:
Мэр класса - -координирует и направляет работу всех отделов;
заместитель классного руководителя
-помогает учителю составлять план работы;
-организует ученический коллектив на классные и общественные дела
Отдел знаний– фиксируют пропуски уроков учащихся по болезни и без причины, , подводят итоги успеваемости класса за месяц:
ответственный за проверку тетрадей, школьно-письменных принадлежностей;
ответственный за проверку дневников;
ответственный за пропуски уроков;
«Диспетчер» по расписанию;
ответственный за учёбу.
Отдел порядка и уюта– оказывают помощь классному руководителю в дежурстве по школе, распределяет дежурных по постам, организует дежурство в классе, подводят итоги по результатам дежурства:
ответственный за проведение генеральных уборок;
старший дежурный;
ответственный за составление графика дежурства.
ответственный за проведение субботников;
ответственный за сохранность и ремонт мебели в кабинете.
Отдел СМИ– оформляют классный уголок, выпускают классные и школьные газеты к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе, оформляют портфолио класса
летописец;
журналист;
редактор;
оформитель;
Отдел здоровья и спорта– отвечают за популяризацию физкультуры среди учащихся класса, готовят команды класса для участия в спортивных состязаниях, акциях, ведут учёт учащихся питающихся в школьной столовой:
ответственный за питание;
ответственный за проведение акций в неделю добра и другие;
ответственный за формирование команд для спортивных мероприятий;
ответственный за учёт спортивных достижений учащихся.
Отдел культуры– занимаются подбором необходимого материала для подготовки сценариев, викторин, вечеров, праздников в классе, часов общения, информационных часов:
организатор досуга;
сценарист;
режиссёр;
ди-джей.
Для расширения сфер деятельности классного коллектива возможно создание ещё одного структурного элемента самоуправления – службы временных поручений, где каждый может получить новое поручение.
Направления работы с ученическим самоуправлением
Распределение поручений.
Планирование воспитательной работы класса.
Классные собрания.
Организация дежурства по классу.
Организация дежурства по школе.
Работа с активом: “Оказание помощи отстающим и слабым детям”.
Работа с активом класса по подготовке внеклассных мероприятий.
Контроль посещаемости и поведения.
Посещение на дому заболевших детей.
Заседания актива “О выполнении поручений”.
Выпуск стенгазет
Изучение локальных нормативных документов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням*.
• Первый уровень результатов - приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с учителем (классным руководителем, психологом) как значимыми для учащегося носителями положительного социального знания и повседневного опыта. (Формы внеурочной деятельности, соответствующие первому уровню результатов: этическая беседа, познавательная беседа, занятия объединений художественного творчества, социальная проба**, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, образовательная экскурсия.)
• Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. (Формы внеурочной деятельности, соответствующие второму уровню результатов: игра с деловым акцентом, общественный смотр знаний, дебаты, тематический диспут, концерты, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы, художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе и школе, КТД (коллективное творческое дело), трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, школьные спортивные турниры и оздоровительные акции, туристский поход.)
• Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами дружественной среды школы, в открытой общественной среде. (Формы внеурочной деятельности, соответствующие третьему уровню результатов: социально-моделирующая игра, детские внешкольные проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальный марафон и т. п.), проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов; досугово-развлекательные, художественные, спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме; социально-образовательный проект.)
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
Ученик 5 класса:
• мотивирован к учебной деятельности, стремится к улучшению ее результатов;
• способен провести самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности;
• проявляет инициативу и творческий подход к учебной и внеклассной деятельности;
стремится к сотрудничеству с учащимися и родителями.
Реализация данной программы позволит эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки и техники, анализировать результаты деятельности всего
коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
Критерий эффективности функционирования программы
Показатели эффективности функционирования
Способы определения эффективности
Успешная социализация учащихся
Повышение качества образования
Участие в интеллектуальных турнирах
Личностный рост учащихся
Методика «Личностный рост». Накопление и формирование портфолио учеников . Конкурс «Самый классный пятиклассник!»
Развитие лидерских качеств учащихся
Педагогическое наблюдение. Методы экспертной оценки и самооценки учащихся
Устойчивая положительная внутренняя мотивация учащихся к учению
Методика изучения познавательных процессов личности учащихся
Удовлетворение образовательных запросов, требований, ожиданий учащихся, родителей, общества
Анкетирование «Мои впечатления от прошедшего учебного года». Методика «Удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения».
Итоговое мероприятие , совместно с родителями, учителями – предметниками , психологом «В гостях у 5 А класса»- творческий отчет о жизни класса в 2015-2016 учебном году, защита портфолио.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
месяц
Направления воспитательной работы
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Сентябрь
Классное собрание: выборы актива, знакомство с предлагаемыми курсами внеурочной деятельности, составление индивидуальных образовательных маршрутов
Подготовка и выступление агитбригады « БОНД»
Участие в общешкольном походе безопасности
12 сентября 2015
Правила поведения на природе во время похода
Октябрь
Классный час « Моё портфолио» раздел «Моя автобиография»
Цель: научиться писать автобиографию для портфолио
Участие в викторине «Безопасность школьников в сети Интернет», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации .
Генеральная уборка класса
Участие в Контрольном тесте . Математика -2015 .
Контрольный тест — массовое дистанционное мероприятие Центра "Снейл" реализующее регулятивные и познавательные УУД.
Участие в акции «Тетрадка дружбы»
Цели: выявить у учащихся представления о дружбе, доброте, человечности.
Кл. час «Правила дорожного движения»
Цель: формирование навыков соблюдения правил безопасности на дороге.
Посещение аквапарка г.Уфа
Акция «У меня в порядке книжки и тетрадки»
Общешкольное мероприятие « Золотая осень»
Оформление классного уголка
Ноябрь
Классный час « Моё портфолио» раздел «Главные цели, намеченные на учебный год»
Цель:
-определить собственную цель и наметить план её достижения
Классное собрание по итогам 1 четверти, отчет актива о проделанной работе, утверждение плана работы на 2 четверть. ( совместно с родителями)
Поставь оценку классу. Ролевая игра «Открытый микрофон»
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, выявить отношение учеников к школе, классу, учителям, классному руководителю, развитие критического мышления, способности оценивать свои и чужие поступки, воспитание активной жизненной позиции
Классный час «Твое здоровье и питание »
С приглашением мед. работника
Цели:
Сформировать ценное отношение к своему здоровью;
Сформировать представление о влиянии питания на здоровье;
Оценить свое питание и составить рацион в соответствии с принципами рациональности.
Декабрь
Урок «Верность слову»
Цель: знакомство с понятиями «долг», «верность», воспитание чувства ответственности за свои слова и поступки.
Цель: формирование коммуникативных умений; развитие познавательных процессов, умения выражать свои мысли, чувства.
Февраль
Игровая программа «Полоса препятствий»
Цель: расширение кругозора учащихся, развитие познавательной активности, формирование интереса к изучению исторического прошлого России, воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.
Классный час «Как успеть все»
Цель: помочь детям проверить их отношение ко времени, познакомить с советами психологов, которые помогут учащимся научиться управлять своим временем
Классный час «Современный этикет»
Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!».( совместно с родителями)
Март
Индивидуальная работа с учащимися
Классное собрание по итогам четверти
Час общения «Мальчик с девочкой дружил»
Цель: дать представление о разнице характеров, интересов и увлечений мальчиков и девочек, о взаимоуважении как основе отношений, знакомство с основами этикета, создание дружеской атмосферы в классе
Конкурс «Дочки-матери» ( совместно с родителями)
апрель
Классный час «Учитесь делать добрые дела!»
Цели:
Воспитать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу доброты;
формировать знания о бережном отношении к окружающим людям
Май
Классный устный журнал «Страничка моей семьи в победе ВОВ»
Уважай правила дорожного движения
Цель: Способствовать отработке знаний по Правилам Дорожного Движения, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, чувство взаимопомощи
Акция «Посади дерево»
Выездное итоговое мероприятие
«Вот и стали мы на год взрослей»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание программы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей)
Направления духовно-нравственного развития и воспитания
Темы
Формы
(собрания, родительские конференции, совместные мероприятия, открытые уроки, круглые столы и др.)
