kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологические тренинги

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Психологические тренинги» 2 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Главная цель: развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
 

Просмотр содержимого документа
«Психологические тренинги»


«ПРИНЯТА»

Педагогическим советом

Протокол от ___.08.20___ № ____

«СОГЛАСОВАНА»

Заместитель директора по УВР

_______________ О. В.Калганова

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказом директора МОБУ лицея №7

от ___.08.20___ № ___











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Психологические тренинги»

для обучающихся 2а, 2б, 2в классов

педагога-психолога

Дорониной А.О.

на 2019/2020 учебный год











Таганрог 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (ст.2 п.п.9,10, ст.19, 21, ст.32 п.2.6)

  2. ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 01.01.2001 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  4. ООП НОО МОБУ лицея № 7;

  5. Учебный план МОБУ лицея № 7 на 2016-2017 учебный год;

  6. Календарный учебный график МОБУ лицея № 7 на 2016-2017 учебный год;

  7. Авторская программа курса «Загадки природы»/ под редакцией А.Н. Юшкова, 2012;

  8. Положение о структуре, порядке рассмотрения и утверждения рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОБУ лицея №7.


Рабочая программа по предмету «Психологические тренинги» 2 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Главная цель: развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Основные задачи:

- помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;

- познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;

- учить методам и приемам познания себя;

- обучить выражению своих чувств с помощью слов, невербальных и изобразительных средств, развитие умения слушать, создание мотивации на совместную работу;

- научить осознавать качества характера и личностных изменений, развитие навыков коллективного сотрудничества;

- познакомить с понятиями «желания» и «потребности»

- познакомить детей с феноменом борьбы мотивов и осознание своих мотивов

- формировать умения совместно с одноклассниками самостоятельно и инициативно формулировать и обсуждать возникшие у них вопросы;

- учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;

-познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;

-познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;

-научить детей осознавать и называть собственные переживания;

-помочь осознать свои задатки и способности;

-ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.


Общая характеристика предмета.

Настоящая программа «Психологические тренинги» для 2-го класса создана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х. Программа развивающих занятий во 2-м классе. – М.: Генезис, 2012.

На занятиях по "Психологическим тренингам" дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам занятия по "Психологической азбуке" представляют собой развивающие групповые занятия.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Одна из важных особенностей развивающих занятий по программе "Психологические тренинги" заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, и, в конечном счете, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка.

Структура занятий включает в себя, как правило, три основных этапа: подготовительный (повторение пройденного, проверка домашнего задания, подготовка к восприятию материала, настрой на занятие) основной (изложение учителем нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений), подведение итогов и выводы.

Формы организации занятий:

Исходя из цели и задач курса, становится понятным, что в ходе реализации программы курса необходимо использование современных образовательных технологий и методов в преподавании естественнонаучных дисциплин, межпредметной интеграции.

Подходы, положенные в основу курса, подразумевают использование развивающих возможностей групповых форм работы, в рамках которой проявляется детская инициатива и самостоятельность, что в свою очередь позволяет формировать универсальные учебные действия. Большое значение отводится формированию детской учебной коммуникации, детской учебной инициативы и детской вопросительности, смыслу и ценности вопроса, когда из нейтральных вопросов возникают научные вопросы, переходящие в детско-взрослые разговоры. В ходе занятий-диалогов, в основе которых лежит детская вопросительность, школьники начинают задавать вопросы, фиксирующие проблемность предметного содержания.

Программа ориентирована на учащихся 2-х классов.

Согласно календарному учебному графику МОБУ лицея №7 на 2019 – 2020 учебный год продолжительность учебного года для обучающихся 2-х классов – 35 недель.



Планируемые результаты.

Личностные универсальные учебные действия (УУД)

Общая характеристика:  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях:

Виды личностных УУД:

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями.

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

Коммуникативные УУД

Общая характеристика:  обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Регулятивные УУД

Общая характеристика:  обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.;

Виды регулятивных УУД:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Познавательные УУД

Общая характеристика:  обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.

Виды познавательных УУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Подведение под понятие, выведение следствий.

Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Построение логической цепочки рассуждений, анализ ис тинности утверждений.

Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Формулирование проблемы.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.







Обучающиеся научатся:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия

-понимать, что один и тот же объект наблюдения понимается по-разному и остаётся при этом общим предметом обсуждением в спорах о согласиях и несогласиях с мнениями других;

-использовать навыки работы в группе;

-использовать понятия «мышление»;

-анализировать, сравнивать, обобщать;

-пользоваться особенностями своей памяти;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- чувствовать и удерживать проблемность (противоречивость) предмета понимания;

-самостоятельно формулировать вопросы на понимание сути явления, индивидуальные вопросы на противопоставление;

- понимать особенности собственной памяти, ее сильных и слабых сторон;

- познакомиться с особенностями эмоциональной памяти, развитие рефлексии переживания и мнемических способностей;

- адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении;

У обучающегося начальной школы будут сформированы:

1) внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально - положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;

2) способность к оценке своей учебной деятельности;

3) ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

4) широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

5) учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

6) знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

7) ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

8) этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

9) эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. В этой связи ученик начальной школы научится

Содержание программы

Основным содержанием программы «Психологические тренинги» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность. 

Название занятия 

Ключевые задачи, решаемые на занятии 

Дата 

Количество часов

2-а

2-б

2-в

Ведение в мир психологии

 Мои летние впечатления 

Обучение выражению своих чувств с помощью слов, невербальных и изобразительных средств, развитие умения слушать, создание мотивации на совместную работу  

2.09

4.09

6.09

1

 Какой я? 

Осознание качеств характера и личностных изменений, развитие навыков коллективного сотрудничества  

9.09

11.09

13.09

1

 Психология – знакомая незнакомка 

Актуализация психологических знаний, развитие умений коллективного сотрудничества  

16.09

18.09

20.09

1

Я и мои желания


 Мои желания 

Знакомство с понятиями «желания» и «потребности», развитие рефлексии  

23.09

25.09

27.09

1

Сказка о борьбе мотивов  

 Знакомство детей с феноменом борьбы мотивов, осознание своих мотивов, развитие рефлексии 

30.09

2.10

4.10

1

Мои мотивы  

 Осознание мотивов своего поведения, развитие позитивных мотивов 


14.10

16.10

11.10



1

 Какие мотивы у других? 

 Осознание мотивов своего поведения, обучение анализу мотивов поведения других людей 

21.10

23.10

18.10

1

Барьеры в общении

Умение прийти к положительному восприятию барьеров общения, а не уйти от них или подавить их.

28.10

30.10

25.10

1

Эффективные приемы общения

Знакомство с приемами общения, расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений.

4.11

6.11

1.11



1

Я тебя понимаю

Углубление самоанализа, совершенствование умений эффективного общения, коммуникативных навыков.

11.11

13.11

8.11

1

Люди значимые для меня

Развитие уважения к окружающим людям, доверия к ним, нахождение положительных сторон личности.

18.11

27.11

15.11

1

Загадка Психоочистителя 1  

 Осознание значимости для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций, развитие рефлексии, навыков коллективной работы 

25.11

4.12

29.12



1

Загадка Психоочистителя 2 

Произвольное запоминание с использованием мнемотехнических приемов. 

 

2.12

11.12

6.12



1

 Что такое память? 

 Осознание особенностей своей памяти, развитие мнемических способностей, знакомство с видами памяти 

9.12

18.12

13.12

1

 Я умею запоминать! 

 Осознание особенностей своей памяти, развитие мнемических способностей, знакомство с видами памяти  

16.12

25.12

20.12

1

 Что я знаю о памяти? 

