В современном мире туризм очень популярен. Люди путешествуют из города в город, из страны в страну, с континента на континент. К сожалению, в нашей стране еще недостаточно уделяется внимания туризму. В первую очередь, это связано с материальным положением. Многие туристские базы страны находятся в плачевном состоянии.
Развитие туризма надо начинать со школьной скамьи. Туризм заслуженно пользуется любовью школьников.
Участие в походах не только хороший отдых, оно расширяет кругозор ребят, знакомит с родным краем, приучает к труду, прививает учащимся навыки самообслуживания, воспитывает инициативу и выдержку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный турист"»
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
Инзенский районный Центр детского творчества
Ульяновской области
на базе МКОУ Коржевская СШ
Утверждаю
Директор МКУ ДО ИРЦДТ
К.С.Пенкина
«____» ____________ 2020 г.
Приказ № от
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Юный турист»
Всего часов: 144
144 (2 часа, 2 раза в неделю), возраст обучающихся: 13-17 лет
Срок реализации программы - 1 год
Рассмотрена и одобрена на заседании Программу разработал
Педагогического совета МКУ ДО ИРЦДТ учитель Гурьянов В.Н.
Протокол №_________ от___________ педагог дополнительного образования
Секретарь ________________________
Программа разработана в 2019 году
с. Коржевка. 2019 г.
Рецензенты:
________________________________
педагог дополнительного образования МКУ ДО ИРЦДТ ____________
квалификационной категории
______________________________ методист МКУ ДО ИРЦДТ ____________ квалификационной категории
Программа рассмотрена и рекомендована на педагогическом совете МКУ ДО ИРЦДТ
Протокол № _______ от _____________________ г.
Методист ___________________________________
1.1.Пояснительная записка.
В современном мире туризм очень популярен. Люди путешествуют из города в город, из страны в страну, с континента на континент. К сожалению, в нашей стране еще недостаточно уделяется внимания туризму. В первую очередь, это связано с материальным положением. Многие туристские базы страны находятся в плачевном состоянии.
Развитие туризма надо начинать со школьной скамьи. Туризм заслуженно пользуется любовью школьников.
Участие в походах не только хороший отдых, оно расширяет кругозор ребят, знакомит с родным краем, приучает к труду, прививает учащимся навыки самообслуживания, воспитывает инициативу и выдержку.
Направленность рабочей программы дополнительного образования «Юный турист» - туристско- краеведческая.
Дополнительность программы заключается в том, что она отвечает интересам детей, способствует углублению знаний, умений и навыков, приобретаемых в общеобразовательной школе на уроках физкультуры и ОБЖ. Работа объединения является одним из звеньев учебно-воспитательной работы и призвана решать единые со школой воспитательные задачи.
Актуальностьзаключается в огромной воспитательной ценности, с мотивированным стремлением детей к общечеловеческим ценностям через игру, отказом от асоциального поведения, укреплением их психологического и физического здоровья, развитием коммуникативных и лидерских качеств. На современном этапе развитие туризма, а в особенности детско-юношеского туризма, является одним из приоритетов государственной политики, направленной на решение социально-экономических, рекреационно-оздоровительных, духовно-нравственных, просветительско-образовательных и культурных задач, стоящих перед обществом. Туризм – это не только путешествие и отдых, но и возможность по-настоящему познать себя и мир, свою страну, повысить свой
интеллектуальный и духовный потенциал.
Отличительные особенности данной программы в том, что она является социальным заказом родителей, предусматривает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты.
Новизна программы в том, что в содержании заложены и предлагается формирование эколого-туристских умений (норм и правил рекреационного природопользования), предполагается формирование экологических знаний у юных туристов на основе базовых знаний.
Инновационность программы предполагает новые методики преподавания, новые педагогические технологии проведения занятий, нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы.
Адресат программы - программа рассчитана на учащихся в возрасте от 11 до 17 лет, у которых и отсутствуют противопоказания для занятия в области физкультуры и спорта и были допущены по состоянию здоровья участковым врачом для занятий туризмом.
Объём и срок освоения программы- 144 часа. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (продолжительность занятия 45 минут, перемены между занятиями 10 минут).
Форма реализации программы– очная. Учебно-практические занятия в группах позволяют не только решать образовательно-воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ученика.
Особенности организации образовательной деятельности- образовательная деятельность по программе осуществляется на русском языке (в соответствии с п.12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным про-
граммам, утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 ).Образовательная деятельность осуществляется в разновозрастной группе постоянного состава. При решении вопросов, связанных с индивидуальными нагрузками (весовые, объемные нагрузки, интенсивность тренировок) образовательная деятельность реализует принципы дифференцирования и индивидуализации: учет физического, функционального, половозрастного, морально - волевого развития каждого подростка. Занятия проводятся с группой обучающихся. Состав группы -15 человек.
Режим занятий
Режим занятий определяется правилами и нормативами СанПин 2.4.4.3172-14 .
Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа (всего 2 часа в неделю) для каждого года обучения.
Продолжительность академического часа составляет – 45 минут с перерывом 10 минут.
Уровень реализуемой программы – базовый.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: позитивная социализация подростков посредством туристско-краеведческой деятельности.
Задачи:
личностные:
воспитывать российскую гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, знание истории, культуры родного края;
формировать ответственное отношение к процессу познания, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах;
формировать коммуникативную компетентность;
формировать ценности здорового и безопасного образа жизни;
формировать основы экологической образованности;
воспитывать нравственные чувства, формировать нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
метапредметные:
сформировать умения самостоятельно определять цель своей деятельности, пути ее достижения, формулировать задачи;
развивать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, анализировать свою работу;
развивать умения организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
предметные (образовательные):
сформировать базовые знания в области топографии и умения и навыки ориентирования на местности;
развивать интерес к истории, культуре, географии родного края;
расширить и углубить знания о личной гигиене, сформировать навыки соблюдения правил личной гигиены и представления о приемах оказания первой помощи;
приобрести знания, умения и навыки, необходимые для совершения туристских походов и выживания в природной среде;
освоить технику пешеходного туризма, тактику преодоления препятствий и подготовить обучающихся к участию в туристических соревнованиях.
1.3. Содержание программы.
Раздел 1. Основы туризма и краеведения. Вводное занятие. В этом разделе дети знакомятся с основами туризма и краеведения, с оздоровительной ролью туризма, правилами поведения юных туристов. В раздел включено практическое занятие, на котором дети в игровой форме отрабатывают правила поведения в походе.
Раздел 2. Моя родословная. «Что в имени твоем заключено». Родословие. По теме раздела выполнить семейный проект . Цель проекта: Создание семейной газеты, как формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей, не только выстраивающей отношения между ними, но и содействующей развитию отношений между семьями воспитанников и детским садом по формированию положительно насыщенного образа родного дома, семьи. Задачи проекта ... Используя семейные газеты, дети учатся рассказывать о своей семье, ее особенностях, интересах и т.д., о том, какое они принимали участие в изготовлении газеты. Дать учащимся понятие «Традиции семьи». Указать на важность семейных праздников, семейных обедов и многое другое, объединяющее всех членов ячейки общества. Провести совместное семейное мероприятие с родителями
Раздел3. Мой край. Природа моего края. Население моего края. Памятники истории культуры. Дом Огарева. Школьные музеи нашего района. По данному разделу ребята прослушают беседу о том, как жили наши предки, об особенностях быта, совершат виртуальную экскурсию по родному краю. Познакомятся с работами художников, отобразивших этот исторический период, историческими картами, проведут экскурсию в село Проломиха к дому Огарёва, экскурсии по ближайшим сёлам к памятникам и обелискам погибшим в годы Великой Отечественной войны. Практическая работа: выполнение рисунков по теме, сбор фотоматериала сети интернет, составление презентаций, мини-исследовательские работы. Учащиеся обратят внимание на изучение природы нашего края. Этнографическая экскурсия
Раздел 4. Маршруты походов. Поход в луга. Поход на Суру. Поход по реке Тале. Поход в лес. Составление карты интересных географических явлений своего района.
Раздел 5. Виды туризма. В данном разделе учащиеся знакомятся с видами туризма: водным, горным, лечебно-оздоровительным, лыжным, рекреационным, морским, этническим, паломническим, приключенческим. Составляют проекты. Проектируют возможность рекреационного вида туризма в нашей местности.
Раздел 6.Правила организации и проведения туристских походов и путешествий. Правила, которые нужно помнить в походе. Как вязать узлы. Способы применения веревки в походе. Конкурсная программа « походные навыки» .Подбор группы. Куда пойти в поход? Маршрут. Культура поведения в походе. Что взять с собой в поход. Как укладывать снаряжение. Подготовка к походной документации. Смотр перед походом. Укладка палатки. Виды костров. Как развести костер. Как быстро оборудовать привал. Разжигание костра. Как приготовить пищу в походе. Как оборудовать ночлег. Лыжный поход. Снаряжение лыжников в походе. Предупреждение обморожений. Лыжный поход.
Раздел 7. Первая помощь. Первая помощь. Ранения и порезы. Остановка кровотечений. Ссадины, потертости. Ушибы. Растяжение связок и мышц. Обморок, тепловой и солнечный удары. Ожог, обморожения. Укусы животных. Укус змеи. Помощь утонувшему.
Раздел 8. Знакомство с топографической картой. Знакомство с топографической картой. Масштаб. Условные знаки. Топографический диктант. Работа с топографической картой на местности. Ориентирование в походе. Компас.
Раздел 9. Правила безопасности в походе. Правила безопасности в походе. Движение в лесу через кустарники и завалы. Движение по заболоченной местности. Преодоление естественных и искусственных препятствий. Сигналы бедствия. Правила дорожного движения. Выставка. Итоговое занятие.
Учебный план
№п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы контроля/ аттестации
Всего
Теория
Практика
1
Основы туризма и краеведения.
10
8
2
Формы контроля: опрос, тестирование, выполнение практических заданий, топографические пазлы, топографические игры.
Форма аттестации: соревнования по топографии
2
Моя родословная.
4
4
0
Формы контроля: опрос, составление родословной
Форма аттестации: выставка
3
Мой край.
12
10
2
Формы контроля: тестирование, выполнение
практических заданий
Форма аттестации:
творческий проект
4
Маршруты походов.
12
4
8
Формы контроля: опрос, тестирование, выполнение практических заданий.
Форма аттестации: соревнования по ориенти-
рованию
5
Виды туризма.
4
4
0
Формы контроля: опрос, тестирование, выполнение практических заданий.
Форма аттестации: соревнования по ориентированию
6
Правила организации и проведения туристских походов и путешествий
46
38
8
Формы контроля: опрос, наблюдение, тестирование, выполнение практических заданий,
мини-соревнования по вязке узлов.
Форма аттестации: участие в походе
7
Первая помощь
22
2
20
Формы контроля: опрос, тестирование,
выполнение практических заданий.
Форма аттестации: соревнования по медици-
не
8
Знакомство с топографической картой.
14
8
6
Формы контроля: опрос, тестирование, выполнение практических заданий.
Форма аттестации: соревнования по ориенти-
рованию
9
Правила безопасности в походе.
16
6
10
Формы контроля: опрос, тестирование,
выполнение практических заданий.
Форма аттестации: соревнования по медици-
не
10
Резерв
4
ИТОГО
144
10
44
1.4. Планируемые результаты.
Личностные результаты
Формирование у обучающихся:
уважения и ценностного отношения к своей Родине - России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
первоначальных представлений о человеке как части общества: о правах и ответственности человека перед окружающими; об уважении и достоинстве; о своих правах и правах других людей; готовности к проявлению взаимопомощи; конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтениях в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявления сопереживания, доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);
позитивного опыта участия в творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);
понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира);
готовности соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах, бережного, отношения к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимания важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни);
понимания ценности труда в жизни человека и общества; уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда; навыков самообслуживания; понимания важности добросовестного и творческого труда; интереса к различным профессиям (трудовое воспитание);
первоначальных представлений о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережного отношения к природе; основах экологической культуры; нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред природе, жестокому обращению с животными (экологическое воспитание).
использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;
проводить по предложенному плану опыт/небольшое простое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;
устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации; классифицировать изучаемые объекты;
использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного);
2) овладение регулятивными учебными действиями:
понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;
планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;
контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;
оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;
устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;
осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля - определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;
участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение);
осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;
готовить небольшие публичные выступления;
соблюдать правила межличностного общения при использовании персональных электронных устройств;
4) овладение умениями работать с информацией:
выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочники, словари различного типа, Интернет);
анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
использовать схемы, таблицы для представления информации;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;
5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;
распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;
-умение выполнять простейшие строевые приемы и движения.
2.1. Календарный учебный график.
Календарный учебный график на 2019-2020 учебный год.
Этап образовательной деятельности
Начало учебных занятий
15 сентября
Количество учебных недель
33 недели
Окончание учебного года
31 мая
Осенние каникулы
26.10.2019- 3.11.2019
Зимние каникулы
28.12.2019- 10.01.2020
Весенние каникулы
21.03.2020- 28.03.2020
Летние каникулы
1.06.2020- 31.08.2020
Регламентирование образовательной деятельности на учебный год.
Дата
Начало четверти
Окончание четверти
Занятия в 1 четверти
15.09. 2019
25.10.2019
Занятия во 2 четверти
04.11.2019
27.12.2019
Занятия в 3 четверти
11.01.2020
20.03.2020
Занятия в 4 четверти
29.03.2020
31.05.2020
Календарный учебный график
Программа рассчитана на 1 год обучения( 68/76),общий объем программы 144 часов.
№ п/п урока
Содержание
Тема раздела и урока
Кол-во час.
Форма занятия
Форма контроля
Дата планируемая
(число, месяц)
Дата
фактическая
(число, месяц)
Причина изменения даты
1
Вводное занятие.
Основы туризма и краеведения.
2
лекционная
Тесты
2
Оздоровительная роль туризма.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
3
Правила поведения юных туристов.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
4
Практическое занятие.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
5
«Что в имени твоем заключено».
2
Практические
занятия в помещении
Тесты
6
Родословие.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
7
Природа моего края.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
8
Население моего края.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
9
Памятники истории культуры.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
10
Дом Огарева.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
11
Школьные музеи нашего района.
2
Практические
занятия в помещении
Тесты
12
Маршруты походов.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
13
Поход в луга.
2
Экскурсия
Тесты
14
Поход на Суру.
2
Экскурсия
Тесты
15
Поход по реке Тале.
2
Экскурсия
Тесты
16
Поход в лес.
2
Экскурсия
Тесты
17
Составление карты интересных географических явлений своего района.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
18
Виды туризма.
2
Практические занятия на местности
Тесты
19
Правила организации и проведения туристских походов и путешествий.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
20
Правила, которые нужно помнить в походе.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
21
Как вязать узлы.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
22
Способы применения веревки в походе.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
23
Конкурсная программа « походные навыки»
2
Практические занятия в помещении
Тесты
24
Подбор группы.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
25
Куда пойти в поход?
2
Практические занятия в помещении
Тесты
26
Маршрут.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
27
Культура поведения в походе.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
28
Что взять с собой в поход.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
29
Как укладывать снаряжение.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
30
Подготовка к походной документации.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
31
Смотр перед походом.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
32
Укладка палатки.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
33
Виды костров.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
34
Как развести костер.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
2 модуль
№ п/п урока
Содержание
Тема раздела и урока
Кол-во час.
Форма занятия
Форма контроля
Дата планируемая
(число, месяц)
Дата
фактическая
(число, месяц)
Причина изменения даты
1
Как быстро оборудовать привал.
2
лекционная
Тесты
2
Разжигание костра.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
3
Как приготовить пищу в походе.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
4
Как оборудовать ночлег.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
5
Лыжный поход.
2
Экскурсия
Тесты
6
Снаряжение лыжников в походе.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
7
Предупреждение обморожений.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
8
Лыжный поход.
2
Экскурсия
Тесты
9
Первая помощь.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
10
Ранения и порезы.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
11
Остановка кровотечений.
2
Практические
занятия в помещении
Тесты
12
Ссадины, потертости.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
13
Ушибы.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
14
Растяжение связок и мышц.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
15
Обморок, тепловой и солнечный удары.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
17
Ожог, обморожения.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
18
Укусы животных.
2
Практические занятия на местности
Тесты
19
Укус змеи.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
20
Помощь утонувшему.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
21
Знакомство с топографической картой.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
22
Масштаб.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
23
Условные знаки.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
24
Топографический диктант.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
25
Работа с топографической картой на местности.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
26
Ориентирование в походе.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
27
Компас.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
28
Правила безопасности в походе.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
29
Движение в лесу через кустарники и завалы.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
30
Движение по заболоченной местности
2
Практические занятия в помещении
Тесты
31
Преодоление естественных и искусственных препятствий.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
32
Сигналы бедствия.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
33
Правила дорожного движения.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
34
Выставка.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
35
Итоговое занятие
2
Практические занятия в помещении
Тесты
36
Резерв.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
37
Резерв.
2
Практические занятия в помещении
Тесты
38
Итоги за год
2
Итоговое занятие
Тесты
Комплекс организационно-педагогических условий
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения теоретических занятий по программе необходим учебный кабинет (требования к площади кабинета определены в СанПиН), оборудованный мебелью – столами, стульями по количеству обучающихся в группе. Также учебный кабинет используется для проведения практических занятий .Практические занятия разделов «Маршруты походов» и «Правила организации и проведения туристских походов и путешествий» проводятся в спортивном зале или на открытом воздухе (школьном дворе) - в зависимости от сезона и погодных условий. Для проведения занятий по технике пешеходного туризма в спортивном зале требуется его дополнительное оборудование специальными опорами (крюками, кольцами) для крепления веревок.
Перечень учебного оборудования, туристского снаряжения и инвентаря: в данный перечень включен: минимальный набор личного и группового снаряжения, для подготовки и участия в соревнованиях по спортивному туризму группы обучающихся (15 человек); оборудование общего туристского назначения в расчете на группу обучающихся; оборудование для соревнований по спортивному ориентированию (п.19) и предметы личного и группового снаряжения для походов (пп. 24-28), которые используются как образцы и (или) для отработки практических навыков. Для участия в многодневном походе в конце второго года обучения групповое и личное снаряжение обеспечивается при помощи родителей, туристских организаций города (прокат туристского снаряжения).
Информационное обеспечение
Для изучения раздела « Мой край » используются видеофильмы и презентации, фотографии, отражающие географию, историю, растительный и животный мир, памятники природы и достопримечательности Инзенского района.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования (учитель физической культуры). Стаж работы- 15 лет Образование высшее, первая квалификационная категория.
2.3. Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Для определения эффективности реализации программы предполагается использование следующих форм отслеживания и фиксации образовательных результатов: материалы тестирования по темам программы; «Индивидуальная карта учета результатов освоения дополнительной образовательной программы» (Приложение 1); соревнования по топографии, медицине, вязке узлов, соответствующие разделам и темам программы; протоколы соревнований; грамоты, дипломы. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: аналитический материал по итогам психологической диагностики; соревнования по спортивному ориентированию; ежегодные муниципальные соревнования юных туристов-краеведов; учебно-тренировочные походы; конкурсы различного уровня (муниципальные туристические соревнования в закрытом помещении, соревнования по спортивному ориентированию; итоговые занятия.
2.4. Оценочные материалы.
Для отслеживания личностных результатов освоения программы используются следующие методы и методики:
Метапредметные результаты освоения программы оцениваются при помощи методик:
1. Блоки «Уровень сформированности целеполагания» и «Уровень сформированности действий оценки» из диагностической карты наблюдения за развитием учебно-познавательного интереса и регулятивных универсальных учебных действий (Г.В. Репкина, Е.В. Заика).
2. Методика «Изучение самоконтроля в деятельности» (Г.С. Никифоров, В.К. Васильев)
Для оценки предметных результатов используется методика предметных проб, в качестве которых выступают:
1. Тестирование.
2. Выполнение практических заданий, упражнений.
3. Соревнование
4. Поход.
5. Мини-соревнования.
2.5. Методические материалы.
Особенности организации образовательного процесса.
Образовательный процесс осуществляется очно. Занятия проводятся с группой обучающихся. Тренировочные занятия по технике и тактике пешеходного туризма (выполнение сложных технических приемов с использованием специального туристского снаряжения, отработка навыков командного взаимодействия), и технике велотуризма проводятся в микрогруппах 4-6 человек, что позволяет обеспечить достаточный уровень безопасности и соответствует численному составу команд на туристских соревнованиях. Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, который является формой контроля.
Методы обучения и воспитания
В процессе реализации программы используются различные методы обучения и воспитания.
Методы обучения
Методы воспитания
1.1. словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, самостоятельная работа с печатным материалом – Правилами, Регламентами и другими нормативными документами);
1. методы формирования качеств сознания (убеждение, дискуссия, положительный пример);
2. методы организации практической деятельности (упражнение, создание воспитывающих ситуаций);
3. методы стимулирования (поощрение)
2.1. объяснительно-иллюстративный;
2.2. репродуктивный;
2.3. частично-поисковый;
2.4. проблемный.
Форма организации образовательной деятельности
Программа предполагает групповую форму организации образовательного процесса, которая обусловлена спецификой туристской деятельности, в основе которой лежит взаимодействие членов туристской группы на маршруте или участников команды на соревнованиях. Формы организации учебного занятия:
При организации образовательной деятельности по программе используются следующие формы организации учебных занятий:
- беседа;
- практическое занятие;
- тренировочное занятие;
- соревнование;
- прогулка;
- поход;
- экскурсия
; - встреча с интересными людьми;
- диспут;
- посиделки;
- праздник;
- конкурс.
Беседа используется как форма организации теоретических занятий.
Педагогические технологии
Методологической основой программы является идея личностно- ориентированного, развивающего обучения, способствующего самоопределению и самореализации личности на основе принципов ее деятельностного развития, которая реализуется в учебно-воспитательной деятельности через применение элементов следующих педагогических технологий:
личностно-ориентированные педагогические технологии (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология): изучение психологических особенностей, возможностей и интересов обучающихся, создание ситуации успеха и т.д.;
игровые технологии: ролевые игры с распределением должностных обязанностей участников по формированию межличностного общения, сотрудничества, инициативности и общительности; операционные игры по отработке оперативных действий; имитационные игры по моделированию деятельности людей в конкретной обстановке по заданному сюжету;
технологии проблемного обучения;
здоровьесберегающие технологии.
Алгоритм учебного занятия
Примерная структура и возможные этапы учебного занятия по теме представлены в таблице 1.
Блок
Этап учебного занятия
Задачи этапа
Содержание деятельности
Подготовительный
Организационный
Обеспечение мотивации к занятию, подготовка детей к работе на занятии
Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания
Проверочный
Установление правильности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция
Актуализация базовых знаний
Основной
Подготовительный (подготовка к новому содержанию)
Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности
Создание ситуации (эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание и др.), в которой дети сами сформулируют цель учебного занятия
Усвоение новых знаний и способов действий
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения
Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей
Первичная проверка понимания изученного
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция
Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием
Закрепление новых знаний, способов действий и их применение
Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения
Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми
Обобщение и систематизация знаний
Формирование целостного представления знаний по теме
Использование бесед и практических заданий
Контрольный
Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий
Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности
Итоговый
Итоговый
Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы
Педагог совместно с детьми подводит итог занятия
Рефлексивный
Мобилизация детей на самооценку
Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы
Информационный
Обеспечение понимания роли и места занятия к системе
Информация о значении занятия для последующих тем раздела и содержания программы в целом
Дидактические материалы.
При реализации программы используются следующие дидактические материалы:
- тесты;
- викторины;
- учебные топографические карты;
- карточки условных знаков;
- учебные задачи по топографии (определение расстояния, масштаба);
- учебные задания по топографии (измерение расстояний, вычерчивание маршрутной ленты;
- топографические диктанты;
- фотографии (картинки) для определения памятников природы, лекарственных растений;
- учебные карточки по медикаментам туристкой аптечки.
2.6. Список литературы.
Документы:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 // СПС Консультант Плюс.
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33660).
4. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 года».
. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
Методическая литература:
1 . Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
2. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М., Физкультура и спорт, 1983.
3. Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография. М., Профиздат, 1985.
4. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М., ЦДЮТур МО РФ, 1994. . Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
5. Баленко С.В. Учебник выживания. М., ЭКСМО «Яуза», 2005 .
6. Балабанов, И.В. Узлы / И.В. Балабанов. – М.:, 2006. – 80 с. Берман, А.Е. Юный турист/А.Е. Берман.. – М.: «Физкультура и спорт», 1977. – 159 с.
Бурцев, В.П. Загадки и находки на тропинках спортивного ориентирования/В.П. Бурцев. – М.: ФЦДЮТиК, 2007. – 120 с.
7. Волович, В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды/В.Г. Волович. – М.: Мысль, 1983. – 223 с.
8. Волович В.Г. Академия выживания. М., «Толк», «Технополюс», 1996.
9. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М., «Знание», 1990.
10. Волович В.Г. Человек в экстремальных ситуациях природной среды. – М. «Мысль» 1993.
11. Гастюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., «Зеркало», 1995.
12. Дрогов И.А. Программа «Юные туристы-спасатели». – М., ЦДЮТК, 200 г.
13.Козлова, Ю.В. Туристский клуб школьников: пособие для руководителя/Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.2.7.
14. Константинов, Ю.С. Туристская игротека: учебно-методическое пособие /Ю.С.Константинов, Л.М. Ротштейн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – 112 с.
15. Константинов, Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе: учебно-методическое пособие / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. – М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2011. – 352 с. 33. Крайнева, И.Н. Узлы: простые, забавные, сложные. 152 модели на все случаи жизни. / И.Н. Крайнева. – СПб.: ИЧП «Кристалл», АОЗТ «Невский клуб», 2011. – 240 с.
16. Крутецкая, В.А. Правила здоровья и оказание первой помощи/В.А. Крутецкая.– СПб.: Изд. Дом «Литера», 2008. – 64 с.
17. Куликов, В.М. Школа туристских вожаков/В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн. - М.: Владос, 1999. – 144 с.
18. Крайнева, И.Н. Узлы: простые, забавные, сложные. 152 модели на все случаи жизни. / И.Н. Крайнева. – СПб.: ИЧП «Кристалл», АОЗТ «Невский клуб», 2011. – 240 с.
19. Крутецкая, В.А. Правила здоровья и оказание первой помощи/В.А. Крутецкая.– СПб.: Изд. Дом «Литера», 2008. – 64 с. 8
20. Коннова Л.А. Азбука спасения. – Спб, 1996.
21. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. М., ЦДЮТиК, 2002.
22. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М., Профиздат, 1997. 11 14. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М., ЦДЮТиК, 2003.
23. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. – М., ЦДЮТур МО РФ, 1997. 24. Кузьмин Е.М. Туристу-лыжнику. - Петрозаводск, «Карелия», 1988.
31. Методические рекомендации по обеспечению безопасности в лыжных походах. – М., ЦРИБ «Турист», 1980.
32. Маслов, А.Г. Полевые туристские лагеря/А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов, И.А. Дрогов. - М.: Владос, 2000. – 160 с. Мэйсон, Э.М. Первая помощь при травмах и несчастных случаях / Э.М. Мэйсон. – М.: Аквариум, 2012. – 160 с.
33.Шкунов В. Н. Где волны Инзы плещут… : Очерки истории Инзенского района Ульяновской области. — Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 2012. — 352 с.
34.Шкунов В. Н. Русская Православная Церковь в системе внешней торговли России с древнейших времен до 1917 года: монография. — Ульяновск: УлГУ, 2013. — 540 с.
35.Шкунов В. Н. Среднее Поволжье в системе внешней торговли Российской империи в XVIII—XIX веках. — Ульяновск: ПФ ИРИ РАН, Издательство УдГУ, 2011. — 215 с.
Компьютерные тесты
«Противопожарная безопасность» на CD диске
Тематические сайты.
http://zerkalenok.ru/cgi-bin/zerk.cgi/7/9/2 - сайт "Зеркаленок" в разделе "День природы" собраны некоторые эко-конкурсы, эко-игры, экологические проекты младших школьников.
http://suhin.narod.ru/zag1.htm - Загадки и кроссворды для детей. Избранные загадки и занимательные задания из книги И.Г. Сухина "Новые 500 загадок - 70 кроссвордов".
http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm - Клубная деятельность младших школьников. Cоциальные и методические аспекты работы с детьми 7-10 лет в досуговой деятельности.
http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
http://www.rsl.ru - Российская государственная библиотека.
http://www.cofe.ru/read-kas - Электронная версия журнала «Костер».
http://skazochki.narod.ru - Сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, сказки, загадки и др
Баженов Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской Епархии по данным 1900 года. Н. Баженов – Симбирск. Типография А.Т. Токарева 1903 г.- 408с.
Из архива Инзенского ЗАГСа // Вперед – 1999- № 90-С.4.
Красовский В.Э . Хронологический перечень событий Симбирской губернии 1372-1901/ Красовский В.Э изд. Симб. губ. Учебный архив.1901-181.
Краткие сведения движения православного населения по приходам за 1898 . П.Ф Кудрявцев 40 стр.
Липинский А.И. Симбирская губерния -СПб; Главное управление Ген. штаба 1859- 27см. ( Материалы для географии и статистики России собранные офицерами Ген. Штаба. Ч. 1 ред. М. Скрябин 1868-544 с.
Материалы для истории и статистики Симбирской губернии. Выпуск 3. Издание Симбирского Губернского Статистического комитета. Симбирск. Губернская типография. 1866 г.128 стр.
Подворная перепись Симбирской Губернии 1910-1911 гг. Выпуск 5. Карсунский уезд / Симбирск Типо-Литограф.
Губернское правление 1914-256 с.
Сборник исторических и статистических материалов о Симбирской губернии . Симбирск. Типография губернского правления 1968 г. 334 стр.
Соловьев А. И. Краткий географический очерк Симбирской губернии // А.И. Соловьев –Симбирск : Типо – Литограф. А. Т. Токарева 1914 -36 стр.1.л.карт; 26 см.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Методика проведения подвижных игр
К подвижным относятся игры, направленные преимущественно на общее физическое развитие и не требующие специальной подготовки играющих. Они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, просты по своему содержанию и правилам. Подвижная игра, в отличие от строго регламентированных движений, всегда связана с инициативным моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления.
Не нужно считать каждую игру чем-то неизменным. В большинстве игр возможны вариации, поэтому не надо бояться экспериментировать и переделывать правила, которые можно как упрощать, так и усложнять.
Не следует недооценивать похожие игры, поскольку для детей даже маленькая деталь приобретает огромный смысл. Одна и та же игра, если ее преподнести разными способами, будет по-другому восприниматься. Главное, чтобы играть было весело, интересно и полезно.
Очень важно учитывать количество учащихся и их подготовку, так как в каждом классе могут быть группы учеников с различным уровнем подготовки, следовательно, для одних игру можно усложнить, а для других – облегчить.
Учащихся надо учить играть: практически показывать им наиболее целесообразные и экономные игровые приемы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Особое значение приобретает достаточное наличие четких правил, исключающих произвольное толкование обязанностей и действий играющих.
При организации и проведении подвижной игры необходимо придерживаться следующих правил:
правила игры должны быть просты, точно сформулированы, доступны для понимания детей;
игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она не дает достаточной пищи для непосредственной мыслительной и двигательной деятельности;
для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из играющих станет активным ее участником;
исключение даже малейшей возможности риска, угрозы здоровью детей (но не исключать трудные правила);
безопасность используемого инвентаря;
игра не должна унижать достоинства играющих;
при проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от трудного — к легкому, от сложного — к простому, т.е. вначале проводить более трудную (новую) по содержанию игру, а наиболее легкую и более живую проводить в конце урока;
подвижные игры должны чередоваться со спокойными;
на уроках игры имеют параллельно оздоровительному, познавательное значение, поэтому в них на равных решается не только двигательная, но и умственная задача;
игру нельзя обрывать незавершенной;
ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально.
Объяснение игры. Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех. Рассказ педагога должен быть кратким (затянутое объяснение может помешать восприятию игры), логичным, последовательным, интересным.
Алгоритм объяснения игры может быть следующим:
1) название игры;
2) роли играющих и их расположение на площадке;
3) содержание игры;
4) цель игры;
5) правила игры.
Надо правильно определять место выбранной игры среди других упражнений и учитывать возможную ее длительность. Подвижные игры, знакомые учащимся и не занимающие много времени, можно проводить, например, с целью разминки перед упражнениями, которые связаны со значительными мышечными напряжениями. После таких упражнений возможно проведение относительно спокойных игр. Подвижные игры с бегом, прыжками, включаемые перед упражнениями, требующими большой концентрации внимания, точности движений, могут затруднять последующее успешное выполнение подобных упражнений.
Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит педагогу, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр. Надо стремиться к тому, чтобы дети научились играть в подвижные игры по собственному побуждению, выполняя основные правила игры, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца. В процессе игры важно контролировать и стимулировать действия учеников.
Выбирая игру, педагог должен не только ставить и решать задачи профилактико-коррекционной («двигательной») направленности, например, упражнять/закреплять навыки быстрого бега, ловкости, выносливости и т.д., но и задачи формирования у учеников волевых качеств, дружелюбного поведения, положительных межличностных отношений (игры типа «Ловишка, дай руку!», «Горелки», «Палочка-выручалочка» и др.).
Соревновательность способствует возникновению особого эмоционального и физиологического фона, который позитивно воздействует на организм, помогая проявлению максимальных функциональных возможностей. Однако пользоваться соревновательным методом надо осторожно: при неправильном подходе он может вызвать сильное нервное возбуждение и отрицательно сказаться на самочувствии и поведении детей.
При организации командных подвижных игр необходимо помнить, что детям интересно играть, когда команды примерно равны по силам. Поэтому, составляя команды, педагог должен достаточно хорошо знать игровые силы участников и – по мере надобности – волевым решением регулировать их. Необходимо научить детей и максимально бесконфликтным приемам составления команд в свободной игровой деятельности, к ним относятся, например:
расчет в строю (игроки рассчитываются по 2 или 3 человека в зависимости от числа составленных команд);
комплектация команд по выбору капитанов;
создание постоянных команд, которые выступают в любых играх в одном и том же составе и др.
Педагог судит игру сам, а может назначить на эту роль кого-то из учеников. Капитанов команд, если они нужны, предлагает педагог или выбирают сами игроки. Часто требуется водящий; от его личностных и физических качеств в игре нередко зависит игровой азарт и эмоциональный настрой других детей. В связи с этим учителю следует либо самому назначить водящего, либо предоставить детям эту возможность. Для поддержания радости, удовольствия в игре важно использовать разные приемы, например:
включать дополнительные задания для детей, если водящий не отличается ловкостью, быстротой и умением;
варьировать составляющие игры с учетом сил и возможностей водящего;
дополнительно организовывать преодоление препятствия для водящего, действующего быстро, точно, когда большинство детей не справляется с заданием в обычных условиях и др.
Приложение 2
Игры на знание сторон горизонта
1. Игра «Гимнастика с компасом»
Ребята строятся в шеренгу с компасами в руках. Тренер (или кто-то из старших ребят) называет сторону горизонта. Например, «юго-восток». Кто быстрее повернется и встанет лицом к юго-востоку, тот и выиграл.
2. Игра «Секретная цифра»
Участникам игры выдаются листы бумаги в клеточку, карандаш и карточка с заданием. Ребята обозначают на листе стороны горизонта и выбирают в центре листа точку отсчета. На карточке указано, сколько клеток и в каком направлении им нужно последовательно отложить от точки отсчета. Например, цифра «1» зашифровывается как «две клетки на север, одна клетка на юго-запад».
3. Игра «Нарисуй фигуру»
Выполнив предыдущее задание, ребята сами могут зашифровать любую выбранную ими фигуру и обменяться карточками.
4. Игра «Найди клад!»
Игра проводится в лесу или в классе. Заранее готовятся карточки с заданиями. Например, задание может быть таким: «Твой старт у поваленного дерева. Пройди 10 шагов на север, 5 на восток, 2 шага на юго-запад и ищи клад». Кладами могут служить любые мелкие предметы, спрятанные заранее, с учетом заданий на карточках. Получив карточки и взяв в руки компасы, ребята отправляются на поиски кладов.
Игры на понимание масштаба
1. Игра «Измеряй-ка»
Ребятам выдаются карты с нанесенными контрольными пунктами. Задание: «Измерить, на каком расстоянии друг от друга находятся КП? Какова длина всей дистанции? Измерьте расстояние от северного угла болота до микроямки и т.д.»
2. Игры с карточками по определению расстояния
Предлагаются задания типа «Отложи на бумаге отрезок длиной в 1,5 км, масштаб 1:20000», «Расстояние на карте - 3 см, масштаб 1:15000, сколько это метров в лесу?».
Диктанты по карте
1. Участники игры получают одинаковые карты (в зависимости от возраста и подготовленности игроков - карты парка, лесопарка, карты с развитой дорожной сетью и т.д.), карандаши и иголки для отметки КП. Тренер или старший товарищ называет место старта, например «поляна в юго-восточном углу карты», убеждается, что все участники верно нашли его на карте, и диктует. «Путешественник начинает движение на юг по лесной тропе. Слева от него болото, справа лес. Он проходит около 300 м и пересекает просеку, поднимается на бугор, сворачивает на тропинку, идущую с юго-востока на северо-запад и по ней доходит до канавы. Здесь первый КП и т.д.» Ребята наносят КП на свои карты. Кто пройдет всю дистанцию без ошибок, тот и становится победителем.
2. На картах ребят нарисована «нитка» маршрута. Дети по очереди рассказывают, как они движутся по «нитке» и что видят впереди и по сторонам. Например: «Я иду по северному краю поляны, сворачиваю на северо-запад по грунтовой дороге. Слева от меня высокий холм, справа болото и т.д.».
Игры на понимание «легенды» КП
Для этих игр необходимы комплекты карточек со словесными легендами КП и карт с нанесенными на них контрольными пунктами. Задача играющих - как можно быстрее сопоставить словесное описание КП на карточке с условным знаком на карте.
Игры на выбор пути движения между КП
Участники игры получают одинаковые карты с нанесенными на них дистанциями и за определенное время выбирают вариант движения между КП (можно нанести его на карту). Когда время закончится, ребята показывают тренеру свои варианты пути и обсуждают вместе с ним, какой из них является наилучшим и почему. Для начинающих можно все варианты движения заранее нанести на карту. Тогда детям останется только выбрать из них лучший и объяснить, почему выбрали именно его.
Игра на запоминание маршрута между КП
Ребята получают одинаковые карты с двумя контрольными пунктами, листки бумаги и карандаши. За определенное время (например, одну минуту) они выбирают путь между КП, стараясь при этом запомнить основные ориентиры между пунктами. Затем тренер собирает карты, а участники игры по памяти рисуют то, что запомнили. Эта игра развивает зрительную память, дает возможность ребятам научиться видеть ориентиры на карте.
«Перевертыши»
Из карты вырезается 10 (или больше) участков размерами 2 х 2 или 1 х 1 см, на каждом из которых имеется контрольный пункт. Вырезанные кусочки наклеиваются на обратной стороне такой же карты, расчерченной на квадраты (или не расчерченной - в зависимости от возраста участников игры). Изучив местоположение КП, ребятам нужно перевернуть карту и на лицевой стороне отыскать аналогичную точку. Ту же операцию нужно повторить со всеми пунктами. Результат определяется по времени выполнения упражнения.
Нанеси КП
На некотором расстоянии (например 10-15 м) друг от друга кладут две одинаковые карты, на одной из которых нанесено 10-15 КП. Необходимо все КП перенести по памяти на «чистую» карту, причем количество «рейсов» от одной карты к другой не ограничивается. Результат определяется по времени выполнения задания при условии точного нанесения пунктов.
«Мы рисуем карту сами!»
Эту игру лучше всего проводить в походе, летнем лагере, на турбазе, в любом парке, где много построек, линейных ориентиров, заборов и т.д. Ребята разбиваются на группы (можно разновозрастные, 3-4 человека в каждой). В течение 1-2 часов они изучают территорию (например, парка) и рисуют (как видят и понимают) свои карты. Затем прячут на местности «клад» (апельсин, шоколад и т.д.), обозначают его на своей карте и обмениваются картами. Каждая группа ищет клад, используя карты товарищей.
Приложение 3
Инструктаж по технике безопасности в походе
1. Общие положения:
1.1. К туристским походам, экскурсиям, экспедициям допускаются учащиеся, имеющие медицинский допуск и прошедшие инструктаж по технике безопасности. 1.2. При проведении туристского похода, экскурсии, экспедиции соблюдать требования " Инструкции по организации и проведению туристских мероприятий с обучающимися образовательных учреждений системы Московского комитета образования", утвержденной приказом МКО № 707 от 25.09.2001 г. 1.3. При проведении туристских походов, экскурсий, экспедиций необходимо учитывать возможное воздействие на участников следующих опасных факторов:
потертости ног при неправильном подборе обуви;
травмы и раны при неправильном использовании острых и режущих предметов, огня и кипятка;
заражение желудочно-кишечными заболеваниями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов;
самовольное оставление участниками места расположения группы.
1.4. При проведении туристских походов, экскурсий, экспедиции в группе должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов. 1.5. При несчастном случае, признаках заболевания участник обязан немедленно сообщить об этом руководителю. 1.6. Все походы, экскурсии, экспедиции проводить по приказу директора школы, учреждения дополнительного образования. Согласовать возможность прохождения дальних и многодневных туристских походов и экспедиций с маршрутно-квалифицированной комиссией (МКК). 1.7. Продолжительность и протяженность походов, график прохождения, естественные препятствия должны соответствовать возрастным возможностям участников и подготовке группы.
2. Требования безопасности перед проведением туристского похода, экскурсии, экспедиции:
2.1. Участник должен пройти соответствующую подготовку, инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр и представить руководителю справку о состоянии здоровья. 2.2. Участник должен выходить на маршрут в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем. 2.3. При разработке маршрута туристского похода, экспедиции предусмотреть запасные и аварийные варианты маршрута. 2.4. При закупке продуктов питания, медикаментов проверять срок их хранения. 2.5. При изменении состава группы, маршрута руководитель должен сообщить об изменениях администрации образовательного учреждения
2.6. При проведении туристского похода, экспедиции в районе, где действует поисково-спасательная служба (ПСС), руководитель группы обязан сообщить о своем маршруте , после окончания - снять группу с контроля.
3. Требования безопасности во время проведения туристского похода, экскурсии, экспедиции:
3.1. При совершении дальних походов, экскурсий, экспедиций руководитель группы обязан сообщить телеграммой в школу, учреждение дополнительного образования о начале и окончании маршрута, о состоянии группы, изменении маршрута, сроков, состава и т.п. 3.2. При проведении туристских походов руководитель обеспечивает безопасность в транспорте, при прохождении маршрута, во время бивачных работ. 3.3. При движении по маршруту назначать замыкающего группы, проверять наличие участников группы. 3.4. Руководитель группы обязан контролировать работу учащихся с колющими и режущими предметами, с бензиновыми и газовыми приборами. 3.5. Строго соблюдать правила организации купания в походе. 3.6. В случае резкого ухудшения погодных условий, физического состояния участников и т.п. принять меры к обеспечению безопасности и здоровья детей вплоть до прекращения маршрута, обеспечения выезда группы в населенный пункт. 37. В случае опоздания группы из похода к назначенному сроку руководитель группы обязан предупредить родителей об опоздании. 3.8. При получении травмы, заболевания оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в медицинское учреждение и сообщить об этом администрации школы, учреждения дополнительного образования.
Правила поведения и безопасности в турпоходе
Соблюдение правил безопасности - первое и главное требование к участнику похода, экспедиции.
Каждый участник ОБЯЗАН выполнять следующие правила безопасности: 1. Точно и немедленно выполнять все распоряжения руководителя. 2. Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения. Выходить на маршрут строго в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем. 3. Топоры, пилы и другие колющие и режущие предметы упаковывать в чехлы и рюкзаки. 4. Во время переезда по железной дороге:
при приближении поезда не стоять у края платформы;
на ходу поезда дверей не открывать, из вагона не высовываться, в тамбурах не стоять;
выходить из вагона только с разрешения руководителя;
садиться в поезд и выходить из него на платформу только при полной остановке поезда.
5. Строго соблюдать правила дорожного движения:
при движении вдоль дороги из строя не выходить;
идти по левой стороне обочины навстречу движущемуся транспорту;
при переходе дороги быть предельно внимательным, шоссе переходить шеренгой.
6. При движении находиться в составе группы. 7. О всякой замеченной опасности немедленно докладывать руководителю. 8. При необходимости длительной остановки - замыкающий обязан остановить всю группу. 9. Строго соблюдать правила страховки и самостраховки. 10. Потертости ног не допускать, о возникновении потертостей немедленно докладывать руководителю. 11. О малейших признаках заболеваний немедленно докладывать руководителю. 12. Строго соблюдать питьевой режим. 13. Купаться можно только с разрешения руководителя, в указанном им месте и в его присутствии. 14. Во время купания не нырять с мостков, лодок, обрывов, не купаться в сумерках и ночное время. 15. Свечи и спички в палатке без разрешения руководителя не зажигать. 16. Порубок живых деревьев не производить. При порубке сучьев под деревьями не стоять. Тяжелых бревен и камней по одному не переносить. 17. На деревья без разрешения руководителя не залезать. 18. На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить. 19. В лесу горящих спичек не бросать, костров без присмотра не оставлять. 20. Аккуратно обращаться с огнем и кипятком. Ведра с горячей водой и пищей ставить у самого костра или далеко от костра в специально отведенном месте. 21. У костра дежурные должны иметь рукавицы, головной убор и одежду, полностью закрывающую тело. 22. Если участник случайно остался один, он должен прекратить движение и спокойно ждать, пока его найдут. Самому поиски не предпринимать, тепло одеться и, по возможности, развести костер.
Приложение 4
МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»
Методика «Ценностные ориентации» разработана Милтоном Рокичем как тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Методика Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Инструкция к тесту "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию". Тестовый материал Список А (терминальные ценности):
1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8. наличие хороших и верных друзей;
9. общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
15. счастливая семейная жизнь
16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) 17. творчество (возможность творческой деятельности)
18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий; сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2. воспитанность (хорошие манеры);
3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4. жизнерадостность (чувство юмора);
5. исполнительность (дисциплинированность);
6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
18. чуткость (заботливость)
Интерпретация результатов теста .Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Необходимо попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Приложение 5
МЕТОДИКА «Я И МОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ»
Цель: выявление уровня удовлетворенности обучающихся своей деятельностью в творческом объединении. Ход проведения:
1.Учащимся предлагается заполнить анкету
2.Индивидуальная работа учащихся по заполнению анкеты.
3.Подведение итогов, выявление уровня удовлетворенности деятельности каждого обучающегося своей деятельностью в творческом объединении.
Анкета 1.
Нравится ли тебе твое объединение? Подчеркни один из предложенных ответов:
да
трудно сказать (и да и нет)
нет
2. Что больше всего тебе нравится в работе объединения?______________________________________________________ __________________________________________________________________
3. Какие изменения ты хотел бы внести в работу нашего объединения?______________________________________________________
4. Оцени нижеперечисленные утверждения по следующим критериям:
2- согласен,
трудно сказать,
0 –не согласен.
Я иду в объединение с радостью;
Я считаю, что в объединении созданы все условия для развития моих способностей
У меня есть любимое занятие, которым я занимаюсь в объединении;
Я считаю, что занятия в объединении помогают развить мне навыки исследовательской деятельности;
У меня хорошие, дружеские отношения со всеми участниками объединения;
5. Прорекламируй занятия в нашем объединении для других учеников, которые ещё не занимаются в нашем творческом объединении.
Приложение 6
Вопросы для самооценки
1. Техника движения и преодоления препятствий.
2. Подготовка и проведение практических занятий. Методология тренировочного процесса.
3. Значение туризма для человека и государства.
4. Правила организации и проведения СП. СПТ и П.
5. Обеспечение безопасности похода, страховка и самостраховка.
6. Привалы и ночлеги.
7. Виды документов ведения музейного учёта.
8. Питание в туризме.
9. Стратегия похода.
10. Организация и проведение поисково-спасательных работ и транспортировка пострадавшего.
11. Причины травматизма в туризме.
12. Обзор районов туризма
13. Туристские возможности родного края.
14. Топография и ориентирование на местности.
15. Привалы и ночлеги в туристическом походе.
16. Медицинское обеспечение и доврачебная медицинская помощь в походе.
17. Общественно-полезная деятельность в СП. Краеведческая и природоохранная деятельность.
18. Снаряжение туриста.
19. Виды туризма, их особенности, перспективы развития.
20. Обеспечение безопасности похода, страховка и самостраховка.
21. Питьевой режим в походе.
22. Значение физической подготовки для туриста.
23. Классификация туристских маршрутов и их препятствий.
24. Тактика похода.
25. Вопросы выживания в экстремальных условиях.
26. Личная гигиена туризма. Значение медицинского осмотра. Закаливание организма. Самоконтроль в походе.
27. Вопросы психологической подготовки в туристской группе.
28. Отчет о походе.
29. Охрана природы на местах привалов и ночлегов. Санитарные правила. Снятие лагеря. Костер. Ночлеги в приютах и населенных пунктах и правила поведения туристов.
30. Топография и ориентирование на местности.
31. Походы выходного дня. Экскурсии.
32. Упаковка, транспортировка продуктов.
33. Правила составления экскурсии.
34. Составление меню и раскладок.
35. Руководитель похода: его ответственность и обязанности.
36. Уход за снаряжением и его ремонт в походе.
37. Общая и специальная физическая подготовка туриста.
38. Виды карт, используемые туристами, их характеристика