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Вовлекать родителей в воспитание патриотических чувств у детей.
Организовать совместный праздник родителей и детей, с целью воспитания умения радоваться за свои и чужие успехи.
Приглашение родителей на открытые уроки и классные часы.
Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!».
Конкурс «Дочки-матери»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Включение родителей в деятельность по проведению новогоднего праздника, зимних каникул.
Подготовка и проведение новогоднего вечера.
Выезд в город Великий Устюг
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Особенности организации образовательного процесса в пятом классе. ФГОС -
Предварительные итоги успеваемости за 2,3 четверти, за год
Творческий отчет о жизни класса
Родительское собрание
Совместное мероприятие
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни
Моему ребенку 11-13 лет. Какие опасности их подстерегают.
Формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребёнка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.
Родительское собрание
Круглый стол
Родительское собрание по итогам III четверти «Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка»
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Привлечение родителей к участию в акциях милосердия, «Посади дерево».
Акции, совместные мероприятия
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Праздник «Здравствуй Новый год»
Выездное итоговое мероприятие
«Вот и стали мы на год взрослей»
Совместное участие в конкурсах, акциях. Организация праздников для детей
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Ожидаемые результаты
Критерии отслеживания результата
Методики
Сроки
Охват внеурочной деятельностью
1. Занятость учащихся во внеурочное время
сводная таблица
В течение года
Состояние преступности
1.Отсутствие правонарушений и отсева учащихся;
количество учащихся, состоящих на
учете в ПДН ОВД
В течение года
Уровень воспитанности
1. Уважение к школьным традициям и фундаментальным ценностям;
Анкетирование
Сводная таблица по классу
апрель
Сформированность познавательного потенциала
Освоение учащимися образовательной программы
Развитость мышления
Познавательная активность учащихся
4. Сформированность учебной деятельности
1. Решение комплексной работы ( ЭМУ)
2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
4. Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся
5. Педагогическое наблюдение
В течении года
Апрель-май
Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника
Коммуникабельность
Сформированность коммуникативной культуры учащихся
2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
3.Педагогическое наблюдение.
По четвертям
Сформированность нравственного потенциала
Нравственная направленность личности
. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"
Январь, май
Сформированность физического потенциала
Состояние здоровья
2. Развитость физических качеств личности
1. Состояние здоровья обучающихся
2. Развитость физических качеств личности
3. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика
4. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств
5. Отсутствие вредных привычек
Сентябрь-май
Сентябрь, май
В течение года
Сформированность эстетического потенциала
1.Развитость чувства прекрасного
2.Сформированность других эстетических чувств
1. Наблюдение
В течение года
Результативность в районных и областных мероприятиях
Имидж класса, школы
Сводная таблица
В течение года
Оценка микроклимата в классе
1. Нравственные ценности.
2 . Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Методика Е.А. Степановой «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью классного коллектива».
Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности обучающихся жизнедеятельностью в образовательном учреждении».
Январь, май
Сформированность ученического коллектива
Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
Развитость самоуправления
Сформированность совместной деятельности
Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова;
2. Наблюдение
Декабрь
апрель
Интеграция учебной и внеучебной деятельности.
Рост познавательной активности учащихся.
Анализ результативности участия во внеклассной работе.
Апрель
Источники:
СД-диски:
Организация деятельности классного руководителя. ФГОС. Издательство «Учитель»
Классный руководитель в современной школе. ФГОС. Издательство «Учитель»
Социальное развитие личности. «Сюрпризы» переходного возраста. ФГОС. Издательство «Учитель»
Сборник дисков для классного руководителя: видеопрезентации для классных часов; азбука безопасной жизнедеятельности. Создано ООО «Открытый урок» по заказу ООО «Инфоурок»
Организация внеурочной деятельности. Программы. Конспекты занятий. ФГОС. Издательство «Учитель»