 Закрепление способов эффективного запоминания, обобщение сведений о памяти 

23.12

15.01

27.01

1

 Сказка о профессоре Мышлении 

 Знакомство с содержанием понятия «мышление», развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать 

30.12

22.01

10.01

1

 Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых 

 Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать 

13.01

29.01

17.01

1

 Учимся думать вместе! 

 Развитие логического мышления 

20.01

5.02

24.01

1

Учимся обобщать и находить закономерности  

 Развитие логического мышления 

27.01

12.02

7.02

1

Учимся находить противоположности  

Развитие логического мышления и диалектического взгляда на действительность, актуализация самооценочной деятельности  

3.02

26.02

14.02

1

 Учимся думать логично 

 Развитие логического мышления, содействие осознанию своих умственных возможностей, актуализация самооценочной деятельности 


10.02

4.03

28.02



1

 Учимся говорить логично 

Развитие логического мышления, содействие осознанию своих умственных возможностей, актуализация самооценочной деятельности  

17.02

11.03

6.03

1

 Учимся думать творчески 

Стимулирование креативных способностей, развитие навыков совместной творческой деятельности  

2.03

18.03

13.03

1

Что я знаю о мышлении?

Закрепление умения обобщать, мыслить логично, развитие рефлексии способов умственной деятельности, обобщение сведений о мышлении  

16.03

25.03

20.03



1

Как стать талантливым



27.03

1.04

Фантазируем с Фантазией  

 Стимулирование креативных способностей, развитие навыков совместной творческой деятельности 

23.03

1.04

27.03

1

Что такое способности?

Закрепление способов эффективного запоминания, обобщение сведений о памяти  

30.03

15.04

3.04

1

Я знаю, что я…  

 Стимулирование интереса к самопознанию, содействие осознанию своих способностей, развитие интереса к внутреннему миру 

6.04

22.04

17.04

1

Моя индивидуальность

Способствование самораскрытию, которое ведет к изменению себя, понимание окружающих, умение сдерживаться.

13.04

29.04

24.04

1

Эмоции и чувства

Умение находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

20.04

6.05

8.05



1

Мой мир

Умение находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

27.04

13.05

15.05

1

 Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ 

Стимулирование интереса к самопознанию и психологии, обобщение опыта 

4.05

20.05

22.05



1

 Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ  

Стимулирование интереса к самопознанию и психологии, обобщение опыта.

11.05

27.05

29.05



1

Резервный день 

 

18.05



1

Резервный день 


25.05



1



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито-центр, 2008. 

Вачков И.В. Сказка о самой душевной науке. – М.: Генезис, 2012. 

Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2001. 

Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Генезис, 2012. 

Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2012. 

Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009. 

Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: просвещение; Владос, 1995. 

Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми. – СПб.: Образование, 1995. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологические тренинги

Автор: Доронина Алина Олеговна

Дата: 13.01.2020

Номер свидетельства: 535489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Разработка психологического тренинга на тему "Достижение успеха""
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka_psikhologhichieskogho_trieningha_na_tiemu_dostizhieniie_uspiekha"
    ["file_id"] => string(6) "465127"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522928172"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Разработка внеклассного мероприятия "Психологический тренинг " Моя решительнось"""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_vneklassnogo_meropriiatiia_psikhologicheskii_trening_moia_reshitelnos"
    ["file_id"] => string(6) "512521"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559037498"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Психологический тренинг личностного роста для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога»."
    ["seo_title"] => string(141) "psikhologhichieskii-trieningh-lichnostnogho-rosta-dlia-piedaghoghov-mir-nashikh-emotsii-razvitiie-emotsional-noi-sfiery-lichnosti-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "295814"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455878514"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Социально-психологические тренинги"
    ["seo_title"] => string(42) "sotsial_no_psikhologhichieskiie_trieninghi"
    ["file_id"] => string(6) "415801"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1494919879"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Психологический тренинг "Какой Я?" для учащихся старших классов"
    ["seo_title"] => string(70) "psikhologhichieskiitrieninghkakoiiadliauchashchikhsiastarshikhklassov1"
    ["file_id"] => string(6) "271118"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451380063"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства