Рабочая программа по предмету «Психологические тренинги» 2 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Главная цель: развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологические тренинги»
«ПРИНЯТА»
Педагогическим советом
Протокол от ___.08.20___ № ____
«СОГЛАСОВАНА»
Заместитель директора по УВР
_______________ О. В.Калганова
«УТВЕРЖДЕНА»
Приказом директора МОБУ лицея №7
от ___.08.20___ № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Психологические тренинги»
для обучающихся 2а, 2б, 2в классов
педагога-психолога
Дорониной А.О.
на 2019/2020 учебный год
Таганрог 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (ст.2 п.п.9,10, ст.19, 21, ст.32 п.2.6)
ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 01.01.2001 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
ООП НОО МОБУ лицея № 7;
Учебный план МОБУ лицея № 7 на 2016-2017 учебный год;
Авторская программа курса «Загадки природы»/ под редакцией А.Н. Юшкова, 2012;
Положение о структуре, порядке рассмотрения и утверждения рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОБУ лицея №7.
Рабочая программа по предмету «Психологические тренинги» 2 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Главная цель: развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Основные задачи:
- помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
- познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
- учить методам и приемам познания себя;
- обучить выражению своих чувств с помощью слов, невербальных и изобразительных средств, развитие умения слушать, создание мотивации на совместную работу;
- научить осознавать качества характера и личностных изменений, развитие навыков коллективного сотрудничества;
- познакомить с понятиями «желания» и «потребности»
- познакомить детей с феноменом борьбы мотивов и осознание своих мотивов
- формировать умения совместно с одноклассниками самостоятельно и инициативно формулировать и обсуждать возникшие у них вопросы;
- учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
-познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
-познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
-научить детей осознавать и называть собственные переживания;
-помочь осознать свои задатки и способности;
-ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.
Общая характеристика предмета.
Настоящая программа «Психологические тренинги» для 2-го класса создана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х. Программа развивающих занятий во 2-м классе. – М.: Генезис, 2012.
На занятиях по "Психологическим тренингам" дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам занятия по "Психологической азбуке" представляют собой развивающие групповые занятия.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Одна из важных особенностей развивающих занятий по программе "Психологические тренинги" заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, и, в конечном счете, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка.
Структура занятий включает в себя, как правило, три основных этапа: подготовительный (повторение пройденного, проверка домашнего задания, подготовка к восприятию материала, настрой на занятие) основной (изложение учителем нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений), подведение итогов и выводы.
Формы организации занятий:
Исходя из цели и задач курса, становится понятным, что в ходе реализации программы курса необходимо использование современных образовательных технологий и методов в преподавании естественнонаучных дисциплин, межпредметной интеграции.
Подходы, положенные в основу курса, подразумевают использование развивающих возможностей групповых форм работы, в рамках которой проявляется детская инициатива и самостоятельность, что в свою очередь позволяет формировать универсальные учебные действия. Большое значение отводится формированию детской учебной коммуникации, детской учебной инициативы и детской вопросительности, смыслу и ценности вопроса, когда из нейтральных вопросов возникают научные вопросы, переходящие в детско-взрослые разговоры. В ходе занятий-диалогов, в основе которых лежит детская вопросительность, школьники начинают задавать вопросы, фиксирующие проблемность предметного содержания.
Программа ориентирована на учащихся 2-х классов.
Согласно календарному учебному графику МОБУ лицея №7 на 2019 – 2020 учебный год продолжительность учебного года для обучающихся 2-х классов – 35 недель.
Планируемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия (УУД)
Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях:
Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями.
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
Коммуникативные УУД
Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Регулятивные УУД
Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.;
Виды регулятивных УУД:
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Познавательные УУД
Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.
Виды познавательных УУД:
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Подведение под понятие, выведение следствий.
Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
Построение логической цепочки рассуждений, анализ ис тинности утверждений.
Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Формулирование проблемы.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Обучающиеся научатся:
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своего действия
-понимать, что один и тот же объект наблюдения понимается по-разному и остаётся при этом общим предметом обсуждением в спорах о согласиях и несогласиях с мнениями других;
-использовать навыки работы в группе;
-использовать понятия «мышление»;
-анализировать, сравнивать, обобщать;
-пользоваться особенностями своей памяти;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- чувствовать и удерживать проблемность (противоречивость) предмета понимания;
-самостоятельно формулировать вопросы на понимание сути явления, индивидуальные вопросы на противопоставление;
- понимать особенности собственной памяти, ее сильных и слабых сторон;
- познакомиться с особенностями эмоциональной памяти, развитие рефлексии переживания и мнемических способностей;
- адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении;
У обучающегося начальной школыбудут сформированы:
1) внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально - положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;
2) способность к оценке своей учебной деятельности;
3) ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
4) широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
5) учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
6) знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
7) ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
9) эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. В этой связи ученик начальной школынаучится
Содержание программы
Основным содержанием программы «Психологические тренинги» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность.
Название занятия
Ключевые задачи, решаемые на занятии
Дата
Количество часов
2-а
2-б
2-в
Ведение в мир психологии
Мои летние впечатления
Обучение выражению своих чувств с помощью слов, невербальных и изобразительных средств, развитие умения слушать, создание мотивации на совместную работу
2.09
4.09
6.09
1
Какой я?
Осознание качеств характера и личностных изменений, развитие навыков коллективного сотрудничества
9.09
11.09
13.09
1
Психология – знакомая незнакомка
Актуализация психологических знаний, развитие умений коллективного сотрудничества
16.09
18.09
20.09
1
Я и мои желания
Мои желания
Знакомство с понятиями «желания» и «потребности», развитие рефлексии
23.09
25.09
27.09
1
Сказка о борьбе мотивов
Знакомство детей с феноменом борьбы мотивов, осознание своих мотивов, развитие рефлексии
30.09
2.10
4.10
1
Мои мотивы
Осознание мотивов своего поведения, развитие позитивных мотивов
14.10
16.10
11.10
1
Какие мотивы у других?
Осознание мотивов своего поведения, обучение анализу мотивов поведения других людей
21.10
23.10
18.10
1
Барьеры в общении
Умение прийти к положительному восприятию барьеров общения, а не уйти от них или подавить их.
28.10
30.10
25.10
1
Эффективные приемы общения
Знакомство с приемами общения, расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений.