Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности" Путешествие по родному краю"»
Программа внеурочной деятельности
«Путешествие по родному краю»
для учащихся 7 класса
Программа разработана на 1 год.
Разработала учитель истории Юкаева Валентина Владимировна
Пояснительная записка
При разработке Программы внеурочной деятельности использованы следующие нормативные документы:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (принят Государственной Думой 21.12.12г., одобрен Советом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г.);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03 - 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Сан Пин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. №2106,зарегестрированы в Минюсте России 2 февраля 2011г., регистрационный номер 19676);
- Программы курсов внеурочной деятельности, входящие в состав основной образовательной программы школы: программа духовно – нравственного развития, программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
Программа кружка «Путешествие по родному краю» направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше.
Краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы кружка «Путешествие по родному краю» лежит системно -деятельностный подход, который осуществляется через организацию систематической проектно - исследовательской деятельности школьников. Проектно - исследовательская работа ценна тем, что помогает ребёнку в освоении различных видов УУД, помогает сформировать у него учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. А это уже способствует выходу на заданный образовательный результат, т.е. способность базовые
знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. А также это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение их социализации в обществе.
Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Занятия в курсе кружка «Путешествие по родному краю» призваны помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, расширяют знания учащихся о своих земляках, помогают ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогают овладеть начальными навыками исследовательской работы через диалектологическую практику, изучение литературного наследия малой Родины.
Цели программы:
- изучение исторического прошлого нашего края, культурного наследия, природных особенностей родного края,
- формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.
Задачи:
реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории поселка, района, региона;
разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;
- способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.
- воспитывать любовь к родной земле, к ее истории, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности кружка "Путешествие по родному краю" являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных
программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю", формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего поселка, района, области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к истории и культуре своего народа;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Программа кружка "Путешествие по родному краю" должна способствовать формированию у школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
Программа кружка «Путешествие по родному краю» разработана для учащихся 7 классов и рассчитана на 35 часов.
Структура занятий диктуется целями и содержанием учебных задач.
Основные формы деятельности в кружке: экскурсия, наблюдение, исследование, проекты, творческие работы, презентации.
Количество детей в группе – 10-12 человек.
Итоги деятельности:
Создание проекта (самостоятельные и групповые);
Защита проекта перед аудиторией;
Создания презентаций - представлений по изученной теме;
Участие в конференции;
Оформление фотовыставок.
Содержание программы кружка
1. История Алтайского края
2. История Троицкого района
3. Наши выдающиеся земляки. В.М, Шукшин
4. М.Евдокимов
5. Г.Титов
6. История и природа Горного Алтая.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности. Организация занятий
1
1
2
Знакомство с историей Алтайского края. Древнейшая история территории Алтайского края. Просмотр презентации.
1
1
3
Просмотр презентации «Мой край 100 лет назад»
1
1
4-5
Экскурсия в Троицкий краеведческий музей
2
2
6
Просмотр презентации”Наши знаменитые земляки”
1
1
7
Просмотр презентации “Василий Макарович Шукшин”
1
1
8
Экскурсия в село Сростки в музей В.М. Шукшина
5
5
9
Творческая работа «Мое впечатление от посещения музея В.М . Шукшина”
1
1
10
Просмотр презентации “ Михаил Евдокимов – артист и политический деятель”
1
1
11
Экскурсия в музей Михаила Евдокимова в село Верх-Обское .
5
5
12
Творческая работа “Мое впечатление от путешествия в музей Михаила Евдокимова ”
1
1
13
Просмотр презентации “ История космонавтики . Герман Титов ”
1
1
14
Экскурсия в музей Космонавтики в село Полковниково.”
4
4
15
Работа над газетой “Путешествие в музей Космонавтики в село Полковниково”
1
1
16
Просмотр фильма”Горный Алтай – жемчужина России”
1
1
17
Путешествие В Горный Алтай(Чемал)
6
6
18
Творческая работа”Мое впечатление от путешествия по Горному Алтаю”
1
1
19
Подведение итогов
1
1
20
Итого
9
26
35
Литература.
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2010.
П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение», 2011.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.
Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.
Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.